ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 14 (205) - 16 апреля 2003 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковПоскольку редактора в самом ближайшем будущем, не далее как через полтора часа после подписания этого номера в эфир, ожидает паровоз в сторону Казани, где 17 апреля начинается очередной "Джазовый перекресток", обращаться к читателям с длинным, веским словом вроде бы нет ни времени, ни причины: на важные выводы из области того, на чем стоит и чем крепка будет джазовая жизнь, а равно чем сердце успокоится, редактора обычно подвигает посещение какого-либо российского джазового мероприятия. Впрочем, извольте: не далее как всю вторую половину прошлой недели редактор провел в московском клубе Cool Train, где проходил клубный фестиваль фанка и джаз-рока (об этом подробная речь у нас пойдет в следующем выпуске "Полного джаза"). Знаете, какое самое главное впечатление? Не музыка, хотя несколько выступлений на фестивале были просто превосходны. Публика! В нашу (простите мне это самонадеянное "нашу") музыку приходит, все шире и увереннее, новая публика - достаточно молодая, достаточно широко подкованная во многих других видах музыки, а главное - жадная до новых звуковых впечатлений, которые джаз ей, конечно же, может подарить - и дарит! - в избытке. И публики этой - много. И ох, как это радует!

Редактор

Как это было
в Москве
Джо Завинул Серия выступлений группы The Zawinul Syndicate во главе с легендарным клавишником, пианистом и композитором Джо Завинулом, представленная торговой маркой Parliament и Игорем Бутманом, прошла в джаз-ресторане "Ле Клуб" 12-14 апреля. Ваш корреспондент побывал на первом концерте серии.
Выступление такого известного музыканта как Джо Завинул не может обойтись без аншлага. Многие завсегдатаи клуба пришли заранее, поскольку аншлаг в "Ле Клубе" зачастую означает, что весь концерт придется слушать стоя и практически не видя музыкантов, но клуб оказался закрытым, поскольку музыканты не успели вовремя провести саундчек. Концерт начался только спустя час после объявленного времени, и зал мгновенно оказался полон желающими послушать живую легенду - одного из основателей джаз-рока. Несмотря на задержку и затянувшуюся подготовку, звучание состава было все же несколько гулким, что странно для "Ле Клуба".
Ги Нсангул В новом составе The Zawinul Syndicate вместе с Джо Завинулом выступали Маноло Бадрена (перкуссия, вокал), Амит Чаттерджи (гитара, вокал), Ги Нсангул (бас), Марк Гилмор (барабаны) и вокалистка Сабин Кабонго. 71-летний Завинул, в своей неизменной колоритной пестрой шапочке, восседая в левой части сцены среди изобилия клавишных инструментов, активно руководя своим составом жестами и - изредка - выкриками. Все музыканты его состава достаточно молоды, за исключением, пожалуй, перкуссиониста, но при этом каждый из них показал себя как уже сформировавшийся высококлассный исполнитель. С первой же композиции на слушателей обрушился ритмический шквал. Совместная, достаточно жесткая и мощная игра барабанщика и перкуссиониста, основанная на африканских ритмах, вводила публику в транс. Сама музыка не отличалась особо развитым мелодизмом или гармоническим разнообразием, будучи построенной на простых риффах и ладовом развитии; в общем ее колорите прослеживалось явное влияние элементов world music. 
Джо Завинул и Сабин Кабонго Сам Завинул активно пел, сэмплируя пропетые фразы, и затем вновь извлекал их из клавишных инструментов в процессе исполнения. Эти же трюки он проделывал и с голосами остальных поющих музыкантов. Сабин Кабонго присутствовала далеко не в каждой композиции, но ее самобытный, яркий, слегка резкий, высокий вокал и экспрессивная подача хорошо запомнились. Вообще с экспрессией и драйвом в этот вечер не было никаких проблем. Каждый из музыкантов во время исполнения композиций представил свое соло. Первым был басист Ги Нсангул, который просто смел всех своим напором. Обладая хорошими физическими данными для басиста (большой рост, огромные руки), он буквально взрывал толстые струны своей бас-гитары скоростными энергичными пассажами в соло. Перкуссионист Маноло Бадрена запомнился тем, что очень оригинально и умело использовал тембры и звуковысотность своих ударных инструментов. Гитарист Амит Чаттерджи активно применял фразировку, присущую, пожалуй, стилю фьюжн и джаз-рок, разбавляя статичную гармонию различными ладовыми отклонениями и забегая даже в "испанское" звучание своего инструмента. Барабанщик Марк Гилмор весь концерт поддерживал состав идеальным ритмом с чудовищной энергией, как будто к нему была подключена целая электростанция. В общем, весь концерт представлял собой отличный образец высокоэнергетической игры.

Владимир СмирновВладимир Смирнов
Сокращенная публикация - InterMedia

 

Следующий материал - от нашего постоянного читателя и автора Владимира Головача, который несколько раз в год радует читателей "Полного джаза" своими открытиями в области концертного джаза: судя по всему, Владимир изучает его неторопливо, но обстоятельно. Сегодня - впечатления Владимира о концерте самарского пианиста Григория Файна...>>>>

Технологии

Сегодняшний материал нашей новейшей рубрики, представленный компанией  МьюТек, эксклюзивным дистрибьютором Roland в России, продолжает начатый на прошлой неделе рассказ о цифровых фортепиано, только на этот раз от инструментов, которые интересны в основном тем, кто музицирует дома, мы переходим в профессиональную категорию...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Сегодня в нашей "немосковской" рубрике - новости с Юга России: джазовая жизнь там не останавливается, причем происходит она не только в традиционных центрах, вроде Ростова-на-Дону, но и в таких городах - вроде бы не особенно часто фигурирующих на джазовой карте страны - как, например, Владикавказ. Ростовский журналист Константин Новожилов рассказывает о событиях апреля...>>>>
Что намечается: московские анонсы
Скотт Хендерсон3-5 мая в клубе "Форте" играет трио одного из самых ярких гитаристов-виртуозов современного фьюжн - американца Скотта Хендерсона.
39-летний Скотт Хендерсон - наверное, один из самых технически совершенных гитаристов в мире. При этом он специализируется не на хэви-метал, а на джаз-роке и блюзе. Что для супергитариста по крайней мере небанально.
Хендерсон вырос во Флориде, играя музыку Led Zeppelin и Бадди Гая. Затем переехал в Калифорнию и там вышел на широкую сцену, причем сразу на очень высоком уровне: Elektric Band пианиста Чика Кориа, потом ансамбль электроскрипача Жан-Люка Понти и, наконец, четыре года в группе Syndicate клавишника Джо Завинула - весьма славный путь! Но главное детище Скотта - его собственная фьюжн-группа Tribal Tech, которой он руководит с 1984 г. Именно благодаря ее записям и концертам он неоднократно становился "гитаристом года" по версиям различных гитарных журналов. Впрочем, гастролирует он в последнее время гораздо чаще с трио, в которое из участников Tribal Tech входит только барабанщик-вокалист Керк Ковингтон (плюс басист Джон Хамфри). Шанс увидеть одного из тех кумиров, кто незримым идолом является во снах молодым гитаристам - шанс редкий, и поэтому упускать его не следует.

Кирилл Мошков
по заказу журнала "Афиша"

25-27 апреля в "Ле Клубе" играет Reunion Project московского контрабасиста Юрия Голубева. В состав этого международного проекта входят также саксофонистка Лена Блох (Тель-Авив), пианист Борис Нецветаев (Гамбург) и барабанщик Фил Матурано (Лос-Анджелес).

Йоахим Менцель24 апреля в клубе "Шоколад" (Б.Путинковский пер., 5) в рамках джазовых вечеров компании "Богема Мьюзик" - польский пианист Йоахим Менцель и трио басиста Аркадия Овруцкого.
Выпускник знаменитой польской джазовой школы - джазового отделения академии музыки в Катовице, Йоахим Менцель в 1996 г. стал лауреатом конкурса им. Телониуса Монка в Вашингтоне. Записывался и играл с такими музыкантами, как Давид Фридман (вибрафон), Руфус Райд (бас), Терри Кларк (барабаны), Збигнев Намысловский (саксофон), Ярослав Сметана (гитара), Петр Войташек (труба), Анджей Куджич (бас) и др. Начиная с 1991 года - участник квартета Януша Муньякаю. В этом составе Йоахим регулярно выступает в Кракове, а также на различных джазовых фестивалях, включая варшавский Jazz Jamboree. С 1993 года регулярно сотрудничает с американским кларнетистом Брэдом Терри, известного также как мастер художественного свиста. Вместе они записывались и играли в Соединенных Штатах, Польше, Великобритании, Германии и России. В 1995 году Менцель участвовал в российско-польском проекте "Song for Sonny" вместе с Казимиром Йонкиншем, Аркадием Овруцким и Олегом Киреевым. В этом же году польская звукозаписывающая компания Govy Records выпустила одноименный диск (переиздан в России в 2001 г.). 

30 апреля первый джазовый концерт пройдет в новом зале Московского Дома музыки, не так давно открывшегося на Космодамианской набережной (недалеко от метро "Павелецкая"). Это будет концерт "Серенады солнечных долин, или Цветущий Май", который представляет Алексей Баташев...>>>>

А в это время
за бугром...
Североамериканское отделение международной корпорации грамзаписи EMI открыло в своем составе новое подразделение, которое будет отвечать за продвижение в радиоэфире продукции тех лейблов корпорации, которые не выпускают поп-музыку: это Angel, Blue Note, Manhattan (все три имеют то или иное отношение к джазу, а Blue Note, к примеру, аккумулирует также каталоги многих уже не существующих джазовых лейблов - Pacific Jazz, Capitol Jazz и др.), а также Narada, Higher Octave и др. Это подразделение возглавит ветеран радиораскрутки лейблов грамзаписи Кевин Кэрролл, который таким образом с уровня вице-президента Blue Note поднимается на уровень вице-президента EMI. Его объяснение того факта, что концерну понадобилось создание нового подразделения, весьма просто: "Эти лейблы не делают музыку для радио - они делают музыку для музыки. Нам пора вернутся к корням: успех музыки зависит от того, передают ее по радио или нет. А радио очень далеко ушло от настоящей музыки. Нам пора развернуть радио лицом к музыке!"
Что ж, если результатом нового назначения Кэрролла станут такие же прорывы, как успех Норы Джонс (организованный и срежиссированный в основном им), то нам только остается пожелать ему удачи.

Дейв Брубек5 апреля в калифорнийском городке Уиттиер состоялась встреча ветеранов биг-бэнда армии США, служивших в оркестре в годы Второй мировой. Предыдущая встреча прошла в 1980 г., и тогда на ней побывало около 80 музыкантов; теперь собрались всего 11. Организатор встречи, 87-летний Слим Таннер, был особенно горд, что приехал самый младший в годы войны участник оркестра - пианист Дейв Брубек, которому сейчас 82 года. 
Новые альбомы
В продаже 
с 15 апреля (США)
  • Chet Baker: Chet Is Back [Bonus Tracks], RCA 64020 
  • Stanley Clarke: 1, 2 to the Bass, Sony 67346 
  • Ravi Coltrane: Mad 6, Sony 87173 
  • Paolo Conte: Reveries, Nonesuch 79818 
  • Paul Desmond: Two of a Mind [Bonus Tracks], RCA 64019 
  • Andrew Drury: Momentary Lapse, Innova 581 
  • Carroll Gibbons: Sand in My Shoes, Memoir 573 
  • Dexter Gordon: Our Man in Amsterdam, Varese 061292 
  • Roy Haynes: Love Letters, Sony 87197 
  •  Henderson: So What, Sony 87172 
  • Fred Hess: Between the Lines, Tapestry 76002 
  • Fred Hess: Ninth Street Park, Tapestry 76003 
  • Jaga Jazzist: Animal Chin, Gold Standard 65 
  • Sid Phillips and His Band: Hors d'Oeuvres [Memior] - переиздание, Memoir 558 
  • Shakatak: Live at Ronnie Scott's - переиздание, Sanctuary 81294 
  • George Shelby: Touch, Orchard 802501 
  • Clark Terry/Max Roach: Friendship, Sony 87171 
  • Claude Thornhill: Rare Columbia Recordings - переиздание, Collectables 7549 
  • Various Artists: Jazz on America's West Cost 1924-30, Timeless 78 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Владимир Смирнов,
Владимир Головач,
Константин Новожилов,
Илья Сандалов,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
Associated Press,
соб.инф.

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service