ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
        ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 18
Сергей Манукян в Одессе
Сергей Манукян31 мая в зале одесской Филармонии при почти полном зале состоялся очередной концерт "Клуба высокой музыки". Гостем клуба был не нуждающийся в представлениях Сергей Манукян, хозяином, как и обычно - также не нуждающийся в представлении Юрий Кузнецов. Кроме двух роялей и двух синтезаторов, на сцене имели место барабаны, а за ними - давний друг Манукяна и Кузнецова одессит Александр Омельченко.
Концерт, по просьбе Юрия Кузнецова, начался с минуты молчания в память его недавно умершего друга, архангельского джазового музыканта и организатора джазовых фестивалей Владимира Резицкого. Вышедший на сцену Сергей Манукян напомнил залу принятое в Одессе пожелание "Чтоб ты был здоров", особенно, по его мнению, уместное во времена потерь. Точные и теплые слова музыкантов сменились рояльным дуэтом (Кузнецов даже уступил гостю лучший из двух концертных роялей Филармонии). Сергей и Юрий импровизировали на тему "Precious Friend" Манукяна и, невзирая на технические погрешности, безукоризненно воссоздали заданное названием настроение хрупкой теплоты. Здесь, как и во многих других моментах концерта, чувствовалась и горечь недавней утраты, и желание музыкантов сохранить и уберечь драгоценный дружеский круг.
Заявленная в афише программа предполагала импровизации на авторские темы и темы хитов XX века. Это обещание было выполнено сполна. В 120 минут чистой музыки уместились такие разноплановые хиты, как "And I Love Her", "It Don't Mean A Thing (If It Ain't Got That Swing)" и "Caravan", "Take Five"," C'mon Baby" и "Beautiful Love", еще какие-то бесконечно знакомые темы с забытыми названиями и авторские пьесы "The Wonderful Secrets" Of Being" Манукяна и "Impression Кузнецова". (Обе темы, кстати, родились в Одессе, и в создании их участвовали оба музыканта. И никаких споров о приоритете никогда не было!)
Вокал Сергея Манукяна был, как всегда, удивителен. Труба, тромбон, саксофоны, ударные, и конечно - глубоко душевный и полный любви человеческий голос. Этот голос оставался полным любви, доброты и мягкого юмора и в паузах между пьесами, когда Сергей обращался к залу.
Юрий КузнецовЮрий Кузнецов импровизировал (как пошутил Манукян, Кузнецов просто не знает, что такое репетировать) в свою полную немалую силу. Его партии, то минималистские, то виртуозные, были замечательны своей гармонической изощренностью и целостностью. Александр Омельченко обеспечил точную и ненавязчивую ритмическую поддержку и был абсолютно уместен.
Манукяна, Кузнецова и Омельченко принимали очень тепло и отпускали с трудом. Сергея здесь вообще очень любят, и у него здесь множество друзей, а Юрий - и вовсе местная достопримечательность и тот самый человек, благодаря которому любители джаза и импровизационной музыки в Одессе "имеют, что услышать", если выражаться, как это тут принято.
Но главная составляющая этого концерта - та магия взаимодействия, то потенцирование сильных сторон (и, соответственно, скрадывание слабостей), которые всегда присутствуют в совместных выступлениях Манукяна и Кузнецова. Поэтому можно в пятый раз послушать "Impression" и в третий раз - "Take Five", и в двадцать третий - "Yesterday" (уж не знаю, почему не исполнявшийся этим вечером). Это всегда по-разному, и это всегда хорошо. Мне остается только посетовать, что концерты Манукяна с Кузнецовым не изданы. Жаль слушателей - они лишены замечательной музыки, жаль музыкантов, которым гонорар никогда не помешает, жаль даже продюсеров, потому что, с учетом репертуара пары Манукян-Кузнецов (я не говорю о мастерстве), издание вполне могло бы иметь коммерческий успех.
Кстати, запись с концерта вполне удалась.

Олег Шестопалов, Одесса

На первую страницу номера