502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #1, 2010
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Удивительный мир «Уральского диксиленда Игоря Бурко»

«What a Wonderful World» - этой пьесой открылся 21 декабря в «Театре драмы» юбилейный концерт горячо любимого жителями Челябинска «Уральского Диксиленда». Коллективу исполнилось ни много, ни мало – сорок лет. Сорок лет беспрерывной концертной деятельности, сорок лет путешествий по гастрольным дорогам России и зарубежным странам. Сорок лет признания и любви поклонников, которых хватает и в нашей стране, и далеко за её пределами. И как своеобразный итог - юбилейный концерт, на который собрались лучшие коллективы Челябинска, а именно студия «Бэби-джаз» Георгия Анохина, эстрадно-джазовая студия Виктора Риккера, капелла Светланы Андриановой, оркестр «Классика», группа «Шико» и ансамбль «Ариэль». Если судить по количеству звёзд, приехавших на этот юбилейный концерт, то он был похож на настоящий джазовый фестиваль! Чтобы поздравить юбиляров, специально из Москвы и Петербурга прибыли пианист и композитор Анатолий Кролл, гитарист Алексей Кузнецов, скрипач Давид Голощёкин, джазовый теоретик Владимир Фейертаг, трио Игоря Бриля и ансамбль Moscow Ragtime Band.
На концерте звучала не только музыка, но и добрые слова в адрес «Уральского диксиленда» и его бессменного руководителя. Поздравить диксиленд пришли коллеги-музыканты, друзья, родственники. Игорь Бурко то и дело принимал красивые букеты и оригинальные подарки. К примеру, Георгий Анохин в честь сорокалетия диксиленда вручил Игорю Владимировичу военную каску, чтобы удары обходили его стороной. Что значат сорок лет творческой деятельности для самих участников «Уральского диксиленда» – об этом и многом другом мы беседуем с руководителем и идейным вдохновителем этого коллектива, трубачом и просто человеком, для которого джаз стал смыслом всей жизни, Игорем Владимировичем Бурко.

Игорь Владимирович, принято считать, что для человека сорок лет – это расцвет жизни. Что значат сорок лет для музыкального коллектива?

– Я думаю, это тоже расцвет. Когда организовался коллектив, были другие музыканты. К сожалению, уже очень многих из них уже нет в живых. У нас всегда были гастроли по два-три месяца. Потом возвращаемся - месяц, предположим, дома - и опять на три месяца уезжаем. Не все выдерживали.
Так как у нас в Челябинске было море музыкантов, можно было подыскать замену, ввести в программу другого музыканта и работать дальше. Через диксиленд за сорок лет прошло порядка двухсот-трёхсот музыкантов. Иногда приезжали из других городов. Или вот, мы выезжаем в поездку - а у меня барабанщика в армию забирают. Пришлось с ходу искать. С барабанщиками всегда были проблемы.Великолепный барабанщик Борис Савин начинал у нас с самого начала существования оркестра «Уральский диксиленд». Мы очень долгое время работали вместе - и за границей, и здесь.

Примечательно то, что праздничный концерт 21 декабря испытал на себе мистику трех чисел: 40, 50 и 65. Сорок лет, как мы уже выяснили, «Уральскому диксиленду», пятьдесят – вашей творческой деятельности. И ещё в этот день вам исполнилось 65 лет! А как всё начиналось?

– Это был декабрь месяц, 1969 год. Тогда во Дворец спорта приехал «Ленинградский диксиленд». И было принято решение, что при ансамбле «Южный Урал» будет диксиленд. В то время просто одному диксиленду никто бы не разрешил отработать сольный концерт. Такие времена были. Джаз все любили, все его хотели, но произносить слово «джаз» было нельзя. Я прошёл через всё это. Мы, например, всегда заменяли иностранные названия стандартов на русские. Всем нравилось! (Улыбается). Только последние года всё широко развернулось, стало много городов, которые проводят джазовые фестивали. Но я могу гордиться тем, что наш джазовый фестиваль назвали лучшим в России! Потому что у нас прекрасный город и проводить здесь летом фестивали – это просто чудо!

Зачастую человек при знакомстве предъявляет свою визитную карточку. А какую пьесу мог бы назвать визитной карточкой«Уральский диксиленд»?

– Как таковой визитной карточки нет, потому что мы играем традиционный джаз. За границей (мы много ездим на фестивали - в Англию, в Швецию, в Голландию, в Германию), как ни странно, очень много традиционного джаза, диксилендов. Есть такой знаменитый дрезденский джаз-фестиваль - туда приезжают только одни диксиленды. Я трижды был там. По 65 диксилендов со всего мира. Представляете, что это такое! В принципе, играют все одно и то же, но по-разному. Это импровизационная музыка. Мы всегда отличались, потому что, сколько диксиленд существует, он всегда был горячим. Самый первый стандарт, который зазвучал в оркестре - это «That’s a Plenty». С него начался наш диксиленд. И когда «Ленинградский диксиленд» (они постарше нас) приехал сюда, его участники побывали у нас на репетиции и сказали: да, у вас диксиленд состоялся! Это была для нас самая большая похвала. Мы поняли, что занимаемся той самой музыкой. Я очень люблю диксиленд с тех пор, как начал играть на трубе. Очень много слушал Армстронга. Меня так за душу брало!

Теперь слушателей за душу берёт и «Уральский диксиленд». Причём не только в России, но и в Польше, Голландии, Бельгии, Франции… Где ещё давал концерты «Уральский диксиленд», и какова протяжённость гастрольного тура, совершённого вами за сорок лет существования оркестра?

– Это невозможно сосчитать! В те времена был график «Союзконцерта», и диксиленд стоял на этом графике. Хочешь – не хочешь, у тебя были гастроли. Мы объездили Среднюю Азию, Казахстан, Литву, Латвию, Прибалтику, Север, Дальний Восток, Сахалин, Камчатку. Если взять нашу Россию-матушку, мы искатали всё! Нет почти ни одного города, где бы мы не были. А за пределами России - Голландия, Бельгия, Франция, Германия, Ирландия, Англия, остров Мэн. Это остров между Ирландией и Англией, там ещё проходят мировые соревнования байкеров. Классно было! Помню, когда мы ехали на этот остров, увидели полный паром дедов с такими бородами, все в металле! Сначала не поняли, откуда они. Потом нам рассказали, что они едут на соревнование. Только закончился наш фестиваль, и сразу у них соревнования начались.
Мы уже земной шар несколько раз вокруг объехали. Ещё есть страна Кабо-Верде - Острова Зеленого Мыса. Там нет ни одного комара и ни одной мухи! Экзотика классная!

Какие города вам особенно запомнились?

– Везде было здорово! Мы много работали в Москве. И был такой престижный концерт. Это был 75-й год, у нас тогда очень сильный был состав. Руководил оркестром Олег Тергалинский. Такие аранжировки были шикарные! И вот представьте, молодые звёзды Москвы - Хазанов, Клара Новикова, биг-бэнд Театра Эстрады - отработали первое отделение, а второе отделение играл «Уральский диксиленд»! Когда я спросил, как так получилось, режиссёр концерта Александр Конников сказал: «Игорёк, периферию надо вытаскивать»! (Смеётся).

Игорь Владимирович, можно сказать, благодаря вам и «Уральскому диксиленду» периферия перестала быть музыкальной периферией. А какие главные творческие достижения в биографии диксиленда?

– Всероссийский конкурс артистов эстрады. Это был 73-й год. После этого конкурса мы были признаны лучшим инструментальным ансамблем. Нам было разрешено работать сольное отделение. Затем 78-й год, когда после одиннадцатилетнего перерыва был Международный фестиваль в Таллине. Впервые в Тбилиси состоялся фестиваль «Тбилиси 78». Шикарнейший просто фестиваль на хорошей площадке - у них там филармония на 3 000 мест. Там столько музыкантов было, и все – звёзды! Нас ещё не так знали, как, предположим, «Ленинградский диксиленд», но я всё-таки туда пробился. Я сделал хитрый ход, прилетел туда, подписал договор на гастроли по Закавказью. Март месяц, было тепло, великолепно. Меня спрашивают: «Уральский диксиленд»? Почему мы не знаем?» Я говорю: «Мы вообще-то на гастролях всё время работаем» - «Вы понимаете, у нас уже гостиница полна…» – «У меня уже есть гостиница. Не надо.» – «А дорога?» – «Дорога уже оплачена» – «А что вам нужно?» – «Просто участие, чтобы вы нас вставили в программу». И они нас вставили. Мы классно выступили. Просто здорово! Получили звание лауреатов. Это сыграло огромное значение в биографии диксиленда. В то время это было достижение. 79-й год – Всесоюзный конкурс артистов эстрады, мы становимся лауреатами. А потом гастроли, гастроли, гастроли… Выезды на какие-то джазовые фестивали. Тогда было просто. Ребята, предположим, хотят поехать по Северному Кавказу, мы выбирали весну: тепло, хорошо. Можно было зимой поехать в Среднюю Азию. Тогда давалось гастрольное удостоверение. И если нам в Ташкенте нужно было отработать пять концертов, то Ташкент был обязан нам организовать эти пять концертов. То же самое в Челябинске было.

Какими творческими знакомствами вы особенно гордитесь?

– Шикарнейший саксофонист Скотт Хамилтон – американская звезда, правда, проживает в Англии. С Диззи Гиллеспи за ручку здоровался. Мэйнард Фергюссон. Нэт Гонелла - это друг Армстронга, который с нами работал, когда ему было 89 лет. Берилл Брайден. Множество музыкантов. Наша работа в чём заключалась? Еженедельные джазовые фестивали. Предположим, сегодня мы работаем в Голландии, на следующий день – в Бельгии, а потом – в Германии.

Игорь Владимирович, как всё-таки удалось на протяжении сорока лет сохранить «Уральский диксиленд»?

– Нужно быть оптимистом и нужно желание, чтобы коллектив был и чтобы он работал. Если бы у нас был слабый коллектив, он бы, конечно, мог рассыпаться. Самое главное - что я всю жизнь занимаюсь любимым делом. Знаете, какое счастье! Что бы ты ни делал, ты делаешь от души. Я всю жизнь работаю с открытым сердцем и отдаю его публике. Это очень здорово!

Мила Перетрухина
Челябинск, радио «Студия 1»
программа «Джаз-Тайм»

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service