ваш путь к джазовой аудитории России: реклама на «Dжаз.Ру»: в сети с 1998 года - всё о джазе по-русски!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #44

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.

Александр Осейчук - "Dedication"

Александр Осейчук - "Dedication"
Boheme Music, 1999
8 tracks
56:36
* * * *

Александра Осейчука называют "первым дипломированным саксофонистом СССР". И это святая правда: он умудрился получить диплом о высшем музыкальном образовании по классу саксофона "в экспериментальном порядке" ровно в тот год, когда в СССР официально начали преподавать этот инструмент (1974). Джазовую славу ему, музыканту классической традиции, принесла многолетняя работа в ансамбле пианиста Игоря Бриля. Сейчас Осейчук - уже профессор Академии музыки им. Гнесиных, но исполнительства не бросает. По-прежнему он - один из самых техничных и изобретательных альт-саксофонистов в России. Ансамбль "Зеленая волна", с которым он летом 1998 г. за два дня записал этот альбом, состоит из его бывших или нынешних студентов (Всеволод Тимофеев - фортепиано, аранжировки; Олег Соколов - контрабас; Владимир Кулешов - барабаны). На альбоме всего одна авторская вещь лидера - "Бегемот", слегка шутливое посвящение и впрямь несколько напоминающему этого водяного увальня Анатолию Соболеву, выдающемуся российскому контрабасисту. Еще одна тема - стандарт Джеймса Ван Хьюзена "I Thought About You". Остальные шесть композиций - ядро "бернстайновской" концертной программы Осейчука, посвященной 80-летию со дня рождения композитора Леонарда Бернстайна. Тут и "Tonight", и "Someting's Coming", и, конечно, суперхиты из "Вестсайдской истории" - "Somewhere" и "Maria". Впрочем, напрасно думать, что здесь вы услышите милые сентиментальные трактовки. О нет! Осейчук со своими хлопцами извергает поток чрезвычайно интенсивного хард-бопа, квадрат за квадратом демонстрируя подавляющую, суперскоростную технику игры. Впрочем, холодноватый, рассудочный пианист Тимофеев приятно оттеняет напор лидера.
К сожалению, на обложке альбома невозможно найти информацию не только о том, в каких технических условиях делалась запись, но и о том, в какой студии это происходило. Указано лишь, что сделал запись звукорежиссер Герман Петров. А жаль, запись как раз весьма любопытная в звуковом плане: ощущается исчезающий в наше время вкус к записи живых, более того - акустических инструментов, а главное - умение делать такие записи. Чрезвычайно плотно записана ритм-секция (разве что фортепиано в стереопанораме ощутимо "узковато" - например, том-бас ударной установки то и дело проявляется субъективно гораздо левее фортепиано; кстати, этот фланг справа уравновешен одним из том-альтов, по уровню - не по тону - звучащим несколько ниже). Что же до саксофона, то сильный, певучий звук Осейчука записан практически идеально. Единственный элемент звукорежиссерского решения, вызывающий некоторые вопросы - обильное использование цифровой имитации классической ленточной задержки, иногда чуть более явной, чем хотелось бы (например, на звуке хай-хэта в первом проведении темы "Maria"). Впрочем, общая картина от этого страдает мало. Если сравнивать с первым CD Осейчука - "Эпизодом №7" (1997) - то альбом в звуковом плане получился куда более выигрышным и для лидера, и для ансамбля, да и в плане музыкальном куда интереснее.
"Самха" - "Samkha"

"Самха" - "Samkha"
Boheme Music, 1999
9 tracks
50:52
* * * *

Санкт-петербургская группа "Самха" пришла к импровизационной музыке из рок-мира - ее основатели раньше работали в таких известных группах, как "НЭП" и "АВИА". И тем не менее никакого рока здесь нет в помине. Это тот фланг современной импровизационной музыки, который принято называть "этно-джазом", но этно-джаз этот совершенно "головной", не от "корней", а, так сказать, от кроны. Музыканты во главе с флейтистом-саксофонистом Евгением Ждановым используют массу элементов разных фольклорных музыкальных культур, смешивая их в странных, порой завораживающих пропорциях. Тут и азиатские, преимущественно - популярные среднеазиатско-индийские мотивы (само слово "Самха" - индийского происхождения), и нечто в промежутке между кельтской и романской музыкальными традициями (кстати, именно эти кельтско-романские - даже иногда почти испанские - сочинения наименее импровизационны, наиболее строги по композиции и аранжировке), и все это помножено на вполне европейскую теперь уже традицию - world music. Плюс изобилие импровизационных моментов.
Вот такая смесь. При этом никаких особенно фольклорных инструментов: даже самые "индийские" моменты играются на акустической гитаре, флейта тоже используется вполне европейская. Нельзя не признать, что все это очень увлекает и завораживает и - в отличие от других немногочисленных попыток играть world beat в российских условиях - весьма здорово сыграно.
Запись делалась аж в 1993 г. в одной из лучших на тот момент рок-студий Питера - "Инди-Студио" ее постоянным звукорежиссером Александром Мироновым. Конечно, слышно, что это именно рок-студия и что это начало 90-х. Обилие цифровой реверберации (временами - переизбыток, вплоть до фазовых сдвигов), при этом - довольно узкая стереобаза и обильный инфраниз (заметно, что временами звукорежиссеру этого инфраниза не хватает - бас-гитары или другого басового инструмента в составе нет, а низкий звук соответствующего индийского барабана, в соответствии с индийской же традицией, раздается нечасто). Но тем не менее это - истинно творческая работа, и стереотипы рок-записи в ней вполне успешно преодолены. Что же до музыкальной стороны, то для России это этапная работа - что в плане сближения рок-мира и импровизационной музыки, что в плане преодоления детских болезней отечественных некоммерческих музыкальных пластов.

Gregory Fine trio - "Happy Bluesday"

Gregory Fine trio - "Happy Bluesday"
Boheme Music, 1999
9 tracks
59:02
* * * * 1/2

Этапная работа самарского пианиста Григория (с некоторых пор - Грегори) Файна была записана в минувшем году в Лондоне. С ним играют два блестящих британских музыканта - контрабасист Лен Скит, многократно провозглашавшийся лучшим басистом Великобритании, и барабанщик Мартин Дрю, в последнюю четверть века - участник трио великого Оскара Питерсона.
Имя Питерсона тут названо не случайно - Файн его многолетний поклонник и последователь, причем, нельзя не признать, весьма совершенный последователь. В том смысле ,что стилистикой игры Питерсона он овладел почти в совершенстве. Почти - потому что скопировать Питерисона нельзя, во многих смыслах он - эталон техники игры на джазовом фортепиано, его свинг абсолютен, и повторить его игру нельзя. Тем не менее Файн много лет стремится приблизиться к этому идеалу, обладая при этом и свои, вполне индивидуальным голосом. И - что значит ритм-секция в фортепианном трио! - со столь классными басистом и барабанщиком (тем более, прекрасно - еще бы! - знающими специфику именно этого стиля) Файн зазвучал по-новому. Даже его предыдущий CD "Дорога на Мисиссаугу" ("Союз", 1997), записанный вроде бы тоже за рубежом - в Канаде, где как раз и живет Питерсон - и с недурной канадской ритм-секцией, по сравнению с новым альбомом выглядит бледно и пресно.
Опять-таки не указано название студии (хотя традиция джазового звукоиздания вроде бы предполагает такие вещи, равно как и вынесение имен всех участников трио - тем более столь именитых - на обложку). Записывал некто Ричард Хэмметт. Судя по тому, что запись уложилась в один день, сделана она живьем, без последующего сведения. Это, кстати, заметно на слух, хотя "воздух" студии в сухой, жестковатой звуковой картине альбома отсутствует как класс. Слышна сильно изолированная звукопоглощающими материалами студия, объем которой можно почувствовать (не услышать, а именно почувствовать), пожалуй, только в эпизодах соло контрабаса (причем не в звуке баса, а в микропланах вокруг барабанов). Чуть островатый, сухой звук барабанов и чуть глуховатый, смягченный звук фортепиано хорошо уравновешивают друг друга, а прозрачный, но глубокий и в то же время хорошо читающийся контрабас образует субъективно весьма комфортную "подушку". Несмотря на некоторые несообразности звукорежиссерского решения, в целом картина очень располагает к вполне приятному прослушиванию.
В чем этапность этого альбома? Объединение усилий хорошего российского пианиста и отличной британской ритм-секции доказало то, что и должно было доказать. Границ в джазе нет, джаз - действительно абсолютно международный музыкальный язык, и "наши" ничуть не хуже "их". Однако главное - не это: всерьез доказывать эти общепонятные вещи теперь, пожалуй, хочется только патологически недоверчивым людям. Главное, что в дискографии Григория Файна появилась на самом деле интересная и сильная пластинка, с чем мы его и поздравляем.

Константин Волков

На первую страницу номера