502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #3
Арто Тунчбояджан: "Я никогда не играл джаз"
Night ArkNight Ark, Джо Завинул, Чет Бейкер, Дон Черри, Пол Уинтер, Боб Берг, Эл ДиМеола, - впечатляющий список, не правда ли? Так вот, он далеко не полный. Арто Тунчбояджан играл с гораздо большим количеством суперзвезд современного джаза. Хотя ереванские фэны знали его по записям и раньше, но познакомились с ним воочию впервые в дни Международного джаз-фестиваля "Ереван-98". Тогда состоящий на три четверти из американских армян (Ара Динкджян - ударные, Армен Донелян - клавишные, Арто Тунчбояджан - перкуссия) квартет Night Ark буквально потряс Ереван своими основанными на армянском мелосе композициями. С "армянским акцентом" в квартете играл даже единственный член группы, не имеющий ни капли армянской крови - знаменитый басист Марк Джонсон. Филигранная техника участников, родные напевы, богатые, красочные аранжировки вызвали восхищение ереванской публики. Но душой квартета тогда, безусловно, был Арто Тунчбояджан. Виртуозное владение различными экзотическими ударными инструментами, оригинальная манера пения, постоянный настрой на этакую музыкальную эксцентрику - это отличительные черты Арто-музыканта. Доброта, теплота в отношениях со всем вокруг, постоянные озорные искорки в глазах, - это уже характеристики Арто-человека.
В 1999 году он приезжал в Ереван дважды - первый раз "на разведку", а вот во второй раз уже для работы. Вместе с местными музыкантами (Левон Малхасян, Ваагн Айрапетян, Арсен Нерсисянц, Никогаес Варданян и др.) он записал материал для своего альбома, который впоследствии, осенью, вышел на CD в США на фирме SVOTA MUZIC. И наконец в начале января 2000 г. Арто Тунчбояджан приехал в Ереван на презентацию своего диска. Ряд выступлений в ресторане-кабаре "Гойяк", одном из самых фешенебельных в Ереване, также были направлены на промоушн альбома, хотя массовой продажи альбома "Armenian Navy Band" в Ереване и не намечалось.
13 января, как и полагается, Ереван отмечал "старый новый год". В отличие от первых дней выступлений, в этот день публика в ресторане собралась джазовая, а не "ресторанная". Праздничная обжираловка закончилась, и можно было послушать музыку и спокойно обсудить услышанное.
В антракте удалось отозвать Арто в сторонку и поговорить.

Арто Тунчбояджан - Я родился и вырос в Турции, но из-за неблагоприятной обстановки в 1976 году пришлось оттуда уехать. Когда мы с братом выросли, я сказал ему: "Если не хочешь однажды прийти на могилу младшего брата, то давай уедем отсюда как можно быстрее". Дело в том, что там нельзя было тогда говорить о чем хочется. Или надо было молчать как труп, или из тебя сделают труп. Мне говорили: "молчи и играй". Но дело в том, что когда я играю, то еще больше выражаю свою армянскую сущность. Моя семья жила в одной комнате, без света, без тепла. Но мы были очень богаты духовно. Нас было трое детей. Мы ходили в армянскую школу только пять лет, потом стали работать. Когда моего отца спросили "У тебя такие толковые дети, почему ты не отправишь их учиться дальше?", он открыл дверь и сказал нам:" Пожалуйста, идите, учитесь дальше". Но за дверью не было школы, там была жизнь. Мой отец никогда не говорил мне, что хорошо, а что плохо. Он не отправил нас на учебу не потому, что сам был неграмотным, а потому, что считал, что даже если ты стал доктором, ты не можешь познать жизнь. Жизнь познается только жизнью. Отец всегда говорил: "Я не против, чтобы ты стал мусорщиком, но только если ты будешь хорошим мусорщиком. Тогда я буду гордиться тобой. Но если ты будешь плохим президентом, я никому не скажу, что ты мой сын". Я вырос на этой философии. Когда я собрался в Америку, многие мне говорили :"Ой, ты там ничего не добьешься. Там столько классных музыкантов". Я не ехал за успехом - потому, что нашел этот успех в себе. Быть честным человеком, быть самим собой это уже успех. Я добился успеха не потому, что талантливее других, а потому, что когда человек молод, он более раскрепощен и смел. И еще потому, что такая, видно, у меня судьба. И все пришло само собой - и вера в себя, и благополучие.
Давно играешь?
- С одиннадцати лет, и вот уже 30 лет играю.
А где ты научился и начал играть джаз?
- Я никогда не учился играть джаз и никогда его не играл.
?????
- Это журналисты и всякие критики пишут, что я играю джаз. На самом деле я играю ту музыку, которая звучит в душе и рождается в моем сердце. Я ее лишь обрабатываю немного, подгоняю под инструменты... Ну, а если тебе надо обязательно как-то назвать эту музыку, то напиши "авангард", "авангард-фолк". Это конечно, тоже не очень правильно, но больше подходит к данной музыке, чем "джаз".
Чем ты объяснишь тогда, что музыку в этом стиле в основном исполняют "бывшие" джазовые музыканты?
- Потому, что многие из них поняли, что лишь в соединении, сплаве стилей можно сейчас найти что-нибудь интересное. Ведь вроде бы все, что можно, уже переиграли. Вот и переквалифицируются.
Как ты оцениваешь армянских музыкантов, с которыми ты встречался и играл?
Арто Тунчбояджан
- Очень высоко. Многие из них владеют высокой техникой, богатой фантазией, широким музыкальным кругозором, хорошо знают народную музыку, свои корни. Играют в охотку. Легко и с удовольствием учатся. Их запросто можно показывать на любой международной арене, выставлять на международный фестиваль любого уровня. Уверен, они везде придутся ко двору. С ними приятно и легко играть. Пожалуй, их единственный крупный минус - это отсутствие знаний в области коммерции, законов шоу-бизнеса, отсутствие международного опыта. Без этого в сегодняшнем музыкальном мире никак нельзя.
Что готовишь своим поклонникам в ближайшем будущем?
- Осенью закончили работу над очередным, четвертым по счету альбомом квартета Night Ark. Он только что, буквально в первых числах января, вышел в свет в Америке. Называется "Petals On Your Path", состоит, в основном, из инструментальных композиций. В некоторых я буду немного петь. Авторы большинства композиций - Ара Динкджян и я. Надеюсь, он понравится нашим слушателям. Есть предложения от разных музыкантов для совместных выступлений, записей альбомов. Буду писать песни и т.д. Все как обычно. Именно из этого складывается жизнь музыканта.

Радость общения с этим солнечным музыкантом долго еще грела меня - несмотря на холодный январский вечер, настроение и состояние души у меня были прекрасные.

Армен Манукян,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Ереване

На первую страницу номера