502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Обзор джазовой жизни Выпуск #9 - 16 декабря 1998

Умер Джордж Ван Эпс

Джордж Ван Эпс     Помимо того, что Ван Эпс много и плодотворно играл с самыми разными джазовыми гигантами, он был еще и изобретателем - именно он придумал джазовую семиструнную гитару, на которой играли и играют Хоуард Элден, Стив Масаковски, Рон Эшет, Баки и Джон Пицарелли. Семиструнка Ван Эпса строит не как русская семиструнка, а как обычная гитара (EBGDAE) плюс еще одна басовая струна B. Интересующихся сразу отсылаем к дуэтным альбомам Ван Эпса и Хоуарда Элдена, выходивших в 90-е (именно Элден вытащил Джорджа из его добровольного отшельничества в Южной Калифорнии). Вот что Элден говорит о Ван Эпсе: "Когда мне было лет 13, я услышал его пластинку 50-х гг, под названием Mellow Guitar. Каждый трек, да что там - каждые несколько тактов были настоящими уроками игры на гитаре. У него все совершенно: гармонизация, голосоведение, все. Одна из тех пластинок, в которых год за годом открываешь все больше и больше".
    Джордж Абель Ван Эпс родился в семье музыкантов в Плэйнфилде, Нью-Джерси, 7 августа 1913 г. Его отец играл на банджо и был звукоинженером в одной из первых звукозаписывающих студий штата, все братья тоже были музыкантами. Другом семьи был композитор Джордж Гершвин.
    Первым инструментом Ван Эпса было банджо его отца. В девятилетнем возрасте мальчик перенес ревматическую лихорадку, которая уложила его в постель на год. Как-то раз его оставили дома одного, он взял банджо, и, когда семья вернулась вечером, он уже уверенно играл "Somebody Stole My Girl" и "Alabamy Bound". Врачи говорили, что его сердце так повреждено болезнью, что он не доживет и до двадцати. Однако здоровья ему хватило не только дожить до 85 лет, но и на то, чтобы стать членом профсоюза музыкантов в 11 лет. В 14 он уже записывался на пластинки - уже не на банджо, а на гитаре: за год до этого он услышал по радио игру Эдди Ланга, и судьба его была решена. А в 1929 г., два года спустя, он уже играл рядом с Лангом в оркестре Смита Баллью. Затем последовала работа с оркестрами Бенни Гудмена (еще до прихода туда Чарли Крисчена), Фредди Мартина и Рэя Нобла. В 1936 Ван Эпс женился и переехал в Лос-Анджелес. Там он играл с братьями Дорси, а также записывался для кино (в том числе для многих фильмов с Фредом Астером и для знаменитого фильма с музыкой Гершвина "Damsels In Distress". Работал он и в радиооркестрах (напомним, абсолютное большинство музыки на радио тогда звучало "живьем"), играл с Фрэнком Синатрой и другими. Когда началась война, на фронт он не попал, а попал... в исследовательскую лабораторию звукозаписи в Нью-Джерси, которой руководил его отец. А вернувшись после войны в Калифорнию, он подружился с Эпи Статопуло, создателем электрогитары "Эпифон", и вместе с ним построил первую модель семиструнной гитары. Много лет подряд все гитары-семиструнки изготовлялись вручную, и только в конце 60-х компания Gretsch выпустила первую заводскую гитару этой модели.
    Кстати, Ван Эпс вообще любил что-то мастерить и в 60-е гг. построил самый маленький в мире действующий паровоз - просто так, для собственного удовольствия.
    Самая известная работа Ван Эпса в кино - звуковая дорожка фильма "Pete Kelly's Blues", посвященного джазовой сцене Канзас-Сити, где снимались Пегги Ли, Элла Фицджералд, Джо Венути и Херб Эллис. Позднее по фильму был сделан телесериал, музыку для которого вновь записывал Джордж Ван Эпс (отдельные серии шли до конца 80-х гг.).
    Последние альбомы Джорджа Ван Эпса выходили на лейбле Concord.

назад к обзору