502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #5, 2008
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Фестиваль «Розовая пантера» в Уфе

Каждую весну Уфа на несколько дней становится, нет, конечно же, не столицей джаза, но, во всяком случае, одной из его активно пульсирующих музыкальных артерий. Потому как свои двери открывает ежегодный фестиваль джазовой музыки с веселым названием «Розовая пантера». В этом году с 14 по 16 марта в Башкирской государственной филармонии (БГФ) прошел уже тринадцатый по счету праздник джаза, который на этот раз был приурочен к юбилею эстрадно-джазового оркестра БГФ. Таким образом, для уфимских любителей музыки состоялось двойное торжество.
Когда-то давно фестиваль проводился как городское мероприятие, со временем он постепенно приобрел всероссийский масштаб, а теперь и вовсе носит гордое звание международного. Долгое время организацией мероприятия в Уфе (как, впрочем, и в других городах Поволжья и Урала) занимался Даниил Крамер; правда, тогда уфимские музыканты практически не имели возможности принимать в нем участие. Дирекция филармонии посчитала, что в предыдущие годы фестиваль больше напоминал серию концертов приглашенных звёзд, а всем хотелось бы видеть его более разнообразным по форме и содержанию. Поэтому с нынешнего года руководство решило взять бразды правления «праздником джаза» в свои руки. В результате звёзд, конечно же, пригласили (иначе как бы обеспечить сверханшлаги), но и уфимским музыкантам дали право голоса (хотя, будем откровенны, не всем).
Программа фестиваля была весьма насыщенной. Три вечера с трудом вмещали желающих выступить. Посему концерты длились по три с лишним часа. Первые отделения, по традиции, были отданы местным коллективам, а «на десерт» предлагались выступления приезжих музыкантов. Кто же составил «золотой фонд» фестиваля этой весной? Это были Марат Юлдыбаев, Андрей Кондаков, Крис Макналти и Пол Болленбэк, Олег Бутман, Джен Паркер, Антон Ревнюк, Наталья Смирнова. Очень ждали зрители и нашего соотечественника Олега Киреева с Exotic Band, но он так и не появился. Безусловно, именно эти имена были главной «приманкой» для неизбалованных джазом уфимских слушателей.
Олег КасимовОткрыл фестиваль собственно виновник торжества - эстрадно-джазовый оркестр филармонии. В этом году биг-бэнду исполнилось десять лет. За время своего существования оркестр удостаивался положительных оценок ведущих российских специалистов. Основал этот коллектив и долгое время был его художественным руководителем Георгий Павлович Маркоров - прекрасный человек, композитор, аранжировщик, заслуженный деятель искусств РБ. Он буквально жил джазом, и многое сделал для его развития в Уфе. Именно под его руководством оркестр в 2000 г. успешно выступил на Всероссийском джазовом фестивале в Тольятти, завоевав диплом Олега Лундстрема. К сожалению, Георгий Павлович всего лишь полгода не дожил до юбилея своего детища. Однако на фестивале о нем почему-то незаслуженно забыли. Сейчас коллективом руководит Олег Касимов, в его планах - сделать выступления биг-бэнда абонементными и приглашать популярных артистов для совместной работы.
Артур ГимаевВ исполнении оркестра-юбиляра прозвучали как классические джазовые стандарты, так и аранжировки композиций современных авторов - Чика Кориа, Стиви Уандера, Игоря Бутмана. Безусловно, выступление биг-бэнда украсили яркие, выразительные соло Артура Гимаева (труба) и других солистов оркестра (Александр Субботин - гитара, Андрей Чепурин - тромбон, Игорь Атапин - фортепиано, Мурат Арсланбеков - саксофон).
В Уфе немало хороших джазовых команд, и поклонники Олега Киреева не были сильно разочарованы его отсутствием, поскольку его место на фестивальной сцене заняла не менее популярная уфимская группа Funky House Band. Это музыкальный проект Олега Янгурова (бас-гитара) с участием Руслана Янбаева (клавиши), Рустема Каримова (перкуссия), Алины Гузаировой (вокал), Сергея Косых (ударные). В ансамбле участвуют также молодой, но уже добившийся определенных успехов в джазовом исполнительстве саксофонист Павел Скорняков и талантливый трубач Артур Гимаев.
Септет продемонстрировал публике свое оригинальное прочтение джазовых стандартов и несколько авторских композиций лидера коллектива Олега Янгурова. Среди стилевых предпочтений группы - фанк, фьюжн, джаз-рок.
Антон АнтоновПрекрасным завершением первого фестивального дня стало совместное выступление джаз-квартета «Уфа» (Ирина Остин - вокал, Игорь Атапин - фортепиано, Сергей Оськин - контрабас, Антон Антонов - ударные) и «легенды башкирского джаза» саксофониста Марата Юлдыбаева. Квартет - один из любимых ансамблей уфимских меломанов. И это не случайно. Ведь в музыкальном арсенале группы- выступления со знаменитыми джазовыми музыкантами (Гэри Бартц, Игорь Бриль, Григорий Файн, Лев Кушнир, Игорь Бутман), участие в различных джазовых фестивалях. Ирина Остин - не только высокопрофессиональная вокалистка, но также активно проявляет себя и как общественный деятель. Благодаря её стараниям в Уфе несколько лет проходил интереснейший фестиваль «ДжазМастер».
Имя Марата Юлдыбаева для многих олицетворяет башкирский джаз. Он - создатель прославленной группы «Дустар», сочетавшей в своем творчестве элементы национального фольклора и джазовой традиции. Много лет назад Юлдыбаев уехал из страны и сейчас живет и работает в Бангкоке (Таиланд). По словам саксофониста, для него приезд в Уфу всегда переломный момент, своеобразный экзамен. «Мне кажется», признается музыкант, «что здесь все смотрят на меня как бы со стороны. Словно проверяют: не стал ли хуже играть?».
Выступление музыкантов началось с задумчивого соло саксофона. Оно возникло словно из неоткуда, сплетаясь с шорохами еще не утихшего после перерыва зала. Когда же публика успокоилась, начала разворачиваться поэтичная баллада. Именно с этой композиции, джазовой интерпретации народной песни «Кахым-Туря», когда-то началась история нашего национального джаза.
Программа концерта была чётко продумана. По сути, её можно было назвать кратким экскурсом в творческую жизнь саксофониста. После башкирской темы, как истока музыкальной карьеры, Юлдыбаев отдал дань кумиру (Джон Колтрейн «Vodka»). Затем, как житель Таиланда, музыкант исполнил тему, сочиненную королём этой страны - тоже, кстати, джазовым саксофонистом («When?»), и рассказал о бангкокском наземном метро в авторской пьесе «Sky Train Blues». Памяти своего друга, трубача Геннадия Калинина, Марат Юлдыбаев посвятил проникновенную балладу. Под занавес Ирина Остин исполнила с квартетом самобытную композицию «Багашак», основанную на армянской мелодике и ритмах.
Таким оригинальным стилистическим коктейлем остался в памяти первый вечер фестиваля «Розовая пантера».
Буги БэндНеожиданным контрастом по отношению к ранее услышанному начался для публики следующий фестивальный концерт. Ритм-энд-блюзовая команда «Буги Бэнд» атаковала слушателей резким увеличением уровня децибел. После такого мощного разогрева выступление квартета «Четыре плюс» под руководством Олега Касимова постепенно вернуло фестиваль в привычное джазовое русло.
Уфимские ансамбли, исполняющие джаз, в большинстве своем сборные. Так и в проекте Олега Касимова мы снова услышали перспективного барабанщика Антона Антонова, который удачно выступает с квартетом «Уфа». Басист Гоша Рахматуллин больше известен как участник подающей надежды группы Party-fone. Этот юный джазовый коллектив, к сожалению, не был представлен на фестивале, хотя выделяется среди других наличием интересных творческих идей, создает авторские композиции. Пианист Руслан Воротников также задействован ещё в нескольких проектах.
«Четыре плюс» исполнили эвергрины и несколько авторских вещей, среди которых можно отметить энергичную композицию Олега Касимова «Сверкая доспехами» с отголосками стилистики ирландской музыки.
Кульминацией второго дня стало выступление Андрея Кондакова и его друзей из США Крис Макналти и Пола Болленбэка. Отметим, что Пол однажды уже был в Уфе с Даниилом Крамером.
Прежде чем очаровательная Крис появилась на сцене, Андрей Кондаков и Пол Болленбэк в знак своего долгого творческого союза решили исполнить одну композицию дуэтом. Это была пьеса Андрея «Song For Michel», посвященная Мишелю Петруччиани.
С выходом Крис Макналти в программе установился баланс между джазовыми стандартами и композициями участников трио. Комплиментом для уфимской публики стала песня Крис и Пола, слова для которой были написаны во время джазового фестиваля в Петербурге в 2004 г. И с тех пор всякий раз, когда музыканты исполняют ее, г-жа Макналти говорит, что «эта песня для русских людей», и добавляет: «Мое сердце с вами». Интересно было услышать интерпретацию композиции Ивана Линса «She Walks This Earth». В любом случае было не так уж важно, что именно играли в этот вечер музыканты - джазовые стандарты или свои оригинальные композиции. Было важно - как они это делают. Все звучало свежо, необычно, по-новому.
Что же мы услышали? Тишину… Лёгкий саунд, окутанный перкуссией, как ароматными специями. Вся программа была пронизана единым духом лирики и являла собой органичное сочетание различных джазовых стилей (мэйнстрим, свинг, блюз), а также аромата бразильской музыки.
Совершенно необыкновенное выступление подарили нам музыканты. Даже само появление и поведение на сцене сразу отличает истинных джазменов. Невольно ощущаешь радушие, доброе расположение ко всем в зале. С самого начала выступления внимание зрителей было приковано к Андрею Кондакову, поскольку, окруженный всевозможными шумовыми инструментами, он выглядел человеком-оркестром, и все удивлялись, как же он успевает и на фортепиано играть, и с перкуссией справляться. Кроме того, музыканта невозможно было сфотографировать. И как только он выглядывал из своего «убежища», фотовспышки обрушивались на него, как лавина. А как на сцене появилась Крис - со своей дамской сумочкой, как будто мимо проходила и решила заглянуть? Плюс ко всему - очаровательные попытки говорить с публикой по-русски, которые всегда вызывают умиление.
Выступление трио - замечательный пример общения и понимания между музыкантами на сцене. Сидя в зале и наблюдая за происходящим, ты веришь, что да, действительно, импровизация, как и пишут в книгах, рождается спонтанно. Что есть коллективный разум, что исполнитель одновременно является композитором, а слушатель непосредственно участвует в исполнении, и от него тоже что-то зависит. Это приятнее, чем слушать слаженную, но заигранную до автомата программу…
Конечно, такой результат не приходит сразу, и здесь, возможно, одну из главных ролей играет человеческий фактор. Как сказал Кондаков - «в ансамбле очень важно доверие, и оно у нас есть. Мы стараемся друг друга слышать и создавать маленькие чудеса на сцене».
Да, чудеса, действительно, были. Стоит ли говорить, что уфимцы были в восторге, и на бис была сыграна одна из композиций Андрея Кондакова.
Главным событием заключительного вечера фестиваля стало выступление барабанщика Олега Бутмана, басиста Антона Ревнюка, пианистки Натальи Смирновой и вокалистки Джен Паркер. В начале концерта прозвучала одна авторская композиция Олега Бутмана и Натальи Смирновой «На грани», в которой пианистка продемонстрировала очень мощный подход к инструменту. Этой несколько «мужской» манеры исполнения Наталья придерживалась во всех пьесах. Дальнейший выбор программы не был необычен, если учесть то, что российские музыканты встретились с г-жой Паркер буквально накануне концерта. В исполнении международного квартета прозвучали любимые всеми стандарты («Autumn Leaves», «This Masquerade», «One Note Samba», «Georgia On My Mind»), которые всегда приятно услышать публике и удобно играть музыкантам. Не обошли стороной и Гершвина. Нестареющая «Summertime» свежо прозвучала в фанковом ритме, а в балладе «The Man I Love» Джен так вошла в образ, что под конец исполнения слезу пустила не только она, но и половина зрительного зала.
На бис, конечно же, прозвучал вечный «Караван». Во время исполнения Артур Гимаев, стоящий за кулисами, не выдержал, неожиданно вышел на сцену и подхватил тему. В итоге получилось очень яркое выступление: труба добавила в партитуру свой неповторимо джазовый голос.
Наблюдая за несмолкающими овациями публики, провожающей фестиваль до следующего года, убеждаешься, насколько уфимские зрители знают и любят джаз. Ведь не случайно наш город подарил миру немало джазовых музыкантов, среди которых Марат Юлдыбаев, Олег Киреев, Александр Трекусов, Дмитрий Шапко, Сергей Остроумов, Сергей Чипенко, Владислав Сенчилло, Руслан Капитонов, Ринат Шаймухаметов и др. Хочется верить, что родник талантов не иссякнет, а пополнится новыми дарованиями. И, возможно, не последнюю роль в этом сыграют фестивали - источник вдохновения и творческая школа для молодых музыкантов.

Алина Изергина, Уфа
Фото: Алина Изергина,
Ирина Поварго

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service