502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #36
День рождения Сергея Летова: здесь и сейчас
Сергей Летов и Александр АлександровВ субботу 25 сентября саксофонист Сергей Летов отмечал в "Скрине" свой день рождения. Интернет-клуб "Скрин" на окраине Москвы, в Марьине, резко отличается от прочих джазовых мест. Собственно, джазовым его назвать невозможно: клуб был задуман как центр "нового андеграунда", основанного теперь на высоких технологиях, и поэтому в нем бывает все: от традиционных литературных посиделок до самых радикальных авангардных акций. Причем, как правило - "в одном флаконе", так что даже трудно подобрать название.
Так же трудно подобрать название субботнему мероприятию: с одной стороны, это был настоящий концерт с музыкантами, танцорами, певцами и зрителями, а с другой - практически все зрители приносили с собой подарки (причем все они - от красного петушка-леденца на палочке до врученного какой-то юной поклонницей плюшевого зайца - трактовались именинником как эротический символ), и всем желающим наливали не только в буфете и не только чай.
Впрочем, домашней-то обстановкой джазового завсегдатая не удивишь. Но вот фотографа и полиглота Вилли Мельникова в "нормальном" клубе вряд ли увидишь. Вилли поразил всех чтением стихов на дюжине языков, без малейшей паузы переходя с древнеанглийского на вьетнамский, а с него - Бог знает на какой еще.
Вряд ли увидишь в джазовом клубе и Егора Летова. Знаменитый панк пришел с гитарой поздравить старшего брата, первым спел несколько песен и потом весь вечер молча внимательно слушал джемующих джазменов.
А послушать и посмотреть было что. "На сцене" (пишу в кавычках, потому что никакой сцены в "Скрине" нет), помимо самого Сергея Летова, царили еще два человека: фаготист Александр Александров, вполне оправдывающий свое давнее, еще с "Аквариумных" времен, прозвище
Сергей Летов"Фагот" (если учесть булгаковский оттенок этого слова) и перкуссионист Михаил Жуков - величественный, неутомимый и разнообразный, как Зевс. Тот, как известно, для определенных целей мог принимать любую форму, от быка до золотого дождя. Жуков же не просто заставляет звучать на разные лады, кажется, все предметы, попадающиеся ему под руку - от листа железа до поленьев, но и организует эти звуки в четкий и заводящий ритм.
Под этот-то ритм - усиленный еще двумя перкуссионистами из команды Жукова - и импровизировали Александров, гитарист Олег Липатов, виолончелист Виктор Агранович и, конечно, сам Летов.
Имеющие уши - да, услышали: Летов не только мультиинструменталист, переходящий от огромного баритон-саксофона к флейте и дальше - к маленькой самодельной свистульке, но и полистилист. Громоподобные языческие пляски сменялись тихой медитативной мелодией, а в конце вечера музыканты исполнили в качестве коды длиннейший архаичный блюз, доставив всем - и зрителям, и себе, и особенно - вышедшей к микрофону певице (мне, к сожалению, не известной) огромное удовольствие.
Импровизации были не только музыкальные, но и пластические. Свои "подарки" преподнесли танцовщица, танцевавшая в традиционной индийской манере, модельер, создавшая немыслимые одеяния "не от мира сего", продемонстрированные двумя манекенщиками, и пять актеров из "Класса экспрессивной пластики" Геннадия Абрамова.
"Класс экспрессивной пластики" Геннадия АбрамоваВыступление этой пятерки оставило, пожалуй, самое сильное впечатление - да и как могло быть по-другому, когда совсем молодые, не успевшие еще покрыться театральным лоском люди в двух шагах от тебя открыто выкладываются на всю катушку? И делают это не просто эмоционально, но и весьма умело и необычно.
Весь вечер шла прямая трансляция в Интернет. Хочется верить, что пресловутые "пользователи" во всем мире получили представление о происходящем. Но, честно говоря, верится с трудом. Никакая технология, даже самая высокая, не в состоянии передать ощущение сопричастности рождающемуся здесь и сейчас. Именно это ощущение, так хорошо знакомое любому человеку, "врубившемуся" в джем-сейшн, на дне рождения Сергея Летова присутствовало сполна.

Михаил Визель,
специально для "Полного джаза".
Фото автора.

На первую страницу номера