В 
          предыдущем выпуске мы начали рассказ 
          о XVII международном джазовом фестивале Jazzkaar, который 
          завершился в Таллинне 29 апреля. Сегодня - окончание нашего 
          репортажа с одного из важнейших джаз-фестивалей Балтийского региона. 
           
          Второй день пребывания корреспондентов "Полного джаза" в Таллинне 
          выдался не менее насыщенным, чем вечер накануне. Дело в том, что с 
          утра 29 апреля ваши корреспонденты тоже поучаствовали в фестивале - 
          правда, косвенно.  
          У фестиваля Jazzkaar есть сайт,
          Jazzkaar.ee, а у 
          сайта есть коллектив добровольных авторов - молодых репортеров, 
          стремящихся стать музыкальными журналистами и специализироваться на 
          джазе. Этот коллектив представляет собой нечто вроде профессиональной 
          студии, которую ведет журналистка одной из крупнейших ежедневных газет 
          Эстонии, "Ярипяэв" 
          - Мадли-Лийс Партс. Благодаря усилиям Мадли, с одной стороны, и 
          любезности руководства фестиваля во главе с его директором Анной Эрм, 
          предоставившей веб-пространство фестиваля для формирования сообщества 
          пишущих о джазе людей, в Эстонии развивается ядро будущего поколения 
          тех, кто пишет о джазе, привлекая к нему новую аудиторию и 
          удовлетворяя информационные потребности аудитории существующей. Нас, 
          двух журналистов портала "Джаз.Ру", попросили встретиться с будущими 
          звездами эстонской джазовой журналистики и провести для них что-то 
          вроде мастер-класса. На английском, правда, языке: новое поколение 
          коренного населения Эстонии уже не очень понимает русский. 
            
          Профессия джазового журналиста - не самая распространенная в мире: во 
          всемирной 
          Ассоциации джазовых журналистов с центром в Нью-Йорке - всего 
          около 450 членов, из них Восточную Европу представляет десятка три 
          авторов. Самая многочисленная ячейка - в России: 14 человек. В Эстонии 
          - пока ни одного члена, хотя журналисты соответствующей специализации 
          есть: Мадли Партс, радиоведущий и музыкальный критик Тийт Куснетс, 
          музыкальный редактор газеты "Postimees" Иммо Михкельсон и др. 
          Проблемы профессии одни и те же - что в Америке, что в Эстонии, что в 
          России. Связаны они, прежде всего, с большой сложностью предмета 
          специализации, который надо знать очень хорошо - и не на уровне 
          слушателя-коллекционера, но как минимум на уровне посредника между 
          слушателем и музыкантом, который понимает, в чем разница восприятия 
          музыки у каждой из вовлеченных в нее сторон. Да-да, слушатель - часть 
          музыки, у него есть свое восприятие, совсем не такое, как у музыканта 
          - как ни странно это слышать музыкантам! И журналист представляет 
          слушателя перед музыкантами, а музыканта - перед слушателями, то есть 
          говорит с каждым из них на его языке; и при этом журналист должен понимать, 
          что читатель не обязан знать все то же, что в силу необходимости 
          выучил ты, и объяснять читателю очевидные, с твоей точки зрения, вещи 
          - не зазорно. Но при этом нельзя становиться в оппозицию к музыкантам, нельзя 
          обижать их зря, нужно поддерживать их, доносить до читателя вечно новую 
          весть о том, что история джаза не закончилась полвека назад, что и 
          сейчас эту сложную и интересную музыку играют и развивают все новые 
          поколения музыкантов по всему миру - при том, что сами творцы пишущих 
          об их музыке журналистов, в массе своей, традиционно терпеть не могут. 
          Ох, как это все непросто. 
          Об этом мы и рассказывали молодым эстонским джазовым журналистам. 
          Надеемся - мы их не очень напугали. Во всяком случае, привезенную из 
          Москвы увесистую пачку "Jazz Notes" - бюллетеней всемирной ассоциации 
          пишущих о джазе - юные эстонские коллеги разобрали подчистую. 
          Практически сразу после утреннего мастер-класса, который проходил в 
          принадлежащей фотографу Аннике Метсла уютной студии в центре Таллинна, 
          наши стопы были направлены организаторами в концертный зал "Эстония", 
          где нам предстояло послушать концерт молодого итальянского 
          саксофониста Франческо Кафисо.  
           Господин 
          Кафисо оказался не просто молодым, а очень молодым саксофонистом, принципиально ничем не 
          отличающийся от множества таких же молодых музыкантов - будь то 
          европейских, американских, российских или каких еще. Его квартет играл 
          очень традиционную по звучанию музыку, при этом автором большинства 
          пьес был сам Франческо Кафисо. Собственно, впечатление от его 
          выступления, в общем и целом, можно обрисовать так. Этот музыкант 
          обладает мощным ярким звуком, хорошей техникой и неплохими 
          композиторскими задатками. Но он пока только в самом начале своего 
          творческого пути. Для того, чтобы сделать свою игру по-настоящему 
          интересной для слушателя, ему пока что не хватает обыкновенного 
          эмоционального опыта. Тем не менее, велика вероятность, что при 
          накоплении такового опыта у Франческо джазовое сообщество
          может пополниться новым 
          хорошим музыкантом. 
          Следующим пунктом программы было посещение таллиннского
          Rock Cafe, в котором происходил концерт 
          израильского дуэта перкуссионистов PercaDu. 
          
            
          Ади Мораг и Томер Ярив работают вместе уже десять лет, вместе 
          учились в Тель-Авивской музыкальной академии им. Рубина и в 
          Королевской музыкальной академии в Копенгагене. Их арсенал - все, по 
          чему можно ударять, извлекая звук: от маримбы (родственник вибрафона с 
          деревянной, а не металлической клавиатурой) до гигантского, в 
          полчеловека, гонга. Это, пожалуй, один из лучших концертных 
          коллективов современной камерной музыки для неподготовленной 
          аудитории: Ади и Томер извлекают из перкуссионных инструментов такой 
          поток звуков, действуют с такой поразительной синхронностью и 
          проделывают такое количество эффектных сценических трюков, что даже 
          забубенного "металлиста" или поклонника поп-музыки могут привести в 
          полный восторг. Израильский дуэт играет много перкуссионных 
          аранжировок популярной симфонической классики (в основном, конечно, на 
          маримбе: делать это на барабанах было бы затруднительно) и пьес 
          современных композиторов, пишущих для ударных инструментов, и, хотя 
          собственно к джазу все это имеет крайне мало отношения, это 
          превосходный "акт" для привлечения к джазовому фестивалю новой 
          аудитории, которая джаза как такового не знает или, в силу обычных 
          предрассудков, боится. 
          Наиярчайший трюк PercaDu - это их бисовый номер (судя по
          репортажу Анастасии Костюкович с 
          прошлогоднего фестиваля Kaunas Jazz, они обычно играют на бис именно 
          его): "Полет шмеля" Римского-Корсакова. Подумаешь, "Полет шмеля" на 
          маримбе, да в четыре руки, скажете вы. Ан нет. Не просто на маримбе в 
          четыре руки, но на маримбе в четыре руки, непрерывно циркулируя вдвоем 
          вокруг инструмента - сначала по часовой стрелке, а потом, синхронно 
          развернувшись друг через друга, против. Тут даже совсем неискушенный 
          слушатель поймет, что музыканты - молодцы. Публика в восхищении. 
          Сразу после этого корреспондентам "Полного джаза" пришлось снова очень 
          быстро переместиться в зал "Эстония", где уже готовились выйти на 
          сцену хэдлайнеры этого дня - испанские саксофонисты, именитый Хорхе 
          Пардо и более молодой, но не менее яркий Хосе Луис Гутьеррес. 
           Перед 
          началом выступления Хосе Луис Гутьеррес сразу же настроил слушателей 
          на веселый лад, оптимально соответствующий предстоящему действу, 
          проведя с публикой курс обучения правильной реакции на соло каждого из 
          участников состава. Предлагалось после соло итальянского барабанщика 
          Томассо Каджанни кричать "у-у-у", после соло контрабасиста Иньиго 
          Асурменди - "о-о-о", то, что играет гитарист Хосе Мария "Чема" Саис, 
          отмечать радостным "а-а-а", импровизации маститого Хорхе Пардо 
          встречать разочарованным "э-э-э", а уж когда поиграет он сам, 
          Гутьеррес - тут уж всей публике предлагалось вытянуть губы в трубочку 
          и хором произвести прерывистый звук, который не определить иначе, чем 
          молодежным словечком "чмоки". Самое интересное, что публика в процессе 
          обучения все эти звуки с удовольствием производила (в ходе концерта, 
          правда, не стала, ограничившись - забежим вперед - криками восторга, 
          аплодисментами и вообще овацией).  
           Музыканты 
          начали свое выступление с темы, давно уже набившей оскомину всем, кто 
          имел счастье посетить в своей жизни более одного джазового концерта. 
          Конечно же, авторы имеют в виду "Караван" Хуана Тизола. Впрочем, в 
          случае с Пардо и Гутьерресом набитая оскомина проявить себя все-таки 
          не смогла - слишком долго пришлось публике выискивать знакомые ноты и 
          опознавать явно на что-то намекающие гармонические ходы в замысловатой 
          заводной аранжировке, прежде чем стал очевиден факт исполнения именно 
          "Каравана".  
           Затем 
          состав внезапно покинул сцену, предоставив ее пространство в полное 
          распоряжение Хорхе Пардо, вооружившегося флейтой. Вряд ли так уж 
          многие слушатели знали, чего следует ожидать. Ветеран каталонского 
          фламенко-фьюжн, игравший, с одной стороны, с отцом-основателем этого 
          замечательного жанра гитаристом Пако де Лусией и ныне регулярно 
          работающий с соратниками по ансамблю де Лусии, например - с выдающимся 
          бас-гитаристом Карлесом Бенавентом и перкуссионистом Тино ди Херальдо, 
          а с другой - имеющий, например, опыт совместной игры с Чиком Кориа, 
          вряд ли предложил бы публике что-нибудь расслабляющее. Слушатели было 
          устроились поуютнее в мягких креслах, изготовясь послушать что-нибудь 
          мелодично-усыпляющее - чего еще ждать от соло флейты? - но тут же были 
          вынуждены сесть попрямее, поскольку свойственная Хорхе жесткая, 
          напористая манера исполнения, стальная атака (зачастую 
          "вокализованная", то есть окрашенная голосом исполнителя), страстные 
          кульбиты динамики и зажигательные испанские ритмы тут же свели на нет 
          все попытки вздремнуть, а заодно и реабилитировали флейту как таковую 
          в глазах (ушах?) публики. 
           Особое 
          впечатление на слушателей, вне всякого сомнения, произвел барабанщик 
          Томассо Каджанни, который в своем творческом поиске решил 
          усовершенствовать процесс звукоизвлечения на ударной установке путем 
          радикального реформирования… палочек. В ходе концерта слушатели имели 
          возможность наблюдать, как он попеременно играл на ударной установке 
          то пластиковыми бутылками из-под газированных напитков, то малярными 
          кистями, а то даже и характерными ершиками, которые менее просвещенные 
          народные массы обычно используют для чистки сантехники. 
           Впрочем, 
          и экспрессивный контрабасист Иньиго Асурменди впечатлил, особенно - 
          манерой играть энергичные соло аккордами, беря их очень высоко на 
          грифе, отчего звук контрабаса становился жестким и светлым. 
          Необходимо подчеркнуть, что ансамбль Пардо-Гутьерреса играет именно 
          фламенко-джаз (или, как эту музыку называют в Испании, фламенко-фьюжн). 
          Его основное отличие от других европейских джазовых течений - то, что 
          материалом для сугубо джазовой по своим, так сказать, технологическим 
          (и прежде всего - тембральным) основам импровизации становится не 
          блюз, и не классическая европейская гармония, а характерная мелодика 
          фламенко, идущая из глубин средневековья. Во фламенко нет как такового 
          понятия тональности - есть ладовость, модальность, где закономерности 
          развития мелодии (кстати, импровизационного - откуда и относительная 
          легкость соединения этой музыки с джазом) определяются не функциями 
          тонов внутри лада, как в европейской классике, а традициями построения 
          мелодической линии, пришедшими прежде всего из средневекового 
          григорианского хорала. Не случайно мелодика фламенко, и прежде всего 
          самой древней его формы - канте хондо, построена на так называемом 
          "третьем церковном ладу", в современной теории музыки соответствующем 
          фригийскому ладу. В отличие от современной мажорно-минорной системы, в 
          средневековом фригийском ладе нет устремления мелодии к тонике или 
          доминанте - их заменяют сразу несколько центров тяготения, а именно те 
          четыре ступени фригийского лада (I, II, III и VI), на которых возможно 
          построение консонантных трезвучий (в средневековой музыки считавшихся 
          мажорными). И, как это свойственно и григорианскому хоралу, 
          мелодическое движение во фламенко традиционно образует так называемые 
          "арки" - голос (не только вокальный, но, в современном фламенко, и 
          инструментальный) сначала забирается вверх, а затем, после множества 
          орнаментальных мелодических украшений (соответствовавших в 
          григорианском песнопении речитативному произнесению текста псалма), 
          опускается вниз, к исходной высоте тона. 
           Ну, 
          а где фламенко - там огромная выразительность, заразительная 
          эмоциональность и сложная ритмика, которую, поддерживая друг друга во 
          время соло, музыканты с легкостью опытных барабанщиков прохлопывают 
          ладонями. Все это, помноженное на безусловное мастерство участников 
          ансамбля, было продемонстрировано в полной мере, сделав концерт 
          квинтета Хорхе Пардо - Хосе Луиса Гутьерреса убедительной творческой 
          точкой фестиваля Jazzkaar-2006. 
          Самые интересные европейские джаз-фестивали обыкновенно имеют дело с 
          чем-нибудь не вполне приевшимся - представляют своей публике не тех, 
          кто качественно воспроизводит эстетические консервы полувековой 
          давности, а тех, кто развивает музыку сейчас, ищет новые пути, пусть 
          даже не вполне похожие на то, к чему публика уже успела привыкнуть. 
           Вот 
          и на Jazzkaar джазовые консерваторы практически не представлены. 
          Хранителей традиций седой старины, превращающих живую современную 
          музыку в музей, в Таллинн не приглашают. И правильно делают. Впрочем, 
          почему "делают"? Организация фестиваля - дело коллективное, но 
          художественное руководство Jazzkaar всецело принадлежит одному 
          человеку, Анне Эрм. Честь ей за это и хвала. 
           
          Авторы выражают глубокую благодарность за приглашение на 
          фестиваль и помощь в организации поездки Анне Эрм, Мадли-Лийс Партс и 
          Марью Каск. 
          
            
             Анна 
            Филипьева (текст), 
            Кирилл Мошков (текст, фото) 
           
         |