ваш путь к джазовой аудитории России: реклама на «Dжаз.Ру»: в сети с 1998 года - всё о джазе по-русски!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #41
Джазовые журналисты о своей работе
Ховард Мандел"Для критика самое сложное - оставаться честным и открытым достаточно долгое время", сказал автор собравшей множество наград книги "Видения джаза" и многолетний джазовый обозреватель влиятельной нью-йоркской газеты Village Voice Гэри Гиддинс. "Трудно утверждать, что то, что ты пишешь - это на самом деле то, во что ты веришь, и что никакие посторонние вещи не оказали на тебя при этом влияния".
Книга Гиддинса в текущем году получила три награды: премию Национального круга книжных критиков, премию им. Димса Тэйлора (Американского авторское общество) и звание "Джазовая книга года". Сам же Гиддинс был этим летом одним из шести участников публичной дискуссии "Джазовая критика, джазовая журналистика, джазовая публицистика", которая состоялась в Джазовой галерее на Манхэттене. Пятеро остальных представляли широкий спектр изданий и массу книг о джазе, изданных в течение последнего года. Шэрони Эндрюс Грин - автор книги "Грант Грин: Новое открытие забытого гения джазовой гитары" - газетный репортер, супруга сына того музыканта, о котором она написала книгу. Автор книги "Рокеры, джазмены и прорицатели" Билл Милковски (так же, как и автор этих строк) - свободный журналист, публикующийся в основном в периодических изданиях, посвященных музыке. Редактор альманаха "Джазовые каденции американской культуры" Роберт О'Милли - профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке, профессиональный писатель. Вел дискуссию Ричард Судхалтер, написавший книгу "Потерянные аккорды. Белые музыканты и их вклад в джаз, 1915-1945" (и только что выпустивший еще одну книгу - "Будущий джаз") - он профессиональный трубач, пять лет был джазовым критиком газеты New York Post. Вне зависимости от того, где работают участники дискуссии, все они прежде всего согласились с тезисом, что журналистика - дело весьма субъективное и чистая объективность в этом деле - миф. Но каждый продемонстрировал настолько разный подход к своей работе, насколько различны темы их книг.
Тома Гиддинса и Судхалтера, каждый объемом больше чем в 800 страниц - результаты глубоких исторических исследований и того, что Судхалтер назвал "тысячами часов прослушанной музыки". Написанная Грин биография ее свекра, которого она никогда не видела, начиналась с личного любопытства и, после того, как она проинтервьюировала десятки знавших Грина музыкантов, превратилась, по ее выражению, в "профессиональную манию". Милклвски отобрал для своей книги тридцать интервью из более чем четырех тысяч, взятых им у музыкантов с конца 70-х гг., причем интервью эти говорят сами за себя, без комментариев - это просто вопросы и ответы. Я ожидал, что "Будущий джаз" будет написан в другом жанре, но и он представляет собой подборку интервью таких разных музыкантов, как звезды Уинтон Марсалис и Кассандра Уилсон, менее известный бэндлидер Лоренс "Батч" Моррис, авангардный саксофонист Джон Зорн и участники движения Радикальной еврейской джазовой культуры.
Участники и их слушатели (около тридцати пяти журналистов и критиков) особенно сосредоточились на том, насколько близкие отношения журналиста с теми, о ком он пишет, могу повлиять на его оценки. И Гиддинс, и Судхалтер говорили о том, как получали страстные письма от покойного певца Мэла Торме с вопросами о мотивах, которыми они руководствовались при написании рецензий. Грин рассказала, что ее решимость завершить работу над книгой только усилилась, когда ее брак подошел к концу. Милковски рассказал, что его неоднократно оскорбляли менеджеры известных джазовых музыкантов, которых он в своих материалах оценивал негативно, но честно. Я сам говорил в дискуссии о том, что необходимость баланса между личными отношениями и профессиональными обязанностями - это одна из основных трудностей работы журналиста. А Роберт О'Милли процитировал то, что можно считать лучшим рецептом. Ныне покойный критик Мартин Уильямс, который в свое время был консультантом Смитсонианского института, сказал юному Роберту в ответ на просьбу о совете: "Ты хочешь писать о джазе? Хорошо. Ну так пиши!"

Ховард Мандел,
председатель Ассоциации джазовых журналистов

На первую страницу номера