502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #42, 2005
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Влияние инструмента на музыку: гитара

То, что называется цыганским джазом ("Gypsy", или "manouche", и Джанго Рейнхардт - пророк его), вряд ли выработалось бы в настолько отдельный вид, если бы не гитара, фактически под него сделанная. Причем сделанная компанией Selmer - известной любому... саксофонисту.
Конструкция современной акустической гитары разделяется в основном на две категории, по типу верхней деки: плоские (flat-top), похожие в каком-то смысле на привычные "классические" образцы, правда, с более узким грифом (для скорости), с привычной круглой розеткой под струнами, и выгнутые (archtop), с "эфами" по бокам. Синьор Марио Маккаферри сумел убедить мсье Анри Сельмера, что он придумал что-то новое. Тонкая, из цельного дерева верхняя дека, с очень небольшим количеством распорок (а задняя - наборная, то есть, проще говоря, фанерная), слегка выгнутая, но при этом с розеткой (характерной формы). Первая партия гитар нового типа (1932 год) была все же более классической, чем джазовой, с широким грифом и неподвижной подставкой, и комплектовалась жильными струнами.
Джанго и Selmer-Maccaferri model "Concert"Существуют постановочные фотографии Джанго с этой моделью ("Concert") в руках, но на самом деле он ее никогда не использовал. За исключением подставки, моментально узнаваемая форма полностью присутствует.
Второй удар был нанесен именно тем, что струны стали металлическими: легкими, небольшого диаметра, причем не чисто стальными, а лучше - витыми серебром на шелке или тонкой проволоке. Это вызвало несколько изменений в конструкции: гриф был укреплен внутри (металлическим стержнем, для компенсации натяжения), расстояние между струнами и грифом увеличилось и - единственная видимая деталь - подставка стала плавающей, а по бокам от нее появились "усики". Вот эта гитара ("Jazz") и в самом деле стала для Рейнхардта рабочей.
Джанго и Selmer-Maccaferri model "Jazz"Звук "Maccaferri" (полностью обусловленный особенностями конструкции) настолько отличается от преобладавших в то время арктопов, что профессиональному джазовому музыканту, впервые взявшему ее в руки, приходится сознательно переучиваться. "Цыганский" прононс достигался тяжелым медиатором, а точка, в которой его следовало прикладывать, находилась ощутимо правее (для праворуких; это видно на предыдущем фото). Но самое главное - более легкие струны требовали более плотной пальцовки, трехструнные аккорды а-ля Фредди Грин никуда не годились, а вот зато знакомые всем нам полные переборы (CAGED), да еще и с большим пальцем левой руки, прижимающим нижнюю струну, в обхват, как раз и давали тот самый "саунд", ясный, не перенасыщенный басом, но и не пронзительный, и тем не менее перекрывающий оркестр с легкостью, просачивающийся в тональной палитре в незащищенные места.
Selmer, принадлежавший Рейнхардту, в музее Cité de la musique в Париже. Тоже отлично заметно, что правая рука располагалась ниже обычного.
Всего фабрикой Сельмера гитар этого образца (сделанных в Италии, вручную) было выпущено за 20 лет чуть более тысячи, примерно поровну между grande bouche, розеткой в форме буквы "D", которая тембрально больше подходила для компинга (аккордовой игры), и petite bouche, овальной розеткой, для сольной работы (у них гриф открыт не до 12, а до 14 лада, но зато нет "довеска" грифа к верхним струнам, выезжающего в розетку, аж до 2 полных октав. Впрочем, невелика потеря - пользоваться им почти невозможно. У меня, во всяком случае, пальцы не настолько железные). Оригинального выпуска Маккаферри стоят сейчас между 20 и 30 тысячами долларов, в зависимости от состояния, "новоделы" (произведенные в 1950-70-х по тем же лекалам мелкими итальянскими мастерскими) - от 5 до 10 тысяч, сделанные на заказ современные копии (например, такие, на которых играют французские цыганские гитаристы Розенберги) - тысячи три.
grande bouche и petite bouche

Юрий Мачкасов,
Бостон

обсудить материал

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service