502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #19, 2008
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Памяти трубача Фредди Хаббарда (1938-2008)

7 апреля 2008 г. исполнилось 70 лет Фредди Хаббарду — одному из «последних могикан» великого джазового поколения 1960-х. Фредерик ДеУэйн Хаббард — один из самых ярких трубачей эры хардбопа, никогда не чуравшийся экспериментов в других стилях и десятилетиями остававшийся на переднем крае развития искусства джазовой трубы. Родом из Индианаполиса, он начал джазовую карьеру в родном городе, где получил превосходное классическое музыкальное образование, а среди его первых джазовых партнёров был прославленный впоследствии гитарист Уэс Монтгомери. Но уже в 1958 г. 20-летний трубач отправился по проторенному великими предшественниками пути в Нью-Йорк. Там он поначалу делил комнату со знаменитым впоследствии саксофонистом Эриком Долфи, да и вообще быстро вошел в обойму первых имён — играл в ансамблях саксофониста Сонни Роллинза, тромбонистов Слайда Хэмптона и Джей Джей Джонсона. В 1960-61-м он гастролировал по Европе с ансамблем Куинси Джонса, и к этому же периоду относится его участие в записи эпохальных альбомов того времени: «Free Jazz» Орнетта Коулмана, «Ascension» Джона Колтрейна, «The Blues and the Abstract Truth» Оливера Нельсона.
Собственную дискографию Хаббарда в качестве лидера открыл сильный альбом «Open Sesame», вышедший на лейбле Blue Note в 1960 г. Всё-таки это было удивительное время, породившее целое созвездие удивительно ярких молодых музыкантов: на первом сольном альбоме опытного трубача, уже принявшего участие в записи самых важных пластинок той эпохи, музыканту всего 22 года! Хаббард на этом альбоме далеко ещё не достигает своего пикового творческого уровня, свойственного его более поздним сольным работам, но и на этой юношеской записи слышно, что играет первоклассный трубач. Ансамбль, с которым Фредди записал дебютную работу, трудно назвать полностью звездным: тенор-саксофонист Тайна Брукс в то время ещё учился у легендарного Джекки Маклина (и, кстати, пронзительные блюзовые интонации Маклина временами отчётливо слышны в его игре), а игра юного (19 лет!), но уже вполне умелого барабанщика Клиффорда Джарвиса (в 1962-1976 гг. он будет постоянным участником ансамблей Сан Ра), далеко не достигает уровня мастерства тех барабанщиков, с которым Хаббард будет записываться позже — Филли Джо Джонса, Элвина Джонса или Луиса Хэйза. Превосходна игра молодого пианиста Маккоя Тайнера (ему здесь 21 год), но он тоже ещё мало кому известен — это момент перед самым началом звёздного взлёта в его карьере, когда из ансамбля саксофониста Бенни Голсона и трубача Арта Фармера Jazztet он переходил в квартет великого Джона Колтрейна, который прославит имя Тайнера. Пятый участник записи — самый старший: это надёжный, но скромный контрабасист Сэм Джонс, к тому моменту уже поработавший с Телониусом Монком, Диззи Гиллеспи и ставший постоянным участником ансамбля Кэннонболла Эддерли (Сэму в момент записи этого альбома было 36).
Фредди Хаббард стремительно набрал творческий вес в качестве лидера в течение всего двух лет: после «Сезам, откройся» им до августа 1961-го было записано ещё три альбома — «Goin' Up» (со звёздной ритм-секцией — барабаншик Филли Джо Джонс, контрабасист Пол Чэмберс и пианист Маккой Тайнер — и первоклассным саксофонистом Хэнком Мобли), «Hub Cap» (с тромбонистом Джулианом Пристером и саксофонистом Джимми Хитом) и, наконец, «Ready For Freddie», где с ним впервые записался тенор-саксофонист Уэйн Шортер.
В конце 1961-го Шортер и Фредди Хаббард вместе вошли в состав самого популярного гастролирующего джазового ансамбля тех лет, своеобразного «университета хардбопа» — группы Jazz Messengers барабанщика Арта Блэйки. Хаббард сменил в составе «Посланцев джаза» одного из своих кумиров, чьё влияние сформировало его раннюю манеру игры — Ли Моргана. У Блэйки способность Хаббарда играть в самых передовых авангардных стилях не пригодилась, зато его умение дать самого жаркого, искусного и (по сравнению с фри-джазом) глубоко традиционного хардбопа снискало трубачу самую широкую известность. Помимо активных гастролей и записей с «Посланцами», Фредди в этот период участвовал в записи лучших ранних альбомов одного из величайших пианистов современного джаза, Хэрби Хэнкока (в том числе хрестоматийных «Empyrean Isles» и «Maiden Voyage», вышедших на Blue Note, соответственно, в 1964 и 1965 гг.), и важнейшей композиторской работы своего давнего приятеля Эрика Долфи «Out To Lunch» (Blue Note, 1964).
Покинув Блэйки в 1966-м, Фредди продолжил запись сольных альбомов — правда, уже не на Blue Note, для которой в общей сложности записал восемь сольных пластинок и в 28 работах участвовал в качестве сайдмена, а на Atlantic. Хотя всю вторую половину 60-х Хаббард руководил собственным, довольно успешным квартетом (с альт-саксофонистом Джеймсом Сполдингом), где одинаково ярко играл и традиционный хардбоп, и более экспериментальную, свободную музыку, самыми популярными его записями оказались альбомы начала 70-х для лейбла CTI. Лейблом руководил легендарный продюсер Крид Тейлор, в лучших проявлениях своей продюсерской манеры удачно балансировавший между общедоступностью формы и высоким творческим качеством содержания. Все знатоки искусства джазовой трубы и немалое количество более широкой публики помнят его лучшие записи той поры — «Red Clay», «Straight Life» и особенно «First Light» (1971), продававшийся лучше всех альбомов Хаббарда. В те годы Хаббард был самой яркой звездой лейбла CTI, который выпускал музыку в комфортных, расслабленных, мягких звучаниях, предвосхитивших идеологию смут-джаза 90-х. Записи Фредди продавались лучше, чем пластинки других звёзд фирмы Крида Тейлора — Стэнли Туррентина, Хьюберта Лоуза и даже самого Джорджа Бенсона.
К сожалению, к середине 1970-х Хаббард перешел на Columbia, где записывал крайне неудачные альбомы, продюсеры которых пытались сделать звучание замечательного трубача более «модным» (и, тем не менее, в коммерческом плане эти записи провалились). Правда, Фредди поддерживал свою джазовую репутацию эпизодическими появлениями в высококлассных фестивальных проектах, вроде V.S.O.P. Хэрби Хэнкока, с которым в 1977 г. дал два великолепных концерта в Калифорнии, из записи которых Columbia сделала великолепный альбом «V.S.O.P: The Quintet» (1977). В течение 1980-х он не раз появлялся на фестивальных сценах с первоклассными программами хрестоматийной классики хардбопа, в том числе вместе с саксофонистом Джо Хендерсоном (вместе с которым записывался в своё время для CTI), вибрафонистом Бобби Хатчерсоном и другими ветеранами 60-х. Однако к концу 80-х определённые персональные проблемы музыканта практически вывели его из круга активно играющих джазменов, а травма губы в 1992-м привела к тому, что в 90-е Хаббард практически не выступал. Только в 2001 г. началось медленное возвращение великого трубача на джазовую сцену, хотя из-за давней травмы его игра никогда уже не достигала прежнего уровня.
В 1990 г. Фредди Хаббард дал два концерта в Москве в рамках легендарного Первого международного московского джазового фестиваля. По свидетельству очевидцев, оба концерта проходили в ужасающих акустических условиях (справиться с озвучиванием московских залов в те времена не удавалось хронически), но Хаббард отыграл на максимально возможном для себя уровне. Кстати, тогда Хаббард играл с 23-летним пианистом Бенни Грином, энтузиазм и незаурядное мастерство которого тронули даже суровых и придирчивых критиков из тогдашнего советского джазового журнала «Джаз», чохом обругавших почти все выступления на этом историческом фестивале.
В мае 2006 г. планировалось ещё одно выступление Фредди Хаббарда в Москве — были расклеены афиши, проданы билеты... Увы, не получилось: Хаббард не прилетел.

Последний альбом Хаббарда, «On the Real Side», записанный после многолетнего перерыва, вышел 24 июня 2008-го на Hip Bop Records. А 29 декабря 2008 года музыкант скончался от последствий тяжелейшего сердечного приступа. Он умер в больнице городка, где прожил последние годы — Шерман-Оукс в Калифорнии.

Константин Волков

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service