502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 26-27 (358-359) - 24 августа 2006 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 31 августа 2006 г.

Специальный репортаж

31st North Sea Jazz
Роттердам,
Нидерланды,
18-22 июля

14-16 июля в Роттердаме (Нидерланды) впервые прошел крупнейший джазовый фестиваль Западной Европы - North Sea Jazz. Почему впервые, он же проводился в 31-й раз? Все очень просто: до прошлого года включительно "Джаз Северного моря" проходил в Гааге, королевской столице Нидерландской монархии. Три дня нескончаемых концертов на множестве площадок внутри одного здания (Нидерландского Конгресс-центра) - потрясающее переживание, но постепенно фестиваль перерос сам себя, потребовал новых пространств, новых помещений, нового окружения. Одно осталось неизменным: все огромное множество его концертов на разных площадках идет одновременно, трое суток подряд.
В прошлом году мы публиковали репортаж с 30-го, последнего в Гааге фестивале Северного моря. В текущем году наш читатель, Константин Корешков, предложил нам свои вербальные и визуальные впечатления с 31-го фестиваля - первого в Роттердаме...>>>>

Как это было
в Москве

18-20 августа в Москве уже в 9-й раз прошел фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж". История фестиваля уместилась как раз на том же временном отрезке, что и история нашего журнала: первый фестиваль состоялся в достопамятные дни августовского дефолта 1998 года, ровно за два месяца до того, как на "Джаз.Ру" появился первый выпуск еженедельного журнала "Полный джаз".
Наверное, уже только ленивый в ежедневных газетах не отметил, что стилистическая картинка "Эрмитажа" в этом году получилась на редкость ровной: никакого этно-джаза, почти никакого фьюжн - один мэйнстрим в самых разных проявлениях, от вполне шаблонных до весьма креативных. Впервые с 2002 г. в один из дней фестивалю чуть-чуть не повезло с погодой: во второй день пошел дождь, но вскоре прекратился, подвергнув эрмитажную публику только небольшому испытанию на лояльность - которое она с честью выдержала, пересидев дождь под зонтиками.
Более серьезному испытанию подверг фестиваль сам сад "Эрмитаж", устроив полуофициальные лазейки для тех, кто не желал платить за вход 450 рублей. Сначала на боковом проходе в задней части сада, а затем и на основном входе, буквально на глазах у сотрудников фестиваля, охрана сада и сотрудники милиции благополучно пропускали в сад, помимо билетов, сотни прижимистых "слухателей" по сходной цене - сначала 300, а затем и 200 рублей, которые шли, естественно, прямиком в карман "благодетелей", а вовсе не на гонорар артистам. Трудно поверить, что столь массовое явление могло происходить без ведома администрации сада, но тут мы, как вы понимаете, ничего утверждать не можем. В любом случае, моральная ответственность лежит не только на любителях наживы в погонах, но и на тех, кто радостно отдавал им свои деньги, считая при этом, что совершил замечательно выгодную сделку. Так что значительную часть посетителей фестиваля стоит поздравить с крепким нервным здоровьем, позволяющим спокойненько обворовывать работающих для них артистов.
Анатолий и Святослав ТекучевыВпрочем, мы о музыке. В пятницу фестиваль открыл ансамбль вибрафониста Анатолия Текучева, где одну из главных ролей играл его брат - тенор-саксофонист Святослав Текучев (оркестр Олега Лундстрема, группа "Транс-Атлантик"). Ярко прозвучал также пианист Евгений Лебедев - студент бостонского колледжа Беркли, который сейчас находится в Москве на каникулах. Анатолий Текучев и Лебедев играли вместе еще в Америке, на стажировке в Школе Лайонела Хэмптона в 2005 г.; там же с ними играл и контрабасист нынешнего состава Андрей Дудченко. Только Текучев-младший и барабанщик Павел Тимофеев не ездили с ними тогда.
Ансамбль играл главным образом материал дебютного альбома Анатолия Текучёва - "Неряшливый" (2005), который записан именно этим составом. Крепкий современный мэйнстрим, изящная, искушенная игра вибрафониста, тонкий романтичный звук тенора, временами вызывающий аллюзии благостной, бесконфликтной атмосферы смут-джаза - и удачно входящий в мягкий конфликт с насыщенным, боевитым фортепиано. Молодым музыкантам выпала нелегкая доля служить полигоном для окончательной отстройки звука на фестивале, так что, например, контрабас стал отчетливо читаться только на самой последней пьесе, но свою музыку они представили публике весьма удачно.
Александр Брыксин, Иван ВолковИван Волков - один из самых совершенных и многоликих духовиков в московском джазовом мэйнстриме. В его арсенале - бас-кларнет, все саксофоны (бас, баритон, тенор, альт и сопрано), флейта, и на всем этом он играет превосходно. Многолетняя работа в оркестре Олега Лундстрема и в карусели постоянных клубно-ресторанных выступлений не позволяют Волкову появляться на креативной джазовой сцене так часто, как он этого заслуживает, и тем более - часто появляться с развернутыми авторскими программами. Приятное исключение - его выступление на "Эрмитаже".
Программа была заявлена как базирующаяся на мелодике русского фольклора, что, правда, не всегда подтверждалось практикой: блюзовая форма и, что немаловажно, блюзовое содержание то и дело затмевали те немногие элементы, которые, вероятно, были призваны олицетворять интонации русской музыки. Тем не менее, сыграно все было весьма лихо (коллеги по оркестру Лундстрема - перкуссионист Александр Брыксин и барабанщик Владимир Журкин, плюс клавишник и пианист Юрий Погиба и контрабасист Евгений Онищенко), хотя и не без признаков вездесущей "шары", в потоке ежевечерних клубных работ не позволяющей толком отрепетировать программу. Эффектные переключения лидера между бас-кларнетом и баритон-саксофоном, флейтой, сопрано-саксофоном и т.п., хорошо выписанные ансамблевые эпизоды, разнообразие тембровых и динамических фактур - все это изрядно развлекло публику, пусть собственно в музыке "Деревенского танца", "На камушке", "У пруда" и т.п. обнаруживалось куда меньше русской специфики, чем в названиях пьес.
Адам ТерацуянУже несколько лет на "Эрмитаже" хорошо представлена одна из ведущих региональных джазовых цен России - Ростов-на-Дону. В этом году столицу Юга России представлял ансамбль Hi Fly контрабасиста Адама Терацуяна - доцента джазового факультета Ростовской консерватории им. Рахманинова. Оставим в стороне странное название коллектива (заимствованное у пьесы Рэнди Уэстона): ростовские джазовые ансамбли вообще славятся малопонятными "как бы английскими" наименованиями, вроде трансцендентного Centropezn Jazz Quartet.
Андрей МордасовРостовчанам было что предъявить и помимо названия. Упругая ритмика (лидер плюс барабанщик Максим Кабальскис, который, помимо джаза, известен как участник ростовской рок-группы "Фруктовый кефир"), временами достаточно искушенные фортепианные партии (Кристина Крит) и, главное, мощный саксофон Андрея Мордасова составляли достаточно яркую картину. Сложнее приходилось, когда в дело вступала вокалистка Оксана Филипчук (вокал, перкуссия): в качестве перкуссионистки она вполне удачно разнообразила звучание коллектива, но в плане вокала запас развития еще явно есть (и главным образом - в плане понимания того, о чем поешь, пусть даже и на иностранном языке).
Роберто МагрисСледующим отделением началась череда международных проектов, которые так красной нитью и прошли через весь фестиваль: во всей программе "Эрмитажа-06" только австрийский ансамбль Together был полностью иностранным (с поправкой на то, что до 1993 г. их трубач все-таки жил и работал в Москве). Ансамбль Europlane на "Эрмитаже" - это барабанщик Александр Машин, контрабасист Сергей Васильев, живущий в Германии венгерский тенор-саксофонист Тони Лакатош и лидер, итальянский пианист Роберто Магрис, работающий параллельно в полудюжине самых разных авторских проектов. Музыка Магриса - типично европейский джаз, идущий, так сказать, от лобных долей головного мозга, но исполненный одухотворенно и энергично - прежде всего благодаря Тони Лакатошу, обладателю острого, "нахального" звука и напористой импровизационной манеры, иногда вызывающей в памяти манеру покойного Боба Берга.
Тони ЛакатошРоберто Магрис был приятно удивлен уровнем молодых российских музыкантов, которые не только с ходу вошли в его не самый банальный музыкальный материал, но и приложили усилия для возможно более яркого изложения этого материала. Особенно это касается барабанщика Александра Машина, который на протяжении всего сета поддерживал в ансамбле сильную полиритмическую интригу, агрессивно переключая и надстраивая ощущение времени всего ансамбля и не давая музыкальному потоку остывать - что, возможно, с другим барабанщиком и не было бы возможно, так как, в противовес умному, но горячему саксофону, фортепиано (тоже вполне интеллектуальное) постоянно стремилось к некоторому охлаждению атмосферы, а Машин с этим охлаждением спорил, что до самого окончания сета заставляло с интересом следить за этими формообразующими конфликтами динамических и ритмических ощущений.
Алекс СипягинПервый день фестиваля завершал Reunion Band - еще один международный проект, где сошлись яркие индивидуальности. С "русским американцем" Алексом Сипягиным мы уже хорошо знакомы: в последние годы трубач Mingus Big Band и Mingus Dynasty, биг-бэндов Джорджа Грунтца и Дейва Холланда, с 2001 г. выстроивший уже и впечатляющую сольную дискографию из пяти альбомов на лейбле Criss Cross, регулярно выступает на родине с самыми разными коллективами. Хорошо мы знакомы и с пианистом Дейвом Кикоски, который за 2000-е годы несчетное количество раз посетил Россию, в самых разных составах - от Soulbop Рэнди Бреккера-Билла Эванса до сольной игры - выступая по всей стране, вплоть до Новокузнецка.
Донни МакказлинБолее того, мы хорошо знакомы и с незаурядным тенор-саксофонистом Донни Макказлином, который впервые приехал в Россию еще в 1997 г., а впоследствии выступал и на одной из ранних версий "Джаза в саду Эрмитаж". Этот яркий музыкант в последнее десятилетие не только набрал профессиональный вес, после первоначального успеха с популярными Steps Ahead работая в непростых оркестрах Джорджа Грунтца, Гила Эванса, Марии Шнайдер и квартете пианиста Данило Переса, но и приобрел репутацию экспериментатора, не боящегося междужанровых опытов и новых звучаний - как в работах с новаторской группой Lan Xang, так и в собственных сольных альбомах на лейблах Arabesque, Criss Cross и - уже в 2006-м - Sunnyside ("Soar", где саксофонист предстает во всем блеске непредсказуемости, изобретательности и богатой музыкальной фантазии).
Дейв Кикоски, Алекс СипягинНадежный ритмический фундамент обеспечивали москвичи - контрабасист Антон Ревнюк, учившийся одновременно с Сипягиным в Гнесинке и не раз поддерживавший его российские выступления (например, совсем недавно - на фестивале в Архангельском) и барабанщик Евгений Рябой.
Непростая авторская музыка Сипягина, Кикоски и Макказлина (каждый представил несколько своих произведений) хорошо укладывается в парадигму современного мэйнстрима, но это мэйнстрим не консервативный, а, напротив, креативный, насыщенный идеями и нешаблонными решениями. Все три фронтмена ансамбля прекрасно уравновешивают друг друга: романтичный, спокойный Сипягин, хитроумный Макказлин и суперэмоциональный, сверхэнергичный Кикоски, на сцене так и брызжущий потоком чистого драйва.
Дейв КикоскиФинальная джемовая штучка в бодром ритме second line (даже не имеющий музыкального опыта слушатель может легко его вспомнить, несколько раз с оттяжечкой пробормотав "пам, пам, пам, пам-пам") радостным и светлым мазком закрыла первый фестивальный день.
19 августа был тот самый день с дождем - первые капли упали еще на выступлении ансамбля "Круглый бэнд" во главе с саксофонистом Алексеем Кругловым. Многолетняя "надежда московской джазовой сцены" показала полноценную программу, уже безо всяких скидок на молодость и поиск: это - своего рода сборник лучшего из нескольких авторских программ Круглова за последние годы, усиленный присутствием специального гостя - Олега Грымова (саксофониста оркестра Игоря Бутмана), в последнюю пару лет выдвинувшегося в первые ряды московского саксофонного сообщества.
Олег Грымов, Алексей КругловНадежная ритм-секция (Ринат Гатаулин - ф-но, Роман Бубнов - контрабас, Павел Тимофеев - барабаны), никакого фри-джаза, протяженные умные соло обоих саксофонистов, эффектная эквилибристика Круглова с игрой на нескольких саксофонах одновременно и несколько мощных, заводных, хорошо запоминающихся тем (особенно - бодрое диско в финале сета) - отличное начало фестивального дня.
Виталий Головнев, Джейсон БраунДождь продолжался и во время выступления еще одного "русского американца", на этот раз совсем свежеиспеченного. Все еще хорошо помнят Виталия Головнева яркой звездой секции труб биг-бэнда Игоря Бутмана - а он уже скоро три года как живет в Нью-Йорке, проходит непростую начальную стадию продвижения в перенасыщенном растворе самой интенсивной в мире джазовой жизни. Впервые после эмиграции он появился в России в апреле текущего года на фестивале "Джаз-экспресс" в Твери, а теперь настала очередь московской сцены. И, надо сказать, Виталий не ударил в грязь лицом. С собой он привез надежного и опытного, несмотря на молодость, барабанщика Джейсона Брауна и отличную японскую пианистку Мики Хаяма, с которой уже гастролировал в прошлом году по Японии. На месте в ансамбль был добавлен контрабасист Андрей Дудченко. Планировалось, что специальным гостем выступит бывший работодатель Головнева - Игорь Бутман, однако Игорь был на гастролях до 24 августа, и вместо него на сцене появился другой тенор-саксофонист из оркестра Бутмана - Дмитрий Мосьпан.
Дмитрий МосьпанУдивительно, какие мастера выросли на московской сцене за совсем недолгое время. В год первого фестиваля в "Эрмитаже" Мосьпан, тогда еще 14-летний вундеркинд только-что-из-Волгограда, играл свои первые московские джемы, поражая знатоков точной имитацией Джона Колтрейна и необузданной энергией. Прошло всего восемь полных лет - и вот перед нами сложившийся артист, с колоссальной техникой игры, с собственным лицом, с превосходным чувством стиля и с глубоким пониманием роли нюансов и тонкостей, но по-прежнему с необузданной юношеской энергией. То же можно сказать и о Головневе, только по нему теперь еще прошлась нью-йоркская полировка, добавив ему класса и яркости.
Мики ХаямаИ совершенно неожиданное впечатление - пианистка Мики Хаяма. Мощный звук, жесткая, совсем не женская хватка, энергичное туше, отличная классическая подготовка и, самое главное, развитое импровизационное мышление и стилистическое чутье. На ее насыщенной гармонической основе, сцементированной упругим контрабасом Дудченко, оба солиста прозвучали одновременно по-юношески ярко и по-взрослому мастеровито - и симптоматично, что именно на их выступлении, под проливным дождем, от сцены практически никто не ушел.
Зато вокалистке Анне Бутурлиной повезло. Дождь кончился. Это первое появление Анны на фестивальной московской сцене после рождения дочери - и нельзя не заметить, что певица сильно изменилась. Голос стал звучать ниже, темброво разнообразнее и, не побоимся этого определения - чувственнее. Вообще Бутурлина явно выросла, вошла в форму. Это была самая "сугубая" традиция за весь второй вечер - ни одного шага прочь от стопроцентного мэйнстрима, добротных, хорошо знакомых публике стандартов; но подано это было отлично, не в последнюю очередь благодаря умным и знающим аккомпаниаторам (трио пианиста Алексея Беккера) и специальным гостям: тут и тот же Дмитрий Мосьпан с его мощным тенор-саксофоном, и маститые Алексей Кузнецов (гитара) и Виктор "Арзу" Гуссейнов (труба) с их огромным опытом, вкусом и не поддающимся имитации ощущением традиции "из первых рук", хорошо уравновешивающим тот факт, что исполнение молодой московской вокалисткой американских стандартов 30-50-х гг. в диапазоне от "Tuxedo Junction" до "I Remember April" просто по определению не может не быть вторичным - и по отношению к истории музыки, и, так сказать, в культурологическом смысле.


Алексей Кузнецов, Сергей Хутас, Анна Бутурлина

Гэри ТомасГлавная американская звезда второго дня - саксофонист Гэри Томас. 45-летний тенорист из Балтимора находится на самом пике формы и хорошо знает, чего хочет и какими средствами этого добивается. Опыт недолгой работы в одном из поздних ансамблей Майлса Дэйвиса - это, конечно, отличная рекомендация, но ничуть не меньше о заслугах Томаса говорят и работы с Грегом Осби, Джеком ДеДжоннеттом и Уоллесом Рони. На выходе - плотный, насыщенный звук, четкое понимание принципов современного мэйнстрима и довольно высокий энергетический уровень, "градус" игры.
Виктор ДвоскинВместе с Гэри на сцене - еще один наш именитый соотечественник из Америки, живущий в Вашингтоне бывший контрабасист легендарного "Аллегро" Виктор Двоскин, и два первоклассных москвича: барабанщик Дмитрий Севастьянов и мудрый, изобретательный и напористый пианист Лев Кушнир. Честно говоря, лиричный и эмоциональный тандем Двоскин-Кушнир, может быть, хотелось бы послушать и побольше, не только в партнерской роли по отношению к тянущему на себя одеяло саксофонисту.
Селиу де КарвальюФинал вечера - единственное стилистическое отступление от мэйнстрима: бразильская танцевальная музыка в исполнении московской группы Esh с вокалисткой Анной Клесун и специальным гостем, изрядно добавившим этому популярному клубному коллективу аутентичности - живущим в Скандинавии бразильским перкуссионистом Селиу де Карвалью. Запомнились его насыщенные стрекотом мелкой перкуссии сольные эпизоды и эмоциональные джазовые соло саксофониста Тимура Некрасова.
Третий день открыл единственный в этом году ансамбль традиционного джаза - Jazz Dance Orchestra трубача Вадима Зайдина. Такие коллективы есть и в Литве, и в Польше, и на многих других европейских сценах - когда молодые инструменталисты-модернисты объединяются, чтобы играть нарочито старомодную музыку, чистую классику жанра. Так и в октете Зайдина: стилизованные под 1930-е авторские пьесы лидера и адаптированную классику из репертуара Гарри Джеймса, Бенни Гудмена и других свинговых звезд довоенной эры играют, например, такие антитрадиционалисты, как пианист Владимир Нестеренко, саксофонист Алексей Круглов, тромбонист Алексей Секацкий (который также весьма стильно и точно поет, хорошо имитируя манеру эстрадного пения 30-х).


Jazz Dance Orchestra

Причисляя себя в припадке атавистического снобизма к поклонникам интеллектуального джаза, один из авторов этих строк, честно говоря, не ожидал от выступления этого состава чего-то выдающегося. И, естественно, ошибся, поскольку танцевальный джаз, исполненный со знанием дела - весьма самобытное и интересное культурное явление. Не век же, в самом деле, морщить чело в тяжких думах об авангардных глубинах! Иногда полезно сбросить с себя груз музыкальной грамотности на плечи музыкантов, а самой растопырить уши и запросто насладиться хорошо продуманным и профессионально изложенным в легкой и непринужденной манере музыкальным материалом. Собственно, именно это и было проделано под звуки Jazz Dance Orchestra. Временами, правда, музыковедческое сознание все же пробуждалось и отмечало про себя, что в пьесе "Definition of Swing", например, по-театральному звучащий во вступлении дуэт тромбона и фортепиано настолько убедительно создает интригу всей композиции, что уже и не обращаешь внимание на то, что в его продолжении звучит обычный блюзовый квадрат. Да вот еще знакомые студенты-англичане, изучающие русский язык и заброшенные по такому случаю в Москву для непосредственного припадения к неиссякаемому источнику Живого Великорусского, вежливо поинтересовались: действительно ли поющий с таким натуральным акцентом вокалист, выступающий с оркестром, тоже русский? И на это им было с хорошо скрываемой гордостью отвечено, что да, Алексей Секацкий - русский, и что помимо пения он еще и на тромбоне сыграл очень здорово.

Роберт Анчиполовский, Артем Ковальчук, Игорь Надеждин

Назад к современному мэйнстриму аудиторию вернул израильский саксофонист Роберт Анчиполовский. Этот верный ученик легендарного Фила Вудса, переигравший на тесной израильской сцене буквально во всеми, включая аж Джона Зорна в его иерусалимском проекте 1995 г., выступил в Москве с квартетом пианиста Игоря Надеждина. Надеждин и Анчиполовский познакомились в Израиле, где Надеждин тоже одно время работал; его нынешний квартет - тенорист Леонид Шупик, недавно перебравшийся из Питера в Москву контрабасист Владимир Кольцов-Крутов и еще один недавний "мигрант" - барабанщик Давид Ткебучава из Казани - создал для насыщенного, мощного, весьма и весьма искушенно звучащего тенора Анчиполовского угловатую, но плотную звуковую ткань, в которой изящным контрастом к гипер-логичным, математически точным соло израильского гостя прозвучала труба москвича Артема Ковальчука (биг-бэнд Игоря Бутмана).
Александр Осейчук, Жанна ИльмерПрофессор альт-саксофона Александр Осейчук выступил в "Эрмитаже" со специальным проектом: это не обычная его "Зеленая волна", а квинтет Александра Осейчука - Жанны Ильмер. Саксофонистка Жанна Ильмер (альт, сопрано) не так давно побывала, в качестве преподавателя, на стажировке в США (о чем рассказывается в предыдущем и сегодняшнем выпусках "Полного джаза") и вообще находится на подъеме - тут и работа в JVL биг-бэнде Виктора Лившица, и регулярные выступления с Профессором Осейчуком. Ритм-секция (Родион Гоборов - фортепиано, Андрей Аминов - контрабас, Владимир Кулешов - ударные) прекрасно оттеняет отточенное, технически точнейшее звучание двух саксофонов, играющих программу из жизнерадостной музыки одного из самых плодовитых композиторов джазовой истории - пианиста Хораса Силвера.


Вальтер Штромайер, Александр Фишер, Петер Кольбе

Уже упоминавшийся нами квинтет Together (Австрия) оказался самым иностранным составом на фестивале - в нем был только один "наш" участник, трубач Александр Фишер, работающий с этим венским коллективом уже около 10 лет (Фишер переехал из Москвы в Вену в 1993-м). Остальные участники работают Together (вместе) - или, точнее, работают в Together - кто сколько: член-основатель, контрабасист Вальтер Штромайер - тридцать лет; ветеран-саксофонист Петер Кольбе - на два года меньше; пианист Хэриберт Колий - 15 лет, и только барабанщик Анди Вайсс - новичок, он в ансамбле всего года три.
Александр Фишер, Петер КольбеМузыка Джулиана "Кэннонболла" Эддерли, как решили участники ансамбля, должна оказаться идеальным вариантом для садово-паркового фестиваля. Так оно и было: легкая, "ненапряжная" программа, сыгранная с европейским блеском и с чисто австрийским жизнелюбием, да еще и состоящая из жизнеутверждающих, ярких стандартов, написанных или самим великим альт-саксофонистом 50-х, или же его братом, корнетистом Натом Эддерли, с которым "Кэннонболл" некоторое время работал в одном ансамбле ("Jive Samba", "This Here", "Worksong" и т.п.), прошла "на ура", хотя австрийской группе пришлось слегка затянуть выступление: заявленный перед ними американский вокалист Майлс Гриффит никак не мог вовремя добраться до "Эрмитажа" из аэропорта в связи с задержкой рейса. Затягивали-затягивали, сыграли каждый на пару квадратов больше в каждом соло - не хватило времени на планировавшийся "бис", "Mercy Mercy Mercy" - которая имеет непосредственное отношение к Австрии, ведь ее написал многолетний пианист ансамбля Эддерли в первой половине 60-х, австриец Йозеф Завинуль, всему миру известный как Джо Завинул.
Майлс Гриффит, Олег ГрымовНо вот на сцене примчавшийся уже из Шереметьево Майлс Гриффит - небольшой, плотный, очень экспансивный. С ним - отличный московский ансамбль нью-йоркского барабанщика Олега Бутмана: Олег Грымов (альт-саксофон), Алексей Подымкин (фортепиано) и Сергей Хутас (контрабас). Майлс - явно первоклассный развлекатель: на его сете перед сценой, на обширной полукруглой танцплощадке, с маниакальным упорством год за годом возобновляемой в "Эрмитаже" с 50-х аж годов, впервые за весь фестиваль появляются пляшущие и самозабвенно визжащие детишки. Специально для них Гриффит, который был бы замечательным вокалистом, если бы поменьше налегал на клоунаду, поет "Meet The Flintstones" - песенку полузабытой группы начала 80-х B-52s про героев американского мультсериала. Видимо, он ожидал, что дети песенку узнают, но эти дети - не американские, они и сериал вряд ли видели, и, главное, текста не понимают. Что им - прыгают и прыгают...
Леонид ВинцкевичФинал фестиваля оказался едва ли не самым творчески значимым его сетом. Выдающийся российский пианист и композитор Леонид Винцкевич, всю жизнь сознательно держащийся чуть в стороне от московской суеты (живет он в Курске, и там же, прежде чем двинуться по ежегодному маршруту через семь-десять крупных городов европейской России, стартует его фестиваль "Джазовая провинция"), собрал самую международную сборную из всех международных сборных этого фестиваля.
Начать с ритм-секции. Это готовое трио - датско-шведско-британская Stekpanna, уже неоднократно гастролировавшая по России: гитарист Мадс Олесен (Дания), барабанщик Петтер Свард (Швеция), басист Стив Кершоу (Великобритания). Плюс сам Винцкевич, с его могучей, по-стравински сложной и по-монковски угловатой аккордикой, за фортепиано. Плюс его сын - незаурядный саксофонист Николай Винцкевич. И, наконец, два солиста - партнеры в музыке и в жизни, супружеская пара из США: вокалистка Ким Назарян (хорошо знакомая нам по вокальному квартету New York Voices) и тромбонист, перкуссионист, продюсер Джей Эшби.

Ким Назарян, Джей Эшби, Мадс Олесен

Ким НазарянВне New York Voices у Ким Назарян оказался сильный, не столько джазовый, сколько едва ли не фолк-роковый голос ангельского тембра, которым она совершенно изумительно владеет. Для одного из авторов этих строк едва ли не сильнейшим музыкальным переживанием фестиваля оказалось исполнение Ким Назарян нежной баллады Боба Хиллиарда и Дэвида Мэнна "In The Wee Small Hours Of The Morning" в неожиданной аранжировке Винцкевича.
Джей ЭшбиОчень интересен оказался и Джей Эшби в своей перкуссионной ипостаси - по крайней мере, не менее интересен, чем в роли тромбониста. Сильные, насыщенные соло Винцкевича-младшего послужили к изрядному украшению сета, а плотная, совсем не мэйнстримовая игра трио Stekpanna в качестве ритм-секции наконец-то развеяла ощущение, что "Эрмитаж" превратился в сугубо мэйнстримовый фестиваль.


Мадс Олесен, Стив Кершоу, Ким Назарян, Леонид Винцкевич, Николай Винцкевич, Джей Эшби, Петтер Свард

Итак, старт московскому джазовому сезону дан. Фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" вступает в девятый год своего существования. Все-таки это целая эпоха в истории российского джаза. Очень хочется пожелать организаторам, чтобы эта эпоха продлилась подольше.

Кирилл Мошков (текст, фото),
Анна Филипьева (текст),
Павел Корбут (фото)

In Memoriam

Аркадий Эскин
(24 апреля 1939 - 12 августа 2006)


Аркадий ЭскинОн появился на свет на Украине, приобрел всесоюзную и европейскую известность в России и уходил на покой в Минске, где его называли патриархом белорусского джаза.
Ему повезло с родителями и с учителями: папа Борис Аркадьевич, виолончелист, играл в Харьковском театре оперы и балета, мама была пианисткой в джаз-оркестре Бориса Ренского, да к тому же и сам он родился вундеркиндом. Слава Богу, что его взяли в музыкальную школу для особо одаренных детей, и стала с ним заниматься лучший педагог, доцент харьковской консерватории Алиса Гольдингер, одна из последних учениц Римского-Корсакова. Она принадлежала к элите российской интеллигенции, среди ее родственников были пианист и выдающийся музыковед профессор Арнольд Альшванг, профессор истории Егор Редин, художница Екатерина Гольдингер, ее мать, первая в мире женщина-хирург Зинаида Окунькова, в числе учеников - ее собственная дочь Ноэми, также оказавшаяся выдающимся педагогом, Женя Лившиц, ставший, правда, не музыкантом, а знаменитым физиком и академиком. Алиса Николаевна прививала своим ученикам вкус, ясность музыкального мышления, чувство меры. И как бы Аркадий Эскин ни самообразовывался потом на джазовом поприще (а как же без этого?), но безупречный аппарат, обладающий тончайшими нюансами звук, мгновенно узнаваемое туше, не знающая пределов техника при любой динамике стали его ошеломляющими характеристиками. Другого такого пианиста - "внука" Римского-Корсакова! - в отечественном джазе просто не было и, увы, уже не будет.
Джаз он начал играть в Харькове еще при сталинском режиме, сначала в ресторане. Иного выбора тогда и не было. Когда в конце 50-х окончил школу, был взят в джаз-оркестр тамошней военной академии. У него уже был шестилетний профессиональный стаж. Гастрольную жизнь он начинал музыкантом Луганской, Чеченской и Рязанской филармоний. Потом его пригласили в киевский "Днiпро", и он играл сначала с Игорем Петренко, потом с Гиви Гачечиладзе, оттуда его взяли в Москву к Леониду Утесову, после года работы он принял приглашение Тбилиси ставить на ноги молодой ансамбль "Иверия" - и, наконец, долгая остановка в Ростове, создание своих ансамблей, всесоюзная слава благодаря триумфам на джаз-фестивалях в Куйбышеве, Донецке, Днепропетровске, самых главных джазовых событиях в стране в те послепражские (т.е. после 1968 - ред.) годы.
Но работу, хоть отчасти джазовую, найти тогда было непросто. Он искал работу и партнеров по всей стране. Через Гиви Гачечиладзе узнал о вакансии в тбилисском "Чанги" и провел несколько месяцев с Колей Гончаровым, Костей Носовым, Пресняковым-старшим и начинавшим свою биографию Сергеем Гурбелошвили.
В 1972 году Виктор Вуячич предложил ему работать вместе, создать инструментальный ансамбль и поселиться в Белоруссии. Видимо, это позволяло Алику решить проблему с жильем (о, этот квартирный вопрос!), и он переезжает в Минск. Здесь создает ансамбль "Тоника", гастролирует почти десять лет с Вуячичем, потом шесть лет работает с "Песнярами" Владимира Мулявина. В составе этих ансамблей он получает возможность объехать много стран, послушать, поиграть и почувствовать себя человеком мира. Не скажу, что эта работа ему не нравилась, но захотелось поиграть побольше джаза. Году в 87-м он приходит в самый элитный оркестр республики, оркестр, стремящийся к наивысшей планке, в каком бы жанре и стиле ни требовалось выступать, - в Государственный концертный оркестр Белоруссии под управлением Михаила Финберга.
В 1994 году Алик получает приглашение из Челябинска от искусного трубача и бэндлидера Игоря Бурко для работы в Западной Европе в составе "Уральского диксиленда". С большим успехом прошли их гастроли по Голландии, Франции, Бельгии, Англии, Шотландии, Ирландии. Концерты в джаз-клубах Парижа (ежедневно в течение 20 дней), Лондона, Ливерпуля, участие в джазовых фестивалях в Голландии (Гаага, Эйндховен), Швеции (Гетеборг), Дании, Шотландии (Эдинбург)... Там были записаны три компакт-диска (45 пьес!), в том числе один, где с "уральским джазовым чудом" спели чернокожая Берри Брайтон и легендарный трубач-ветеран, "живая история джаза" Нат Гонелла.
Истовый летописец белорусского джаза Яков Басин, у которого я почерпнул неизвестные мне страницы творческой биографии Аркадия Эскина, упоминает и любопытнейший эпизод его богатой творческой судьбы - его трехмесячная гастроль в привередливую Японию со скрипачом Борисом Бернштейном, где он играл джаз на самых разных концертных площадках.
Алик подарил мне свою дружбу на судьбоносном международном джаз-фестивале "Таллинн-67", и с тех пор, встречаясь с ним и слушая его выступления, я всегда поражался его игрой и ее совершенством. И удивлялся, как его совершенно исключительный пианизм воспринимается for granted, само собою разумеющимся. Как если бы чистый алмаз все молча покупали по цене блистающих стразов. Зато беседы с ним доставляли и моему сердцу и уму огромную радость общения с большим и обаятельным музыкантом.
Его все любили, у него, возможно, были завистники, но о врагах я не слыхал. Уход Аркадия Эскина - огромная потеря для нашей музыки.

Алексей Баташев

Постсоветское пространство:
что было

Летом 2006 г. первому и пока единственному украинскому джазовому порталу УАджаз.Ком исполнился один год. Фактически первым днем существования портала стало 29-е июня 2005 года, когда были загружены индексная страница, едва зародившийся раздел "Города" и крохотный список "Люди". Создание новых разделов, наполнение существующих, работа по продвижению и рекламе портала, установление онлайн-контактов с журналистами, музыкантами и организаторами происходило в условиях глубочайшего энтузиазма. Главный редактор проводила ночи напролет на офисных компьютерах друзей и знакомых, поскольку у горе-руководителя интернет-ресурса в ту пору даже не было персонального компьютера...
Татьяна БалакирскаяТруды, как показывает время и опыт, не были напрасны. Спустя полгода, к счастью, был приобретен редакционный компьютер; на протяжении года у УАджаза появилась масса поклонников и друзей, редколлегия разрослась до дюжины авторов и корреспондентов из разных городов Украины. Многочисленные рубрики полнятся биографическими материалами и репортажами; с каждым днем открываются все новые возможности для создания оригинальных проектов.
Мы счастливы и немножко горды тем, что на УАджаз.Ком существует единственная в уанете сводная всеукраинская афиша джазовых концертов, что раздел "Аудио" регулярно обновляется буклетами джазовых альбомов, в разные годы изданных в Украине, что молодой некоммерческий портал уже многократно становился информационным спонсором крупнейших украинских джазовых фестивалей, и - самое главное - что нам действительно удается объединять преданных джазу людей, находящихся по обе стороны рампы.
Ничуть не пытаясь преувеличить скромные заслуги ресурса, члены его редакции все-таки верят, что УАджаз еще сыграет свою роль в интеграции джазовых сил Украины. Иными словами - мы доказали, что можно и нужно быть вместе, делать общее дело и делать его вполне качественно.
В ознаменование маленького, "но очень гордого" юбилея 4-го августа в 4 часа пополудни в киевском клубе "44" была организована творческая встреча-оффлайн. Среди присутствовавших на ней были:
- представители нового поколения украинских джазменов (перкусионист Сергей Яндюк, лауреаты конкурса "ДоДж-Юниор-2006", трубач Деннис Аду и саксофонист Богдан Гуменюк)
- состоявшиеся музыканты (вокалистка Ольга Войченко, гитаристы Сергей Капелюшок и Сергей Овсяников, пианистка Наталья Лебедева)
- ветеран джазовой журналистики Леонид Гольдштейн, известнейший украинский радиожурналист и продюсер Алексей Коган и редактор сайтов многих украинских джазовых музыкантов Ютта Куссуль;
- менеджер одесской группы "Азиз" Ольга Рак и сотрудники посольства США в Украине (надежного партнера большинства проводимых в Украине джазовых концертов) Анна Суммар и Леся Шкурат;
- композитор и педагог, автор многих учебных особий Неонила Лагодюк и украино-польский пианист Константин Виленский;
- приятной неожиданностью стало появление лидера одного из наиболее оригинальных украинских коллективов Er.J.Orchestra Алексея Александрова и пианиста Владимира Соляника, накануне вернувшегося из США, где он принимал участие в форуме джазовых просветителей Джейми Эберсолда (Jazzwise Summer School with Jamey Aebersold).
Небезынтересным является и тот факт, что главный редактор УАджаз.Ком, Татьяна Балакирская (проживающая на данный момент в Москве), именно в этот вечер впервые увидела некоторых постоянных авторов портала, сотрудничество с которыми длится уже не два и не три месяца…

Общение затянулось на несколько часов; говорили - о возможностях Интернет-технологий в продвижении и информационной поддержке джазовой культуры, о том, что уже сделано и что предстоит сделать; поздравляли друг друга с тем, что мы есть друг у друга; писали памятные пожелания в нотную тетрадь и вместе поглощали именинный… борщ.
В адрес УАджаз.Ком было сказано много хороших и приятных слов. Однако самые важные и нужные - о том, что УАджаз.Ком просто обязан отметить свое пятилетие и десятилетие - прозвучали из уст киевской журналистки и члена редколлегии портала Евгении Стрижевской. Наш репортаж продолжают ее впечатления о событии, опубликованные в газете "Дело" № 191 от 8 августа 2006.

Именинный борщ для джаза

В арт-клубе "44" отпраздновал свой первый день рождения единственный всеукраинский джазовый портал uajazz.com. Как это ни странно, идея, несколько лет витавшая в воздухе, воплотилась в жизнь далеко от столицы, в Краматорске. Татьяна Балакирская, будущий главный редактор ресурса, ночами на свободных офисных компьютерах создавала, наполняла, редактировала и популяризировала портал...
В скором времени появились единомышленники, помощники и журналисты. На сегодня количество уникальных хостов (т. е. посетителей) в день превышает 300. На портале собрана энциклопедическая информация о более чем 50 сольных украинских исполнителях и 40 джазовых коллективах. Существует и уникальная афиша джазовых концертов по всей Украине, как клубных, так и больших.
В "44" царила по-настоящему джазовая атмосфера. Спорили, делились опытом музыканты, журналисты, фанаты джаза. Алексей Коган, известный радиожурналист и джазовый продюсер; Леонид Гольдштейн, обладатель огромнейшей джазовой видеоколлекции и автор единственной в Украине телепрограммы про джаз "35 минут джаза" (ныне, к сожалению, закрытой); пианист и продюсер Владимир Соляник, композитор Неонила Лагодюк и многие другие известные джазовые функционеры предлагали свою помощь. Специально из Польши приехал на празднование пианист и продюсер Константин Виленский. С поздравлениями пришли представители американского посольства. Все пожелания записывали в нотной тетради, поэтому большинство из них было начертано нотами. Естественно, джазовых произведений.
Центральным событием праздника стало вручение главному редактору Татьяне Балакирской, живущей сейчас в Москве, именинного… борща. Ведь здоровый патриотизм и чувство юмора - две основные немузыкальные составляющие портала.

Постсоветское пространство:
что будет

Летнее затишье подходит к концу: вновь начала работать наша сводная рубрика, где показываются основные джазовые события по всей территории России...>>>>

Что намечается:
столичные анонсы
"Ле Клуб" и Игорь Бутман представляют: 13-15 сентября - Билли Кобэм (Billy Cobham, барабаны) - США и его проект Culture Mix: Штефан Радемахер (Stefan Rademacher, бас) - Германия, Жан-Мари Экэй (Jean-Marie Ecay, гитара) - Франция, Юккис Уотила (Jukkis Uotila, клавишные) - Финляндия, Джуниор Джилл (Junior Gill, steel pan) - Великобритания. Специальный гость: Марко Лобо (Marco Lobo, перкуссия) - Бразилия.

Один из лучших барабанщиков планеты Билли Кобэм родился в Панаме. В трехлетнем возрасте семья перевезла его в Нью-Йорк, где он и вырос. Отслужив в армии ударником военного оркестра, Кобэм около года провел в ансамбле пианиста Хорэса Силвера, после чего стал работать в качестве сессионного студийного музыканта.
Звезда Билли взошла в начале 70-х годов - после сотрудничества с Майлсом Дэйвисом, Джоном Маклафлином и его Mashavishnu Orchestra. В 1973 году Билли Кобэм записывает свой знаменитый альбом "Spectrum", разошедшийся более чем миллионным тиражом. Альбом был признан лучшей джаз-рок-записью (по версии авторитетного журнала "Billboard") и заложил основы стиля, который впоследствии получил название "фьюжн".
В 1974 году Билли основал свою собственную группу совместно с Рэнди и Майклом Бреккерами - трубачом и саксофонистом, лидерами фьюжн-супергруппы Brecker Brothers. Вместе они записали альбомы "Crosswinds", "Total Eclise" и "Shabazz". А немного позже появился альбом "The Best of Billy Cobham". К началу 80-x были выпущены альбомы Вillу Cobham Live: "Flight Time", "Stratus" и "Picture This". В 90-е он стал участником известного проекта Jazz is Dead, в котором были представлены джазовые интерпретации песен рок-группы Grateful Dead.
На сегодняшний день Билли Кобэм является одним из самых интересных барабанщиков в стилях джаз-рок и фьюжн. На счету Билли более тридцати сольных альбомов, как сессионный музыкант он записался на сотнях (!) пластинок, среди которых альбомы Майлса Дэйвиса, Джорджа Бенсона, Карлоса Сантаны и других выдающихся музыкантов. Он обладает великолепной техникой игры, а его музыкальная пластичность и яркий темперамент делают каждое выступление Билли Кобэма неповторимым.
В "Ле Клуб" Билли Кобэм приедет в сопровождении своей группы Culture Mix и представит альбом "Colours" - фьюжн-проект, замешанный на этнической музыке Латинской Америки. Для полной аутентичности происходящего в качестве специального гостя из Рио-де-Жанейро вызван бразильский перкуссионист Марко Лобо.
Концерты состоятся 13-15 сентября по адресу: ул. Верхняя Радищевская, 21.
Телефон для справок и заказа столиков: (495) 915-1042. Начало концертов - 20.30

Образование
Сегодня мы публикуем вторую, завершающую часть отчета из Луивилла, штат Кентукки, начало которого вышло в предыдущем номере. Напомним, что впервые за двухлетнюю историю стажировок российских джазовых музыкантов в США по линии программы "Открытый мир" в июне-июле текущего года в них приняли участие не просто музыканты-исполнители, но джазовые преподаватели из России. На первую группу преподавателей-стажеров было выделено всего 4 места (молодые исполнители обычно ездят сдвоенными группами по 8 человек), и группа получилась крайне разношерстной и необычной; необычным и очень насыщенным было и ее пребывание в США, точнее - на музыкальном факультете Университета Луивилла. Рассказ об этой интереснейшей поездке завершает один из преподавателей-стажеров, новосибирский пианист и композитор Роман Столяр...>>>>

27 июля - 1 августа в Норсфилде (штат Миннесота) прошел исторический фестиваль духовой музыки, где джаз играл важную роль в репертуаре выступавших, а также был представлен в теоретических докладах, в том числе - и в докладах делегатов из России...>>>>

А в это время
за бугром...
8 августа в Вальбю, пригороде Копенгагена, на 85 году жизни умер Дюк Джордан - один из первых пианистов бибопа, работавший с легендарным саксофонистом Чарли Паркером в 1940-х гг. Он жил в Дании с 1978 г.
Ирвинг Стэнли Джордан родился в Нью-Йорке 1 апреля 1922 г. и в детстве получил солидное музыкальное образование. На джазовой сцене он прославился в первой половине 40-х, играя в оркестре самого знаменитого нью-йоркского танцзала Savoy Ballroom.
Игра Дюка Джордана звучит на таких хрестоматийных записях Чарли Паркера 1946-48 гг., как "Embraceable You", "Crazeology" и "Scrapple From the Apple". После ухода от Паркера в 1949 г. Дюк Джордан работал с другими важнейшими саксофонистами той эпохи - Коулменом Хокинсом, Стэном Гетцем, Сонни Ститтом, руководил собственным квартетом. Перу Джордана принадлежит несколько джазовых стандартов, в том числе "Jor-du" и "No Problem". Несколько его работ звучат в саундтреке фильма 1959 г. "Опасные связи" (режиссер Роже Вадим, в главной роли Жанна Моро).
В 1952 г. он женился на джазовой певице Шейле Джордан, которая частенько говорила, что так любила Чарли Паркера, что даже вышла замуж за его пианиста. Для начала 50-х брак черного пианиста и белой певицы был крайне необычным, а в некоторых штатах США даже нелегальным. Вскоре они развелись. Героиновая зависимость Дюка, характерная для музыкантов его поколения, довела его до того, что в 60-е годы он вынужден был оставить музыку и работать таксистом. Только в 70-е он прошел курс лечения, уехал в Европу и начал там новую жизнь, выступая по всему Старому Свету на джазовых фестивалях и записываясь для датского лейбла SteepleChase Records (вышло свыше 30 альбомов).

3-6 августа в Варне (Болгария) прошел один из сильнейших джазовых фестивалей черноморского бассейна - "Варненско лято", арт-директором которого уже полтора десятилетия является саксофонист Анатолий Вапиров, в 70-х - звезда ленинградской новоджазовой сцены, а затем - важное действующее лицо джазового мира родины своих предков, Болгарии. Уже несколько лет мы регулярно освещаем этот крупный форум европейского (и не только европейского) джаза, где благодаря руководству Вапирова встречаются музыканты самых нешаблонных, самых поисковых направлений импровизационной музыки. О неожиданном дрейфе в творческом облике фестиваля - первая часть отчета нашего софийского автора Милена Панайотова...>>>>

Следующий материал пришел из Израиля, но это не репортаж и не отчет, это анонс: 28-30 августа в Эйлате, самом южном городе Израиля, на побережье Красного моря, пройдет юбилейный, 20-й фестиваль "Джаз на Красном море". Рассказывает наш иерусалимский автор Владимир Мак...>>>>

Радио

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. В связи с выходом "Радио России" в FM диапазон (частота 97,6 в Москве, с 10 апреля) изменилась сетка вещания. Программа Михаила Митропольского "Бесконечное приближение" выходит в эфир в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
2 сентября в рубрике "Голос" продолжается исследование возможностей голоса посредством хоров разного типа, как-то: хор детский, хор смешанный баптистский, разные хоры у Дюка Эллингтона, хор Болгарский мужской у Фолленвайдера и хор Валерия Полянского в музыке Шнитке.
9 сентября - очередная "Импровизация" автора, исходящая из деятельности Джона Вольфа Бреннана вне PAGO LIBRE, плавно переходящая к квартету Singers Unlimited, а затем через Боба Дороу (B.Dorough) к последнему концерту Майлса Дэйвиса
16 сентября вновь в рубрике "Лица необщее выраженье" Владимир Чекасин и Владимир Тарасов в свободном полете вне трио Вячеслава Ганелина.

Подкаст "Слушать здесь":
21.08.06 - #77: Кирилл Мошков комментирует пьесу "On The Sunny Side Of The Street" с альбома "Sonny Side Up" трубача Диззи Гиллеспи и тенор-саксофонистов Сонни Роллинза и Сонни Ститта, спродюсированного Норманом Гранцем (Verve, 1957).
21.08.06 - #76: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Ifrikiya" с альбома "Maghreb And Friends" гитариста Нгуена Ле и барабанщика Карима Зияда (ACT, 1998).
18.08.06 - #75: специальный гость - трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) - комментирует пьесу "Louis Armstrong" с альбома "More Encores" диджея - автора музыкальных коллажей Крисчена Марклэя (ReR, 1988).
14.08.06 - #74: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Last Train To Clarksville" с альбома "New Moon Daughter" вокалистки Кассандры Уилсон (Blue Note, 1996).
11.08.06 - #73: специальный гость - трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) - комментирует пьесу "Blues Connotation" с альбома "Play" вокалиста Бобби Макферрина и пианиста Чика Кориа (Blue Note, 1990).
09.08.06 - #72: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Mannish Boy" с альбома "Hendrix Blues" гитариста Джими Хендрикса (MCA, 1994, запись 1969); узнаем, что говорил о Хендриксе Майлс Дэйвис.
07.08.06 - #71: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Get 2 It" с одноименного альбома тромбониста Робина Юбэнкса (Robin Eubanks) при участии контрабасиста Дейва Холланда и др. (Orchard, 2001).
04.08.06 - #70: специальный гость - трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) - комментирует пьесу "Give me Money" с альбома "Shanghaied on Tor Road" автора звуковых инсталляций, композитора и импровизатора Ханса Райхеля - изобретателя даксофона (FMP, 1992).

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Роман Столяр,
Алексей Баташев,
Анна Филипьева,
Кирилл Мошков,
Зинаида Карташева,
Константин Корешков,
Владимир Мак,
Татьяна Балакирская,
Милен Панайотов

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
Зинаида Карташева,
Константин Корешков,
Дмитрий Климентьев,
Роман Столяр,
архив портала "Джаз.Ру"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0