502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #32 (42) - 8 сентября 1999 г.
Слово
к читателям
Итак, сезон не просто начался - навалился, как везение на упрямых. Сразу везде что-то начало происходить: в Питере, Москве (см. ниже - как репортажи, так и анонсы), в Новокузнецке вот 10-12 сентября очередная "Великая сибирская ассамблея современного искусства", в Днепропетровске в конце сентября будет интересный фестиваль, в Россию едет с гастролями трубач Рэнди Брекер (тоже см. ниже), на фестиваль авангардного вокала в Москву приезжает легендарный Фил Минтон - короче, понеслось. После летнего затишья появились новые компакт-диски - на "Богеме" вышло новое "Второе приближение" и переиздание легендарного дуэта Громин-Кузнецов, на L-junction - "Джазовые баллады" Алекса Ростоцкого, Вячеслав Горский сам выпустил свой "New Romantic Jazz". Уже отпразднованы первые юбилеи сезона - 65-летие критика Алексея Баташева и первая годовщина звукоиздательской компании "Богема". Поневоле опять кажется, что все хорошо. Наверное, это почти так.
Тут вот что главное: не упускать за всем этим музыку. Прошлой зимой один из наших читателей пустил в народ прижившееся чрезвычайно удачное определение - "мурашки кожаные". Это то, что бегает по спине, когда слушаешь действительно хорошую музыку, на которую твой организм отзывается, а не просто посредством центральной нервной системы принимает ее к сведению. "Мурашки кожаные" - результат деятельности не центральной нервной системы, а периферийной. А периферия, как известно - то самое место, где коренится культура. Кроме шуток.
Когда на в целом конъюнктурном, политическими играми порожденном мероприятии ("Неофициальная Москва") слышишь такие звуковые жемчужины, как двадцать минут совершенно спонтанной, запирающей дыхание совместной импровизации литовца Вишняускаса, русского Волкова и немца Кугеля (см. ниже) - мурашки кожаные бегают толпами, и тут неважно, Кириенко заплатил за это или сакраментальный Вася Пупкин. Главное, событие состоялось и, несмотря на принципиальную неповторимость, уже вошло в историю. Это не только Вишняускаса касается - всего новоджазового праздника минувшего уикэнда.
Искусство (или область культуры, это уж как вам угодно), с которым мы имеем дело, по природе своей мимолетно, одноразово, принципиально невоспроизводимо и - более того - даже если его консервировать (записывать, снимать и т.п.) - в лучшем случае ведет к созданию некоей новой сущности (джазовая пластинка, фильм, фотография и т.п.), нежели к сохранению сущности предыдущей. Записанный на винил (CD, кассету, пергамент, глиняную табличку) джазовый музыкант не становится виртуальной копией себя - он превращается в отдельный артефакт. Ну, или в кучку мусора, зависит от стечения обстоятельств (запил звукорежиссер, на пленку пролилось пиво, у музыканта болел коренной зуб, объектив постоянно загораживал пьяный слушатель или трезвый друг музыканта, была высокая влажность и у контрабаса сполз строй, выбрать/добавить по вкусу). Так что нам остается либо упрямо потреблять эти вторичные (это относится к причинно-следственной связи, а не к художественной ценности) артефакты, если мы - коллекционеры, либо, следуя заветам дзэн-буддизма, развивать в себе чувствительность к мгновениям.
Дзэн - идеальная среда для восприятия джаза. Кроме шуток. Дзэн учит, что просветление мгновенно. Нельзя стать Буддой, можно только прикоснуться к Абсолюту. Так и в джазе: прикоснувшись к мигу абсолютной радости от того, что слышишь, ты обнаруживаешь, что миг этот уже отделен от тебя уходящим временем и неостановимо уходит в прошлую минуту, прошлый вечер, прошлую неделю... А если ты умеешь сохранить этот момент в себе и быть в состоянии не то чтобы прикоснуться, пережить его вновь - это-то, конечно, невозможно - но вспомнить его (а точнее - свое ощущение от него) - значит, вместе с тобой это момент обрел почти что бессмертие.
Чего и вам желаем.
Как это было
в Москве
День города в Москве по традиции - не одно мероприятие, а конгломерат десятков событий. Тем более, что в этом году впервые в Москве проходили одновременно ДВА Дня города - официальный, устроенный мэрией, и неофициальный (он так и назывался - Неофициальная Москва), проводившийся по инициативе одного из кандидатов в мэры на следующих выборах (все знают, какого именно, так что не будем играть в невинность - это Сергей Кириенко). Естественно, во всей огромной массе происходивших за этот уикэнд (3-5 сентября) развлекательных, культурно-развлекательных и просто культурных мероприятий нашлось место и джазу. Причем довольно много места (хотя могло бы найтись и больше).
Конечно, многие музыканты выступали, так сказать, децентрализованно - на десятках разбросанных по округам города открытых и закрытых площадок, в потоке детских танцевальных коллективов, фольклорных ансамблей, фанерных попсюков и цирковых трупп. Но обозреть все эти - пусть и многочисленные - выступления нереально, да и вряд ли нужно. Мы сконцентрируемся на двух, так сказать, центральных мероприятиях - джаз-рок-фестивале "Трансатлантик Экспресс", проходившем 4 сентября на Тверской улице рядом с клубом "Место встречи" и рядом с ним, и на фестивале новой музыки "Джаз Off", прошедшем 3-4 сентября в РГГУ и Московской ТЮЗе и ставшем, пожалуй, самым заметным форумом новой импровизационной музыки в Москве за последние годы.

Группа Анатолия ГерасимоваФестивалем джаз-рока "Трансатлантик Экспресс" московский клуб-ресторан "Место встречи" на Тверской заявил о себе не просто как о точке общепита с джазовыми концертами - как о точке, стремящейся влиться в городскую джазовую жизнь. В значительной степени это удалось - не в последнюю очередь благодаря исключительным обстоятельствам городского праздника: Тверская была перекрыта, по ней сплошным потоком сразу во всех направлениях двигался народ, а тут поперек переулка сидят за столиками и на асфальте сотни людей, глядя на маленькую сцену (в обычные дни это - открытая веранда ресторана, выходящая на Тверскую углом), где музыканты играют что-то модное. Мощный звук, море пива (мероприятие спонсировала немецкая пивная компания Paulaner), атмосфера общего "релакса" и теплая погода - все вместе до боли напоминало некоторые моменты только что завершившегося фестиваля в саду Эрмитаж. И, хотя музыкальная программа временами становилась довольно однообразной (все-таки слишком ко многим отечественным музыкантам джаз-рок поворачивается только своей "релаксовой", вяловато-раслабляющей якобы коммерческой стороной), были и очень интересные моменты. В середине дня мощный старт фестивалю дал петербуржец Андрей Кондаков, напомнив, что исключительно силен не только в джазовом мэйнстриме, но и во фьюжн - и уж к нему-то фьюжн поворачивается правильной строной! Интересно выступил также ансамбль клавишника Юрия Погибы и гитариста Игоря Золотухина - по составу почти ритм-секция Анатолия Герасимова, только без него и с небезынтересной музыкой Золотухина. А вот и сам Герасимов появился, приехав с выступления на Поклонной горе! Его группа выступила своим новым составом (см. "Полный джаз" #31-99) и с лучшими хитами лидера (в отличие от Анатолий Герасимов и Аркадий Кириченконедавнего концерта в ЦДХ, Анатолий больше играл на сопрано-саксофоне, нежели на флейтах) - тут были и "Не в огне гореть", и "Foxy Lady", и "Темный грув", и масса других приятных вещей. Среди публики заметно кайфовал экс-тубист "Три О" Аркадий Кириченко, за день до этого прилетевший на историческую родину из Нью-Йорка (он там, кто не знает, уже лет девять трудится таксистом). Тем временем музыкальная программа началась и внутри клуба, в подвале - там играл молодой саксофонист-поливальщик Сергей Головня, из-за травмы руки временно переключившийся на флейту; затем его сменил дуэт "Романтики джаза" - московский гитарист Александр Виницкий и уфимский саксофонист Олег Киреев, к джаз-року относящиеся разве что генетически. Зато на открытой сцене крен джаз-рока сместился совсем уж ко второй составляющей - громко заиграл со своей группой гитарист Дмитрий Четвергов. Его сменили инициаторы фестиваля - когда-то уфимский коллектив, а ныне "домашний ансамбль" театра Марка Розовского - группа "Транс-Атлантик" клавишника Сергея Чипенко, демонстрируя свой новый, весьма утонченный звук. Не обошлось и без участия членов когорты отцов джаз-рока в нашей стране - играли и Вячеслав Горский, и Сергей Манукян... Фестиваль продолжался до глубокой ночи, и, когда все прекратилось на уличной сцене, музыканты переместились в клуб и там еще долго радовались друг другу, публике и удавшемуся веселью.

Пока джаз-рокеры гремели на Тверской, по другую сторону от метро "Пушкинская" - в московском ТЮЗе - начинался второй день фестиваля "Джаз Off". Значение этого события (не тусовочно-политическое, а музыкальное) столь велико, что мы публикуем сразу два текста о нем. Начнем с репортажа нашего корреспондента со второго дня, из ТЮЗа.


Пятрас ВишняускасФестиваль новой музыки "Джаз Off" 3-4 сентября был самой большой удачей альтернативной программы празднования дня города "Неофициальная Москва". После удачных концертов 3 числа субботний музыкальный марафон собрал полный зал московского Театра юного зрителя.
Двери театра стояли нараспашку весь вечер. "Непонятно, чья тусовка пришла," - размышлял на сцене ведущий Дмитрий Ухов. У него на футболке написано: "Ходят тут всякие, и это хорошо". Владимира Тарасова, Владимира Волкова, Вячеслава Гайворонского, Эвелину Петрову - каждого участника концерта зрители встречали так, как будто только ради него они и пришли. Съемочную группу MTV удивило, что в зале много молодежи. А меня удивило и обрадовало, что в зале, например, писатель Лев Рубинштейн. Автор книги "Регулярное письмо", текст которой был написан, а потом напечатан на маленьких карточках, похожих на те, что мы находим в библиотечных каталогах. Здесь выкинуто все лишнее. Только реплики, изъятые из пьес, романов, отрывки внутренних монологов и диалогов автора с неизвестными. Рубинштейн специально пришел в МТЮЗ, чтобы только послушать Владимира Тарасова. Они не только друзья. Как мне кажется, между стройным пасьянсом карточек Рубинштейна и звукотворчеством Тарасова есть тонкая невидимая связь. Тарасов показал программу, написанную в Штутгарте - "Алеаторическая музыка для рулетки и ударных". Ударных - целая батарея, рулетка - детский барабан, откуда Тарасов вынимал номер той композиции, которую собирался играть. И здесь выкинуто все лишнее. Только ритмы, изъятые неизвестно откуда. Карточки Рубинштейна раскалывали заледеневшее море ассоциаций, а музыка Тарасова разбудила во мне еще одну, другую.
Лев Рубинштейн о Владимире Тарасове : "Для меня Тарасов - очень многое. Во-первых, он член легендарного трио "Ганелин-Тарасов-Чекасин ", которое я впервые услышал в середине восьмидесятых в зале Чайковского. У нас оказалось много общих знакомых, которые нас и представили друг другу. Мы встречались в мастерской Кабакова, где Тарасов в узком кругу играл на связках ключей, на тарелочках, на обувных коробочках. В ход шло все, что было под рукой... А потом я встречал его в разных местах. В основном почему-то в Германии. И однажды мы даже как-то вместе выступили. Без репетиции. Он играл, я что-то читал. Тарасов сказал, где надо вступать. Я все думал, получится у меня это вовремя или нет. Как мне казалось, я никуда не попал и все перепутал. Но Володя утверждал, что все отлично... У нас нет регулярного общения. Когда я здесь, он в Вильнюсе. Если я в Берлине, он в Москве. Вчера я встретил его на улице. Он сказал, что его назначили директором какого-то театра в Вильнюсе. Велел мне написать какую-нибудь пьесу для его театра. Я никогда не писал для театра, но поскольку он старше меня на один год, я думаю, надо уважать и подчиняться..."
Еще Владимир Тарасов - президент литовской джазовой ассоциации и обладатель огромной дискографии - более 50 пластинок.
Такой же редкий гость в Москве, как и Тарасов, первый саксофонист Литвы Пятрас Вишняускас играл в тот же вечер вместе с Клаусом Кугелем (ударник из Германии) и петербургским контрабасистом Владимиром Волковым то, что называется "фри-джаз". Пока готовились музыканты, ведущий рассказывал одну за другой байки о Вишняускасе. Но то, что делало на сцене новое трио, было интереснее баек. Here & now. Больше нигде и никогда. Это была импровизация вечера.
А вслед за ними еще одно трио - Вячеслав Гайворонский (труба), Эвелина Петрова (аккордеон и голос). В этом "трио-дуэте" (несмотря на безусловное лидерство музыкальной мысли Гайворонского) самое красивое - это мимика Эвелины Петровой, самое интересное то, как она аккомпанирует Гайворовскому. Голосом как будто передразнивает, задирает трубу. Ну просто полный "Джаз Off". Закрытый джаз ? Джаз выключен ? Конец джазу ?
Один очевидец, наблюдавший полное солнечное затмение в Румынии, утверждал, что во время этого природного явления в голове человека что-то щелкает и переключается на новую волну. Фестиваль новой музыки "Джаз Off" напомнил мне последний конец света 11 августа. Солнечное затмение: ничего страшного не происходит, а народу приятно.

Ася Мелкумова

Второй текст - рассказ об обоих днях фестиваля одного из его организаторов и ведущего его концертов Дмитрия Ухова. В очень сокращенном виде в своем первом номере этот текст опубликовала было новая газета "Ведомости", но мы публикуем его целиком...>>>>

Говорите,
вас слушают
В рамках программы обмена материалами с минским бумажным изданием "Jazz-Квадрат" мы сегодня слушаем известнейшего представителя так называемого Downtown-авангарда - гитаристом и композитором Фредом Фритом...>>>>
Что намечается: московские
анонсы
В Москве сентябрь грозит стать столь же наполненным, каким был апрель - что убедительно свидетельствует о приходе осеннего Большого Сезона. Начнем по порядку.
9 сентября в "Ле Клубе" Вячеслав Горский презентует свежевышедший CD "New Romantic Jazz", выпущенный им самостоятельно, без всяких там фирм грамзаписи. В записи этого альбома в свое время участвовал контрабасист Юрий Голубев, но время идет, и состав проекта "New Romantic Jazz", который будет играть в "Ле Клубе", уже другой - сам Вячеслав Горский на клавишных, Руслан Капитонов на барабанах, басист Алексей Лебедев и гитарист Игорь Бойко.

Фил Минтон10-12 сентября клуб "Дом" (см. полное расписание и координаты) приглашает на фестиваль со смачным названием Фестиваль Голоса "Глубокая Глотка, или Опасные Связки". Естественно (как и все, что в "Доме" происходит), это не чисто джазовое мероприятие - скорее, ему подойдет жанровое определение "Новая импровизационная музыка". Для любителей нового джаза, авангарда и т.п. это мероприятие должно стать бестселлером - там будет дуэт Аркадий ШилклоперАркадий Кириченко - Аркадий Шилклопер (валторна) - Аркадий Кириченко (вокал, бас-труба), Ираида Юсупова с ансамблем покойного Дмитрия Покровского, трио "Северное сияние" - Владимир Резицкий из Архангельска (саксофон, флейта, голос) и два лондонца - Владимир Миллер (фортепиано, голос) и Кен Хайдер (ударные, электроника, голос), ансамбль "Не Те" и масса других людей, но самое главное - будет нью-йоркская авангардная звезда, ветеран новоджазового вокала, почти 60-летний Фил Минтон, сотрудничавший с Фредом Фритом, Майком Уэстбруком, Линдсэй Купером, но прославившийся (аж с 1972 г.!) своим сольным вокалом, точнее - гипервокалом (уж больно необычно большинство звуков, которые он издает голосом). Сольные работы Минтона - образец, по которому равняется большинство новоджазовых вокалистов. Это мероприятие мы вам искренне рекомендуем.

17 сентября открывает свое очередной сезон "Джаз-арт клуб" на Беговой, 5. И, как обычно - концертом живущего в соседнем доме Игоря Михайловича Бриля.

19 сентября свой новый альбом "Один..." (рецензию см. "Полный джаз" #26-99) презентует пианист Борис Прусаков - один из самых необычных и недооцененных музыкантов отечественного джаза. Это произойдет в зале Российского Фонда культуры (Гоголевский бульвар, 6), начало в 18.00. Борис исполнит сольную программу (причем не только ту, что запечатлена на альбоме), а во втором отделении будет импровизировать со своими друзьями-музыкантами. Среди тех, чье участие планируется, Борис назвал Анатолия Герасимова, недавно вернувшегося из США саксофониста Василия Бояринцева и других.


Рэнди БрекерНу и, наконец, анонс анонсов. В Россию приезжает трубач Рэнди Брекер! С 22 по 26 сентября он будет выступать в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде (расписание см. ниже). Вместе с ним приезжает его ансамбль - клавишник Джордж Уитти, гитарист Дэвид Гилмор, басист Мик Поуп и барабанщик Зак Данцигер. Кроме того, в концертах примет участие организатор турне - тенор-саксофонист Игорь Бутман, который гастролями блестящего трубача продолжает череду своих американско-российских звездных туров.Расписание турне:

22.09, 19.00 Санкт-Петербург, ДК им. Ленсовета.
23.09, 21.00 Москва, "Ле Клуб".
24.09, 19.00 Нижний Новгород, КЗ "Юпитер".
25.09, 21.00 Москва, "Ле Клуб".
26.09, 20.30 Москва, "Ле Клуб".

Конечно, билеты будут, мягко говоря, недешевы, но... Все-таки Рэнди Брекер...
Для кого это имя мало что говорит - в ближайшие дни на сервере "Джаз в России" откроется специальная страница, посвященная гастролям Брекера. Там все про него будет.

А в это время
за бугром...
Элвин ДжонсС 7 по 12 сентября в нью-йоркском клубе Blue Note отмечает свой 72-й день рождения один из наиболее выдающихся барабанщиков современного джаза - Элвин Джонс. Легендарный музыкант, участник квартета Джона Колтрейна, член уникальной джазовой семьи (его братья - бэндлидер Тэд Джонс и пианист Хэнк Джонс) находится в прекрасной форме и демонстрирует это со своим ансамблем Elvin Jones Jazz Machine и специальным гостем - тенор-саксофонистом Майклом Брекером (кстати, родным братом приезжающего в Россию Рэнди Брекера - ред.). Больше того, после основного концерта 7, 8 и 9 сентября Элвин будет играть в "Блю Ноуте" еще один - дуэтом с авангардным пианистом Сисилом Тэйлором, с которым недавно выпустил альбом "Momentum Space". Кстати, концерт Джонса, "Джаз Машины" и Брекера можно будет посмотреть 9 сентября в 9 вечера (то есть в 5 утра 10-го по Москве) на сайте "Блю Ноут" Элвин Джонс родился 9 сентября 1927 г. в Понтиаке (штат Мичиган). На джазовую сцену он вышел в Детройте, а в 1955 г. переехал в Нью-Йорк, где играл с такими гигантами, как Майлс Дэвис,Сонни Роллинз, Джей Джей Джонсон, Бад Пауэлл, Дональд Берд и др. С 1960 по конец 1965 г. он был членом легендарного квартета саксофониста Джона Колтрейна, одного из самых значимых ансамблей в джазовой истории. Однако, когда за ударными у Колтрейна его сменил Рашид Али, история Джонса не закончилась. Он один сезон был барабанщиком оркестра Дюка Эллингтона и затем основал собственную группу, существующую до сих пор - в последнее десятилетие под названием Elvin Jones Jazz Machine. Десятки ведущих музыкантов прошли через эту группу, и среди них саксофонисты Фрэнк Фостер, Джо Фаррел, Джордж Коулмен, Рави Колтрейн (сын Джона Колтрейна), Пеппер Адамс, Дэйв Либман, трубач Николас Пэйтон и многие другие. Кроме того, Элвин записывается с другими музыкантами как сайдмен - его имя стоит на обложке нескольких сотен (!) альбомов - и очень много концертирует...
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Анастасия Костюкович,
Андрей Микрюков,
Дмитрий Ухов,
Ася Мелкумова,
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Down Beat,

Редактор:
Кирилл Мошков

Фото:
Павел Корбут, Анастасия Костюкович,
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!