502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #10
Русские герои американского джаза
Продолжаем публиковать статьи живущего в Нью-Йорке пианиста и композитора Николая Левиновского, выходившие в газете "Новое русское слово" в 1996 г.

Встречаясь со многими людьми, я постоянно слышу одни и те же вопросы: какова судьба "Аллегро"? как поживает такой-то? чем занимается такой-то? Словом, любители джаза интересуются судьбами русских джазменов, живущих и работающих в Америке. Интерес этот вполне объясним, хотя здесь, в Америке, удовлетворить его не так-то просто: возможность выступить выпадает на долю музыканта далеко не так часто, как хотелось бы, к тому же в Нью-Йорке происходит столько событий, что отдельные выступления русских артистов зачастую проходят малозамеченными.
А между тем, "русский джаз в Америке" имеет довольно долгую историю. 
Нам придется начать с далекого 1962 года, когда в Москве, Ленинграде и Киеве проходили гастроли оркестра Бенни Гудмена - "первой ласточки" американского джаза, залетевшей в СССР со свежим ветром хрущевской оттепели. Тогда и произошло первое знакомство американцев с русским джазом. Гости, донельзя удивленные, увезли с собой сочинения тогдашних советских звезд Андрея Товмасяна, Геннадия Гольштейна и других, а вскоре была выпущена пластинка - первый звуковой документ русско-американских джазовых связей. Помню, как я с замиранием сердца слушал по "Голосу Америки" гу запись.
Вскоре на американской земле появились первые русские джазмены. "Пионерами" оказались москвичи Борис Мидный и Игорь Берукштис, весьма сложным путем - через Японию и Германию - прибывшие в Нью-Йорк. Они начали довольно успешно, записали пластинку, но когда шум сенсации поутих, выяснилось, что быть джазменом в Америке - сложно.
Сегодня в Штатах живут и работают несколько поколений русских джазовых музыкантов. У одних карьера складывается довольно успешно, у других дела обстоят скромнее, но все они являются реальными действующими лицами американской джазовой сцены.
Валерий ПономаревЕсли вести наш рассказ по принципу старшинства, то начать следует с Валерия Пономарева - заслуженного ветерана-трубача, в активе которого, кроме прочих достижений, четыре года работы в ансамбле Арта Блэйки "Посланники джаза" - уровень, прямо скажем, звездный. Надо отдать должное Пономареву. Компетентный музыкант, он хранит верность своей "первой любви" - мелодичному стилю "би-боп", восходящему к творчеству таких мастеров, как Клиффорд Браун и Ли Морган. Пономарева отличает завидная творческая дисциплина: его выступления всегда тщательно подготовлены, исполнительское мастерство - на высоте. Валерия можно услышать в нью-йоркских клубах, таких, как Visiones или Sweet Basil, но, к сожалению, редко, так как последнее время он активно гастролирует по странам мира. Его записи не залеживаются на прилавках магазинов.
Александр СипягинС недавних пор у Валерия Пономарева появился "конкурент" - Александр Сипягин, молодой, но уже уверенно заявивший о себе трубач. Список своих американских успехов он открыл победой на международном конкурсе джазовых исполнителей имени Телониуса Монка. Эта победа открыла талантливому музыканту дорогу на джазовый Олимп - в Нью-Йорк. Александр Сипягин - прекрасно подготовленный исполнитель современной школы, и его творчество развивается в русле позднейших веяний. Ему одинаково доступны как популярная баллада, так и сложная нестандартная композиция, а его технические возможности позволяют справляться с репертуаром любой трудности. Александр выступает в нескольких нью-йоркских ансамблях - в оркестре им. Чарли Мингуса, в группе Гила Голдстина, а также имеет престижный ангажемент в Международном оркестре Джоржа Грантца. 
Участвовал он и в концертах "Аллегро", в частности, на фестивале JVC летом прошлого года.
Саксофонист Игорь Бутман начал свою американскую карьеру весьма активно, выступая с такими звездами, как Гровер Вашингтон и Пат Мэтини. Затем он "осел" в Нью-Йорке, стал играть в клубах, получил ангажемент в оркестре Лайонела Хэмптона и, наконец, открыл собственную компанию звукозаписи, в которой дебютировал собственным альбомом "Falling Out" с участием известных джазменов. Игорь Бутман - талантливый музыкант и энергичный деятель - проявляет себя в самых разнообразных проектах. Одним из продюсерских достижений Игоря стало возрождение нашего общего детища - ансамбля "Аллегро" для участия в фестивале JVC. Последнее время Бутман проводит много времени в России, где выступает с разными коллективами, но нью-йоркские любители джаза могут иногда услышать его в "Русском самоваре". Игорь - темпераментный импровизатор, и его вечера полны неожиданностей.
Вячеслав Назаров и Александр Сипягин, 1995К несчастью, преждевременная кончина вырвала из рядов русских джазменов одаренного тромбониста Вячеслава Назарова, так же, как и Бутман, ветерана "Аллегро" (В Интернете существует Мемориальный проект памяти Вячеслава Назарова, который создал и поддеживает житель Нью-Йорка Валерий Письменный  - ред.). Еще несколько бывших участников "Аллегро" живут и работают в Штатах. Басист Виктор Двоскин обосновался в Вашингтоне и организовал русско-американский квартет "Джазность" (видимо, по аналогии с "гласностью"), где выступал одно время еще один аллегровец - саксофонист Сергей Гурбелошвили, которого затем сменил Игорь Бутман. Группа сделала несколько удачных записей. Наконец, еще один бывший музыкант "Аллегро" - гитарист Ринат Шаймухаметов скромно "спрятался" в ресторане "Распутин". Скажет ли он свое слово в джазе?
Пианист Владимир Шафранов не имеет громкого имени, зато имеет прочную репутацию среди нью-йоркских джазменов. Ему потребовалось немало времени и сил для ее достижения, и надо отдать должное целеустремленности музыканта. Я помню Владимира юношей, когда он был органистом ансамбля "Добры Молодцы" и в джазе делал первые шаги. С тех пор он успел эмигрировать, стать одним из лучших .пианистов Финляндии (!), приехать в Нью-Йорк и успешно продолжить карьеру джазового музыканта. Его последняя запись - Шафранов предпочитает жанр фортепианного трио - демонстрирует великолепную форму артиста. Его партнеры - басист Джорж Мраз и ударник Эл Фостер - достойны лидера.
Есть еще группа молодых русских музыкантов, более или менее успешно подвизающихся на нью-йоркской джазовой сцене. Это талантливый басист Борис Козлов, в резюме которого - выступления с такими авторитетными именами, как Терри Гиббс и Бадди де Франко (с тех пор Борис успел побывать штатным басистом Mingus Big Band - ред.), другой не менее талантливый басист Дмитрий Колесник, отшлифовавший свое мастерство под руководством Рона Картера, гитарист Андрей Рябов, пианист Аркадий Фиглин, ударник Олег Бутман.
Несколько русских джазменов работают за пределами Нью-Йорка, и в силу этой удаленности от "центра" наблюдать за их деятельностью сложнее. Саксофонист Алексей Зубов живет в Лос-Анджелесе, пианист Давид Азарян - в Провиденсе, ударник Карен Аланакян - в Питтсбурге.
Допускаю, что мои сведения не полны и кого-то я не упомянул, но все же надеюсь, что этот краткий обзор деятельности русско-американских джазменов даст читателям представление о тех скрытых резервах, которые таятся в недрах этой, на первый взгляд, скромной "алии".

Николай Левиновский
Первая публикация - "Новое русское слово", Нью-Йорк, 29.03.1996

На первую страницу номера