502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 32 (90) - 4 октября 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковУфф! Ну почему именно бразильский проект Андрея Кондакова произвел такое действие на наших авторов и читателей - будто бомба какая взорвалась? Почему не Понти, не Кенни Гарретт не Рэнди Бреккер, не Уинтон, в конце концов, Марсалис какой - а именно бразильцы? Правду, наверное, говорят - национальные, мол, характеры россиян и бразильцев очень схожи. И те и другие - мультинациональная общность (даже мультирасовая где-то - бразильцы, конечно, в большей степени). И те и другие - осколок бывшей империи (только Россия - сама бывшая метрополия, а бывшую бразильскую метрополию - Португалию - по сравнению с самой Бразилией на карте и не разглядеть). А бывавшие в Бразилии люди со знанием дела говорят, что бразильянцы и впрямь по-российски душевны, эмоциональны и вообще похожи, а жилые кварталы их городов количеством битых бутылок, мусора и уровнем неустроенности точь-в-точь напоминают иные (многие!) кварталы городов российских.
Ну что ж, вот и наши мы себе побратимов, кармических братушек в Южном полушарии. Везите нам еще бразильцев, русскому народу они очень нравятся.
А мы пока перейдем к делу.
Как это было
в Москве
Основное событие минувших семи дней - конечно, выступление Андрея Кондакова и Brazil All Stars в Центре искусств Центрального Дома художника 29 сентября. Так получилось, что в сегодняшнем выпуске "Полного джаза" есть еще аж три материала, посвященных приезду в Россию бразильских музыкантов и их сотрудничеству с Андреем Кондаковым - интервью с участниками проекта и два репортажа с нижегородского концерта. Чтобы не умножать число сходных деталей эмоционального характера, сосредоточимся на скупой хронике (тем более что благодаря несчастливому стечению обстоятельств мы остались без фотографий с этого концерта).
Начало московского концерта задержалось на сорок минут, поскольку автомобильные пробки в столице в этот день, как нарочно, достигли просто-таки гомерических, раблезианских масштабов, и бразильские гости ехали в ЦДХ почти полтора часа. За это время Андрей Кондаков, сменив три такси и перебегая с улицы на улицу пешком, успел, стартовав одновременно и из одного места с бразильцами, заехать за барабанами и доставить их в ЦДХ раньше приезда музыкантов!
Различные организационно-транспортные и звуковые проблемы не сломили духа гостей, да ведь мастерство-то, как известно, и не пропьешь толком - во всяком случае, грянули они довольно бодро, хоть в течение первых двух композиций и решали массу проблем, не решенных на настройке. Серджиу Брандау на ходу настраивал бас-гитару, все вместе строили страшные гримасы в сторону звукового пульта, пытаясь мимикой (руки были заняты игрой) объяснить звукорежиссеру, что прибрать и что добавить в мониторах. Спокойнее всех казался московский саксофонист Станислав Григорьев, но его проблемы были и посерьезнее, чем у других. Все-таки природный звук "как у Стэна Гетца" и знание классики босса-новы не спасают при исполнении сложной авторской музыки (а играли ведь в основном музыку Андрея Кондакова) - надо еще и учить музыку, и репетировать, а времени на это, судя по всему, не было. Тем более что играть "бразильский джаз" с московскими партнерами, видимо, все-таки совсем не то же самое, что играть его же с природными бразильцами. Короче говоря, если кто и испытывал ритмические проблемы, так это саксофонист, да и в некое мелодическое целое его фирменно звучащие боповые фразы выстраивались далеко не всегда.
"Old And New Brazilian Tales" Но - худо или бедно - к третьей композиции все выправилось. На "ура" пошло спетое и сыгранное перкуссионистом Кафе вступление в духе неоязыческих афро-бразильских культов штата Байя (кажется, даже не на португальском, а на йоруба). А уж соло гитариста Алегре Корриа на хитроумной формы электрогитаре со звуком акустики и вовсе вызвало шквальную овацию. Дальше вперемешку пошел материал только что выпущенного альбома "Old And New Brazilian Tales" (который предыдущий состав Brazil Al Stars записал с Андреем в апреле текущего года) и совсем новые композиции. Время от времени они приятно разбавлялись - например, Алегре пел собственную прия-атную такую песенку по-португальски (зал ревел от умиления), Андрей и Алегре играли дуэтом милую лирическую пьеску "Быстрый велосипед"... В процессе исполнения последней все, кроме пианиста и гитариста ушли со сцены, в том числе и барабанщик Вандерлей Перейра, который лишен зрения. Так вот Вандерлей забыл опустить пружину на малом барабане, она, естественно, стала резонировать, и тогда из зала героически выбежал один наш очень активный читатель и, пав на амбразуру, пружину опустил. В жизни всегда есть место подвигу.
Пик концерта - его вторая половина, мощные и красивые пьесы Кондакова "Танец с крокодилом", "Бразильское сердце" и т.п. Если не считать уменьшившихся, но не исчезнувших проблем с саксофонистом, все остальное достигло редкостного ощущения слияния всех инструментов в Ансамбль. Это редко бывает, даже со столь опытными гастролерами.
Трудно со стороны сказать, насколько аутентична "бразильская" музыка Кондакова с точки зрения бразильцев (Серджиу Брандау на прямой вопрос ответил крайне дипломатично и туманно). Видимо, мы умозрительно не сможем это понять, разве только по аналогии (представьте бразильского пианиста, пишущего музыку "в русском духе": какова вероятность попадания такого автора в 100% аутентичность?). Но главное не в этом, совсем не в этом. Во всем мире есть масса примеров, когда музыканты играют нечто, основанное на музыкальной культуре другого, далекого народа, и играют хорошо - хоть и совсем не аутентично. Ну, например, вспомним гитариста Марка Рибо и его Los Cubanos Postizos ("Фальшивых кубинцев"). Вряд ли то, что они играют - аутентичная кубинская музыка (то есть, скорее всего, все прямо наоборот: по словам кубинцев, с точки зрения афрокубинских канонов Рибо не выдерживает никакой критики). Но те же кубинцы добавляют, что это просто очень хорошая, добрая музыка и она им очень нравится. Так же, видимо, обстоит дело и здесь. Эта живая и красивая музыка нравится аудитории, музыканты ее играют с удовольствием, а уж насколько она там бразильская - кажется, дело совершенно десятое.
Все завершилось триумфальным исполнением двух стандартов А.-К. Жобима, без которых в бразильским концерте уж никак нельзя было обойтись. Алегре Корриа мужественно, но интимно пел, Кафе сыграл монументальное соло на своих конгах, публика яростно аплодировала, устроила стоячую овацию и требовала еще. Но - увы. В ЦДХ теперь с этим строго. В девять вечера концерт обязан закончиться, и он закончился.
Как это было
в Нью - Йорке
Все-таки исследование нового не может не приносить интересных результатов. Не все же новое радикально хуже старого: некоторое радикально новое совсем даже неплохо! Лишний раз в этом убеждаешься, следуя за изысканиями нашего собственного корреспондента в Нью-Йорке Ивана Шокина. Его интерес к новому джазу, новой импровизационной музыке и вообще просто к новой музыке порой сталкивает его с разными удивительными новшествами. Вот так и в этот раз...>>>>
Говорите, вас слушают
Сегодня мы слушаем музыкантов, которым посвящена основная часть материалов нынешнего выпуска "Полного джаза" - участников проекта Brazil All Stars, с успехом прокатившегося по основным джазовым центрам России...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
28 сентября открылся джазовый сезон в Ярославле - одном из давних и устойчивых джазовых центров России. Причем впервые в истории джазовой жизни города одновременно проходило два мероприятия! В областной филармонии Ярославская Джазовая Инициатива представляла новый цикл под названием "Дебюты", в котором эта общественная организация намеревается показывать относительно мало известных ярославцам музыкантов, еще никогда не приезжавших в старинный волжский город. На этот раз на ярославской сцене "дебютировал" музыкант уже весьма известный, лауреат премии "Джаз'Ухо-99", петербургский гитарист Гасан Багиров, игравший в сопровождении главной творческой силы ЯДИ - ансамбля клавишника Вадима Майнугина "Плюс Один".
Nord Jazz Project А в городском Джазовом центре, возглавляемом Игорем Гавриловым, выступал коллектив из Архангельска - Nord Jazz Project.
Между Ярославлем и Архангельском - давние джазовые связи. В Ярославле много выступал основной лидер архангелогородского джаза (и один из лидеров "нового джаза" всей страны) - саксофонист Владимир Резицкий (как со своей легендарной группой "Архангельск", так и без). Связан с Резицким был и Nord Jazz Project: лидер этого российского ансамбля с немецко-английским названием, гитарист Тим Дорофеев, на протяжении последних шести лет много работал с Резицким, выступал также и с одесским пианистом Юрием Кузнецовым, вильнюсским барабанщиком Владимиром Тарасовым... Тем не менее проект совсем новый, вне Архангельска музыканты пока выступали только в Великом Устюге и теперь вот - в Ярославле. Кроме Дорофеева, в группе еще три музыканта (очень молодых) - аккуратный и сдержанный бас-гитарист Валерий Демкин, не по-северному эмоциональный барабанщик Сергей Щекочихин и многообещающий Максим Дюрягин, совмещающий владение альт- и сопрано-саксофонами.
Музыка "Норда" написана в основном Тимом Дорофеевым. И игра его, и музыка вызывает приятные ассоциации с нынешними гитарными героями даунтаун-авангарда - прежде всего с агрессивным и напористым Дэвидом Фьюжински, в меньшей степени - с Биллом Фризеллом. Но при этом ощущается какой-то отчетливо "архангельский" колорит: слишком мощно влияние Резицкого на всех, кто с ним работал, чтобы можно было этого совсем избежать. Кстати, даунтаун-колорит усиливается благодаря игре Дюрягина. Особых открытий этот музыкант пока еще не делает, но явно к этому стремится, а главное - обладает такой возможностью. Во всяком случае, его игра очень выигрышно смотрится на фоне стандартных "поливов" большинства его московских сверстников.
Что радует - это многочисленность джазовой аудитории в Ярославле: хотя супераншлага не было ни в филармонии, ни в Джазовом центре, публики и там, и там было достаточно много. И это не может не вызывать самых положительных чувств.

3 ноября в зале вильнюсской Городской ратуши состоится презентация нового диска японского пианиста Риодзи Ходзито "Aciu!", что переводится на русский с литовского языка как "Спасибо!". Такое литовское название диска японского музыканта обосновано тем, что запись его произведена была во время прошлогоднего концерта Ходзито на фестивале "Vilnius Jazz' 99".

Раймонд Раубишко27 сентября в Риге в возрасте 61 года во время концерта в Hamlet Club умер знаменитый латвийский саксофонист Раймонд Раубишко. Похороны состоялись в Риге 3 октября.
Редакция "Полного джаза" и весь авторский коллектив журнала выражают соболезнование родным и близким замечательного музыканта.
В знак траура в Риге отменены концертные мероприятия джазовом клубе "Swing Time", которым руководил Раубишко.

Следующее сообщение - менее грустное и весьма подробное - пришло из самой джазовой страны бывшего Союза. Страна эта не любит, когда напоминают о ее советском прошлом, но делать нечего - для нескольких поколений любителей джаза в бывшем СССР она навсегда осталась важной частью постсоветского джазового пространства, да и музыканты из этой страны - нередкие гости на российских джазовых площадках и посейчас. Из столицы Литвы о тринадцатом Вильнюсском джазовом фестивале специально для нас рассказывает корреспондент дружественного нам журнала "Jazz-Квадрат" Анастасия Костюкович...>>>>

Поскольку проект пианиста Андрея Кондакова Brazil All Stars выступал не только Москве, мы с удовольствием рассказываем обо всех их выступлениях, не только о московском концерте. Из Нижнего Новгорода пришло на эту тему сразу два материала. Первой своими наблюдениями делится с нами член Московской ассоциации джазовых журналистов Светлана Кукина...>>>>

...О том же событии рассказывает джазовый преподаватель из Дзержинска Нижегородской области Сергей Баженов...>>>>

30 сентября в нижегородском джазовом клубе "Джем-Престиж" проездом из Кирова выступил мастер игры на пикколо-басе Анатолий Бабий. По словам руководства клуба, он свалился буквально как снег на голову - в расписании не был заявлен. Сам же он объяснил, что приезжал к друзьям - заодно и выступил. Под аккомпанемент "минусовой" фонограммы он сыграл сыграл десяток композиций и пару - на "бис". Встречали его хорошо, да и зал клуба был практически полон. 
После выступления Анатолий Бабий рассказал нашему корреспонденту, что в этом году у него в Германии наконец-то выходит CD "Sometimes Ago" (62 минуты, 10 его авторских аранжирвок джазовых стандартов 30 - 90-х годов).

Что намечается:
московские анонсы
Вячеслав ГанелинВ странах СНГ вновь выступит экс-лидер легендарного вильнюсского трио ГТЧ - живущий с начала 90-х в Израиле клавишник Вячеслав Ганелин. В 70-е и 80-е гг. трио Ганелин-Тарасов-Чекасин было самым известным новоджазовым коллективом СССР. В 86-м ураганные гастроли трио в США довели до сведения самой широкой публики (а трио даже выступало в телешоу Good Morning America, имеющем 60-миллионную аудиторию!), что в СССР есть джаз, да еще какой!.. После распада трио в конце 80-х Ганелин некоторое время работал сольно, а на рубеже 90-х эмигрировал. В настоящее время он преподает, пишет музыку для театра, для кино, а джаз играет не слишком часто. Публика в Минске (5 октября, КЗ Белгосфилармонии), Москве (9 октября, КЗ им. Чайковского) и Петербурге (10 октября, театр "Мюзик-Холл") сможет познакомиться с его нынешним джазовым проектом - трио с басистом и виолончелистом Виктором Фонаревым и барабанщиком Микой Марковичем.
Московский и петербургский концерты представляют Министерство культуры Российской Федерации и "Росинтерфест" при содействии посольства Израиля в России. Программа, которую представит трио, называется "Simultaneamente" ("Одновременно").
Расписание российских концертов трио:
  • 9 октября, Москва, КЗ им. Чайковского, 20.30
    Справки и заказ билетов по тел. (095) 209-5415 и 299-3681
  • 10 октября, Санкт-Петербург, театр "Мюзик-Холл", 19.00
    Справки и заказ билетов по телефонам (812) 232-9201 и 233-0243

8 октября в Большом зале консерватории вновь открывается абонемент Алексея Баташева "Джаз для всех". В первом концерте (напомним, абонемент дневной, начало - в 14.00) под названием "Анатомия джаза" - биг-бэнд Игоря Бутмана, музыкальный руководитель - Виталий Долгов. В программе - музыка самого Долгова, одного из лучших биг-бэндовых аранжировщиков отечественного джаза (напомним, именно Виталию Долгову принадлежат, например, лучшие аранжировки лундстремовского бэнда).

Судьба
Эта рубрика не так часто появляется в "Полном джазе", жанр портретного очерка наши авторы почему-то не очень жалуют. Но если уж появляется такой материал, то становится, как правило, украшением номера. Так и сегодня. Наш корреспондент в Ростове-на-Дону Ольга Коржова рассказывает о самом, пожалуй, известном ростовском джазовом музыканте, создателе целой региональной школы джазового исполнительства - бэндлидере и пианисте Киме Назаретове (1936-1993)...>>>>
А в это время
за бугром...
3 октября в Нью-Йорке оркестр Марии Шнайдер начал цикл из шести выступлений в клубе Jazz Standard, посвященный материалу нового авторского альбома Марии - "Allegresse". Альбом, который выходит в ближайшие дни, включает шесть масштабных сочинений Марии Шнайдер, в том числе и написанных специально для Metropole Orchestra ("Allegresse") и для Американского фестиваля танца в Центре исполнительских искусств им. Джона Кеннеди в Вашингтоне ("Dissolution").

4 октября на лейбле Verve выходят два новых альбома гитариста Джона Макохлина - "The Heart of Things Live in Paris" и "The Believer". Первый из этих альбомов - студийная запись, где сам Маклохлин играет на электрогитаре. Кроме него, в записи участвовали сопрано- и тенор-саксофонист Гэри Томас, бас-гитарист Мэтью Гаррисон, перкуссионист Виктор Уильямс, барабанщик Деннис Чэмберс и клавишник Отмаро Руис. Второй альбом - запись Remember Shakti, последнего воплощения руководимой когда-то Маклохлиным группы Shakti, ориентированной на индийскую классическую музыку. В этой записи маэстро играет на акустической гитаре, остальные музыканты - индийцы: Закир Хуссейн на табла, Ю Шринавас на мандолине, Ви Сельваганеш - на гхатаме и канджире.

2 октября на американской радиосети NPR и ряде использующих ее программы джазовых станций начался восьмой сезон еженедельных радиопрограмм "Джаз в Линкольн-Центре". В этот день в эфир вышло специальное шоу, посвященное 75-летнему юбилею саксофониста и флейтиста Джеймса Муди. Программа, подготовленная историком джаза Питером Кипньюсом, представляет Муди в компании Джона Фэддиса, Джимми Хита,Слайда Хэмптона, Кенни Баррона и оркестра Линкольн-центра п/у Уинтона Марсалиса.

Радио
В ближайших выпусках программы Михаила Бутова
  • "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz, понедельник, 19.00):
    9 октября - "Чарты Downbeat, 1936-1940 годы"

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Иван Шокин,
Ольга Коржова,
Яна Тюлькова,
Светлана Кукина,
Сергей Баженов,
Анастасия Костюкович,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
JazzE.Com,
Jazz-Квадрат

Фото:
Павел Корбут,
НТВ,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков