
25 июня исполнилось 60 лет одному из самых ярких джазовых
барабанщиков России — Олегу Юданову. Живёт Олег Константинович в
далёком от столиц северном Архангельске, широкую известность в нашей
стране и за рубежом завоевал ударным (во всех смыслах) трудом в
знаменитой джаз-группе «Архангельск» Владимира Резицкого. Участвовал в
нескольких сотнях(!) джазовых фестивалей, объездил полмира. Естественно,
что Юданов — фигура важная для земляков-архангелогородцев. Но авторитет
его простирается гораздо дальше Архангельска и окрестностей. Известные
музыканты других городов мгновенно откликнулись на просьбу сказать пару
слов об Олеге Юданове.
Сергей Манукян (Москва): «Это чуткий, слушающий, тонкий,
одарённый человек. Музыкант от Бога».
Виктор Колесов (Вологда): «Спокойный, уверенный в себе мастер,
умеющий отдавать и радовать. Художник и профессионал».
Леонид Винцкевич (Курск) в «пару слов» не уложился:
— С Олегом Юдановым мы знакомы более 20 лет. Мы с ним писали пластинки,
играли в разных частях мира, не говоря уже о России. Другая сторона
нашего сотрудничества — фестиваль «Джазовая провинция», которому в 2010
году исполнится 15 лет. Это непростой проект, бывало, месяц мы проводили
на колёсах, и далеко не всегда эти эмоциональные затраты и бытовые
неудобства окупались, надо было работать не за деньги, а за идею. Я
благодарен Олегу — он один из самых преданных участников этого
фестиваля. Он редкостно музыкальный человек. Вот мы репетируем новый
материал, что-то не получается. Но присоединяется Олег, и всё встаёт на
свои места, музыка начинает дышать. Это один из самых удивительных
барабанщиков и музыкантов, с которыми мне приходилось работать, а мне
посчастливилось играть с Элвином Джонсом, Лайонелом Хэмптоном... Олега
Юданова я могу поставить в ряд с этими именами. Потому что всё, что у
нас происходит в музыке, это колоссальная радость.
На «юбилейном» интервью Олег Юданов глобальных обобщений не делал, истин
не изрекал. В отличие от тех, кто любит рулить собственным пиаром, он
предпочитает не генерировать завихрения вокруг своей персоны, а спокойно
наблюдать за тем, как эти завихрения производят другие.
Олег, вас не огорчает, что ваши юбилеи совпадают с юбилеями
Архангельска (на этот раз с его 425-летием) и несколько теряются в
череде других городских мероприятий?
— Для меня не теряются. И для моих друзей. Кому надо, тот не потеряет.
Самый запомнившийся из ваших дней рождения?
— Ровно 20 лет назад мы с группой «Архангельск» были на Фестивале
советского авангарда в Швейцарии. Всех барабанщиков пригласили на завод
фирмы Paiste в окрестностях Цюриха, показали производственный процесс, а
потом предложили выбрать кому что нравится из продукции по
фантастической цене — за половину заводской стоимости. Я кое-что купил.
А в мой день рождения как раз был заключительный концерт. Все музыканты
образовали оркестр, я играл на барабанах. Представители завода приехали
на концертную площадку и подарили мне ещё целый чемодан тарелок. И даже
оплатили провоз багажа, когда мы улетали.
Кого вы считаете своими главными учителями?
— Конечно, первый учитель — это отец. У него было много записей, в том
числе джазовых пластинок. Он пел, я с ним ходил на репетиции в Дом
офицеров, слышал и видел, как это делается. Там играл оркестр, я, как
любой мальчишка, всё время оказывался около барабанов. В Доме офицеров,
кстати, я и познакомился с [Владимиром] Резицким (основателем
«Архангельска» - Ред.). Были учителя и в Архангельском музыкальном
училище, где я учился... семь лет — уходил, возвращался... Но в итоге
оказался первым его выпускником по классу ударных.
Ваш отец, профессиональный судостроитель и самодеятельный певец, был
заслуженным работником культуры РФ, а у вас никаких званий нет. Не
обидно?
— Сколько я знаю музыкантов, имеющих звания, которые ничего не делают,
сидят дома и пьют пиво! Главное — человек, а не звание. Ну смешно же
сказать: «Народный артист США Джек Николсон»! Николсон и без званий
Николсон. Если бы мне дали какое-то звание, я бы, конечно, не отказался.
Но биться за звание не буду.
В 2001 году ушёл из жизни Владимир Резицкий. Как бы вы оценили его
роль в своей жизни?
— Резицкий тоже один из моих главных учителей. Он учил меня жизни,
современному музицированию, расширял мой кругозор. Он был
экспериментатор, генератор идей. Но с высоты сегодняшнего опыта я иногда
думаю, что прожил не свою жизнь. Нужно ли было это всё и такой ценой?
У вас были возможности круто изменить жизнь?
— Были. В Швейцарии меня два года ждала хорошая работа, в Америке было
предложение преподавать. К счастью или на беду, но я решил, что должен
соблюдать устный контракт с джаз-группой «Архангельск». да, наверно, и
что-то ещё держало, кроме обязательств.
В какой музыке вам комфортно?
— Мне нравится, скажем так, музыка незажатая: те же стандарты или
авторская музыка, но более свободная в гармонии, ритме. Нравится, как
это делает Леонид Винцкевич. Или Сергей Манукян — берёт вроде банальную
вещь, а потом так её выворачивает... Это свежий глоток воздуха, вообще
другая музыка. Но я не люблю свободу без границ. Свобода — это когда
человек знает, что нельзя делать. Я должен знать, чего в этой музыке не
надо делать, а уже потом начинаю думать, как делать всё оставшееся.
Как появился ваш знаменитый номер со стулом?
— Я давно пробовал, как звучит обыкновенный деревянный стул. Стучал
палочками по стулу. Стулом о пол. Двигаешь стул по полу — он скрипит.
Такие мелодии получаются! Всё это надо только организовать ритмически.
Потом басист Коля Клишин говорит: «Вот я снял номер: старый, 40-х годов,
дуэт барабанщика и басиста, давай вместе сыграем». Но вместо переклички
контрабаса и барабана мы с ним сделали перекличку контрабаса и стула.
Вся «стуловая» техника удачно легла на шесть квадратов. Получился
хороший номер. Тысячные залы встают!
Какие выступления оказались самыми интересными для вас за последние
годы?
— Все выступления чем-то интересны. Очень мне нравится сейчас проект
Игорь Широков (труба) — Алексей Круглов (саксофон) — Игорь Иванушкин
(контрабас) и я. Играем музыку Широкова; записались последний раз в
Ярославле — с таким удовольствием слушаю. С Лёшей Кругловым разные
составы есть: с нами играют либо тубист Андрей Башев, либо пианист Дима
Братухин, либо Игорь Иванушкин. С удовольствием играю с отцом и сыном
Винцкевичами, в проекте «Фанки-Манки» — это Манукян, Горский, Киреев и
я.
Давайте упомянем врачей и музыкантов из Ярославля — отца и сына
Вадима и Станислава Майнугиных. Ведь они, можно сказать, спасли вам
жизнь.
— У нас с ними был совместный проект — играли авторскую музыку и
стандарты. И вот на фестивале «Джаз над Волгой», после того как я
отыграл шесть концертов подряд, Стас говорит: «Олег, с тобой что-то не
так». Позвонил отцу, Вадим сказал, что надо обязательно сделать
кардиограмму. Стас меня тащит на ЭКГ, а я сопротивляюсь: «Не надо,
пойдём лучше пивка выпьем!» А меня вместо пивка — с ЭКГ сразу в
реанимацию. Хорошо, что успели. Майнугины — уважаемые врачи-специалисты,
хирурги, Вадим — доктор медицинских наук. При этом они интересны и как
музыканты. Иначе бы не откликались на приглашение играть с ними такие
люди как Игорь Бутман, Давид Голощёкин, Алексей Кузнецов.
То, что вы были на грани жизни и смерти, как-то отразилось на
творчестве, отношении к жизни?
— Никак. Может быть, сначала действительно начинаешь по-другому смотреть
на мир, а потом возвращаешься на свою колею. Просто с возрастом можешь
себе позволить стараться быть самим собой и говорить то, что думаешь,
даже если это многим не нравится.
Где вас можно будет услышать в обозримом будущем?
— В свой день рождения буду играть с Леонидом Винцкевичем в Курске.
Потом концерты в Архангельске и Северодвинске. В июле, наверно, в
Вологде на фестивале «Блюз на веранде». В сентябре — на фестивале в
Тихвине с Алексеем Кругловым и Игорем Володиным. В октябре с Широковым и
Кругловым — Москва, Питер, Обнинск, Ярославль. В ноябре, надеюсь, снова
в Курске — на фестивале «Джазовая провинция».
Закончить материал об Олеге Юданове хочу словами ещё его коллеги и
партнёра по сцене.
Алексей Круглов (Москва):
— Олег — уникальный музыкант и потрясающий человек! Я счастлив, что
выхожу с ним на одну сцену, что мы создаём совместные проекты. Мы не
просто идеально понимаем друг друга с полузвука, это понимание выводит
на более тонкие и глубинные основы художественной свободы и вдохновения.
Я уже не говорю о том, что Олег очень тонко чувствует движение
музыкальной ткани, находит оригинальные образные средства и формы для
воплощения своих идей. Я не говорю «музыкальных» — нет! Ударные
инструменты — это всего лишь язык для передачи информации. Олег —
Художник, Поэт. Когда стирается грань между средством и идеей, а
остаются лишь образы — это совершенное искусство.
Наши дни рождения всего лишь в одном дне друг от друга, а 30-летняя
разница в возрасте совершенно не ощущается. Олег по-настоящему молод
душой, а его творческая энергия позволяет постоянно генерировать
разнообразные программы. Я благодарен Богу, что встретил в жизни такого
родного человека, дорогого друга и близкого соратника! Хотел бы пожелать
ему здоровья, светлых дней, новых гениальных музыкальных находок, а нам
с ним вместе — побольше концертов в разных городах мира!
Галина Чарупа
|