502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #36,2005
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


The Dave Brubeck Quartet
-
"London Flat, London Sharp"

Telarc, 2005

58:23

* * * *

84-летний пианист Дейв Брубек не просто продолжает работать - он продолжает успешно работать; и это при том, что его профессиональная карьера в джазе началась ни много, ни мало - шесть десятилетий назад, уже после того, как во время Второй мировой он руководил оркестром в армии генерала Паттона, а после войны - изучал композицию под руководством самого Дариуса Мийо. Брубек одним из первых начал выступать в университетских кампусах в 50-е, одним из первых тогда же ввел в джаз сложные нечетные размеры, полиритмию, политональность, элементы языка самой "высоколобой" академической музыки - и, парадоксальным образом, долгое время не вылезал из хит-парадов, а запись созданной участником его квартета, ныне покойным саксофонистом Полом Дезмондом темы "Take Five" побывала в начале 60-х и в хит-параде поп-музыки. И, хотя период сумасшедшей популярности Брубека завершился с распадом его квартета с Дезмондом (1967), пианист с различными новыми версиями своих ансамблей продолжал успешно работать в последующие десятилетия - и продолжает даже сейчас, в возрасте, до которого многие его коллеги если и доживали, то уж во всяком случае не искали новых путей и не брали новые вершины.
А Брубек начинает новый альбом заглавной темой, построенной на интересном эксперименте - левая рука пианиста хроматически опускается по клавиатуре по бемолям (flats), в то время как правая поднимается по диезам (sharps), откуда и название. Постоянный саксофонист его квартета последних лет Бобби Милителло, говорят, даже сомневался, что сумеет сыграть эту тему - однако смог: партнерам Брубека не привыкать к его изысканным сложностям. То же можно сказать и о ритм-секции - Рэнди Джонсе, который с Брубеком уже скоро четверть века, и надежном басисте Майкле Муре.
Альбом представляет собой удачный баланс между старым и новым материалом: здесь есть фрагменты пары крупных форм Брубека, написанных на заказ в последние годы, есть трогательная баллада, написанная школьным приятелем Брубека в память своей дочери, погибшей в одном из захваченных террористами самолетов 11 сентября 2001 г. (Милителло элегически и эмоционально играет ее на флейте), и есть достаточно оригинальные, небанальные прочтения давно известного материала Брубека ("Unisphere", "Forty Days", "Cassandra"). Пианист-ветеран демонстрирует лихой буги-вуги в посвящении Фэтсу Уоллеру и проникновенную сольную игру в финальном треке - игру, демонстрирующую форму, за которую не стыдно было бы большинству музыкантов втрое младше Брубека.
Единственное, чего хотелось бы слышать в этом альбоме чуть меньше - это все-таки альт-саксофон Бобби Милителло: он прекрасный музыкант, но его звукоизвлечение невозможно сравнить с теплым и живым звуком первоначального саксофониста Квартета - Пола Дезмонда. Увы, но Дезмонда нет на свете уже 28 лет...

 


Yellowjackets
-
"Altered State"

Heads Up, 2005

60:01

* * *

В так называемом "современном" (contemporary), или "мягком" (smooth) джазе есть две самых успешных, самых давно и постоянно работающих группы - Spyro Gyra саксофониста Джея Бекенстайна и Yellowjackets. Эти последние, возглавляемые клавишником Расселом Ферранте и талантливым саксофонистом Бобом Минтцером, зачастую даже перешагивают узкие границы "мягкого" джаза, далеко выходя за узкие жанровые рамки фоновой импровизационной поп-музыки, наложенной на легкие танцевальные ритмические модели современного R'n'B. Вот и новый альбом Yellowjackets, хотя в целом и следует канонам создания высококачественной по исполнению и бесконфликтной по содержанию фоновой инструментальной музыки, то и дело заставляет прислушаться к особенно лихому нечетному размеру, или же особенно удачному и протяженному импровизационному соло. С точки зрения истинного smooth это неправильно, так как подобная музыка создается для того, чтобы к ней прислушивались как можно меньше; с точки же зрения мэйнстрима (что джазового, что фьюжн), музицирование Yellowjackets остается крайне осторожным, мягким и лишь слегка нарушающим шаблоны и стереотипы, к созданию которых сама же группа и приложила немалые усилия. Правда, все это сверхкачественное по технике игры балансирование на грани творческого и фонового, как обычно у Yellowjackets, окутано вуалью суперкачественной звукорежиссерской работы (Билл Шнее, Schnee Studios, Голливуд), так что слушается альбом как минимум очень ровно.

 


Courtney Pine
-
"Devotion"

Telarc, 2004

44:30

* * * *

Ведущий британский джазмен 90-х и начала нового тысячелетия, саксофонист Кортни Пайн любил ставить критиков в тупик. Он владеет множеством инструментов (сопрано, баритон, тенор-саксофоны, флейты, бас-кларнет, клавишные и т.д.) и множеством стилей. Этот темнокожий британец записывался и гастролировал с регги-певцами, играл ритм-н-блюз, соул, хип-хоп, традиционный джаз - и в каждом направлении добивался впечатляющих успехов. После мощного пост-бопового альбома со звездами современного американского мэйнстрима он выпускал альбом чистейшего хип-хопа, заставляя дружно плеваться тех же критиков, кто только что сулил ему славу нового Колтрейна, а вслед за этим выходил сборник ремиксов на записи Пайна, сыгранных ведущими британскими диджеями. С одной из версий своего обширного хип-хоп-джазового гастрольного коллектива Пайн лет пять назад посетил Россию, приведя в ужас джазовых пуристов, устроив добротное развлечение для хип-хоповой молодежи и очаровав молодых музыкантов впечатляющей эквилибристикой на различных саксофонах.
11-й сольный альбом Кортни Пайна был выпущен в Великобритании еще два года назад, но до его американского лейбла Telarc добрался только в конце прошлого года. Здесь 41-летний Пайн успешно и впечатляюще синтезирует все, чему научился за два десятилетия своей карьеры: музыка альбома - это и ритм-н-блюз, и регги, и этно-рок, и джаз... да, пожалуй, и хип-хоп, причем - одновременно. Сам Пайн играет на целом сонме инструментов - при добротной, искушенной поддержке как музыкантов своей "рабочей" группы, так и ряда британских звезд из самых разных жанров. Музыка в меру танцевальна, в меру развлекательна, в меру серьезна. Пайн - это слышно - саксофонист колоссальных возможностей. В общем, отличный альбом для того, чтобы демонстрировать любознательным подросткам: джаз - это не отнюдь не только когда серьезные старые дядьки играют что-то очень непонятное.

Константин ВолковКонстантин Волков
для Stereo & Video

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service