ваш путь к джазовой аудитории России: реклама на «Dжаз.Ру»: в сети с 1998 года - всё о джазе по-русски!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #47
"Джазовые голоса" в Нижнем
Юбилей ММК (Молодежного музыкального клуба) в Нижнем Новгороде продолжается. На сей раз двадцатилетию ММК посвятили совместный проект в рамках V Международного фестиваля вокального джаза "Джазовые голоса-99", организованный "Джаз-Арт клубом" (Москва), Российским Фондом культуры, Госконцертом и радио "Европа плюс Нижний Новгород". Нижегородская часть фестиваля проходила на площадке Академического Театра Драмы им. А.М. Горького.
Вечерняя Покровка (ул. Большая Покровская, местонахождение Театра Драмы) вся искрилась и мигала предновогодним ожиданием, создавая всем идущим на фестиваль дополнительный настрой. Но даже если бы она "утопала в грязи, и было не видно не зги", фестиваль всем и все компенсировал.
Гвоздем программы, конечно, был французский вокальный квартет "Rue Blanche" и Ирина Шилкина в сопровождении московско-уфимского трио в составе: Игорь Бриль (фортепиано), Евгений Чистяков (барабаны) и Сергей Оськин (контрабас). Нижегородские участники фестиваля были представлены Яной Тюльковой, вокальным квинтетом "Анима", Анжеем Ковалевым и инструментальным трио в составе: Александр Шишкин, Александр Кирдянов и Лев Тишин (они аккомпанировали "Rue Blanche").
Открыла фестиваль Яна Тюлькова. Она не новичок на таких проектах, в ее голосе появилась уверенность, индивидуальные интонации во время импровизации. Чувствуется, что человек делает все с душою и не стоит на месте. Яна сама себе аккомпанировала, создав тем самым среду автономности.
Вторыми вышли на сцену гости из Франции - вокальный квартет "Rue Blanche". То, что джаз на французском звучит не хуже, чем на английском - это точно. Французский "шансон" ощутим, но это не минус, а скорее наоборот, лишь делает музыку более интересной и колоритной. Такой свободы, юмора, хорошей вокальной импровизации нижегородские поклонники джазового вокала давно не припомнят. Зал заводился сразу, отвечая на каждый хороший импровизационный кусок аплодисментами, а галерка топала и свистела так, что казалось, может рухнуть в любую минуту. К счастью, театр не так давно перенес капитальный ремонт, и этого не произошло.
Аккомпанировали "Rue Blanche" музыканты из Н.Новгорода- Александр Шишкин (фортепиано), Александр Кирдянов (бас-гитара) и Лев Тишин (ударные). Вышеназванные музыканты относятся к старой гвардии. Играют вместе уже не первый год, часто выступают с Сергеем Манукяном и Ольгой Пирагс. И то, что именно они аккомпанировали "Rue Blanche", было закономерно. Правда, музыкантов подстерегали небольшие сюрпризы: на демонстрационном материале, высланном им заранее, было одно, а вот на репетиции пришлось играть совсем другое. Но все звучало достойно, и импровизационные перепалки между Александром Шишкиным и "Rue Blanche" были весьма интересными и заводными.
Несколько раз "Rue Blanche" вызывали на бис. График концерта явно не выдерживался. Но вот - антракт.
Второе отделение открыл Анжей Ковалев. Опыта выступления у Анжея на сцене достаточно, человек умеет общаться с залом, неплохой шоумен и поет, как он сказал, имитируя многие инструменты - своим голосом выстраивая композиции на приемах слогового пения. Откровенно говоря, зал (особенно юная часть) встретили Анжея тепло и радушно. Только вот его выступление больше походило на цирк, чем на джаз. Хотя, как говорится, чем черт не шутит, может, эта клоунада даст толчок новой форме - например, цирко-джазовой импровизации. И те инструменты, которые Анжею удается имитировать, как и гармония, основанная на любимых трех аккордах, будут звучать не по-цирковому, а по-джазовому.
"Анима" - довольно известный вокальный квинтет из Нижнего Новгорода, и его репутация - скорее камерного, чем джазового коллектива. Поскольку чем-то одним заниматься надо постоянно, тогда и результат, соответственно, другой.
Завершили концерт Ирина Шилкина и трио Игорь Бриль (фортепиано) - Евгений Чистяков (ударные) - Сергей Оськин (контрабас). За кулисами Ирина больше похожа на тихую миловидную учительницу первых классов, чем на джазовую вокалистку. Ей, состоящей из ритмов и сильных эмоций, на сцене равных не было. Когда человек своим творчеством может зажечь в тебе фитилек, который постепенно раздувается и превращается в факел, то с полной уверенностью можно сказать - это профессионал с большой буквы.
Отношение Игоря Бриля ко всему происходящему на сцене выглядело не доминантной позицией Мэтра, а позицией друга и чуткого партнера, готового довести чей-то пассаж до новой кульминационной точки или спровоцировать других своей игрой к новому витку импровизации.
Первым на сцену вышел Евгений Чистяков, создав сразу около себя некий ореол пружинности и чувственных ритмических образов. При звуках его барабанов казалось, что все дошло до предела и дальше развития не будет, но это только казалось. Наверно, не буду одинок в мнении, если скажу, что Евгений Чистяков прекрасный музыкант, наделенный большим талантом находить гармонию в ритмах. Сергей Оськин поначалу себя мало чем проявлял, но постепенно опасения рассеялись, он прекрасно показал, на что способен в сольных местах. Особенно понравился их дуэт с Ириной. Атмосфера бархатной интимности на фоне головокружительных пассажей - все это пленило. Концерт продлился немного больше, чем планировался, так что музыкантам нужно было сильно спешить на поезд.
Они уехали, но осталась частичка их творчества, и спасибо всем, кто организовал этот проект в Нижнем Новгороде, тем, кто помог соединить столько хороших музыкантов в одно целое, имя которому -"Джазовые голоса-99".

Сергей Баженов

На первую страницу номера