Выпуск #2,
2006
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Игорь Бутман: о "Триумфе джаза" в Москве и о
российском джазе в Нью-Йорке |
|
Прежде
всего, Игорь, опиши, пожалуйста, как будет выглядеть программа фестиваля
"Триумф джаза-2006".
- "Триумф джаза" в этом году достаточно разнообразный и продолжительный:
будет выступать вокальная группа Cool & Jazzy, будет играть
замечательное трио Лари Кориелла с Виктором Бэйли и с Ленни Уайтом. Они
все трое бывали в России, но по отдельности; я думаю, что вместе они
будут очень интересны, это выдающиеся мастера. Кроме того, мой биг-бэнд
будет аккомпанировать певице Патти Остин. У нее есть программа с
репертуаром Эллы Фицджералд, много лет назад она исполняла ее с
оркестром Каунта Бэйси в память об Элле.
То есть соул-певица Остин появится в амплуа джазовой вокалистки? И
что вы с ней будете играть?
- Пока мы ждем от нее ноты. Она приедет вдвоем с дирижером, будем
репетировать, посмотрим, что за репертуар.
В афише "Триумфа джаза" заявлен также оркестр Юрия Башмета и пианист
Игорь Райхельсон. Значит ли это, что вы будете показывать на "Триумфе
джаза" программу, которая будет исполнена в Нью-Йорке неделей позже?
- Мы покажем только маленькую ее часть - "Сюиту для альта, саксофона и
фортепиано с оркестром" Игоря Райхельсона. Она немного переработана -
там дописаны эпизоды с биг-бэндом, который звучит там, как мне кажется,
очень "в жилу". Там есть очень красивые места, в которых звучание
биг-бэнда очень выгодно слушается, хотя это камерное произведение, где
есть и очень "академические" моменты.
А в Нью-Йорке концерт пройдет 22 февраля в новом зале Rose Theater. Это
большой зал, 1200 мест, внутри суперсовременного нового здания Frederick
P. Rose Hall, построенного специально для программы "Джаз в
Линкольн-центре". Концерт будет называться "Crossover Concerto - Where
Classical Meets Jazz", в нем участвует оркестр Юрия Башмета "Солисты
Москвы" и мой биг-бэнд. Биг-бэнд будет играть Чайковского и
Римского-Корсакова в джазовой обработке Виталия Долгова, Юрий Башмет
будет исполнять такие… оджазированные версии музыки Шнитке, Шостаковича.
И пару произведений мы сыграем вместе. Наверное, я исполню что-то с
оркестром Башмета, наверное - Юра сыграет что-то с моим биг-бэндом. Мы
еще не определились с точной программой.
Этот нью-йоркский концерт проводит компания Impromptu Production,
которую составляют Игорь Райхельсон и я. Почему мы решили его провести?
Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. У нас очень
хорошие отношения с Линкольн-Центром, концерт, который мы там играли с
Уинтоном Марсалисом в 2003 г. - "Moscow Night" - сейчас крутят в Америке
по станциям Национального общественного радио. В их новом здании, на
открытии которого я был осенью 2004 г., построен отличный новый зал.
Сначала мы планировали, что участвовать будет только оркестр Юрия
Башмета и я. Но потом мне удалось найти поддержку этого проекта в Совете
Федерации РФ. Поэтому я еду в Нью-Йорк с оркестром. И это очень важно:
мы не собираемся придавать этому событию политическую окраску, но это
очень важно, что из России в Нью-Йорк привозят что-то новое, что-то
хорошее. Мы думаем о том, чтобы сделать на основе этого опыта ежегодные
концерты российских исполнителей в Линкольн-Центре, в Нью-Йорке.
На концерте как гость должен быть Уинтон Марсалис - мы его не
рекламируем, но он должен прийти.
Идея российского джазового фестиваля в Нью-Йорке буквально
напрашивается - ведь аналогичные мероприятия при поддержке своих
правительств проводили голландцы, бельгийцы, итальянцы…
-
Это обязательно надо делать. У нашей страны очень плохой имидж в мире. Я
с кем ни разговариваю - даже со случайными попутчиками в самолете - мне
все начинают говорить, что мы с нашим газом очень плохие. И, к
сожалению, какие-то неуклюжие шаги России не позволяют объяснить, почему
же мы хорошие. Значит, надо тогда объяснять с помощью культуры. Тем
более, я человек такой… российско-американский, я защищаю американскую
культуру в России и нашу - в Америке.
Возвращаясь к "Триумфу джаза": есть ли у него будущее? Ведь
финансирование фестиваля со стороны фонда "Триумф" сильно сократилось.
- На самом деле, по сравнению с прошлым годом оно выросло. Вот в прошлом
году, да, финансирование резко упало.
Это поэтому прошлогодний "Триумф"
был совмещен с юбилеем вокалиста Сергея Манукяна?
- На самом деле, нет. Просто так совпало: в этот день у Сережи был
50-летний юбилей, поэтому мы совместили эти два повода. Мы обсудили
тогда этот вопрос с президентом фонда "Триумф" Игорем Шабдурасуловым.
Был еще вариант посвятить прошлогодний "Триумф" 70-летию Георгия
Гараняна, но по разным причинам это не получилось. Получился хороший
юбилейный концерт, был хороший зарубежный гость - саксофонист Джеймс
Картер. Были наши мастера…
Мне кажется, будущее у "Триумфа джаза" есть. Даже если финансирование из
фонда "Триумф" полностью прекратится, мы найдем способ продолжить
фестиваль, оставив то же название: мы под этим названием ведь уже шесть
лет бьемся за джаз в нашей стране!
Как бы ты сформулировал главную задачу "Триумфа джаза"? Представление
лучших сил отечественного джаза? Представление отечественной публике
лучших сил мирового джаза?
- Честно говоря, я не думал о такой формулировке… У нас проходит много
отличных фестивалей: в саду "Эрмитаж", в усадьбе "Архангельское" - где
представлено много отечественных музыкантов. Хорошие артисты, хорошие
фестивали. А мне вот интересно приглашать, так сказать, "мастеров
зарубежной эстрады", то есть зарубежных джазменов. Во-первых, мы у них
учимся. Всему. На них смотрят наши джазовые музыканты и берут с них
пример. Перенимают опыт. Я вижу, как в результате растет уровень наших
музыкантов - я бываю на фестивалях, вижу, насколько теперь все лучше,
интересней, раскрепощённее играют, чем раньше. Поэтому мне просто
нравится их приглашать. Я, в общем-то, никакой специальной задачи перед
собой не ставлю. Я приглашаю тех, кто available - кто едет в турне в
этот момент, кто не занят на других гастролях или на записи. И потом,
мне очень важно, что в какой-то степени в центре идеи "Триумфа джаза"
находится мой оркестр, что, если мы можем кому-то аккомпанировать - нам
это интересно. Даже в прошлом году мы сделали пару номеров с вокалистом,
и это был Сережа Манукян: мы сделали специальные аранжировки "In A
Mellow Tone" и "Body And Soul", и он пел их с оркестром.
Он ведь несколько лет назад уже появлялся с твоим оркестром как
вокалист.
- Да, появлялся. И не он один. Многие российские вокалисты с нами пели.
Но я не хотел ни к кому из них привязывать оркестр, брать на постоянную
работу. Тем более, что тот же Сергей Манукян - звезда сам по себе, у
него есть свое расписание. Было бы здорово сделать с ним какую-нибудь
интересную программу его музыки, но этого мы просто не успеваем. У нас,
к сожалению, всего один аранжировщик, который меня устраивает
практически на все 100%. Это Виталий Долгов. Но я не могу перегружать
его работой. А с нами хочет петь Хайрем Буллок, с нами готовит программу
Кевин Махогани, да и на подготовку программы с Юрием Башметом тратится
много времени. С нами хочет сделать концертную программу тромбонист Билл
Уотрус. Делаем программу аранжировок музыки Николая Левиновского…
Поэтому мы просто не успеваем готовить еще и вокальные программы с
отечественными певцами. С нами очень удачно пела Карина Кожевникова,
прекрасно пела Аня Бутурлина, у нас программа с Ларисой Долиной - и эту
программу уже пора полностью переделать, отбросить уже сделанное, и
сделать новую программу, хиты, которые можно было бы крутить по радио.
Шоу-бизнесу-то недостаточно факта, что кто-то из известных начал петь
джаз, ему нужны хиты, а их надо готовить, чтобы их можно было
раскрутить, чтоб они стали всенародной любовью.
Ну, планка работы с вокалистами изначально была задана высокая: на
"Триумфе джаза" 2002 года твой оркестр аккомпанировал Ди Ди Бриджуотер…
- Да, тот "Триумф" был не просто самым крупным достижением "Триумфа
джаза", это, я считаю, был вообще один
из самых крупных джазовых концертов в России.
Я думаю, на будущий год мы будем искать дополнительную финансовую
поддержку. Уже и в этом году мы имеем дополнительную поддержку от
торговой марки Hennessy, нам уже немного, но полегче. На будущий год
будем искать ко-спонсоров, против которых фонд "Триумф" не возражает.
Ведь самый первый "Триумф" в 2001 г. мы провели за 13 тыс. долларов, и я
тогда считал, что мне в руки попали нереально большие деньги. А на
второй, тот самый, 2002 г., когда были Элвин Джонс, Джо Ловано, Рэнди
Бреккер, Тутс Тилеманс, Гэри Бёртон, Ди Ди Бриджуотер - дали сразу 250
тысяч. На третий и четвертый - меньше, но все равно у нас были Take 6 и
Джои ДеФранческо, а годом позже - Джино Ванелли, замечательный джазовый
певец Фредди Коул и отличный ансамбль Джо Локка с Гэри Новаком. Так что
даже после того, "триумфального Триумфа" у нас были очень значительные
артисты.
Окончание следует
Беседовал
Кирилл Мошков
фото автора
обсудить материал |
|
На
первую страницу номера |
|