502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #10
Гасан Багиров: "Главное - человеческий контакт"
Гасан БагировВ моем представлении интервью с гитаристом Гасаном Багировым, на питерской сцене - настоящей джазовой звездой, должно было выглядеть полным официозом - ну как может выглядеть беседа известного джазмена и начинающей журналистки? Но мне повезло. Дважды повезло. Дистанция, которую я себе воображала, была сразу же и бесповоротно проигнорирована и Гасаном, и замечательной женщиной с красивым именем Любовь - его женой. 
Естественно, я не упустила случая задать Любови банальный вопрос:'' Тяжело быть женой музыканта?" И вместо ожидаемого тяжелого вздоха вдруг услышала: "Нет. Надо просто быть готовой к этому". В разговорах с ней незаметно прошло время. Начался концерт (описания излишни; лучше сходите и послушайте сами). И вот, наконец, началось собственно интервью, в ожидании которого прошел весь вечер.

Насколько я знаю, Вы пришли в джаз не сразу. Что Вас привлекло в этой музыке? 
- В джазе меня привлекла особая тонкость, элитарность и требуемая профессиональная подготовленность музыканта. Это музыка для изысканной публики, которая понимает, что надо ценить в джазе - виртуозность, новые гармонические и мелодические идеи и, безусловно, импровизационность. Когда я впервые услышал Уэса Монтгомери, звук его гитары и эти его особые обороты - все это сразу покорило мое сердце. Одновременно я понял, что, оказывается, я чего-то не умею играть(улыбается). И в результате я стал активно заниматься джазом.
А первоначальный гитарный опыт - это группа " Собраний сочинений"?
- Ну это не первоначальный мой опыт. До "С.с." были еще самостоятельные, можно сказать, самодеятельные потуги. Я играл на танцах, на вечеринках и просто со своими друзьями. И, в принципе, "С.с." - это уже продолжение моего пути, когда на 3 курсе училища им. Мусоргского мне предложили вступить в эту группу. Сначала я с осторожностью принял это предложение, так как она имела арт-роковую направленность. Но ее возглавлял мой музыкальный руководитель Владимир Габай (один из музыкантов легендарной питерской группы " Джаз-комфорт"). В рок-н-ролльной программе мы даже играли вещь Пэта Мэтини. Мне это было интересно. И, конечно, это первый сценический опыт на больших площадках, когда мы разогревали толпу перед группой "Секрет". Было очень трудно, с другой стороны, это научило меня работать с большой аудиторией.
А потом был рок-театр "Секрет" и ...
- Это было одновременно с "Собранием сочинений". Мы сделали спектакль " Король рок-н-рола", где я исполнял роль гитариста Скотти Мура. Надо сказать, это была легендарная личность, он несколько лет работал с Элвисом Пресли. Я изучил его стиль, его специфические приемы. Иногда я использую эти приемы, потому что они мне нравятся.
А впервые вы появились в большом (читай: профессиональном) джазе на конкурсе имени Дюка Эллингтона?
- Да, это было самое серьезное вступление на джазовую профессиональную сцену, когда Голощекин и члены жюри признали меня подающим надежды молодым музыкантом, который исполняет джаз на гитаре. Мы играли тогда в трио. И вот эта форма - трио - достаточно сложная форма для джазового музицирования. И жюри оценило это высоко, присудив третью премию. 
Вы играли с такими "великанами" отечественного джаза, как Давид Голощекин, Георгий Гаранян, Даниил Крамер. Скажите, как это - работать с великими (и ужасными)? И с кем сработаться было тяжелее всего?
- Хочу сказать, что главное для меня - человеческий контакт. И если он есть, то профессионально уже как бы можно дотянуться до того уровня, который есть у этих музыкантов, великих, по моему мнению, артистов. Конечно, все они виртуозы, и мне приходилось много заниматься, чтобы подтянуть свою техническую сторону на очередной уровень. И конечно, это сотрудничество - с народными артистами Голощекиным, Гараняном и заслуженным артистом Крамером, - очень помогло мне в становлении моего артистизма. Хочу сказать особо о Давиде Семеновиче Голощекине: этот человек вывел меня на профессиональную джазовую сцену. Мне очень повезло, что он сделал меня своим партнером. Возглавляемая им Санкт-петербургская государственная филармония джазовой музыки уникальна по своей сути, ее можно считать настоящим оплотом джаза в нашем городе. В Филармонии джазовой музыки получило путевку в жизнь не одно поколение лучших российских джазовых музыкантов. 
Вы участник многих фестивалей: "Artgenda -96" в Копенгагене, "Artic Jazz" в Мурманске, "Славянский базар" в Витебске, "Джазовая провинция-99", с которым вы проехали пол-России, но ведь есть и другая сторона медали: тяжелый, каждодневный труд. Как у вас проходят репетиции? И насколько сложнее репетиции со временными составами?
- В группе мы не так часто репетируем, потому что есть большой репертуар, который уже сделан. Поэтому на репетициях в основном мы сверяем саунд, затем сверяем небольшие моменты вступления, кадансы, заключения. Потом договариваемся, кто за кем будет играть и что именно. Но в основном я сейчас занимаюсь сам, хотя времени и не хватает, так как я и учусь, и преподаю в Академии культуры.
Расскажите, пожалуйста, о своей сольной программе.
- Сольная программа... Вообще я хочу записать компакт-диск( об этом уж давно просят поклонники, а я их кормлю обещаниями ). Я нашел студию, где ко мне относятся с пониманием, и это вдохновляет. Часть композиций будет моих (~50%), часть - джазовые стандарты, может быть - немного переделанные, может быть - в таком виде, как они есть или как я их слышу. Будет акустическая гитара, электрическая, будут две гитары (я намерен сделать наложение, т.к. гитарного партнера мне пока не найти). Маэстро Голощекин любезно согласился(для меня это большой подарок) сыграть на скрипке, на вибрафоне, на сопрано-саксофоне. И в "Джаз-филармоник холле" состоится запись, а потом на студии мы ее обработаем в CD-формате.
В этом году я хочу выпустить два диска как минимум. Второй диск будет с ритм- секцией и, может быть, по материалам прошлогодних концертов - оказывается, есть несколько кассет с очень хорошими концертными записями моей игры с Владимиром Туником, Робертом Пилякальнисом, Михаилом Костюшкиным...
Вы с отличием закончили хоровое училище, но почему-то Ваш голос можно услышать только
на диске или на кассете. Почему Вы перестали петь на концертах?

- Во-первых, вокалом, как и гитарой надо много заниматься. Все таки голос - тонкий инструмент. Бывает так, что, как говорится, нет завода, куража какого-то, и я погружаюсь в гитару, потому что чтобы гитара заговорила человеческим голосом, нужно очень большое воздействие на этот инструмент. Но на концертах я постепенно возрождаю скэт. Я достаточно критично к себе отношусь и на данный момент совершенно не доволен своим вокалом. Поэтому сейчас буду садиться и заниматься, заниматься гаммой, распевочки всякие, упражнения. Чтобы голос был постоянно в эластичном состоянии, я бросил курить уже около года. Табачный дым очень плохо действует на голосовые связки. Когда в помещении накурено, я вообще стараюсь не петь.
Я знаю, что Вы решили не ограничиваться музыкой и сейчас снимаетесь в фильме...
- Это будет телесериал. А остальное пока сюрприз.

Теперь, думаю, стоит рассказать о моей третьей удаче. Мне довелось познакомиться с коллегой Багирова по съемочной площадке Александром Басистым. Вот такое блиц-интервью у нас получилось:

Какое первое впечатление на вас произвел Багиров? 
- Я сразу влюбился. У него необыкновенная харизма и свой менталитет: "такой вот бархатный Гасан Багиров".
А как он в профессиональном плане? 
- Хвалят. Я разговаривал вчера с режиссером : Гасаном все довольны
Вы впервые сегодня на концерте?
- Нет, я был еще 12 февраля. Впечатление ошеломляющее. Я так и сказал Гасану: "катарсис".
А как у маэстро отношение с другими актерами ?
- Когда у человека с самим собой нормально, то и со всеми остальными отношение ровные. Да прекрасно все!

Когда у Вас появляется свободное время, что Вы предпочитаете делать?
- Ну, вообще я очень разносторонний человек. Могу поехать кататься на машине, могу поехать за город, могу заниматься спортом (бегать в лесопарке), могу пойти в зоопарк. Мне очень нравится общаться с животными: кормить их, фотографировать - это доставляет мне огромное удовольствие. Просто у меня не хватает времени на все это, поэтому жалко, что все это так быстро проходит.

Так же быстро прошло и время нашего интервью... Впрочем, надеяться на новую встречу легко - Гасан Багиров на подъеме, он быстро обретает заметное место в российском джазе, так что повод для нового интервью может представиться довольно скоро.

Татьяна Востроилова, Санкт-Петербург

На первую страницу номера