28-30
апреля в Бишкеке (столица Кыргызстана) в Национальной филармонии прошли
концерты Первого международного джазового фестиваля "Джаз - Весна -
Бишкек - жаз". (Жаз - "весна" по-киргизски - ред.) распахнула свои двери
для местных и мировых джазовых исполнителей, представляющих различные
стили и направления.
Второй день фестивальной программы кыргызстанцы ждали с нетерпением. Он
обещал встречу с музыкантами высочайшего класса, желанными гостями самых
престижных международных джазовых фестивалей - пианистом
Львом Кушниром (Москва) и вокалисткой
Натальей Соболевой (Новосибирск).
Выступление дуэта началось с потрясающей по красоте импровизации
московского джазмена. Ослепительный пианизм, сочетающий экспрессию и
изящество, действовал на слушателей магически. Неповторимый фортепианный
стиль, красочная звуковая палитра, филигранная техника, тончайшая
отделка фактуры, упругий, мужественный ритм оценили даже самые
искушенные критики.
И вот на сцене - Наталья Соболева с программой из мировых джазовых
хитов. Она запела, лицо ее озарилось, по весеннему помолодело - и души
распахнулись навстречу удивительному голосу. Вокал Соболевой пленял
безупречной исполнительской техникой, богатством обертонов, мягким,
глубоко лиричным тоном, теплотой и морем обаяния. Она словно
рассказывала бесхитростные истории о любви, зачарованно, с каким-то
детским простодушием, легким юмором.
В дуэте Льва Кушнира и Натальи Соболевой музыкант и певица тонко
чувствуют друг друга на духовном, энергетическом уровне. "Фантастика!" -
восклицали киргизские исполнители, неотрывно наблюдавшие из-за кулис за
самозабвенной работой российских коллег. "Когда еще такое услышишь?" - с
грустью говорила публика, взрываясь овациями после исполнения очередного
номера. Остается надеяться, что приезд звезд российского джаза в столицу
Кыргызстана станет традиционным, а дальнейшее культурное сотрудничество
во имя мира и понимания станет неотъемлемой частью нашей жизни.
Елена Мягкова,
Бишкек,
Кыргызская Республика
А вот как рассказывает о фестивале бишкекская газета "Моя
столица" от 7 мая:
Джаз из “термоса” и другое
Эх, джазовый фестиваль надо было бы раскидать по маленьким клубам, чтоб
народ жадно бегал по городу, боясь пропустить чье-то выступление, чтоб
общение шло живое…
Первый международный фестиваль “Джаз-Бишкек-весна” не имел того
настроения, которое обычно отличает подобные мероприятия: дух не
перехватывало, основная реакция - вялая (по обе стороны сцены). Да и
фестиваль стал совсем не первым: были и до этого в нашем городе
международные джазовые встречи. Да такие, что вспоминались долго. И уж
тем более нельзя джем-сейшеном называть то, что имело место в
“Метро-пабе” после концерта в филармонии (во всяком случае, в самый
первый день). Какой это сейшен, если пара команд сыграла по паре-тройке
песен и на том разошлась? Никакого диалога между слушателями и
джазменами, между самими исполнителями. Отстукивать ритм конечностями
редко когда тянуло, несмотря на классическое исполнение.
Впечатление подпортили и звукооператоры, изрядно убившие замечательные
мелодии так, что даже мастерство музыкантов (не последних, между
прочим!) терялось. Но вместе с тем, конечно же, были изюминки и
своеобразие находки. Вообще, как и ожидалось, у каждого коллектива были
свое лицо и своя фишка.
Итак, после того, как юный и говорливый конферансье призвал всех
самовыражаться и оттягиваться, фестиваль открылся. Наш давно
прославленный “Дикси-бэнд” под руководством заслуженного артиста
республики тромбониста Юрия Швеца, погрузив всех в атмосферу Нью-Орлеана
20-30-х годов с его блюзами, усладив публику великолепным, чуть
хрипловатым и очень богатым вокалом Марины Набоковой, передал эстафету
еще одним динозаврам джазовой сцены - коллективу Александра Юртаева. Тот
подготовил сюрприз: его квартет в этот день разросся, приняв в свои ряды
итальянца Рикардо Дистази. До того, как к роялю вышел Рикардо - в
кроссовках на босу ногу и с зеркальным затылком, - было ощущение, что
сидишь где-то в кофейне и под мурлычащую музыку чередуешь
ненавязчиво-тягучее мартини с легким латте. Иностранец чуть подкинул
дровишек: музыканты заиграли зажигательнее, добавили
перчинок-импровизаций, приводя людей знающих в восторг. Рикардо
зажмуривался, точечно выдергивая звуки из клавиш. Алексей Кнышов шептал
аккорды вслед за гитарой. Ну и доцент консерватории Юртаев был в своей
обычной экспрессивной манере.
Второе отделение ждали особенно: был заявлен дуэт из Германии, Ву Вей и
Лукас Ниггли. Любопытные ребята с точки зрения новизны и динамизма.
Только зашли с антракта - Ву загремел горлом, как нанайский шаман,
зацокал, зашелестел, засипел простуженно. Налил горячую воду в китайский
инструмент шенг, напоминающий термос, обклеенный бамбуковыми дудочками.
Привел в замешательство и восторг. Оказалось, рано: процесс настройки
всего лишь. Заиграли по-серьезному - восторга прибавилось, ибо
“термосист” Ву работал буквально одной волной со своим инструментом,
ловя колебания звука в воздухе и сам вслед за ними извиваясь-вибрируя,
периодически подпрыгивая и стучась о воздух. А барабанщик Лукас
устраивал то раскат грома, то наплыв людской тучи. Мешали палочки - в
зубы их, ладонями по тарелкам, по коже барабана. Какими-то вязаночками
перебирал, чуть ли не стручками акации, вместо медиатора - бейджик. Были
у них в запасе и еще какие-то хитрые китайские инструменты, они их
заставляли страдать, шипеть ветром и создавать какие-то бедуинские
миражи. Оба музыканта были до такой степени поглощены собой - глаза в
глаза, открыв рот и поглаживая руки по окончании композиции, что
вкусного стало слишком много. Но их выступление растянулось более чем на
час.
День второй собрал опять же местных джазменов и заезжих звезд. На этот
раз из России - Льва Кушнира и Наталью
Соболеву. Он окончил Гнесинку, работал в таких проектах, в каких
участвовали такие имена, как Дебора Браун, Тэл Фарлоу, Билл Скит… Она -
преподает вокал в Новосибирской консерватории, растит новых джазменов в
своей студии. Скажу сразу: не люблю сочетание рояля с вокалом. Но не в
этом случае. Поначалу казалось, что импровизациям не хватает свободы. Но
с каждой пьесой приходило удовольствие. Грамотная, прочувствованная
ритмика, приятный тембр голоса, сложные композиции, исполненные
безукоризненно, не могли не сорвать овации. Кстати, второй день
фестиваля выпал на субботу. А выходные у нас традиционно отмечены
какими-нибудь политическими катаклизмами. Так что на концерт пришли
самые стойкие и самые преданные поклонники джаза.
Из наших был неоперившийся пока, а посему не оставивший особого
впечатления “Класс А” - возглавляемые Азизом Муртазиным, преподавателем
Куренкеевки, студенты. Зато весьма порадовала группа Александра Акимова.
Да, его саксофону по-прежнему нет равных у нас. И вообще все подобрались
как по заказу: профессионал на профессионале. Причем по манере
исполнения видно: вот уж для кого музыка - это не способ зарабатывания,
это сама жизнь. Слегка похулиганили, выбравшись из рамок джаза и
исполнив собственную композицию Асхата Азизова (тромбониста) - некие
восточные наигрыши. С Востоком, хоть он и дело тонкое, справились
играючи. Повеселили присказками. Порадовали скетчем в исполнении Акимова
и уступили место экспериментаторской “Ауре”. Та традиционно исполняла
авторские произведения своего лидера Талая Бейшеева. Слушатели не были
разочарованы узнаваемыми красивыми мелодиями - что-то вроде пейзажной
инструменталки.
Завершали фестиваль зажигательные “Соленые орешки” (увы, сыгранного ими
было так мало!). Зато музыканты вволю нашутились, соединив рэп, сказания
и баллады с би-бопом. Соло на барабанах Бакыта Кыдыкбаева вообще было
неотразимо эмоциональным! Но основное время заняли гости - Уильям Сепеда
с соратниками. Признанный в мире тромбонист играет в оркестре Диззи
Гиллеспи (достаточно назвать только это имя для того, чтобы понять
уровень мастерства). К нам приехал, понятно, не с этим оркестром. Но
продемонстировал свой собственный стиль - с вкраплениями
афропуэрториканских ритмов (чем создал пляжное настроение в зале).
Публика, если уж честно, не совсем оценила умение выуживать звуки из
морских ракушек - но это уже субъективное.
Татьяна Орлова
|