ваш путь к джазовой аудитории России: реклама на «Dжаз.Ру»: в сети с 1998 года - всё о джазе по-русски!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #42
Дети Урала и Поволжья играют джаз друг другу
Что может быть лучше уверенности в завтрашнем дне? Наверно только она сама, именно ее я и увозил с детского джазового фестиваля "Тинэйджер - Джаз - 99", который проходил с 5 по 7 ноября в Екатеринбурге. Уверенность эта в том, что джаз живет в России и активно развивается, а основная кузня по подготовке его кадров все же была и будет провинция. Конечно, дети вырастут, и им явно станет тесно в "родных пенатах", и закономерно, если их потянет туда, где они смогут утвердить себя как творческую личность. Это нормальный процесс.
Есть одно пожелание к "старшим коллегам" (не примите как упрек). Будет очень здорово, если кроме призывов "старших" по приобретению родных CD, а не пиратских, скажем, та же "Boheme Music" или другие найдут возможность прислать в качестве подарка детям на любой детский джаз-проект (к сожалению их не так уж и много в стране) пяток-другой дисков с нашими (либо с за бугорными) музыкантами, записавшимися в их студиях. А "Jazz-квадрат" предложит одну или две бесплатных подписки, а издательский дом "Муравей" (или другой какой-то издатель) даст ноты, подготовленные в его недрах. (Не знаем, как "Квадрат" и "Муравей", а "Богеме" мы это пожелание передадим - ред.)
Конечно, можно отмолчаться или про себя подумать - "это ваши проблемы, у нас своих хватает". Но здесь, на мой взгляд, чистой воды прагматизм, мы-то ваши потенциальные потребители и воспитываем такого же будущего потребителя. Так давайте друг другу помогать, ведь прекрасно, когда дети с раннего возраста будут видеть и знать, что кроме "Blue Note", "ECM" и "Warner Bros." у нас есть "Boheme Music" и др., а помимо "Downbeat" есть русскоязычное издание "Jazz-квадрат" с электронным журналом "Полный джаз". Только, по мере возможности и желания, поддерживайте нас. Дело-то одно делаем.
Ну а теперь по порядку о фестивале.
Фестиваль по счету четвертый, организовал его Николай Головин, директор Екатеринбургского Театра эстрады. Ведущий всех концертов на фестивале - Валентин Морозов. Хочется отметить особо то, что люди, организовавшие этот проект, не имели цели окупить даже какую-то долю за счет участников фестиваля, а наоборот, поддержали участников и помогли приехать детям на такой прекрасный форум. Тем самым вложили средства в завтрашний день Российского джаза.
Львиную долю участников составили уральцы - Екатеринбург, Кушва, Лесной, Серов, Каменск -Уральск, Троицк. Поволжье представляла Самара, а центральную часть России - Дзержинск (Нижегородской обл.).
Основа фестиваля не имела конкурсной направленности, что придало ему статус демократичности и более свободной среды. Единственный пробел - отсутствие в фойе небольшого стенда с нотами, методической литературой и CD с джазово-блюзовым содержанием, что явно было бы кстати.
5 ноября.
Открыли фестиваль хозяева фестиваля, ансамбль "Open Sound" ДМШ №11 г. Екатеринбурга, подняв сразу планку выступления до почти предельной точки. И это нормально, ибо суть фестиваля и должна держаться не на количестве, а на качестве, и чем больше его, тем лучше. Информация про "Open Sound" мне впервые попалась в журнале "Jazz-квадрат" (№7 1999г). Там освещался детский фестиваль джазовой музыки "Джаз-парнас". Но одно дело - прочитать, а другое - услышать вживую. Поразило то, как дети держали звук, точно сохраняли стилистические моменты, умело поддерживали товарищей во время сольных партий, да и на сцене не стояли толпой, а корректно отходили назад после соло. Конечно, в этом - заслуга педагогов, работающих с детьми, и их руководителя Станислава Киселева.
Вторыми вышли самарцы - воспитанники клуба "Движение". Дети и их руководитель Сергей Равин мне знакомы, так как в январе этого года выступили у нас в Дзержинске на фестивале "Пусть всегда будет джаз!". Перед ребятами стояла трудная задача - не опустить планку. И ребята справились, по крайней мере - блекло не выглядели. Вместе с самарцами довелось прожить три дня и поговорить о многом. Оказалось, что городская администрация Самары нашла возможность создать детскую джазовую школу в городе. Выделили ставки для педагогов, сейчас потихонечку покупают инструменты с аппаратурой.
Я посмотрел на часы: шел второй час концерта. Мои малыши сидели спокойно и с неподдельным интересом смотрели на сцену. Про себя отметил - было бы не интересно - "достали" бы сразу.
Третьим на сцену вышел вокальный квартет II курса эстрадного отделения музучилища им. Чайковского из Екатеринбурга (руководитель Елена Захарова). Выступление продолжили пианисты из ДМШ №1 Каменск-Уральска, воспитанники педагога Александра Панова. Завершили первый день дети из екатеринбургской ДМШ №16 - ансамбль "Mezzo Jazz", руководитель Антон Куликов. Если сравнить выступления ДМШ №11 и ДМШ №16, друг другу они вряд ли в чем-то уступят. Лично меня покорил своей остротой и содержанием игры Виталий Фомин (ударные). Хороший вокал, обаяние и безупречный английский показали Даша Лапшинова и Светлана Чиркова.
6 ноября.
Второй день фестиваля: выпал снег, температура на улице упала до -12. Но в театре эстрады тепло и уютно. Первыми на сцену вышли две девочки из ДМШ №6 Екатеринбурга Юля Шишкина и Оксана Дудкевич. Приятно и как-то не по девичьи (?!? - ред.) сыграли две вещи екатеринбургского гитариста и композитора Дмитрия Довгопола. Следом за ними - "Студия популярной музыки" г. Кушва (руководители Раис Хадиулин и Марина Самойлова).
За кулисами между выступлениями Николай Николаевич Головин поделился планами на будущее, так как впереди юбилей - X фестиваль "Джаз-транзит". На него планируется пригласить всех тех, кто когда-то начинал свою творческую карьеру в Екатеринбурге. А значит, спектр участников будет достаточно широк и интересен, и это будет, возможно, один из самых интересных джазовых проектов России в 2000г.
Третьими выступали дзержинцы. В первый день фестиваля юный участник фестиваля из Дзержинска Антон Баженов сломал себе руку (худшего представить себе я и в кошмарном сне не мог). Но тем не менее Антон сказал однозначно: "Играть буду", и основная его проблема была "чтоб руку в гипсе зритель не увидел". И вот наш юный "Jazz-Мересьев" на сцене за барабанами, его друг Павел Беляков за ксилофоном, в аккомпанементе Юлия Тарлаковская (фортепьяно). Все прошло хорошо, ребята уверенно отработали, покорив Екатеринбургского слушателя своей юностью (Антону - 8 лет, Павлу - 9), хорошим свингом и артистизмом, а гипса зритель так и не увидел. После ребят выступил еще один дзержинский исполнитель - Маша Артамонова (вокал), с не меньшим успехом.
Завершил второй день "Джаз-квартет" Екатеринбургского музучилища в составе: Сергей Говоров (саксофон), Илья Макаров (ф-но), Алексей Быков (бас) и Александр Климович (ударные). Ребята порадовали своей энергией, профессиональными качествами, неординарным решением вечнозеленой "Summertime", да и звучали стильно.
7 ноября.
Мороз крепчает, днем: -18, с ветром. Появилось свободное время, повел детей в местный зоопарк (к сожалению, у нас такого нет). Удивляет контраст. Мороз, а рядом экзотика - пеликаны, львы, бегемоты, питоны с крокодилами. Дети визжат от радости. Да, память о Екатеринбурге останется им на всю жизнь. По одним афишам театров можно сразу сказать, как много делается в Екатеринбурге в плане культуры, и дети здесь (и мне не показалось) не на последнем месте. Везде бы так.
Ну, вот и последний день. Открывает его эстрадно- симфонический оркестр "Глория", руководитель - Сергей Шалимов. Струнные звучали чисто и слитно, правда, солистка Ирина Савенок (вокал) звучала немного академично (оперная постановка вокала), но, как мне показалось, определенный шарм в этом был.
И вот самый приятный момент для всех юных участников - награждение. Ни один участник не остался без подарков, всех "обавтомобилили" и "обмедведили", наградили грамотами. Пожелали всем всего самого-самого и... продолжили концерт.
На сцене "Джаз-квартет" ДМШ г. Серова. Выступают две прекрасные пианистки Терентьева Оля и Макеева Света. Аккомпанируют им Женя Ильиных (гитара), Лев Солдатов (бас) и Александр Титов (ударные).
Вне программы выступил Марат Габбасов (ф-но) из Троицка, исполнил композиции собственного сочинения.
И на десерт - на сцене "Open Sound", этим и завершился фестиваль "Тинэйджер-Джаз-99".
Перед отъездом удалось поговорить с Валентином Морозовым, от которого узнал о том, как много делалось и делается на Урале в плане джаза, и не последняя глава в череде этих проектов и событий - дети. Буквально сразу после нашего отъезда состоится джазовый абонемент. Характерно то, что это не разовый, а планомерный ежемесячный проект, многолетняя традиция в популяризации джаза среди детей и подростков.
Еще раз спасибо организаторам фестиваля за уют, заботу, внимание и - до новых встреч.

Сергей Баженов

На первую страницу номера