|  Саксофонист
        Нед Ротенберг родился в 1956 году в Бостоне.
        Окончил престижный колледж и консерваторию в
        университетском городке Оберлин (штат Огайо),
        знаменитый в среде джазменов колледж Беркли (в
        70-е он еще считался школой), брал частные уроки
        игры на саксофоне у Леса Скотта и джазовой
        импровизации - у Джорджа Коулмэна. Хотя, по
        большому счету, подверг ревизии
        конвенциональную технику игры на всех своих
        инструментах (саксофоны, кларнеты, флейты и
        японская бамбуковая флейта сякухати), начав все с
        самого начала. С 1978 года живет в Северном
        Бруклине и постепенно становится такой же
        знаковой фигурой нью-йоркского Downtown'а, как и Джон
        Зорн. Любители более или менее "умеренного"
        современного джаза должны знать имя Ротенберга
        по смешанному (двое белых, двое черных)
        "Квартету 29-й улицы". В этом квартете четверо
        саксофонистов объединили опыт двух аналогичных
        коллективов - опирающегося на истоки джаза "World
        Saxophone Quartet" и экспериментально-композиторского
        ROVA. В 80-е вместе Робертом Диком и Джей Д. Парраном
        Ротенберг создает трио флейт New Winds, записывает
        три сольных альбома без сопровождения (лишь в
        отдельных случаях пользуется многоканальной
        записью). Эти пластинки сразу же привлекают
        внимание как саксофонистов-профессионалов, не
        столько даже инструментальным новаторством,
        сколько содержательностью самой музыки. за
        последние полтора десятилетия Нед Ротенберг
        выступал и работал вместе с такими известными
        музыкантами новаторами. Как певица Шелли Хирш,
        композиторы-электронщики Ричард Тейтельбаум и
        Пол Дрешер, гитарист Фред Фрит, контрабасист
        Джерри Хэмингуэй, исполнитель на этнических
        ударных Гленн Велес. В настоящее время руководит
        тремя проектами - Power Lines (камерный авангардный
        джаз), Double Band (жесткий конструктивный фанк не без
        аналогий с Prime Time Орнетта Коулмэна). И
        акустическое трио Sync с бас-гитаристом Джеромом
        Харрисом и индийским исполнителем на барабанах
        табла Самиром Чаттерджи. Для нас особенно существенно, что Нед был первым
        человеком из круга The Knitting Factory, давшим концерт в
        Москве (в малом зале "Горбушки") - это было
        еще в эпоху перестройки в 1990-м году.
 Своей мировой славой тувинская вокалистка
        Саинхо Намчылак обязана, по сути дела, именно
        Ротенбергу. С ней вдвоем он неоднократно
        гастролировал и записал компакт-диск Amulet,
        выпущенный Leo Records.
 10 ноября Нед Ротенберг в пятый (!) раз приезжает в
        Россию, чтобы открыть фестиваль "По ковру" в
        московском центре "Дом"
 Моя первая
        встреча с Недом была не из самых, что называется,
        удачных: я предложил "Мелодии" записать
        концерт в "Горбушке". Тонваген фирмы
        приехал, но... записывать концерт не стали -
        поскольку предложили заплатить Неду и его
        музыкантам "натурой" - пластинками, причем
        так, что в результате каждый из них получил бы по
        20 штук. Через несколько месяцев я побывал у Неда дома в
        Нью-Йорке, и мы посмеялись над инцидентом.
        Вспомнили о нем и на фестивале Tampere Jazz Happening, где
        Нед выступал уже в третий раз. Правда его
        барабанщик Чаттерджи оказался в Америке...
        невыездным. То есть выпустить-то его бы
        выпустили, но обратно могли и не впустить.
        Пришлось срочно искать замену - таковая нашлась и
        более,чем адекватная. Не кто-нибудь, а Бадал Рой,
        известный по легендарным альбомам Махавишну
        "My Goal's Beyond", трем электрическим альбомам
        Майлза Дэйвиса и Prime Time Орнетта Коулмэна. После
        концерта трио Sync в Тампере (где я оказался
        благодаря любезности Министерства иностранных
        дел Финляндии и лично пресс-атташе Посольства
        этой страны в России г-эи Малмс) мы проговорили с
        Недом часа полтора, поэтому вот лишь небольшие
        отрывки.
 Что ты (наверное, по-русски мы обращались бы
        друг к другу именно так - авт.) можешь сказать по
        поводу этого концерта. Не слишком ли часто Бадал
        Рой смотрел в твою сторону?- Ну, конечно, я и Джером (Харрис- гитарист,
        бас-гитарист - Д.У.) - люди одного круга,
        образования и воспитания, жена у него, между
        прочим, белая. Хотя он, конечно, ближе к джазу,
        играл с Сонни Роллинсом, Джеком деДжонеттом,
        Джеем Хоггардом. Я - больше интересуюсь
        сочинением музыки и новой импровизацией. Хотя
        Бадал Рой значительно больше играл джаза- как
        все, конечно, знают, а Самир Чаттерджи -наоборот-
        знает, в первую очередь, индийскую классическую
        музыку, все же Бадалу пришлось осваивать мои
        композиции в спешном порядке. Европейские ноты
        ни тот, ни другой, в сущности, читать не умеют - в
        классической индийской музыке они вообще не
        нужны. Поэтому мы и играли на концерте только то,
        что записано на компакт-диске ('Port of Entry", Intuition
        MUSIC & MEDIA 1998). Я послал его Бадалу, он ее послушал,
        и мы раз-другой встретились в Нью-Йорке и всего
        пару раз порепетировали здесь - перед концертом.
        Знаешь, что сказал Пэт Метини, когда его спросили,
        как стать хорошим музыкантом?
 Знаю - стать членом такого коллектива, где ты
        окажешься самым слабым. И осваиваться шаг за
        шагом.
 - Именно. С той разницей, что у нас в ансамбле,
        каждый в чем-то именно тот самый слабый музыкант.
        Мне надо считать индийские ритмы - тала. У
        индийцев они в крови, но не все наши синкопы они
        ловят на лету. Так что к высказыванию Метини я бы
        еще добавил, что даже самому профессиональному
        музыканту не мешает время от времени освежать
        свои знания, выходя за пределы своего
        профессионального опыта. Так что и из
        форс-мажорной ситуации при желании можно извлечь
        пользу.
 А над чем ты работаешь сейчас - из того, о чем еще
        не пишут в фестивальных буклетах и справочниках?
 - Сочиняю камерную музыку по заказу Джона Зорна
        для его фирмы Tzadik . Это будут в основном вещи для
        сякухати - с кларнетом (это пока единственная
        готовая вещь), с альтом...трио для пипа (китайской
        лютни - Д.У.), виолончели и ударных. Вообще я
        сочиняю много, но медленно. Быстро, как Пауль
        Хиндемит, не могу - хорошо еще, что Зорн терпит -
        вот уже два года обещанного ждет.
 Хотелось бы записать Power Line; все-таки, так много
        людей было задействовано...На подходе последний
        диск Double band'а. Но это уже, скорее, прошлое, чем
        перспектива. Ну, и, конечно, импровизационные
        проекты- например, у вас в Москве с Владимиром
        Волковым. Пока не знаю, как мы будем
        договариваться. Хотя нет, кто-то мне сказал, что
        вроде он уже начал осваивать английский. Зато в
        отношении музыки, я думаю, с такого класса
        профессионалом проблем быть не может. Потом -
        Одесса. Там пианист...
 Юрий Кузнецов?
 - Да, Юрий Кузнецов. А в марте...нет, в апреле - месяц
        гастролей по Штатам в дуэте с Эваном Паркером. Но
        что касается небольшого ансамбля, в котором
        сочетались бы и композиция и импровизация, то Sync -
        пока еще главное.
 Как любой творческий человек, ты, конечно, не
        любишь никаких категорий, жанровых или
        стилистических определений, лэйблов. Термин
        "World jazz" к проекту Sync не подойдет?
 - Ты прав. Не люблю никаких определений. Но
        осознаю, что это - неизбежное зло, наверное, даже
        необходимое. В конце концов, для того, чтобы дать
        человеку представление о том, чего он не слышал,
        так сказать рукоятку, за которую можно
        ухватиться, приходится прибегать к разным
        терминам. Хотя лично меня вполне устроило бы
        деление музыки на плохую и хорошую.
 Тогда New World Jazz?
 - Знаешь высказывание: "писать о музыке, все
        равно, что танцевать об архитектуре"? Музыка
        слишком абстрактна, чтобы ее описывать словами.
        Слишком уж много всего критики вкладывают в свои
        определения - не то, что сами музыканты.
 Надо же и нам, критикам, на что-то жить.
 - Надо, наверное. Может , просто быть поконкретнее.
        Я, например, про какую-то вещь могу точно сказать,
        что это - джаз, а про другую, что это - точно не
        джаз.
 Мне показалось зато , что в каждой вещи Sync'а
        слышны ее этнические корни -
        болгарско-трансильванские 5/4 или 7/4, рага, блюз
        "Мистериозо" Монка, который вроде бы уже и
        блюз, афро, японский гагаку - эти ускоряющиеся
        тремоло, как у Бартока.
 - Представь себе, это Бадал Рой сам придумал. В
        записи с Самиром этого нет и вообще даже соло
        таблы больше просчитаны. А на концерте здесь, в
        Тампере, музыканты и впрямь делали, что хотели.
        Оба - кроме меня. А японское - это да! От строя
        сякухати никуда не деться. Кстати, то, что ты
        принял за балканский ритм, сразу выдает в тебе
        русского, или человека откуда-то оттуда. В Корее,
        между прочим, тоже почти все на пять или на семь. И
        вообще у нас в Америке вроде меньше задумываются
        над тем, что это и откуда. Впрочем, нет! Постфактум
        и мы любим поговорить о том, а куда это нас,
        собственно, занесло. Ну а что касается блюза, то с
        музыкой Монка всегда так: что бы с ней не делали ,
        а от его личности (intelligence) все равно никуда не
        деться.
 Наверняка я не спросил тебя о чем-то, о чем тебе
        хотелось бы сказать. Скажи сейчас.
 - Так сразу в голову ничего не приходит. В любом
        случае, я рад, что мы говорим о том, о чем говорим.
        А то обычно интервью сводятся все к тем же
        определениям - как называть то, что вы делаете, и
        т.д. и т.п. Или того хуже- начинают переходить на
        личности. Слухи, сплетни, а о самом существенном
        забывают.
 Вот и повод об этом вспомнить.
 - Пожалуй, вот что. На концертах я замечаю, что
        публика воспринимает все так, как надо, а
        компакт-диск трио Sync расходится еле-еле. Думаю,
        дело как раз все в тех же определениях - никто не
        знает, с чем это едят. Если бы ты спросил меня, как
        я оцениваю наше выступление, я бы сказал, что с
        этим составом мы пока не добились...как бы это
        поточнее сказать...
 Совершенства?
 - Нет, не совершенства. Внутренней свободы. Той,
        которую я должен найти в себе, когда сочиняю - ту
        же камерную музыку для Tzadik'овского альбома.
 
          Дмитрий Ухов(специально для "Полного джаза")
 |