ваш путь к джазовой аудитории России: реклама на «Dжаз.Ру»: в сети с 1998 года - всё о джазе по-русски!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #22
Рецензии
Joe Locke - "Slander (and Other Love Songs)"
Joe Locke
"Slander (and Other Love Songs)"
Milestone, 1998
Вибрафонист Джо Локк не рассматривает эту запись как характерную для своего творчества, однако очень ей гордится. Он на настоящий момент - один из лучших американских вибрафонистов "среднего" поколения и, безусловно, один из самых деятельных. Так вот "Slander" лежит несколько в стороне от основного русла его деятельности, но это, безусловно, крепкий и интересный альбом современного хард-бопа. Альбом отлично спродюсирован маститым Тоддом Барканом. Рядом с многословным, слегка взволнованным, прихотливым вибрафоном Локка высится, как скала, ритмо-гармонический базис альбома - фортепиано Билли Чайлдса. Впрочем, роль гитары Вика Джуриса и контрабаса Руфуса Рейда и в гармоническом, и в ритмическом плане очень велика, а плотная, сосредоточенная игра барабанщика Джина Джексона создает надежный ритмический базис. Альбом открывается очень характерной композицией "Song For Cables" (кстати, отметим - из девяти треков шесть написаны самим Джо): мощный драйв этой вещи сразу захватывает слушателя, плотнейшие аккордовые последовательности Билли Чайлдса (очень, признаться, напоминающие манеру Маккоя Тайнера) служат надежной основой причудливых наслоений вибрафона Локка. Что до тех треков, которые не принадлежат перу Локка ("Tuesday Heartbreak" Стиви Уондера, "Blue" Джони Митчелл) - то здесь он следует скорее Хэрби Хэнкоку и его "Новым стандартам".
Работа в целом очень ровная, мощная и в высшей степени может быть рекомендована тем, кто интересуется сегодняшним днем нью-йоркского джазового мэйнстрима. При заметной вторичности музыкальных идей воплощение их настолько удачно, что может служить едва ли не эталоном своего рода.
Cassandra Wilson - "Traveling Miles"
Cassandra Wilson
"Traveling Miles"
Blue Note, 1999
Большая часть американской джазовой критики обрушилась на новейший альбом темнокожей супервокалистки Кассандры Уилсон, обрушилась беспощадно и, как мне кажется, вовсе безосновательно. Основные претензии - она написала к музыке Майлса Дэвиса какие-то не слишком выразительные стихи; она спела настолько скучно, насколько у нее голос вообще скучный; у нее аранжировки совершенно неджазовые. Полно вам, можно подумать, у позднего Майлса все аранжировки такие уж джазовые! Конечно, альбом Кассандры - вовсе не джазовый мэйнстрим. Это междужанровая работа, где синтезируются и сливаются ритм-н-блюз, джаз, рок-музыка, даже кантри. Тщетно искать здесь прямых цитат из Майлса, хотя во всей рекламной продукции и на обложке Кассандра тщательно копирует позы Дэвиса с самых известных его фотографий. И, хотя труба Олу Дара звучит временами весьма по-дэвисовски, это не раболепное следование стилистике великого Майлса - тем более, сколько у него их было-то, этих стилистик, за сорок лет работы? Здесь не нужно искать прямого проникновения в джазовый мир Дэвиса, это, скорее - попытка передать дух Майлса внеджазовыми или, скажем так, далеко не только джазовыми средствами. И попытка эта, безусловно, удалась. Больше того. Невзирая на действительно своеобразную - не скажу "скучную", хотя такое субъективное ощущение может наверняка у кого-то остаться - манеру пения Кассандры, многие песни с этого альбома обладают важнейшим свойством: они "забирают". Так что у альбома этого есть явная тенденция стать альбомом культовым, пограничным альбомом, открывающим джаз для неджазовой аудитории - или даже приблизиться к таким слоям музыки, которые представляет, скажем, Том Уэйтс.
Для приближения к Уэйтсу, впрочем, альбом недостаточно концептуален и глубок; для приближения к Майлсу - все-таки недостаточно джазов. Зато он достаточно хорош для того, чтобы его просто слушать с удовольствием, не задумываясь о теоретических тонкостях. Так что не верьте американской критике, верьте своим ушам.

Константин Волков

На первую страницу номера