ваш путь к джазовой аудитории России: реклама на «Dжаз.Ру»: в сети с 1998 года - всё о джазе по-русски!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #25 (35) - 30 июня 1999 г.
Слово
к читателям
Ну вот, "Джазовая провинция-99" позади. Маршрут длиной в две с половиной тысячи километров соединил одиннадцать городов России, свыше шестисот музыкантов из России, США, Эстонии и Украины играли для более чем двенадцати тысяч слушателей. Но это - показатели чисто количественные. Куда важнее, что российский джаз поворачивается лицом к России (а не только к двум-трем признанным джазовым центрам). Куда важнее новые имена, которые фестиваль открывает широкой аудитории, и новые аудитории, которые открываются даже перед признанными мастерами. В общем, круги по воде будут еще долго идти. Случилось одно из самых значительных событий российского джазового года. Начинаем осмыслять.
Как это было
"Джазовая провинция"22 июня "Джазовая провинция" пришла в Москву. Днем музыкантов ждала встреча с московской прессой (пресс-конференция, равно как и львиная доля программы пребывания фестиваля в Москве, была организована компанией "Богема Мьюзик"). А вечером "Джазовую провинцию" принял зал им. Чайковского.
Для конца июня в Москве заполняемость зала была весьма недурной - не менее 650 человек пришло на этот концерт, представивший лучшее из того, что было в "Джазовой провинции" в этом году.
А выбирать было из чего. Поскольку фестиваль завершился вчера (29 июня) в Пензе и уже можно подводить некоторые итоги, заметим, что всего участвовало свыше 600 музыкантов (помимо гостей фестиваля, местные коллективы и бэнды в Брянске, Белгороде, Саратове, Волгограде, Пензе), а слушателей было на концертах не менее двенадцати тысяч. Но - по порядку.
Вадим Зыков, один из наших читателей, пишет по поводу концерта в зале Чайковского: "Огромное спасибо Вам за доставленное удовольствие во время концерта фестиваля "Джазовая
провинция-99" в Москве. Для меня это было настоящим открытием. Оказывается, в России играют джаз!"... Хорошо, что люди до сих пор совершают такие открытия, и еще лучше - что кое-кому в совершении таких открытий помогла "Джазовая провинция". Но концерт и вправду был хорош, и прежде всего - тем, что в нем не было почти никого из уже привычной, классной, но слегка намозолившей глаза и уши московской джазовой тусовки. Был Анатолий Герасимов, но он, во-первых, раньше не играл в зале Чайковского, а во-вторых, выступил дуэтом со своим приятелем по Парижу (оба жили там много лет) - американским Голощекин вспоминает первую профессиюсаксофонистом Майком Эллисом. Кроме того, Майк играл квартетом с директором фестиваля, пианистом Леонидом Винцкевичем и архангелогородцами Николаем Клишиным (контрабас) и Олегом Юдановым (барабаны). Перед концертом Олег задумчиво произнес в пространство: "Интересно, можно ли в этом зале играть ОЧЕНЬ громко и ОЧЕНЬ свободно?". Опыт показал, что можно: квартет Эллиса-Винцкевича-Клишина-Юданова прозвучал настолько мощно и по фри-джазовому, что часть публики, привыкшей к более академичным звучаниям, взяла оторопь. Однако - хлопали: позитивная энергия музыки Майка взяла верх над по-ньюйоркски сверхэкспрессивным (иногда в ущерб чистоте фразировки) напором его игры.
Давид Голощекин, одна из главных звезд всего тура, не слишком часто балует Москву своими приездами. Выступление его на "Джазовой провинции" в КЗЧ - всего третье в Москве за сезон (был еще Большой зал консерватории с Гараняном и "Ле Клуб" с Кондаковым). Тем более интересно было, что Давид Семенович (с недавних пор - народный артист РФ) играл со своим постоянным партнером, гитаристом Гасаном Багировым: в такомМайк Эллис и Леонид Винцкевич дают интервью составе он в Москве был впервые. Да, конечно, эта музыка - не для ценителей новаций. Наоборот, это джазовая традиция Как Она Есть, во всей своей красе и в весьма филигранном исполнении. Взаимопонимание и согласованность дуэта вызывают уважительное покачивание головой даже у тех, кого супертрадиционность Голощекина раздражает. Ну, а у тех, кто о подобных материях не задумывается и слушает джаз не столько головой, сколько сердцем, дуэт вызывает просто очень много восторга.
Была и Эвелин Уайт, певица из Атланты, которая уже знакома нам по прошлогодней "Провинции". Во-первых, она зазвучала лучше и стала свободнее петь стоя (раньше она пела только сидя, мотивируя это тем, что она - "не стоячая певица"). Во-вторых, на этот раз мы услышали ее с программой очень известных джазовых стандартов. Эвелин не поет блюз и не импровизирует скэтом, но у нее отличная подача, выразительное интонирование, она очень Эвелин Уайтглубоко чувствует смысл того, о чем поет, да и сам голос ее тембрально весьма приятен и интересен. Особенно впечатляют в ее исполнении баллады (например, "In The Wee Small Hours Of The Morning"). В сопровождении ритм-секции Винцкевич-Клишин-Юданов и роскошного тенор-саксофона Лембита Саарсалу Эвелин слушалась как украшение тура - пусть не очень звездное, но очень приятное.
Были отличные питерцы - Максим Некрасов (губная гармоника) и Николай Сизов (фортепиано), дуэт, который заслуживает куда большей известности, нежели имеет. Виртуозов губной гармоники (тем более не блюзовой, а именно джазовой, в манере Тутса Тильманса) у нас не то что немного, а просто почти нет. И восемнадцатилетний Некрасов - открытие первой величины. Его джазовый словарь пока не очень велик, он знает на память не так много тем, но фразировка, звукоизвлечение, да и просто - извините за статистический подход - возможность извлекать большое количество правильно и красиво сыгранных нот за единицу времени очень впечатляют. А поддерживающий его Николай Сизов (тоже не очень пожилой музыкант, 1971 г. рождения, постоянно работающий в "Экстра Трио Плюс" у саксофониста Евгения Стригалева) - на наш взгляд, один из самых интересных пианистов Питера со времен переезда туда Андрея Кондакова.
Вообще молодые имена на "Джазовой провинции" - особенная статья. Отличный московский дуэтНиколай Сизов и Максим Некрасов 25-летнего альтиста Николая Винцкевича (из Курска) и 26-летнего пианиста-клавишника Алексея Филимонова (родом из Нижнего Новгорода), усиленный курской ритм-секцией (дядя Николая, Сергей Винцкевич, на бас-гитаре и Николай Емельянов на барабанах) - многообещающий прорыв в области фанк-джаза. Уже упоминавшиеся Некрасов-Сизов - просто открытие. Да и Гасан Багиров для внепитерской сцены - тоже пока имя новое, так что его сольные исполнения со скоростным скэтовым унисонным пропеванием собственных гитарных импровизаций тоже следует занести в актив творческих открытий фестиваля.Геннадий Гольштейн
И, возвращаясь к концерту в зале Чайковского - достойным его завершением было первое появление в Москве "Саксофонов Санкт-Петербурга" Геннадия Гольштейна. Двадцать один саксофонист (все наличные саксофонные силы Питера) плюс ритм-секция, певица Яна Радион и сам легендарный "Чарли" в роли дирижера и "модератора" - сильный номер. Трогательно ностальгические мелодии 20-30-х гг. - и весьма необычное разложение обычных биг-бэндовых групп для групп саксофонов. Здорово: с одной стороны - состав-рекордсмен, с другой - просто очень приятная музыка...
На следующее утро после зала им. Чайковского часть музыкантов "Провинции" во главе с неутомимым и несокрушимым Леонидом Винцкевичем отправилась в финальную ветвь фестивального тура - в Поволжье. Поскольку состав в этой части тура был фиксированным, перечислим его здесь. Концерты вел вашЛембит Саарсалу и Николай Клишин покорный слуга, редактор "Полного джаза" Кирилл Мошков. Участвовали: дуэт Максим Некрасов - Николай Сизов; трубач из зарубежного украинского Донецка Валерий Колесников; Майк Эллис; Лембит Саарсалу, Леонид Винцкевич; Эвелин Уайт; Николай Винцкевич - Алексей Филимонов; Давид Голощекин - Гасан Багиров; две ритм-секции - курская (Сергей Винцкевич - Николай Емельянов) и архангелогородская (Николай Клишин - Олег Юданов). Плюс, конечно, местные музыканты.
Перелет до Волгограда был недолгим - всего час двадцать, так что было еще, в общем-то, утро, когда потрепанная "тушка" (почему-то какой-то сибирской авиакомпании) скользнула над песчаными приволжскими степями, над Доном и села в волгоградском аэропорту Кунгур. Да, тут ко встрече музыкантов подошли со всей ответственностью. Прямо от трапа под белы руки, в сопровождении яростно бегающего вокруг телеоператора, их повлекли в автобус и далее - в гостиницу и на настройку. В Волгограде фестиваль был два дня, проходил в местном Музыкальном театре прямо на центральной набережной города, по-над Волгой, и был совместным производством с местным городским управлением культуры. Начальник оного управления - сам джазовый музыкант, альт-саксофонист и лидер местного бэнда Анатолий Воронов. Он же проводил раньше в Волгограде фестиваль "Джазовое рукопожатие", так что волгоградская часть тура получила наименование "Джазовое рукопожатие в провинции". Местный бэнд, точнее - оркестр "Комбо-джаз-бэнд", открывал первый концерт и сделал это весьма недурно. Говорят, Волгоград - город не слишком джазовый. Не знаю. Залы в оба дня были заполнены на 90%, принимали хорошо, отлично просто принимали. Да и "Комбо-джаз-бэнд" (когда-то - действительно бэнд, теперь - "тройной состав" - три медных, три саксофона и ритм-группа) поставил Москве одного из многообещающих молодых саксофонистов лундстремовского оркестра Дениса Швытова. Кстати, юный самородок-колтрейнист Дмитрий Мосьпан тоже отсюда родом.
Майк и провинциальная молодежьПомимо двух концертов в Музтеатре, был еще успешный джем за ужином в "центровом" для Волгограда ресторане "Царьград". Тут волгоградцы, долго этого жаждавшие, слились в джеме с участниками тура. Молодежь - Некрасов, Сизов - играла с ними в охотку, но в особую охотку с ними играл неутомимый и вездесущий Эллис, который в обществе гостеприимных волгоградцев и волгоградок провел весь остаток ночи, а наутро с удовольствием поехал со всеми музыкантами на экскурсию по городу.
После последнего концерта в Волгограде 24 июня был поезд на Саратов, а там - не успели музыканты сойти - пресс-конференция для многочисленной местной пишуще-снимающей братии, встреча с областным министром культуры и, наконец, зал местной филармонии. Все два концерта снимало местное телевидение, по коридорам филармонии за музыкантами упорно гонялись сразу две съемочные группы, играли местные ансамбли (в том числе очень многообещающее трио 14-летних мальчишек из Энгельса, города напротив Саратова, за Волгой, и весьма недурной - в особенности в части ритм-секции - биг-бэнд). Здесь, помимо областного министерства культуры, очень отличился местный джаз-клуб "Граммофон" - как с точки зрения организации фестиваля, так и с точки зрения общей атмосферы. Кстати, именно в Саратове был устроен первый за весь тур мастер-класс участников "Провинции" для местных молодых (и, как показала практика, не только молодых) музыкантов. Так что родина Николая Левиновского и других хороших музыкантов отнюдь не подкачала.Участники "провинции" на пензенском ТВ
Наконец, последним городом тура (заявленный в программе Саранск коварно отказался принимать "Провинцию" буквально за три дня до концерта, под какими-то смехотворными предлогами) оказалась Пенза. Небольшой зеленый город, весь в парках, такой старомодно-трехсотлетний (основан в 1663 г.) в ходе фестиваля отличился буквально по всем показателям. Во-первых, джазовый старейшина местного Дома Искусств Дмитрий Трубецкой добился поддержки и расположения областного министра культуры, который предложил вообще заключить с дирекцией фестиваля договор на постоянное сотрудничество. Во-вторых, организация всего-всего была, пожалуй, лучшей за весь тур. В-третьих, два аншлаговых концерта в тысячном переполненном зале, со стоячими овациями и умоляющими требованиями бисов. В-четвертых, толково (по инструментам) организованный мастер-класс, где особенно отличились Николай Сизов (впрочем, сам он считает, что пришедшим к нему местным пианистам учиться было у него особенно нечему) и Майк Эллис (невзначай выяснивший, что все местные саксофонисты дышат неправильно - грудью - и в течение двух часов терпеливо их переучивавший, заставляя их по очереди хватать самого себя за бока и щупать, как именно должна ходить диафрагма). В-пятых и в-шестых, исключительное внимание со стороны всех местных медиа (помимо пишущих корреспондентов, на фестивале работало все четыре имеющихся в городе телеканала, а в день прибытия участники были приглашены в телестудию на ток-шоу одного из этих местных каналов). Ну, и местные музыканты были весьма неплохи. Напомним, отсюда родом участники группы "Модус" и ряд других хороших музыкантов. Но "Модус"-то давно в Москве, а вот сенйчас Пенза набрала своих музыкантов на полноценное двухчасовое отделение. Правда, лично ваш покорный слуга считает, что это отделение только выиграло бы, будь в нем один час. Но маленький пианист Никита Лойко (совсем не джазовый, но не по годам виртуозный), гитарист АлексейДжем в Пензе Львов-Белов и пианист Сергей Струков были весьма и весьма достойны. А биг-бэнд ДК "Современник" (не из самой Пензы даже, а из закрытого 80-тысячного города Заречный, бывш. Пенза-19) можно просто и без затей назвать одним из двух лучших биг-бэндов, виденных на фестивале (второй - один из белгородских). Да еще и ночной джем в местном клубе "Пирамида"!
Таковы вкратце основные впечатления от "Джазовой провинции-99", Конечно, читать их надо в совокупности с первой частью (см. # 24). Но и это еще не все: не единственным же журналистом на фестивале был редактор "Полного джаза". Был еще, например, Михаил Митропольский ("Соло для джаза", радиостанция "Говорит Москва"). Вот - для комплекта и ввиду особой ценности - и его впечатления...>>>>

Ральф Таунер И еще одно сообщение - пока без слов. В Москве, как мы сообщали, при продюсерстве Стива Родби (Pat Metheny Group) состоялась запись нового альбома группы Oregon. Участвовал симфонический оркестр, которым дирижировал Георгий Гаранян, и все четверо участников Oregon - Ральф Таунер (акустическая гитара), Гленн Мур (бас), Пол Маккэндлесс (гобой, саксофоны, бас-кларнет) и Марк Уокер (перкуссия). Потом - 26-го - был очень успешный концерт в "Ле Клубе" (там участвовал Игорь Бутман, исполнивший с Oregon две композиции). Подробности еще будут, пока - кадры студийной работы группы.
"ОРЕГОН" и Георгий Гаранян
Ральф Таунер
Москва - это вам
еще не все
Мы завершаем публикацию уникального труда - исследования истории джаза в одной маленькой географической точке, подмосковном Сергиевом Посаде (ранее - Загорске). Один из загорских музыкантов, Андрей Канунов, публиковал этот труд на протяжении 1997-99 годов в сергиево-посадской районной газете. Сегодня - часть третья и последняя...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
Уважаемые господа!

Московский "Джаз-арт клуб" возрождает существовавшую ранее в Москве традицию и организует для музыкантов и любителей джаза 23 июля 1999 г. джазовый праздник на Москве-реке - "Джазовый пароход-99".
Арендован четырехпалубный теплоход "Карл Маркс" на 250 каютных мест с двумя ресторанами и баром, тремя музыкальными салонами, двумя открытыми концертными площадками. Маршрут теплохода по каналу им. Москвы с длительной остановкой в Хвойном Бору на Пироговском водохранилище. Отход теплохода в 20.00, длительность - одни сутки (с 23 по 24 июля). Много музыки, много музыкантов, много просто приятных людей и, как обещают синоптики, прекрасная погода для отдыха на воде.
Вниманию потенциальных спонсоров: "Джазовый пароход-99" прекрасная возможность для различных видов рекламы. Hами разработана идеология рекламной компании для спонсоров и пакеты рекламных предложений, основанные на широком освещении этого события в печатных и электронных средствах массовой информации.
Просим обратить внимание на наше сообщение руководителей фирм - производителей и продавцов пива, безалкогольных напитков, мороженого. Мы нуждаемся в Вашей продукции, она нужна на теплоходе, а Вам, надеемся, нужна хорошая и к тому же долгосрочная реклама и сотрудничество с одним из лучших джазовых клубов Москвы, так как эта акция - одна из многих, проводимых "Джаз-арт клубом"; например, в декабре состоится пятый международный фестиваль вокального джаза "Джазовые голоса-99".
По всем вопросам, включая приобретение билетов-путевок на "Джазовый пароход-99", обращаться в оргкомитет:

тел./факс (095) 191-8320 - Эйдельман Александр Львович;
тел. (095) 973-5140, 923-9292 - Черняев Олег Витальевич;
тел. (095) 376-1573 - Аваков Рафаэль Артемьевич

До встречи на борту!
Александр Эйдельман

А в это время
за бугром...
25 июня в нью-йоркском Бикон-театре прошел концерт памяти Кенни Керклэнда, выдающегося пианиста и клавишника, в ноябре минувшего года погибшего в Нью-Йорке от передозировки наркотиков (см. "Полный джаз" # 5-98). Одновременно это был гала-концерт проходящего в столице мирового джаза джаз-фестиваля JVC. Перемежавшаяся документальными кадрами, концертная программа включала авторские композиции Керклэнда в исполнении Брэнфорда Марсалиса, Джои Калдераццо, Малгрю Миллера, Харри Конника-мл. И других, а также крупнейшего работодателя покойного Кенни - бывшего джазового басиста из Англии по имени Гордон Самнер, он же поп-певец Стинг. Кроме того, участвовали Джефф "Тэйн" Уоттс, Дэвид Санчес и другие музыканты.
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Андрей Канунов,
Кирилл Мошков,
Михаил Митропольский

Зарубежная информация:
Reuters

Редактор:

Кирилл Мошков

Фото:
Павел Корбут, Константин Крупенин, Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России",

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
">