День города в Москве по
традиции - не одно мероприятие, а конгломерат
десятков событий. Тем более, что в этом году
впервые в Москве проходили одновременно ДВА Дня
города - официальный, устроенный мэрией, и
неофициальный (он так и назывался - Неофициальная
Москва), проводившийся по инициативе одного из
кандидатов в мэры на следующих выборах (все
знают, какого именно, так что не будем играть в
невинность - это Сергей Кириенко). Естественно, во
всей огромной массе происходивших за этот уикэнд
(3-5 сентября) развлекательных,
культурно-развлекательных и просто культурных
мероприятий нашлось место и джазу. Причем
довольно много места (хотя могло бы найтись и
больше).
Конечно, многие музыканты выступали, так сказать,
децентрализованно - на десятках разбросанных по
округам города открытых и закрытых площадок, в
потоке детских танцевальных коллективов,
фольклорных ансамблей, фанерных попсюков и
цирковых трупп. Но обозреть все эти - пусть и
многочисленные - выступления нереально, да и вряд
ли нужно. Мы сконцентрируемся на двух, так
сказать, центральных мероприятиях -
джаз-рок-фестивале "Трансатлантик
Экспресс", проходившем 4 сентября на Тверской
улице рядом с клубом "Место встречи" и рядом
с ним, и на фестивале новой музыки "Джаз Off",
прошедшем 3-4 сентября в РГГУ и Московской ТЮЗе и
ставшем, пожалуй, самым заметным форумом новой
импровизационной музыки в Москве за последние
годы.Фестивалем джаз-рока
"Трансатлантик Экспресс" московский
клуб-ресторан "Место встречи" на Тверской
заявил о себе не просто как о точке общепита с
джазовыми концертами - как о точке, стремящейся
влиться в городскую джазовую жизнь. В
значительной степени это удалось - не в последнюю
очередь благодаря исключительным
обстоятельствам городского праздника: Тверская
была перекрыта, по ней сплошным потоком сразу во
всех направлениях двигался народ, а тут поперек
переулка сидят за столиками и на асфальте сотни
людей, глядя на маленькую сцену (в обычные дни это
- открытая веранда ресторана, выходящая на
Тверскую углом), где музыканты играют что-то
модное. Мощный звук, море пива (мероприятие
спонсировала немецкая пивная компания Paulaner),
атмосфера общего "релакса" и теплая погода -
все вместе до боли напоминало некоторые моменты
только что завершившегося фестиваля в саду
Эрмитаж. И, хотя музыкальная программа временами
становилась довольно однообразной (все-таки
слишком ко многим отечественным музыкантам
джаз-рок поворачивается только своей
"релаксовой", вяловато-раслабляющей якобы
коммерческой стороной), были и очень интересные
моменты. В середине дня мощный старт фестивалю
дал петербуржец Андрей Кондаков, напомнив, что
исключительно силен не только в джазовом
мэйнстриме, но и во фьюжн - и уж к нему-то фьюжн
поворачивается правильной строной! Интересно
выступил также ансамбль клавишника Юрия Погибы и
гитариста Игоря Золотухина - по составу почти
ритм-секция Анатолия Герасимова, только без него
и с небезынтересной музыкой Золотухина. А вот и
сам Герасимов появился, приехав с выступления на
Поклонной горе! Его группа выступила своим новым
составом (см. "Полный джаз"
#31-99) и с лучшими хитами лидера (в отличие от недавнего концерта в
ЦДХ, Анатолий больше играл на сопрано-саксофоне,
нежели на флейтах) - тут были и "Не в огне
гореть", и "Foxy Lady", и "Темный грув", и
масса других приятных вещей. Среди публики
заметно кайфовал экс-тубист "Три О" Аркадий
Кириченко, за день до этого прилетевший на
историческую родину из Нью-Йорка (он там, кто не
знает, уже лет девять трудится таксистом). Тем
временем музыкальная программа началась и
внутри клуба, в подвале - там играл молодой
саксофонист-поливальщик Сергей Головня, из-за
травмы руки временно переключившийся на флейту;
затем его сменил дуэт "Романтики джаза" -
московский гитарист Александр Виницкий и
уфимский саксофонист Олег Киреев, к джаз-року
относящиеся разве что генетически. Зато на
открытой сцене крен джаз-рока сместился совсем
уж ко второй составляющей - громко заиграл со
своей группой гитарист Дмитрий Четвергов. Его
сменили инициаторы фестиваля - когда-то уфимский
коллектив, а ныне "домашний ансамбль" театра
Марка Розовского - группа "Транс-Атлантик"
клавишника Сергея Чипенко, демонстрируя свой
новый, весьма утонченный звук. Не обошлось и без
участия членов когорты отцов джаз-рока в нашей
стране - играли и Вячеслав Горский, и Сергей
Манукян... Фестиваль продолжался до глубокой
ночи, и, когда все прекратилось на уличной сцене,
музыканты переместились в клуб и там еще долго
радовались друг другу, публике и удавшемуся
веселью.
Пока джаз-рокеры гремели на Тверской, по другую
сторону от метро "Пушкинская" - в московском
ТЮЗе - начинался второй день фестиваля "Джаз
Off". Значение этого события (не
тусовочно-политическое, а музыкальное) столь
велико, что мы публикуем сразу два текста о нем.
Начнем с репортажа нашего корреспондента со
второго дня, из ТЮЗа.
Фестиваль новой музыки "Джаз
Off" 3-4 сентября был самой большой удачей
альтернативной программы празднования дня
города "Неофициальная Москва". После
удачных концертов 3 числа субботний музыкальный
марафон собрал полный зал московского Театра
юного зрителя.
Двери театра стояли нараспашку весь вечер.
"Непонятно, чья тусовка пришла," - размышлял
на сцене ведущий Дмитрий Ухов. У него на футболке
написано: "Ходят тут всякие, и это хорошо".
Владимира Тарасова, Владимира Волкова, Вячеслава
Гайворонского, Эвелину Петрову - каждого
участника концерта зрители встречали так, как
будто только ради него они и пришли. Съемочную
группу MTV удивило, что в зале много молодежи. А
меня удивило и обрадовало, что в зале, например,
писатель Лев Рубинштейн. Автор книги
"Регулярное письмо", текст которой был
написан, а потом напечатан на маленьких
карточках, похожих на те, что мы находим в
библиотечных каталогах. Здесь выкинуто все
лишнее. Только реплики, изъятые из пьес, романов,
отрывки внутренних монологов и диалогов автора с
неизвестными. Рубинштейн специально пришел в
МТЮЗ, чтобы только послушать Владимира Тарасова.
Они не только друзья. Как мне кажется, между
стройным пасьянсом карточек Рубинштейна и
звукотворчеством Тарасова есть тонкая невидимая
связь. Тарасов показал программу, написанную в
Штутгарте - "Алеаторическая музыка для рулетки
и ударных". Ударных - целая батарея, рулетка -
детский барабан, откуда Тарасов вынимал номер
той композиции, которую собирался играть. И здесь
выкинуто все лишнее. Только ритмы, изъятые
неизвестно откуда. Карточки Рубинштейна
раскалывали заледеневшее море ассоциаций, а
музыка Тарасова разбудила во мне еще одну,
другую.
Лев Рубинштейн о Владимире Тарасове : "Для меня
Тарасов - очень многое. Во-первых, он член
легендарного трио "Ганелин-Тарасов-Чекасин
", которое я впервые услышал в середине
восьмидесятых в зале Чайковского. У нас
оказалось много общих знакомых, которые нас и
представили друг другу. Мы встречались в
мастерской Кабакова, где Тарасов в узком кругу
играл на связках ключей, на тарелочках, на
обувных коробочках. В ход шло все, что было под
рукой... А потом я встречал его в разных местах. В
основном почему-то в Германии. И однажды мы даже
как-то вместе выступили. Без репетиции. Он играл,
я что-то читал. Тарасов сказал, где надо вступать.
Я все думал, получится у меня это вовремя или нет.
Как мне казалось, я никуда не попал и все
перепутал. Но Володя утверждал, что все отлично...
У нас нет регулярного общения. Когда я здесь, он в
Вильнюсе. Если я в Берлине, он в Москве. Вчера я
встретил его на улице. Он сказал, что его
назначили директором какого-то театра в
Вильнюсе. Велел мне написать какую-нибудь пьесу
для его театра. Я никогда не писал для театра, но
поскольку он старше меня на один год, я думаю,
надо уважать и подчиняться..."
Еще Владимир Тарасов - президент литовской
джазовой ассоциации и обладатель огромной
дискографии - более 50 пластинок.
Такой же редкий гость в Москве, как и Тарасов,
первый саксофонист Литвы Пятрас Вишняускас
играл в тот же вечер вместе с Клаусом Кугелем
(ударник из Германии) и петербургским
контрабасистом Владимиром Волковым то, что
называется "фри-джаз". Пока готовились
музыканты, ведущий рассказывал одну за другой
байки о Вишняускасе. Но то, что делало на сцене
новое трио, было интереснее баек. Here & now. Больше
нигде и никогда. Это была импровизация вечера.
А вслед за ними еще одно трио - Вячеслав
Гайворонский (труба), Эвелина Петрова (аккордеон
и голос). В этом "трио-дуэте" (несмотря на
безусловное лидерство музыкальной мысли
Гайворонского) самое красивое - это мимика
Эвелины Петровой, самое интересное то, как она
аккомпанирует Гайворовскому. Голосом как будто
передразнивает, задирает трубу. Ну просто полный
"Джаз Off". Закрытый джаз ? Джаз выключен ?
Конец джазу ?
Один очевидец, наблюдавший полное солнечное
затмение в Румынии, утверждал, что во время этого
природного явления в голове человека что-то
щелкает и переключается на новую волну.
Фестиваль новой музыки "Джаз Off" напомнил
мне последний конец света 11 августа. Солнечное
затмение: ничего страшного не происходит, а
народу приятно.
Ася Мелкумова
Второй текст - рассказ об обоих днях фестиваля
одного из его организаторов и ведущего его
концертов Дмитрия Ухова. В очень сокращенном
виде в своем первом номере этот текст
опубликовала было новая газета "Ведомости",
но мы публикуем его целиком...>>>> |