502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #24-25, 2006
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Калининград, "Дон Ченто Джаз": что себе думают организаторы

11 августа в Калининграде стартует международный джазовый фестиваль "Дон Ченто Джаз" - очередной громко заявляющий о себе проект, которых, к счастью, все больше и больше делается на территории бывшего СССР. Однако ни для кого не секрет, что многие такие проекты сворачиваются после первого же фестиваля, что-то идет не так, разочарованные организаторы уходят "в несознанку", и анализировать ситуацию можно лишь на основе публикаций в местной прессе, далеко не всегда, к сожалению, написанных находящимися в теме журналистами. "Дон Ченто Джаз", сегодня еще не начавшийся, внушает надежду на то, что в Калининграде события будут развиваться куда более оптимистично. Свидетельства тому - не только приглашение на первый же фестиваль американского коллектива Manhattan Transfer, который можно назвать звездой первой величины без всякой рекламной натяжки, но и открытость организаторов фестиваля в общении с прессой. Не так часто удается "разговорить" главного организатора и спонсора фестиваля такого калибра еще до того, как фестиваль начался.

Владимир КацманНаш собеседник - организатор фестиваля Владимир Кацман.

Владимир, оставляя для начала в стороне вопрос о том, что для вас джаз, хотелось бы расшифровать ваше решение назвать фестиваль по собственной торговой марке. Это решение свидетельствует о долгосрочных планах - странно бы было думать, что серьезный бизнесмен рассчитывает прогреметь один раз и потом заставить горожан вспоминать о его компании как о "той, которая сделала один фестиваль и потом ушла в тень". Так вот насколько долгосрочны ваши планы, какова ваша стратегия в деле помощи джазу?

- Прежде всего это продуманное решение. Мы действительно собираемся сделать фестиваль "Дон Ченто Джаз" ежегодным, так что планы у нас долгосрочные. Но прежде всего мы собираемся сам процесс организовать так, чтобы он стал, как минимум, самоокупаемым, а как максимум - принес прибыль.
Я глубоко убежден в том, что все благотворительные акции рано или поздно заканчиваются, умирают ввиду отсутствия перспектив. Они нежизнеспособны. Долговременной акция становится тогда, когда она начинает "работать", т.е. приносить прибыль.
Что касается нашей уверенности, то даже решение назвать фестиваль именем сети пиццерий, т.е. коммерческого проекта, говорит о том, что есть концепция, есть стратегия и желание поддерживать торговую марку, которую мы развиваем. Хотя главная цель учреждения калининградского фестиваля "Дон Ченто Джаз" на самом деле не в этом…

…А в чем?

- Посетите наш сайт, www.jazzfestival.ru, там на главной странице изложена миссия фестиваля: это и продвижение высококачественной музыки мирового уровня, и включение в плеяду музыкальных событий в регионе Балтийского моря, но прежде всего это возрождение джазовой славы Калининграда! Всем нам свойственно с течением лет задумываться о том, как жить дальше. Изрядно поездив по миру и пообщавшись с себе подобными, я все больше убеждаюсь: нас никто нигде не ждет. Надо формировать комфортную среду там, где мы живем, где находится дом. Одно дело: смотреть на реальность из тонированного авто, кривиться при этом, мол, ах, как все плохо. Изменять эту реальность - задача другого порядка. Раз мы хотим жить здесь, выходить из автомобиля, значит, мы должны сами сделать так, чтобы нам нравилась окружающая нас реальность.
Одна из целей фестиваля - с помощью джазовой музыки попытаться сформировать окружающую среду. Неблагодарное дело, понятно, и тем не менее: надо что-то делать.

Почему через джаз? Что, собственно, для вас лично эта музыка и почему вы готовы вкладывать деньги в столь затратные проекты?

- Как всякий еврейский мальчик, я имею музыкальное образование. Не могу назвать музыку своей специальностью, но я таки знаю, что есть сольфеджио, и могу хорошее отличить от плохого. Джаз отнюдь не является "музыкой толстых", скорее, наоборот: за этой музыкой большое будущее, именно в России!. Джаз очень демократичен по своей природе, причем за собой он тянет определенную атмосферу восприятия. Почему? Эта музыка рождается, как правило, здесь и сейчас, моментально, то есть, само ее производство требует определенной атмосферы свободы. В глубине души я - человек либеральный, поэтому моя любовь к джазу, это, если хотите, некое внешнее проявление внутренней душевной свободы.
А во-вторых, мы ставим себе задачу сделать фестиваль самоокупаемым и уверены, что это возможно. Прежде всего фестивалю "Дон Ченто Джаз" нужна четкая целевая аудитория. Пройдя курс МБА, я понимаю, что такое определение очень важно. Согласен с теми, кто считает возможным, благодаря хорошим фестивалям, целиться в тонкую прослойку людей, отвергающих навязанный телевидением мэйнстрим. Направление музыкальных фестивалей в России сейчас набирает популярность. Подозреваю, что некоторые из них, например, "Усадьба джаз", хотя бы окупают себя, потому что их организаторы грамотно выбрали целевую аудиторию, тех, кто, собственно, и обеспечивает реализацию стратегии продвижения. Я, наверное, говорю слишком сухо о такой тонкой материи, как джаз-музыка, но это потому, что я прежде всего бизнесмен. Для наших коммерческих проектов очень важна эта целевая аудитория - нарождающийся в России средний класс, которому уже не так близко бунтарство рок-музыки, который уже готов свои деньги и время тратить на комфорт, на расслабление, отдых.
Все современные рестораны, все эти lounge-кафе и бары, просто замешаны на джазовой атмосфере. Причем, возвращаясь к определению "музыка толстых" замечу, что нынешний джаз - это не только стандарты, но и acid-jazz, house, множество иных, актуальных направлений. Наша публика, посещая хорошие концептуальные рестораны, приобщается не только ресторанной культуры, но и культуры потребления музыки.

Звучит кощунственно…

- Нет, прагматично. В сети "Дон Ченто" мы сознательно строим политику сервиса, мы даем нашей целевой аудитории соответствующий фон для комфортабельного общения. Это - современные формы джаза. С одной стороны, происходит своего рода отсев. Те, кому по душе "Владимирский централ", к нам уже не заглядывают. Либо остаются, потому что им все же понравился джаз. С другой стороны, в этом есть даже, если хотите, образовательная миссия. Например, мониторы в пиццериях используются для трансляции джазовых концертов. Пока что это по времени ограничено, мы стараемся быть осторожным. Заявляется, что, скажем, в такой-то пиццерии "Дон Ченто" в такой-то день можно будет с 19.00 до 20.00 посмотреть концерт Луи Армстронга или Эллы Фицджеральд. Таким образом мы пытаемся строить свой сегмент публики. Эта идея - не единственная, тема будет развиваться, последуют живые концерты…

Ни для кого не секрет, что многие меценаты со временем становятся своего рода "работодателями" для определенных групп музыкантов, исполняющих наиболее близкую им лично музыку. вы собираетесь исповедовать этот же стиль - то есть приглашать в первую очередь коллективы, которые интересны персонально вам, - или ваша спонсорская политика открыта для любых предложений?

- Ну, кто девушку ужинает, тот ее и танцует... Да, конечно, у меня есть свои предпочтения, есть кумиры, в том числе и в джазовой музыке. Соблазн выступать в роли единоличного заказчика очень велик. Но, как и в любом бизнесе, для меня главное - так выстроить процесс создания фестиваля, чтобы учредитель, идейный вдохновитель, собственник как можно меньше касался оперативной деятельности, в том числе подбора исполнителей. И, как в любом другом бизнес-проекте, на первый план должны быть выставлены предпочтения целевой аудитории, наших клиентов. Если мы четко понимаем предпочтения публики Калининграда, то все окупится. Логическая цепочка: приглашение музыкантов на первый фестиваль "Дон Ченто Джаз" отражает географическое положение Калининграда, естественный человеческий интерес к тому, как живут и какую музыку любят наши непосредственные соседи, а благодаря участию в организации фестиваля таких профессионалов, как Калининградская областная филармония, гарантирован высококачественный отбор. В принципе, такой подход должен сработать и в любом другом российском регионе, который захочет наш путь повторить. Пока что мы только в начале пути, но намереваемся серьезно развиваться. И я практически не сомневаюсь в том, что вслед за группами "Космос" и The Manhattan Transfer к нам придут не менее именитые, востребованные исполнители. Если публика будет ждать фестиваля с нетерпением, будет готова платить деньги и идти на концерт, им заинтересуются спонсоры… Так что именно потому, что я - коммерсант, я четко осознаю, что не могу руководствоваться только личными предпочтениями. Иначе фестиваль так и останется некоммерческим, потому что мои вкусы не соответствуют пожеланиям большинства. Я в душе - меньшевик.

Ничего себе меньшевик! А как же идея приглашения столь серьезного состава - Manhattan Transfer? Она ведь возникла у вас?

- Не вижу противоречия. Мэйнстрим означает широту вкусов, так что у нас есть возможность уже к первому фестивалю привлечь много клиентов, то есть зрителей. Кроме того, тут сыграл свою роль фактор трафика, фактор логистики. Если бы The Manhattan Transfer ехал к нам из России, вряд ли бы нас заинтересовало подобное предложение. Другой уровень гонорара, другие расходы. Но мы сумели привлечь этих музыкантов во время европейского гастрольного тура. Они приедут к нам из Латвии, после выступления в Юрмале. Таким образом, Калининград на одну ступенечку сближается с прибалтийской Европой. И это логично, мы являемся близлежащими регионами. В будущем это будет одной из стратегических задач фестиваля "Дон Ченто Джаз" - отслеживать графики выступлений звезд первой величины, и "ловить на подходе", пользуясь близостью Калининграда с европейскими регионами и столицами. Возможно, в будущем году headliner’ы приедут к нам из Литвы, Польши или из скандинавской страны - тут все рядом.
Джазовый фестиваль - крайне важная, но далеко не единственная составляющая инфраструктуры, которая позволяет всерьез развивать эту музыку в регионе. Работали ли вы и планируете ли работать в области организации разовых концертов для известных музыкантов? в области джазового образования? издательства? звукозаписи?
Да, конечно, работа в этой сфере и в этом направлении важна. Но мы будем ей заниматься только в том случае, если она принесет прибыль или будет необходима для развития фестиваля. Скажем, уже в 2007 году в рамках фестиваля "Дон Ченто Джаз" планируется организация мастер-классов для студентов Калиниградского музыкального колледжа, такой вклад в нашу сферу образования. Если мы увидим, что поддержка Сверх-Идеи требует постоянных концертов, то проведем соответствующие расчеты и примем решение. Так же поступим и в отношении издания джазовой литературы. А выпускать диски мы уже начали!
Сейчас нужно прежде всего саму идею развить, идею фестиваля. Пока что требуется убеждать людей в том, что я занимаюсь не саморекламой, а продвижением музыки. В этом сейчас не то, что обыкновенные люди, чиновники сомневаются! Но что делать… Пока так: сначала родилась идея, сейчас она обретает форму, мы в процессе.

Участники фестиваля и горожане наверняка понимают, что именно с вашей помощью как спонсора стало возможным то, что у них никогда не получилось бы самостоятельно - это и фестиваль такого калибра в целом, и приезд звезд высшего эшелона мирового джаза. Но наверняка и у вас есть какие-то собственные мечты, которые не под силу вам как одному человеку и даже как бизнесмену. Как вы думаете, чем могло бы быть полезным персонально для вас джазовое сообщество России, какие проекты могли бы быть реализованы, если бы в них вам были готовы помогать люди из далеких от Калининграда мест?

- Даже сам факт появления информации о фестивале "Дон Ченто Джаз" на таком уважаемом портале, как jazz.ru, возможность донести мои мысли до российского джазового сообщества - это уже хорошо. Надеюсь, что те, кто заинтересуется нашими идеями, найдут пути личного контакта. Пожалуйста, приезжайте в Калининград, побывайте у нас на фестивале 11 и 12 августа, мы наверняка найдем время для общения.
Наш проект сети пиццерий "Дон Ченто" будет развиваться дальше в направлении "Дон Ченто Jazz Club", и этот клуб станет своего рода квинтэссенцией нашей идеи. Думаю, уже в 2007 году можно будет преобразовывать ее во франчайзинг, предлагать для реализации в других регионах России. Создав сеть родственных джаз-клубов, пиццерий, мы сможем продвинуться в таких проектах, как концертные туры, создание в целом благоприятной среды для развития джаза. Все эти идеи я готов обсуждать как с коммерческой, так и с творческой точки зрения. А пока мы всего лишь в начале пути.

Интервью: Светлана Колбанева

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service