|  Говорят, 
        что усилия, вложенные в PR, окупаются сторицей. Мол, если показывать 
        народу округлость ниже спины и уверять в том, что именно это и есть 
        лицо, результат явится неминуемо. Многочисленные примеры даже в нашей 
        джазовой сфере имеются. Однако нередки и впечатляющие исключения. К 
        примеру, активный шум во многих СМИ (сам проверял по рунету) по поводу 
        выступления в Москве уникального американского состава Spooky Actions 
        привели к нулевому результату. То же самое - правда, при меньшей 
        активности "средств" - произошло в связи с выступлениями, не побоюсь 
        этого слова, звезды европейского джаза голландца Хана Беннинка. Более 
        того, все разговоры о том, что нынешние концерты дороги и недоступны 
        нищим слоям интеллигенции, не имеют под собой оснований. Оба упомянутых 
        состава в значительной степени финансировались иностранными фондами, 
        следовательно, билеты были доступны. Мне пришлось побывать на двух выступлениях за один вечер 20 мая, из-за 
        чего впечатления оказались несколько обобщенными, но все же.
 На трио Беннинка в театральном зале Дома Музыки администраторы собирали 
        народ по телефону - мол, приходите и знакомых приводите, можно и 
        бесплатно. То, что на сцене будут звезды голландского джаза, было 
        известно давно. Но, что немцу звезда, то москвичу (не русскому, а именно 
        москвичу) пустой звук. Хотя, справедливости для, замечу, что звездами 
        нас обманывали многажды, а имя Хана Беннинка простому трудящемуся не 
        ведомо. Однако, 12 миллионов в Москве!
 Все-таки пол-зала не набралось. Не знаю, был ли удивлен розовощекий 
        красавец 64-х лет от роду, переполненный оптимизма, но виду не подал. 
        Видимо, за огромную и успешную карьеру понавидался. Начинал-то с Эриком 
        Долфи, переиграл со всеми ярчайшими личностями, бывал в Москве, 
        разыгрывал диалоги с Мишей Менгельбергом к восторгу "домовской" публики. 
        Да, простите, забыл сказать, что Хан - барабанщик.
 Учитывая, что определенная часть публики в Театральный зал зашла 
        случайно, вступление к выступлению выглядело странно. Закулисный голос 
        тщательно перечислил всех благотворителей и спонсоров, и ни одна живая 
        душа не обмолвилась о сути дела, о музыкантах, среде, в которой эта 
        музыка существует. Не исключено, что отчасти именно этим объясняется 
        реакция на преувеличенное шутовство лидера трио. Кстати, напомню его 
        состав: пианист Михил Борстлап, контрабасист Эрнст Глерум и сам герой 
        вечера - Хан Беннинк. Подробнее читатель может познакомиться с ними в 
        анонсе концерта в прошлом выпуске "Полного джаза".
 Как ни странно, начала было весьма серьезным, почти экспозиция 5-й 
        симфонии Бетховена. Arco контрабаса, мягкий рояль при закрытой крышке. 
        На фоне нерегулярного ритмического рисунка самого Беннинка роскошествует 
        романтическое начало, затем следует ладовое моторное продолжение. 
        Оказывается, Беннинк комфортно чувствует себя в straight ahead.
 Трио хорошо настолько, будто играет без барабанщика. Уровень музыкантов 
        высок по европейским меркам, а это означает и степень владения 
        инструментом, и логику музыкального высказывания, и отсутствие тяготения 
        к многочисленным, но заранее известным идиомам, пришедшим с родины джаза 
        и успевшим несколько поднадоесть. Есть и еще одно замечательное качество 
        - при самом серьезном развитии музыкальных событий наличествует некий 
        скептически-ехидный взгляд со стороны. И вдруг именно в этом музыкантов 
        начинает зашкаливать. Нет, не всех, конечно, только Беннинка. Ноги 
        здоровенного голландца пенсионного возраста закидываются на малый 
        барабан, палочки летят вверх. Одна из них, противу всех правил гигиены, 
        засовывается в рот, выполняющий функции резонатора, и используется для 
        весьма зрелищного соло. Затем очередной аксессуар улетает в зал, Беннинк 
        отправляется его искать, продолжает играть уже за спинами зрителей.
 Более молодые партнеры Хана продолжают делать свое дело, очень 
        качественно и вдумчиво создают музыку, не гнушаясь и стандартами, в том 
        числе обыгрывая 'Round Midnight, да и вообще монковские интонации у них 
        в чести. Можно предположить, что дух гениальных стилистических одиночек 
        Телониуса Монка и Эрика Долфи витает над ними. Возможно, что знаменитые 
        монковские танцы вокруг рояля сродни эксцентричной музыкальной клоунаде 
        Хана. Точно так же, как и в дуэте с Мангельсдорфом, он играет на 
        контрасте полной отвязности и нарочитой, но ироничной невозмутимости. 
        Хотя здесь невозмутимости меньше, ведь на молодых партнеров можно не 
        оглядываться.
 Первое отделение закончилось на удивление быстро. Беннинк вдруг бросил 
        палочки и, как есть, с закатанными штанами, встал перед народом и 
        объявил: они прервутся минут на 15, поскольку ему хотелось бы выпить 
        водки, а слушатели вполне могут прогуляться в фойе и прикупить там его, 
        Беннинка, диски.
 Для меня на этом первая часть вечера закончилась, поскольку предстояло 
        еще удовольствие особого рода - квинтет Spooky Actions, играющий нечто на 
        материале одного из значительных произведений Оливье Мессиана "Квартет 
        на конец времени". Концерт этот заключал очередной фестиваль 
        "Альтернатива", проводимый уже который год подряд Дмитрием Уховым в 
        совершенно фантастической атмосфере. Фантастически одаренные музыканты 
        представляют фантастически любопытную музыку на полном пересечении 
        жанров и направлений. Имея достаточно серьезное распространение в мире, 
        эта музыка фантастически редко исполняется у нас и при этом вызывает 
        фантастически малый интерес среди ранее упомянутых 12 миллионов, не 
        считая гостей столицы, которым, разумеется, не до того.
 Публики в центре "Дом" тоже оказалось фантастически мало.
 Я полагаю, что серьезная академическая музыка XX-го века не была бы 
        такой, как она есть, если бы не сильнейшее влияние джаза. И при этом 
        попытки совершить взаимопроникновение одного в другое весьма редки и 
        опасны. Скорее всего, сказывается эффект родственной связи, опасность 
        кровосмешения. Spooky Actions гитариста Брюса Арнольда - редкий состав, 
        не пугающийся опасных взаимодействий. Я не берусь судить о музыке 
        Мессиана, на мой взгляд, трудной, требующей очень большой внутренней 
        работы слушателя вообще (а эта композиция, созданная в условиях не 
        просто войны, а лагеря для военнопленных - в особенности). Кроме того, 
        знаю, что об этом концерте для нашего журнала пишет профессиональный (в 
        этой области) человек. Очень надеюсь почитать мысли о том, насколько 
        приемлемым оказываются построенные на непрерывной временной конструкции 
        ново-, но все же джазового типа музыкальные комментарии (именно так были 
        названы импровизации, следовавшие за текстом Мессиана) совершенно иному 
        типу музыкального высказывания, присущего произведению великого 
        француза, в названии которого уже заложено безвременье. И не было ли 
        символичным само выступление Spooky Actions, заслужившее невероятные для 
        столь немногочисленного зала аплодисменты, для нашего безвременья, в 
        котором настоящее не только неотличимо от подделки, но отличать нет 
        нужды, достаточно сока со вкусом апельсина, приготовленного из 
        концентрата с добавлением вкусового имитатора E=mc2.
 
         Последнюю формулу я написал не просто так. Она имеет прямое отношение 
        к этому концерту, да и ко мне лично. Дмитрий Ухов еще перед предыдущим 
        приездом квинтета Spooky Actions в Москву обращался ко мне с просьбой 
        найти адекватный термин на физическом слэнге. Дело в том, что участники 
        квинтета заимствовали название у Альберта Эйнштейна, а я, имея 
        происхождение из физики, должен на такие вопросы отвечать влет. Но не 
        тут-то было. Представляя музыкантов, Дмитрий Ухов посетовал на то, что 
        даже почтенные доктора наук не смогли ему внятно разъяснить суть дела. 
        Пришлось полазить по источникам, где обнаружилось следующее.В 30-е годы гениальный создатель теории относительности пытался 
        опорочить активно формировавшуюся в то время квантовую механику. В 
        частности, было обнаружено некое следствие теории, названное Эйнштейном 
        Spooky Actions at a Distance. Суть его в том, что событие, происходящее с 
        одной из частиц, принадлежащей к некой системе, должно немедленно 
        приводить к изменению состояния другой частицы из этой же системы, 
        причем независимо от расстояния. По мнению мэтра, опубликовавшему эти 
        соображения в 1935 году совместно с еще двумя физиками, причем фамилия 
        одного из них Подольский, этого быть никак не может, а, следовательно, 
        квантовая теория неверна. Эффект, полученный Эйнштейном, называемый 
        по-русски "призрачным взаимодействием на расстоянии", оказался реальным, 
        квантовую механику этот довод разрушить не смог. Более того, нынче на 
        этом эффекте планируют голографическую съемку в абсолютно замкнутой 
        камере и без помощи экстрасенсов. Другое применение предполагается в 
        области создания нейронных компьютеров. Но самое удивительное, что суть 
        явления довольно точно соответствует функции ансамбля, который работает 
        в области взаимодействия далеких пространств. А само музыкальное 
        взаимодействие оказывается столь сильным, что последствия от него 
        ощущаются еще долгое время, пока человек осмысливает и перечувствует 
        происшедшее. В отличие от множества иных музыкальных событий, не имеющих 
        практически никакого послевкусия.
 Пожалуй, в этом и состоит разница между настоящим продуктом и 100%-ным 
        соком со вкусом апельсина.
 
          
           Михаил 
          Митропольский, поезд Москва-Калуга
 |