ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 33 (271) - 15 сентября 2004 г.

Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий номер (272) выйдет 22 сентября 2004 г.

Слово к читателям
Что будет?
Вопрос не праздный. Стремительные перемены в жизни страны не могут не затрагивать джазовое сообщество хотя бы потому, что "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", как заметил один радикальный русский философ начала прошлого века.
Пока ясно только одно - джазовая жизнь продолжается.
Мало того, в ней происходит много нового. Возможно, по инерции: нынешнее новое планировалось недели и месяцы назад. Но оно происходит, и это не может не радовать. Мало того, новое это иногда обладает ранее неслыханными качествами.
Например, 8 сентября из Москвы в Сан-Франциско вылетела, впервые в истории отечественного джаза, группа из восьми молодых музыкантов, которые участвуют в программе "Открытый мир". Всего в текущем учебном году таких групп будет четыре, и уже в первой знатоки российской джазовой сцены могут обнаружить знакомые имена - саксофонисты Анна Королева и Алексей Круглов, басист Антон Ревнюк, барабанщик Петр Талалай, пианист Дмитрий Братухин. Эта группа две недели проведет в Dave Brubeck Jazz Institute при Тихоокеанском университете (район Залива Сан-Франциско), где будет участвовать в мастер-классах, джемах, лекциях, посещать концерты в оклендском клубе Yoshi's и Монтерейский джазовый фестиваль. "Полный джаз" пристально следит за реализацией этой многообещающей программы, и, как только первая группа российских джазменов вернется из США, мы тут же побеседуем с ними и опубликуем подробный рассказ о том, как проходила эта беспрецедентная поездка.
А что еще будет?
А вот что: практически весь сегодняшний выпуск "Полного джаза" посвящен именно рассказам о том, что и как будет...

Редактор

Москва - это вам еще не все 
22-25 сентября в Нижнем Новгороде в 13-й раз пройдет международный фестиваль "Джаз - России 2004", один из двух самых представительных джазовых праздников в Поволжье...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
Эрни Уоттс14-16 октября, "Ле Клуб": Эрни Уоттс (саксофоны, США), а также Кристоф Зангер (фортепиано), Руди Энгель (бас), Хайнрих Коберлинг (барабаны).
Эрни Уоттс - его полное имя Эрнест Джеймс Уоттс (Ernest James Watts) - родился в городе Норфолк, штат Вирджиния, США в 1945 году. После окончания знаменитого Berklee College Of Music (Бостон) музыкант был приглашен работать в оркестр великого барабанщика Бадди Рича, где он играл преимущественно на тенор-саксофоне. С Бадди он проработал до конца шестидесятых, а затем, как и многие музыканты того времени, занялся в основном студийной работой, записываясь как сайдмен в Лос-Анджелесе (точнее, в многочисленных студиях Голливуда, где всегда требуются профессиональные инструменталисты). Наряду с этим, Эрни выступал вместе со многими джазовыми музыкантами - Джералдом Уилсоном, Оливером Нелсоном, Кэннонболлом Эддерли. В бурные 1970-е он одинаково комфортно чувствовал себя, играя со звездой коммерческого джаз-рока Ли Ритенауром, аккомпанируя джазовым инструменталистам - сладконапевному японскому мастеру фьюжн Садао Ватанабэ или мэйнстримовому тромбонисту Джей Джей Джонсону, или же выступая с джазовой певицей Анитой О'Дэй. В этот период музыкант записался на несметном количестве альбомов, аккомпанируя поп-, рок- и джазовым исполнителям. Он продолжил столь же бурную деятельность и в 80-е, когда был приглашён к сотрудничеству самими Rolling Stones. Тогда же музыкант получил приз Grammy за работу над музыкой к фильму "Chariots of Fire" (которому, кстати, был присужден Оскар в одной из номинаций). 
Со временем музыка Эрни Уоттса не потеряла своей энергетики. Не так давно музыкант записал вместе с композитором Марком Силзом альбом "Speakin' Out", одну из композиций с которого, а именно "Highway Blues", все пользователи ОС Windows могут услышать на своих PC: Microsoft включила небольшой отрывок из этого произведения в набор предустановленных там музыкальные сэмплов.

Wind Machine1 и 2 октября, "Ле Клуб" - джазовый оркестр Wind Machine (Германия).
Wind Machine - явление само по себе удивительное. Созданный в 1989 году в Нижней Саксонии, этот оркестр, по праву считающийся профессиональным, объединяет только молодых музыкантов. Впоследствии, покидая коллектив, его выпускники остаются на сцене и продолжают работать либо сольно, либо в других коллективах. 
Два раза в год биг-бэнд во главе с профессором Бернхардом Мергнером собирается на десять дней и проводит генеральные репетиции. Эти важнейшие для любого коллектива мероприятия так же часто посещают известные немецкие преподаватели и музыканты. 
В состав оркестра входит 25 человек, в основном студенты. Средний возраст музыкантов - двадцать лет. И, поскольку, собираясь на репетиции всего лишь два раза в год, необходимо знать весь материал досконально, работа над программой занимает основное свободное время музыкантов. Но есть стимул. И он значителен. Большинство выпускников коллектива в настоящий момент стали в той или иной степени известными и влиятельными людьми на джазовой сцене Германии. 
Кроме классических джазовых композиций и произведений, написанных такими музыкантами, как Дон Себески, Боб Минтцер и Тед Джонс, в репертуар оркестра были включены и более авангардные произведения немецких музыкантов Йорга Ахима Келлера, Юргена Фридриха, Нильса Вограма, а также работы лидера коллектива Бернхарда Мергнера и некоторых его участников.
Концертная история Wind Machine впечатляет. В 1990-м коллектив выступил на одной сцене с Dizzy Gillespie's United Nations Orchestra, в 1997-м биг бэнд объездил Европу с Gottingen Symphony Orchestra, знаменитый голландский музыкант Акк Ван Ройен и джазовая певица Гитте Хеннинг в 1999-м году пригласили музыкантов на серию совместных концертов, а также записали вместе с ним несколько композиций. В 2001-м Wind Machine отправляются за океан, где их ждала серия совместных концертов с американским саксофонистом Чарли Мариано, а у себя на родине в том же году с коллективом успешно выступает немецкий саксофонист Петер Венигер. Гастроли в США не были дебютом. В середине 90-х коллектив успешно гастролировал во Флориде, Южной Каролине и Джорджии. Они были участниками 25-й конференции Международной ассоциации преподавателей джазовой музыки и жили в олимпийской деревне в Атланте. Коллектив участвовал во многих джазовых фестивалях, а два раза музыканты были почетными гостями - на Hannover Fair и Montreux Jazz Festival в Швейцарии. Отдельного упоминания заслуживает тур по России, где музыканты побывали практически во всех крупных городах нашей страны, а их концерты посетило более десяти тысяч человек (1999). Оркестр записал пять альбомов, не считая множества студийного материала. 
Wind Machine активно поддерживается правительством Нижней Саксонии и другими авторитетными организациями и частными лицами. Достаточно сказать, что премьер-министр Земли Нижняя Саксония Кристиан Вульфф лично занимается патронажем коллектива. 
Живые выступления Wind Machine всегда проходят с большим успехом. Помимо прекрасного репертуара и виртуозного исполнения, зритель всегда обращает внимание на сведенное до минимума количество электроники.

Алексей КозловЦентр оперного пения Галины Вишневской, 25 сентября: открытие джазового абонемента, Алексей Козлов и "Ars Nova Trio" с техно-акустической программой "Андеграунд ХХI века".
Алексей Козлов (саксофоны), Дмитрий Илугдин (клавишные), Евгений Шариков (бас-гитара) и компьютер Mac G5.
В сезоне 2004-05 г.г. Центр оперного пения Галины Вишневской представляет джазовый абонемент из пяти концертов саксофониста Алексея Козлова. 
Алексей Козлов - не просто выдающийся музыкант и композитор, а скорее музыкальный исследователь, философ, жизненная позиция которого для многих современных исполнителей джаза может стать примером. Козлов анализирует музыку не только чисто с музыкальной точки зрения, но и изучает новые стили, связанные с исторической, социальной, культурной обстановкой. Анализ среды, в которой создается музыка, вывел его к глубинному пониманию музыкальных процессов, что в полной мере будет продемонстрировано в программах абонемента.
Как всегда, встреча с выдающимся саксофонистом - сюрприз и удовольствие. Первый концерт абонемента состоится уже 25 сентября, следующие выступления: 11 декабря, 26 февраля, 23 апреля, 8 июня. Слушателей ожидают яркие, разнообразные, непохожие друг на друга программы, с участием не только выдающегося джазмена, но и его постоянных партнеров по сцене. Начало концертов в 19.00
Справки: тел. 201-4378, 201-7703, 
Адрес Центра: ул. Остоженка, 25, стр.1 (м. "Кропоткинская", "Парк культуры")


26 сентября в клубе "Шамбала" компания "Mashflower promotion" представляет проект "Sundays jazz".
Проект "Sundays jazz" направлен на популяризацию джаза у широкой публики, возрождение хорошей привычки - слушать джаз.
Организаторы сообщают: "Нам хотелось бы научить людей, посещающих "Шамбалу", понимать джаз, уметь слушать голос различных инструментов. Мы убеждены, что джаз - это одно из музыкальных направлений, которое, как ни одно другое, развивает у человека фантазию, вкус, чувство гармонии и индивидуальность личности. На фоне всепоглощающей попсы людям необходимы ориентиры, которые помогли бы им быть избирательней и требовательней к музыке, которой пытаются заполонить их жизнь и в праздники и в будни. Джаз - именно то, что нужно".
Проект "Sundays jazz" будет представлять собой серию вечеров, на которых будут представлены различные направления джазовой культуры, выступления джазовых коллективов и сольных исполнителей. Музыка будет сопровождаться красивыми, зрелищными шоу-номерами, интересными режиссерскими решениями. 
Помимо музыки и зрелищной программы, будет предлагаться информация об истории, знаменитых исполнителях, направлениях и особенностях джаза. 
26 сентября в проекте примут участие:
группа "A`cappella ExpreSSS" с программой "Around the World ExpreSSS"
"A`cappella ExpreSSS" - обладатели Гран-при "Ward Swingle Award" конкурса акапельных вокальных групп "Vokal Total" (Австрия) и личного "благословения" лидера легендарной группы "Swingle Singers" Варды Свингла;
Феликс Лахути (5-струнная электроскрипка, вокал) и группа "Funky Land" с "зажигательным шоу" "Легализация позитивных вибраций";
"Виолин Джаз Квартет" - резиденты клуба First, играющие "легкие мотивы французского джаза".
Выступление музыкантов сопровождает Московский Театр Теней.
Адрес и телефон: ул. Кузнецкий Мост, 3, стр. 2, метро "Кузнецкий Мост"; 927-8727

"Танцы бонобо", с 21 сентября, Клуб на Брестской, джаз + блюз
Как известно, ближайшими биологическими родственниками человека являются шимпанзе. В большинстве своем это твари довольно мерзкие, злобные и норовящие истребить как можно больше себе подобных - то есть, можно сказать, обнажающие всю дурную сущность рода человеческого. Так бы эта сущность и служила немым укором всем людям, если бы не было шимпанзе "бонобо" - маленьких, но симпатичных созданий, отличающихся дружелюбностью и любвеобильностью. То есть являющихся прямым доказательством того, что у этой планеты шансы еще есть. 
В честь этих добродушных обезьян и назван новый долгоиграющий клубный проект, во главе которого стоит неутомимый блюзовый харпист (исполнитель на губной гармонике) Владимир Кожекин и группа "Станция Мир". Называется он "Танцы бонобо".
Суть еженедельных акций, которые будут происходить по вторникам в "Клубе на Брестской" (Брестская ул., 6, м. "Маяковская") - в том, чтобы поставить давно известных и даже, наверное, приевшихся публике клубных музыкантов в новые условия - и таким образом вынудить вести себя иначе, чем обычно, придумывать и изобретать. Действительно - концерты самой "Станции Мир" (она в "Танцах бонобо" служит своеобразным хоум-бэндом) в городе не редкость. Да и клавишник Сергей Манукян, саксофонист Олег Киреев и баянист Федор Чистяков (именно они станут первыми участниками проекта в сентябре) играют вполне регулярно. Однако штука в том, что играют в привычных составах привычные программы. Здесь же им сделать этого не удастся.
Потому что суть акции - совместное спонтанное музицирование "Станции Мир" и приглашенных персонажей. Манукян, джазовый пианист и вокалист, обнаруживает себя в окружении блюз/фанк-роковой команды - и должен что-то с этим делать, и за этим, скорее всего, будет очень любопытно наблюдать. То же самое и с остальными - хотя Чистяков в своем время поиграл с Кожекиным в проекте Bayan, Harp & Blues, с тех пор изменились и он сам, и "Станция Мир", поэтому что получится, непонятно.
"Танцы Бонобо" вообще имеют в виду стремление к небальному синтезу блюза и джаза: большая часть гостей, как уже известных, так и еще только планирующихся (фольклорный вокалист Сергей Старостин, скрипач-минималист Алексей Айги, авангардный саксофонист Сергей Летов и многие другие) имеют к джазу самое прямое отношение. Да и поставлены они будут в условия джема и импровизации - вот только несколько нетипичной, потому что импровизировать в окружении блюзового состава с солирующей губной гармошкой им, скорее всего, до того не приходилось. В общем, если все пойдет так, как надо, проект "Танцы бонобо" вполне может, как рассчитывают организаторы, стать "настоящим событием наступающего музыкального сезона". 

  • 21 сентября - Сергей Манукян, "Станция Мир". Клуб на Брестской, 21.00
  • 28 сентября - Федор Чистяков, "Станция Мир". Клуб на Брестской, 21.00
Книги
обложкаВ сентябре в Новокузнецке (Южная Сибирь) выходит книга Анатолия Берестова "Романтики джаза". Известный всему джазовому сообществу России и множеству посещавших нашу страну джазовых музыкантов из-за рубежа президент новокузнецкого джаз-клуба "Геликон" (клуб в ноябре текущего года отметит свое 20-летие) давно грозился написать автобиографию, изложив в ней весь свой уникальный опыт организатора джазовой жизни в безнадежно удаленном от мировых джазовых центров индустриальном сибирском городе. И вот книга написана, и ее тираж отпечатан в Новосибирске. Настолько открыто и глубоко лично о джазовой жизни "изнутри", тем более - о джазовой жизни в таких экстремальных условиях, по-русски практически никто не писал; книга эта - уникальный документ целой эпохи в российском джазе. Впрочем - вот послесловие, которое для этой книги написал редактор "Полного джаза"...>>>>
Рецензии
Сегодня мы рецензируем только одну новую работу, но зато какую: новейший альбом самого популярного коллектива из плеяды джем-бэндов, современного спонтанного джаз-рокового сплава, обладающего огромной (по сравнению с джазовым мэйнстримом) популярностью...>>>>
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Илья Переверзев,
Кирилл Мошков,
Александр Горбачев,
Александр Гайдук,
Константин Волков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2004
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

    
     Rambler's Top100 Service