|  | 
      
        | Выпуск #44 (54) - 1 декабря
        1999 г. |  
        |  |  | 
  
    | Слово к читателям
 | 
      
        | Ну все, кажется, господа
        коллеги высказались: больше мнений в
        самоорганизовавшуюся дискуссию о видовых
        особенностях и био/психологических признаках
        джазовых журналистов не поступало. Будем
        считать, что наболевшее и навеявшееся уже стало
        достоянием гласности; впрочем, это не значит, что
        дискуссия закрыта - если кто-то из почтенных
        коллег или читателей захочет высказаться на ту
        же тему (см. "Слова..." из ## 50, 51, 52, 53), мы ему
        такую возможность с удовольствием предоставим. В заключение же состоявшейся части дискуссии
        позвольте привести два
        взаимосвязанных/взаимоисключающих определения
        задач журналистики как таковой, взятых из
        учебника "Введение в теорию журналистики"
        (автор - проф. Евгений Прохоров, в связи с чем вся
        эта наука у первокурсников факультета
        журналистики называется "прохороведение").
        Итак, задачи журналистики - это:
 полное и объективное донесение социально
        значимой информации до аудитории
 и
 формирование общественного мнения по
        определенным вопросам.
 И все. Согласитесь, то же самое можно написать и
        на знамени джазовой журналистики. Доносим?
        Доносим. Социально значимую? В рамках
        референтной социальной группы - безусловно.
        Формируем? В меру сил, умения и желания. Ну, а уж
        что там себе думает или, не дай Бог, чувствует
        джазовый журналист в процессе выполнения этих
        двух своих задач - не есть ли это его сугубо
        личное дело? На самом деле, конечно, не совсем так
        - ведь эти его субъективные ощущения могут быть (и
        становятся сплошь и рядом!) весьма мощным
        фактором в его профессиональной деятельности,
        что все участники дискуссии (каждый по-своему,
        каждый - со своей уникальной колокольни, но в той
        или иной степени все) и продемонстрировали.
 Впрочем, наука прохороведения до исторических
        решений XXVII съезда и до всяческих безобразий
        вроде перестройки и демократии предусматривала
        и еще одну задачу журналистики, а именно
        пропаганду политики горячо любимой (лоббимой)
        партии, но это уж не дождетесь. Хотя как сказать.
        Иной скажет (и вряд ли будет так уж неправ), что в
        роли политики партии совсем неплохо смотрится
        лобби(руе)мый спонсор... Но тссс... Не будем
        забывать, что "газета - не только коллективный
        агитатор и коллективный пропагандист, но также и
        коллективный организатор"! (Кто напомнит, где в
        Москве висел этот лозунг и из кого эта цитата, тот
        молодец).
 Короче, наши сердца и мысли, наши, с позволения
        сказать, помыслы и стремления - с тобой, любимая
        пар... тьфу! Чур меня!
 О джазе мы пишем, о джазе! И мышление у нас
        широкое! К делу!
 |  
        |  |  | 
  
    | Говорите, вас слушают
 | 
      
        |  Сегодня мы слушаем
        музыканта, не относящегося впрямую к
        традиционному джазу, но близкого сердцам
        миллионов любителей джаза по всему миру. Это
        блюзмен, причем - один из тех, с чьим именем
        связано само понятие о блюзе второй половины XX
        века, один из тех музыкантов, знакомство с
        творчеством которых подразумевается для любого
        человека, чьи музыкальные интересы шире, чем
        "тваи-маи песинки" или "а-кийана глаз".
        Это гитарист и певец, популярность которого в
        эпическом Мемфисе началась еще в 1947 г. и который
        до сих пор в строю. Его настоящее имя - Райли Кинг,
        а известен он под кличкой Би Би. Узнали?...>>>> |  
        |  |  | 
  
    | Москва
    - это вам еще не все
 | 
      
        | Сегодня в роли "не Москвы"
        выступает, строго говоря, "не Россия" - а
        именно Одесса. До Одессы добрался дуэт
        нью-йоркского новоджазового саксофониста Неда
        Ротенберга и петербургского контрабасиста
        Владимира Волкова...>>>> |  
        |  |  | 
  
    | Что намечается: московские анонсы
 | 
      
        | В центре-клубе "Дом" -
        очередной локальный фестивальчик с
        интереснейшей программой. Фестивальчик
        называется "Культурные герои XXI века" и
        включает этнические, авангардные и новоджазовые
        эпизоды, из которых хотелось бы выделить
        следующие. 
  4 декабря - Степанида
        Борисова, талантливейшая якутская фольклорная
        певица, много и охотно вступающая во
        взаимодействие с новоджазовыми музыкантами. В
        этот же вечер - "АМА-джаз", бескомпромиссный
        фри-джаз с Урала. 5 декабря - неофольклорный дуэт "НеТе" и
        екатеринбургский новоджазовый дуэт Сергей Пронь
        (труба) - Игорь Паращук (саксофоны), знакомый по
        альбому Аркадия Шиклопера "Заговор медных".
 6 декабря - джазовый авангард из Архангельска:
        трио Тима Дорофеева и проект самого Владимира
        Резицкого, в прошлом - лидера легендарной группы
        "Архангельск" и организатора знаменитого
        Архангельского джаз-фестиваля.
 
  7 декабря - этно-джазовое трио из
        Молдовы "Тригон" и
        интереснейший дуэт из Новосибирска "Альтер Эго" (пианист Роман
        Столяр и саксофонист Андрей Турыгин). 11 декабря - группа "Вежливый отказ",
        вокалист "Аукцыона" Леонид Федоров,
        фольклорный певец Сергей Старостин и
        "Волковтрио" (Владимир Волков - контрабас,
        Святослав Курашов - гитара, Денис Сладкевич -
        барабаны).
 12 декабря - Владимир Чекасин представляет
        мастеров литовского джаза (тот же ансамбль, с
        концерта которого в "Ле Клубе" мы
        публиковали восторженную рецензию в # 46) - Витаса Лабутиса (саксофоны),
        Олега Молокоедова (клавишные), Леонида
        Шинкаренко (бас), Неду Малунавичюте (вокали) и
        Гедиминаса Лауринавичюса (барабаны).
 Впечатляющая программа, не правда ли?
 5
        декабря в Большом зале консерватории
        состоится второй концерт абонемента № 13 ("Джаз
        для всех - воскресные дневные концерты для
        юношества") под названием "Авторский джаз:
        русская версия" (начало в 14.00). Ведущий цикла -
        заслуженный деятель искусств России Алексей
        Баташев предлагает посетителям концерта найти
        ответы на вопросы: "Может ли интернациональное
        искусство быть национальным?", "Есть ли
        русский джаз?" и "Есть ли джазовая опера?".
        Материал, на котором предлагается искать ответы,
        весьма достоин этих вопросов, больше того - это
        тот редкий случай, когда именно на этом материале
        и можно найти правильный ответ. В концерте примут
        участие два малых состава: трио Юрия Маркина
        (Юрий Маркин - one hand фортепиано, Вардан Цатурян -
        контрабас и Эльдар Абдрашитов - ударные) и
        ансамбль Германа Лукьянова (Герман Лукьянов -
        флюгельгорн, Сергей Головня - альт- и
        сопрано-саксофоны, флейта, Яков Окунь -
        фортепиано, Петр Талалай - перкуссия).О лидерах этих двух составов рассказывает
        ведущий цикла Алексей Баташев.
  Юрий Маркин - джазовый композитор,
        педагог, контрабасист, пианист, руководитель
        джазовых ансамблей и оркестров. Учился живописи
        и музыке. В середине 60-х годов занимался в классе
        Родиона Щедрина на композиторском отделении
        Московской консерватории. Работал в середине 70-х
        годов пианистом и аранжировщиком в эстрадном
        оркестре Леонида Утесова. Выступал в
        джаз-ансамблях Вадима Сакуна, Германа Лукьянова,
        Леонида Чижика, Алексея Козлова и Александра
        Пищикова. В 1976 создал один из первых
        джаз-рок-ансамблей "Шаги времени" из
        студентов джазовых отделений училищ, затем -
        сборный биг-бэнд московских музыкантов, время от
        времени выступая в составе своего квинтета. Все
        эти ансамбли исполняли написанные им сочинения и
        аранжировки, что привлекло к Маркину внимание,
        как к самобытному композитору. Его сюита
        "Древнерусские картины" стала одним из
        наиболее ярких произведений русского джаза 80-х
        годов. С тех пор Маркиным написано много джазовых
        тем, ряд сочинений крупной формы, среди которых
        выделяется десяток джазовых опер - нового для нас
        жанра. Джазовые оперы были написаны Маркиным по
        собственным либретто на весьма нетривиальной
        основе - Кортасар, Платонов, Булгаков, Даниил
        Андреев, апокрифические евангелия. Некоторое
        время назад Маркин пережил приступ, в результате
        которого у него парализовало левую руку. Не желая
        драматизировать ситуацию, композитор придумал
        новые аранжировки для своего трио, а свой новый
        фортепианный жанр стал именовать one-hand-piano.
 
  Герман
        Лукьянов - джазовый трубач, композитор и
        руководитель ансамблей. Джаз играет с конца 50-х
        годов. Был первым отечественным джазменом
        послевоенного поколения, получившим высшее
        образование: закончил композиторское отделение
        Московской консерватории по классу Арама
        Хачатуряна. С самого начала занял позицию
        новатора и разрушителя многих джазовых традиций.
        На I московском джаз-фестивале в 1962 году первым
        выступил с программой, составленной из
        собственных композиций, удививших своей
        необычностью. Работал во многих
        профессиональных ансамблях и оркестрах. В 1978
        году создал камерный джаз-ансамбль (сокращенно
        "Каданс"), с которым выступал в стране и за
        рубежом и для которого написал много музыки.
        Часть его композиций - своеобразные транскрипции
        народных мелодий (еврейских, русских,
        белорусских, английских), оперных арий, партий
        сонатной формы. Творчество Лукьянова весьма
        разносторонне: он усовершенствует музыкальные
        инструменты, владеет техникой портретной
        графики и получил признание в литературной среде
        как мастер верлибра. Его флюгельгорны и альтгорны уникальны - он
        придумал необыкновенную конструкцию мундштука,
        разные дополнительные клапаны. Да и ансамбли
        Лукьянова всегда были с изюминкой. То он
        обходился без ударных, то без контрабаса. Сегодня
        с ним нет контрабасиста, а барабанщик Петр
        Талалай играет на сконструированной Лукьяновым
        установке. Саксофонист Сергей Головня - молодой
        музыкант, фанатично увлеченный джазом, Яков
        Окунь - тоже молодой, но уже признанный мастер.
 
          Алексей Баташев  2 января Большой зал
        консерватории начинает 2000 год джазовым
        концертом "Российский джаз в третьем
        тысячелетии". На сцене молодые звезды джаза:
        Виталий Головнев (труба), Денис Швытов
        (альт-саксофон), Дмитрий Мосьпан (тенор-саксофон),
        Алексей Беккер (фортепиано), Сергей Хутас
        (контрабас), Александр Машин (ударные) и др. 3 января в Концертном зале им. Чайковского -
        концертная программа старейшего в мире
        джазового оркестра Олега
        Лундстрема "Гленн Миллер и его время" (с
        показом отрывков из фильма "Серенада
        Солнечной долины").
 |  
        |  |  | 
  
    | А в это время за бугром...
 | 
      
        |  Скэт-вокалист Ал Джарро
        записал новый студийный альбом - первый после
        пяти с лишним лет молчания. Релиз новой работы,
        получившей название "Tomorrow Today", состоится на
        лейбле GRP/Verve Records 7 марта следующего года. Это
        первая пластинка вокалиста, которая выйдет на
        этом лейбле. Лейбл известен тем, что поставляет
        много инструментальной поп-музыки (т.н. contemporary jazz)
        для американских радиостанций того же формата,
        что покойная московская "Престиж/НСН". В
        соответствии с форматом лейбла, в записи альбома
        приняло участие несколько представителей
        поп-музыки, например, вокалистка Ванесса Уильямс.
        Однако инструментальный состав включает
        действительно крупные имена современного джаза -
        в записи приняли участие перкуссионисты Луис
        Конте и Паулиньо да Коста, барабанщик Стив Гэдд,
        трубач Рик Браун, саксофонист Бони Джеймс. Тур в поддержку нового альбома начнется
        концертами в Европе (апрель-май), в июне Ал Джарро
        выступит в США, в июле - вновь в Европе, а
        финальные концерты состоятся опять в США в
        августе 2000 г.
  22 ноября исполнилось
        сто лет со дня рождения композитора Хоуги
        Кармайкла (1899-1981) - автора таких легендарных и до
        сих пор сверхпопулярных мелодий, как "Stardust"
        и "Georgia On My Mind". В честь его юбилея в Интернете
        открыт большой информационный ресурс под
        названием "Коллекции Хоуги
        Кармайкла". Это массивная база данных,
        посвященная всему, что сделал в жизни Кармайкл.
        "Коллекции" открыты на сервере университета
        штата Индиана, поскольку композитор родился как
        раз в этом штате (в городе Блумингтон) и, больше
        того, в 20-е годы закончил университет Индианы по
        юридической специальности (хотя главным делом
        его жизни стала музыка). Университет располагает
        огромной коллекцией нот, писем, фотографий,
        записей, транскриптов интервью Кармайкла; все
        это оцифровано и находится в базе данных
        "Коллекций". Среди писем композитора можно
        найти его переписку с президентами Дуайтом
        Эйзенхауэром и Ричардом Никсоном, музыкантами
        Биксом Бейдербеке и Доном Редманом, актером
        Бобом Хоупом и т.п... Архив содержит все, что
        связано с разнообразным творчеством Кармайкла -
        не только с музыкой, но и с его работой в кино (он
        снимался в фильмах "Лучшие годы нашей жизни"
        и "Иметь и не иметь") и даже с живописью
        (университет располагает пятью его картинами
        маслом).
 Компания Verve Music Group выпустила девять новых
        переизданий классических джазовых работ в серии
        Verve Master Edition. Все эти пластинки заново оцифрованы
        в 20- или 24-битном формате с оригинальных
        аналоговых записей, в их оформлении использованы
        оригинальные обложки, но в буклеты включены
        новые статьи и фотографии. 2 ноября вышли: 
          Луис Армстронг: "I've Got The World On A String" и "Under
            The Stars",два оригинальных альбома и 13
            бонус-треков.. Билл Эванс: "Further Conversations With
            Myself",легендарная сольная работа великого
            пианиста. Стэн Гетц: "The Steamer" - Альбом, записанный год
            спустя после эпохального "West Coast Jazz", плюс
            пять бонус-треков.
Modern Jazz Sextet: "Modern Jazz Sextet", звездная запись с
            участием Диззи Гиллеспи, Сонни Ститта, Джона
            Луиса, Скитера Беста, Перси Хита и Чарли Персипа. Чарли Паркер: "Big Band" - материал трех дней,
            проведенных в студии грамзаписи в 50-е гг., плюс 14
            ранее никогда не публиковавшихся треков.
 9 ноября: 
          Трио Оскара Питерсона и Милт Джексон: "Very
            Tall". Начиная с 1961 г., было записано три
            продолжения этого альбома, на котором
            встречаются два выдающихся мастера - пианист
            Питерсон и недавно ушедший из жизни вибрафонист
            Джексон. Ритм-секция не менее звездная: Рэй Браун
            на контрабасе и Эд Тигпен на ударных.Уэс Монтгомери: "Tequila" плюс пять
            бонус-треков знаменитого гитариста.Диззи Гиллеспи: "An Electrifying Evening With The Dizzy Gillespie
            Quintet" - первое переиздание этого альбома на CD
            плюс редчайшее интервью Диззи.
Дайна Уошингтон: "Sings Bessie Smith". Классический
            воклльный альбом плюс четыре ранее не
            публиковавшихся трека.  16 ноября: 
          Оркестр Вуди Хермана: "Live At Carnegie Hall" -
            впервые концерт 1946 года издан полностью, нота в
            ноту так, как он прозвучал 53 года назад (шесть
            пьес ранее никогда не издавались). |  
        |  |  | 
  
    | Новые альбомы | 
      
        | Начиная с этого номера, мы по
        многочисленным настойчивым просьбам читателей
        регулярно будем публиковать списки новых
        джазовых альбомов, выходящих как на Западе, так и
        в России. В сегодняшнем выпуске - американские
        релизы конца ноября. 
          
            | Новые издания | 
              "Swingin' Europe Vols. 1 & 2" - European Jazz Youth Orchestra, DaCapo Jazz"Live at the Village Vanguard" - Wynton Marsalis, Columbia, seven CDs"Prim" - Joel Palsson, Naxos Jazz"In the Blink of an Eye" - Sam Yahel, Naxos Jazz  |  
            | Переиздания | 
              "Prime Cuts: The Columbia Hits" - Grover Washington Jr., Columbia"Erroll Garner" - Erroll Garner, Telarc Jazz, six CDs |  |  
        |  |  | 
  
    | Рецензии | 
      
        | Сегодня у нас - три рецензии на
        отечественные джазовые релизы последних
        месяцев: два признанных мэтра традиционного
        джаза - саксофонист Александр Осейчук и пианист
        Григорий Файн - и этно-джазовая группа из
        Петербурга "Самха"...>>>> |  
        |  |  | 
  
    | 
      
        | ПОЛНЫЙ
        ДЖАЗ Авторы:Алексей Баташев, Елена Шевченко, Константин
        Волков, Евгений Долгих, Кирилл Мошков
 
 Редактор:
 Кирилл Мошков
 
 Зарубежная информация:
 Down Beat
 PRNewswire,
 CDNow's Daily Music News Jazz,
 Billboard
 
 Фото:
 Павел Корбут,
 Зига Коритник,
 Корнелия Мюллер,
 www.corbis.com,
 архив сервера "Джаз в России"
 
 Воплощение:
 Павел Абраменков
 |  | 
      
        | Если у вас есть друзья, которых
        может заинтересовать наш журнал, но у них нет
        компьютера или они не подключены к Интернету - не
        сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
        им прочитать! Материалы, присланные читателями,
        приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
 |  |