ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 32 (176) - 11 сентября 2002 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковПожалуй, из всего населения Нью-Йорка от терактов годичной давности впрямую меньше всего пострадало джазовое сообщество - просто потому, что Всемирный торговый центр не содержал внутри джазовых точек, да и время, когда Это случилось - около девяти утра - совсем не то время, когда можно ожидать присутствия в общественных местах джазовых музыкантов, которые, все-таки, ведут в основном ночной образ жизни. Более того, джазовое сообщество и оправилось от шока довольно быстро - как писал известный журналист Ховард Мэндел в очерке, который мы опубликовали 29 сентября прошлого года, "джазовые музыканты всегда переносят невзгоды лучше других, ведь джаз - довольно непростой хлеб, который заставляет привыкать к любым неожиданностям". Сильнее оказался косвенный шок: в Нью-Йорке после терактов потеряли работу десятки, если не сотни тысяч высокооплачиваемых, высокообразованных людей, которые составляли значительную часть джазовой аудитории, и - как следствие - работы у джазовых музыкантов стало все меньше и меньше. Вибрафонист Джо Локк говорил об этом: "Это не значит, что все мы вдруг потеряли работу. Нет, я, например, очень много работаю, но теперь - в основном вне Нью-Йорка".
Как же все взаимосвязано в этом мире. Безумная, самоубийственная внешняя политика малограмотных правителей сверхдержавы; безумный фанатизм еще менее грамотных лидеров голодных и завистливых толп - и потеря работы теми самыми музыкантами, которых мы слушаем, а следовательно - уменьшение количества хороших альбомов (вон EMI со своим новым президентом-французом уже сокращает железной рукой количество своих артистов, особенно тех, кто не из Америки).
Только ведь джаз видел уже много, много таких поворотов. Пережил он и Вторую мировую, и Корейскую, и Вьетнамскую, и Холодную, и кризисы (энергетические, финансовые...), и все-то нет ему угомону. Не буду утверждать, что переживет он все, что угодно. Но многое - переживет. Такова уж его природа.

Редактор

Как это было в Москве
Карман ЛандиСерия выступлений американской вокалистки Кармен Ланди при участии квартета Игоря Бутмана состоялась в московском "Ле Клубе" 3-7 сентября. Наш корреспондент побывал на первом концерте этой серии.
Первыми на сцене появились участники квартета саксофониста Игоря Бутмана: он сам, пианист Антон Баронин, контрабасист Виталий Соломонов и барабанщик Эдуард Зизак. Вечер открыла инструментальная композиция в среднем темпе, начатая саксофоном с последующим постепенным, достаточно экспрессивным развитием и импровизациями всех участников состава. Под конец Игорь устроил неистовую перекличку с барабанами Эдуарда Зизака, и весь инструментальный состав очень мощно отыграл завершающее проведение темы. Этим началом квартет сразу же показал, что инструментальное сопровождение в этот вечер будет весьма достойным и изысканным. После этого на сцене появилась обаятельная темнокожая женщина Кармен Ланди, похожая и внешне, и поведением на грациозную кошку.
С первых звуков голоса Кармен зал был полностью очарован ее исполнением. Вокальная импровизация с необычными вскрикиваниями и перекличкой с саксофоном Игоря вместо стандартного скэта, при этом с минимальным количеством звуков, сразу же показала исполнительское мастерство и индивидуальность Ланди. Самые нижние и трудные ноты в диапазоне ее голоса исполнялись так же мощно, как и средний, более легкий регистр, а вибрато, четкое детонирование и использование приема "затенения" некоторых нот, равно как и умение держать зал даже во время инструментальных соло, были просто бесподобны. Певица двигалась в ритме музыки - казалось, она всем телом дирижировала музыкантами.
Первое отделение концерта длилось около часа и было очень разнообразно. Приятно удивила подборка программы, состоящая не только из свинговых вещей. Надо отметить, что "черный" голос и темперамент Кармен Ланди наполнял особым шармом композиции в латиноамериканских ритмах. Многие вещи исполнялись со смешанной ритмической фактурой: резкие смены фактур идеально отыгрывала ритм-секция.
Вторая часть концерта длилась минут сорок и, казалось бы, должна была быть более спокойной - во всяком случае, начало из вполне стандартной темы и ряда баллад давало основание так думать. Но финальным номером концерта стала просто феерическая композиция с фанковыми вставками в свинговую фактуру и сменами темпа, длинными, сложными и интересными импровизациями всех участников концерта.
Говорят, что музыкант раскрывает свое мастерство и музыкальное чутье по-настоящему только при исполнении медленных балладных вещей. О Кармен Ланди это можно сказать с полной уверенностью. Таким чутким исполнением баллад и идеальным следованием линиям саксофона в перекличке голоса и солирующего инструмента может похвастаться далеко не каждая вокалистка, даже самая профессиональная.
К сожалению, зал в первый вечер не был полностью наполнен - хотя это нормальное явление для "Ле Клуба": основная часть поклонников жанра посещает серийные концерты ближе к выходным. 

Владимир Смирнов
первая (сокращенная) публикация - 
агентство InterMedia, 04.09

Америка 
и ее джаз
23 октября в Сан-Франциско стартует юбилейный, 20-й фестиваль SFJAZZ (бывший Jazz in the City), который продлится до 10 ноября и представит публике Района Залива несколько десятков самых разных музыкальных коллективов и солистов как из США, так и извне Америки, работающих в самых разнообразных направлениях современной импровизационной музыки - от straight-ahead джаза до этники, от авангарда до латино. Среди участников - гиганты своих направлений: если уж авангард - то Орнетт Коулмен, если Куба - то Los Van Van, если Бразилия - то Каэтано Велосу, если вокал - то уж Бобби Макферрин, ну а если этно-джазовые изыски - то никак не меньше, чем саксофонист Джеймс Картер в составе тувинской группы "Хуун-Хуур-Ту". В последние годы, по отзывам прессы, фестиваль в Сан-Франциско превратился в одно из крупнейших мероприятий такого рода на территории США.
Этот фестиваль проводит Джазовая организация Сан-Франциско, или SFJAZZ, одно из самых успешных в США некоммерческих джазовых объединений, успешно сочетающее заботу о высоком творческом уровне и вполне здоровый коммерческий подход. Как это так: некоммерческое объединение с коммерческим подходом? А вот как...>>>>
Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем руководителя одного из наиболее значительных джазовых фестивалей на территории бывшего Советского Союза - Вильнюсского, который начинается 19 сентября. В отличие от многих других фестивалей постсоветского пространства, этот сразу позиционировал себя как фестиваль не восточноевропейский, а просто европейский...>>>>
Джазовое
 образование
как оно есть
В #25-26 мы опубликовали интервью нижегородской вокалистки Яны Тюльковой, которое она дала своему земляку - журналисту Денису Бессонову после поступления в одно из ведущих джазовых учебных заведений мира - бостонский колледж Беркли. Позади остался первый семестр обучения Яны в Беркли, и теперь она рассказывает о том, как прошли эти месяцы - что должно быть крайне интересно многим нашим читателям, которые думают о получении высшего джазового образования (для себя или своих детей). Кстати, после публикации первого рассказа Яны Тюльковой о Беркли мы получили ряд отзывов от других русских студентов этой прославленной школы, которые удивлялись, как это новенькая смогла их не заметить (русскоговорящих студентов в Беркли сейчас около 30). Мы надеемся, что за минувшие месяцы Яна уже обнаружила соотечественников в колледже. Кстати, сейчас обсуждается идея проведения чата с русскими студентами Беркли, в котором постоянные посетители Джаз.Ру и читатели "Полного джаза" смогли бы выяснить у находящихся в Бостоне, что собой представляет американское джазовое образование и как обстоят там дела. Ну, а пока - второй рассказ Яны Тюльковой о колледже Беркли и о жизни в Бостоне...>>>>
Москва - это вам
еще не все
26-29 сентября в Тирасполе и Кишиневе (Молдова) пройдет фестиваль этно-джазовых трио (Ethno Jazz Trio Festival), который проводят арт-центр "Колизей" и трио "Тригон" под патронажем управления культуры Муниципии Кишинев.
Фестиваль приурочен к 10-летию ведущего импровизационного коллектива Молдовы - трио "Тригон". Он пройдет при финансовой поддержке Примарии Муниципии Кишинев, фонда Сороса, Французского альянса, посольств Германии и США в Молдове и компании Moldcell.
Участники фестиваля:
  • Проект "Второе приближение" (Москва)
    Андрей Разин - фортепиано, Татьяна Комова - вокал, Игорь Иванушкин - контрабас
  • Bardomaniacs Trio (Германия, США)
    Бардо Хеннинг - аккордеон, Паулин Бойекенс - туба, Андреас Кольманн - перкуссия
  • Анатолий Вапиров (Болгария) - Энвер Измайлов (Украина) - Корнел Хорват (Венгрия)
  • Magic Carpatians (Польша)
    Марек Стышиньски - духовые, Анна Нашер - вокал, гитара, Томаш Радзюк - бас-гитара
  • "Троица" (Беларусь)
    Иван Кирчук (вокал, окарина, дуда, флейта, гитара, лира, домбра), Юрий Павловский (ударные), Юрий Дмитриев (вокал, гитара, лира, домбра, цитра)
  • Проект Окая Темиза (Турция-Молдова)
    Окай Темиз - перкуссия, Олег Балтага - барабаны, Александр Завалий - барабаны
  • Renaudin (Франция-Молдова)
    Бертран Реноден (перкуссия), Оливье Каур (акустическая гитара), Анатол Штефанец (струнный альт)
  • Tatar Trio (Украина)
    Энвер Измайлов (гитара), Нариман Умеров (аккордеон), Наркет Рамазанов (кларнет)
Что намечается:
московские анонсы
Рон Аффиф24-28 сентября в "Ле Клубе" пройдут концерты гитариста из Нью-Йорка Рона Аффифа. Музыкант будет выступать при участии трио Алекса Ростоцкого (электробас): Дмитрий Севастьянов (барабаны),  Евгений Борец (фортепиано).
Рон Аффиф родился 30 декабря 1965 года в Питтсбурге. Хотя его отец был не музыкантом, а боксером, в доме частенько гостил не кто иной, как трубач Майлс Дэйвис, старый приятель отца. 
"Диски с записями Дэйвиса были в нашем доме повсюду, мой брат Марк слушал их не переставая", - вспоминает Рон. "У него была гитара, и когда мне было лет 12, я впервые попробовал что-то на ней сыграть. Ощущения были просто фантастические, и тогда я решил стать музыкантом..."
Первые уроки игры Рону преподал его дядя, гитарист Рон Энтони, который выступал с такими звездами, как Джордж Ширинг и Фрэнк Синатра. После окончания средней школы Рон Аффиф переехал к дяде в Лос-Анджелес, предпочтя музыкальную работу обучению в университете.
"В то время мне было всего 18 лет. Благодаря протекции дяди Энтони, я переиграл практически со всеми музыкантами, от Эла Мартино до Роджера Вильямса, и выучил сотни джазовых тем, начиная со старых мелодий Джорджа Гершвина до современных стандартов. Эта работа помогла мне стать профессионалом, теперь я с легкостью могу аккомпанировать любому исполнителю, в любой тональности".
Через некоторое время Рон Аффиф переехал в Нью - Йорк. "Здесь огромное количество профессиональных джазменов, конкуренция очень велика, и найти работу не так-то просто. Когда я только приехал в Нью-Йорк, гитарист Джин Бертончини дал мне один хороший совет: если хочешь найти работу, постарайся познакомиться со всеми певцами в городе. Они часто работают в заведениях, где нет фортепиано, поэтому твои услуги окажутся как нельзя кстати".
К 33 годам Рон Аффиф выпустил свой пятый компакт-диск - "Solotude". Этот сольный альбом, в котором музыкант играет на акустической гитаре, посвящен памяти знаменитого пианиста Кенни. Аффиф включил в пластинку три пьесы собственного сочинения, известную композицию Хэрби Хэнкока "Dolphin Dance", а также целый ряд классических стандартов.
А в это время за бугром...
катафалк на улицах Гарлема7 сентября в Нью-Йорке хоронили великого вибрафониста и бэндлидера Лайонела Хэмптона (см. "Полный джаз" #31).
Запряженный черными лошадьми белый катафалк провез гроб с его телом по улицам Гарлема - от бывшего Коттон-клуба, где Хэмптон играл в 1930-е годы, до церкви Риверсайд. Впереди процессии, по нью-орлеанскому обычаю, шел оркестр, который по дороге "туда" Играл траурный марш, а по дороге "обратно" - радостные стандарты традиционного джаза вроде "When The Saints Go Marchin' In", как это было принято в ранние годы джаза. Во главе Gully Low Jazz Band шагали два музыканта джаз-оркестра Линкольн-центра - кларнетист Виктор Гойнз и сам лидер оркестра, неофициальный "министр джаза" США трубач Уинтон Марсалис. В процессии шагали тысячи людей - музыкантов, поклонников Хэмптона и просто туристов.
Уинтон Марсалис в похоронном оркестреНа траурной церемонии было зачитано письмо от президента США Джорджа Буша-мл., предыдущего президента Билла Клинтона (который однажды играл на саксофоне с оркестром Хэмптона) и от других важных лиц. Послание от нынешнего президента читал его отец, также бывший президент США, Джордж Буш-старший. От себя бывший президент сказал, сдерживая слезы: "Да, я любил этого человека. Он был невероятно одаренным музыкантом с фантастическим умением дружить с людьми". Церемонию вел пастор церкви Риверсайд, преподобный Джеймс Форбс, который назвал Хэмптона "великим человеком XX века".
После службы тело Лайонела Хэмптона было погребено на кладбище Вудлоун в Бронксе, северном районе Нью-Йорка, рядом с могилами Дюка Эллингтона, Майлса Дэйвиса, Коулмена Хокинса и Ирвинга Берлина.

Нора Джонс26 августа дебютный альбом "Come Away With Me" певицы Норы Джонс, выпущенный джазовым лейблом Blue Note, достиг "платинового" статуса, о чем свидетельствовал выданный в этот день представителям лейбла сертификат Ассоциации звукозаписывающей индустрии США (RIAA). Платиновый статус означает, что с момента выпуска (26 февраля) альбом был продан на территории США более чем в 1 млн. копий.
Нора Джонс, в пении которой мелодичный "белый" фолк-рок сочетается с отдельными джазовыми приемами, 7 сентября начала турне по Японии и Европе. 

Фрэнк Хьюитт5 сентября в Нью-Йорке умер от рака пианист Фрэнк Хьюитт. Ему было 66.
Хьюитт родился в Куинсе, а вырос в Гарлеме (это преимущественно черные районы Нью-Йорка). Многие годы он был известен преимущественно как сайдмен: он выступал с такими разными музыкантами, как Сесил Пэйн, Билли Холидей, Дина Вашингтон и Джон Колтрейн. В последние восемь лет он был пианистом-резидентом известного клуба Smalls в Верхнем Вестсайде, выступая там несколько раз в неделю в дуэте с басистом Ари Роландом и считаясь своего рода патриархом сообщества музыкантов, связанных с этим клубом.
Новые альбомы
В продаже 
с 10 сентября (США)
  • Allison, Ben: Peace Pipe, Palmetto 2086 
  • Ayers, Roy: Stoned Soul Picnic - переиздание, Collectables 6371 
  • Bryant, Ray: Dancing the Big Twist - переиздание, Collectables 7417 
  • Clarke, Kenny: Now Hear Our Meanin' - переиздание, Collectables 7497 
  • Coltrane, John: Legacy - переиздание, Universal 589295 
  • Ellington, Duke: And His Mother Called Him Bill [Expanded], RCA 63744 
  • Ellington, Duke: 12 Classics: Five Star Collection - переиздание, Varese 066392 
  • Goodman, Benny: Together Again! (1963 Reunion with Lionel Hampton), - переиздание, RCA 63881
  • Hamilton, Chico: Thoughts Of, Koch International 51009 
  • Holland, Dave [Bass]: What Goes Around, ECM 014002 
  • Hylton, Jack: Turn on the Heat, Avid 741 
  • Kirk, Rahsaan Roland: Volunteered Slavery - переиздание, Collectables 6346 
  • Kirk, Rahsaan Roland: Blacknuss - переиздание, Collectables 6345 
  • Mabern, Harold: Straight Street - переиздание, DIW 608 
  • Machito: Vamos A Bailar! - переиздание, Varese 061234 
  • Peterson, Oscar: This Is Oscar Peterson [Bonus Tracks] - переиздание, RCA 63990 
  • Stetch, John: Ukranianism, Justin Time 187 
  • Tin Hat Trio: Rodeo Eroded, Atlantic 93134 
  • Torme, Mel: Live at the Playboy Jazz Festival - переиздание, Playboy Jazz 7508 
  • Tyler, Charles: Charles Tyler Ensemble - переиздание, Calibre 1029 
  • Vandermark, Ken: Free Jazz Classics, Vols. 1-2, Atavistic 137 
  • Various Artists: Take Flight!: A Bluebird Collection - переиздание, RCA 63992 
  • Various Artists: Sampler: Timeless Savoy Jazz, Savoy Jazz 19000 
  • Various Artists: Golden Age of American Sweet Bands: Happy Days, Jasmine 34 
  • Waters, Patty: College Tour - переиздание, Calibre 1055 
  • Weckl, Dave: Perpetual Motion, Stretch 9040 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Анастасия Костюкович,
Денис Бессонов,
Владимир Смирнов,
Максим Тимошин,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
Reuters,
Associated Press,
JazzHouse,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service