ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

ЧИКАГСКАЯ ДЖАЗОВАЯ ШКОЛА В МОСКВЕ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 9 (407) - 18 июня 2008 г.
Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск (408) - 10.07.2008

In Memoriam
14 июня трагически погиб Эсбьёрн Свенссон.
Кто бы мог подумать, что его выступление в России окажется последним концертом в жизни выдающегося европейского пианиста-импровизатора?
44-летний лидер e.s.t. (Esbjörn Svensson Trio) погружался с аквалангом возле причала на одном из островов Стокгольмского архипелага, всего в нескольких километрах от центра шведской столицы, где он жил с женой Эвой и сыновьями Рубеном и Ноем.
До сих пор не очень ясно, что именно произошло. Присутствовал инструктор по дайвингу и несколько других ныряльщиков. Внезапно было замечено, что Свенссон не всплыл. Источники ссылаются на его менеджера Буркхарда Хоппера, который скупо поясняет: музыканта обнаружили на дне возле причала с серьёзными травмами. Был вызван вертолёт, который доставил его в больницу в Стокгольме, но все попытки врачей спасти жизнь Эсбьёрна не увенчались успехом, и вскоре после полуночи с субботы на воскресенье медики констатировали смерть. Шведская полиция начала обычное в таких случаях расследование обстоятельств, но о результатах пока ничего не известно.
44 года для джазового музыканта — самый расцвет. Самый взлёт. Esbjörn Svensson Trio и было на взлёте, уверенно подбираясь к лидерской позиции в европейском джазе, если уже de facto не занимая её. Трио Эсбьёрна Свенссона — безусловно, олицетворение современного европейского джаза с его опорой на сугубо европейскую музыкальную традицию, идущую от европейской музыкальной классики, а не от блюза, и при этом широчайшим образом использующую именно джазовый язык изложения материала, именно джазовую звуковую идиому. При этом e.s.t. были в своём роде совершенно уникальным коллективом, потому что они чётко понимали и широчайшим образом использовали то, к чему предыдущее поколение европейских импровизаторов (поколение Яна Гарбарека) пришло только на склоне своей карьеры, уже в 90-е: важность единства звуковых решений. Не одна только филигранность игры отличала эту группу. Именно группу: они жили, работали и творили как группа, пятнадцать лет проработав вместе в одном составе — пианист Эсбьёрн Свенссон, контрабасист Дан Берглунд и барабанщик Магнус Эстрём. Их отличала невероятная внимательность к звуку, к не только тональным, но и тембральным решениям, и соблюдению их единства как в записях, так и на концертах. Уже много лет трио ездило по миру не только с требованием жёсткого соблюдения технического райдера, но и с собственным звукорежиссёром Аке Линтоном (пианист американского трио The Bad Plus Итэн Айверсон, несомненно видевший в трио Свенссона соратников и единомышленников, в прощальном эссе об Эсбьёрне, опубликованном в блоге Do The Math, специально подчёркивает, что Свенссон даже называл Линтона четвёртым участником своего ансамбля). Линтон не только «рулил» концертные выступления Esbjörn Svensson Trio, но также записал и свёл значительную часть материала их альбомов.
Наверное, все масс-медиа, перепечатавшие новость о трагической смерти Свенссона, повторили следующий факт: e.s.t. были единственным джазовым коллективом из Европы, который когда-либо появился на обложке старейшего американского джазового журнала DownBeat. Да, это так: два года назад Esbjörn Svensson Trio действительно были на обложке «ДаунБита», но американский джазовый мир в целом не успел понять и тем более принять их. Автор этих строк единственный раз слышал Esbjörn Svensson Trio живьём именно в Нью-Йорке, в клубе Jazz Standard в конце сентября прошлого года, и был поражён тем, насколько вежливо-индифферентно принимала их американская публика. Ну, то есть, им горячо и долго аплодировали, точно так же, как стали бы аплодировать крепкому американскому составу — но американскому уху они не говорили столько же, сколько европейскому. Боповая пиротехника совершенно чужда Свенссону, хотя его техника игры знала мало равных — он прежде всего мелодист, и мелодист в европейском смысле, в северной европейской романтической традиции, легко прослеживаемой вглубь веков до простых фольклорных мелодий. Esbjörn Svensson Trio только начинали завоевание американского рынка, только поднимались к подножию вершин, давно взятых ими в Старом свете, где они имели статус почти поп-группы, собирали огромные залы (и далеко не только чисто джазовую аудиторию) и ротировали свои видеоклипы на музыкальных телеканалах. 21 июня Esbjörn Svensson Trio должны были вновь выступать в Нью-Йорке в рамках JVC Jazz Festival. Увы, последним концертом в истории трио Эсбьёрна Свенссона теперь навсегда останется их выступление в зале Чайковского в Москве 30 мая...

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Как это было в Москве

12-14 июня в подмосковной усадьбе Архангельское в пятый раз прошёл фестиваль «Усадьба.Джаз».
Подробный рассказ о самых интересных музыкальных проектах фестиваля мы готовим для августовского (6-го) номера печатного журнала «Джаз.Ру». Сегодня же мы предлагаем вашему вниманию только отдельные впечатления крупнейшего столичного джазового open-air'а, который так же ярко завершает традиционный московский джазовый концертный сезон, как вот уже 10 лет его открывает в последней декаде августа «Джаз в саду Эрмитаж».
Алексей Иванников (1 премия)Первое впечатление — конкурс молодых джазовых коллективов, проведённый в рамках «Усадьбы.Джаз» впервые. «Джаз.Ру» имел к нему некоторое отношение — в том смысле, что кураторами конкурса были два члена редколлегии «Джаз.Ру», Татьяна Балакирская и Юрий Льноградский. Они лучше всего и расскажут о том, чем конкурс завершился (пользуясь случаем, «Джаз.Ру» искренне поздравляет всех финалистов и, естественно, тех, кто получил на конкурсе призы) — об этом пишет в блоге фестиваля Юрий Льноградский  — и о том, как конкурс готовился и проводился (об этом в своём личном блоге рассказывает Татьяна Балакирская).


"Катунер" (Армения)

Чарли ХантерПервый день фестиваля, когда работала только одна из пяти концертных площадок «Усадьбы», завершился выступлением трио гитариста Чарли Хантера. Хантер — незаурядный музыкант, самолично разработавший уникальную, не имеющую аналогов технику игры на восьмиструнной гитаре: большой палец правой руки отвечает за басовую партию, исполняемую на трёх самых толстых, низких струнах, а остальные пальцы играют сольные мелодические линии на пяти более тонких струнах гитарного строя. Хантер приехал с трио, в которое сейчас входят клавишник Эрик Дойч и барабанщик Саймон Лотт. Трио продемонстрировало нескольким сотням собравшихся во дворе красивого дворца князей Юсуповых фирменный джем-фанк, который прославил Чарли ещё в самом начале движения джем-бэндов и даже — в начале 2000-х — на два года привёл его в «конюшню» легендарного лейбла Blue Note. В последние пять лет Хантер записывается на Rope-A-Dope Records, выпуская очень эклектичные, но в целом позитивные, заводные и моторные альбомы. Именно такой оказалась музыка его трио и в Архангельском: позитивной, заводной, моторной спонтанно-импровизационной музыкой на стыке рока и джаза — правда, несколько однообразной, как и почти вся продукция всего движения джем-бэндов в целом, к сожалению, уже прошедшего пик своей популярности. Зато чего у трио Хантера не отнять — так это фирменности и изысканности звучания: тем, кто у нас пытается следовать канонам джем-бэндового звука, стоило на наглядном примере поучиться тому, как именно этот звук нужно производить!


African#Sketchbook

Феликс Лахути на площадке ЖЖ13 и 14 июня фестиваль пошёл по накатанному пути: концерты начинались не с 14:00, а с 16:00, зато работали уже все пять площадок — не только джазовый «Аристократ», но и свингово-рокабильный «Каприз», nu/эйсид-джазовый «Лаунж», блюзово-фанковая сцена «Живого Журнала» и «Партер», где программа колебалась между популярной музыкой с джазовыми и/или блюзовыми элементами («Маркшейдер Кунст», Billy’s Band и т.п.) и фанком/соул/афро и т.п. в лице African#Sketchbook при участии Аркадия Шилклопера, мощной чёрной британской вокалистки Z-Star (при участии и по инициативе московского блюзового харпера «Вовки» Кожекина) и хэдлайнеров — американского фанкового проекта во главе с саксофонистом Карлом Денсоном и архивных британских эйсид-джазеров The Brand New Heavies.

Основные джазовые события в этом году (собственно, как и всегда) разворачивались на сцене «Аристократ», где на этот раз наконец-то был достигнут относительный баланс между комфортом малочисленных VIP-клиентов за столиками и удобством весьма многочисленных для джазовой сцены под открытым небом «рядовых» слушателей, для которых были установлены пусть и недостаточные числом, но вполне удобные сборно-разборные пластиковые ряды сидений.

Нужно признать, что программа «Аристократа» получилась весьма насыщенной и сбалансированной.
Новые проекты? Конечно.
Этери Бериашвили13-го интересно показалась «Маримба Плюс» — да, камерный фьюжн в исполнении ансамбля маримбафониста Льва Слепнера уже звучал в Архангельском в прошлые годы, но на этот раз «Маримба» показала новую программу с вокалисткой, причём аж с самой Этери Бериашвили из A'Cappella ExpreSSS, которая продемонстрировала мощное и интересное инструментальное пение.
Новый проект с участием Игоря Бутмана — ничего так? Мощный, яркий квартет, музыку в котором пишет младший брат Игоря — барабанщик Олег Бутман, всё больше работающий на московской сцене после полутора десятилетий в Нью-Йорке, а также перспективная молодая пианистка Наталья Смирнова. Упругий, страшно моторный и волнующе виртуозный электробас Антона Давидянца оказался в этом новом ансамбле едва ли не ключевым инструментом, став надёжным фундаментом не только для искушённой игры пианистки, но и для исполненных огня и страсти соло саксофониста и придав им новый стилистический оттенок «тяжёлого электрического грува». А участие специального гостя, американского вокалиста по имени Тай Стивенс, сделало этот проект не только «фирменным», но и доступным для максимально широкой аудитории.


Игорь Бутман, Антон Давидянц

Саша СамсоноваНовое имя на российской сцене — пианистка и композитор Саша Самсонова. Этот ансамбль можно было бы назвать сборной выпускников бостонского колледжа Бёркли: и сама Александра (выпускница Гнесинского училища), и её партнёр по ансамблю — альт-саксофонист Николай Моисеенко, и их специальный гость — тенорист Уолтер Смит III закончили Berklee College of Music. Самсонова живёт в США, и нам, в общем, повезло, что она показала свою программу на родине: далёкая от наезженных шаблонов, её медитативная, непростая музыка на грани contemporary jazz и джазового мэйнстрима (как и интересный композиторский вклад специального гостя — запомнилась пьеса Уолтера «Tale of Benin») представляет собой тот срез современной джазовой сцены, который не так часто бывает доступен российскому слушателю.


Jukebox Trio

Два дня фестиваля показали аудитории два вокальных ансамбля a cappella (без инструментального сопровождения), или, как теперь пишут на отвратительном новоязе русского шоу-бизнеса — «акапельных» (товарищ Маузер, запишите для памяти — «когда мы придём к власти», за употребление слова «акапельный» мы будем очень сердиться!). Читателям журнала «Джаз.Ру» не надо представлять казанский (впрочем, теперь уже больше московский) коллектив Jukebox Trio: эти три очень молодых человека уже были представлены в одном из первых номеров журнала за прошлый год — там их «битбоксер» (то есть вокалист, имитирующий голосом ударные инструменты) Илья Иванов делился секретами правильного beatbox'а. На «Усадьбе» в этом году молодые вокалисты показали программу с преобладанием материала Джона Леннона и Пола Маккартни (для исполнения некоторых пьес трёх голосов оказалось всё-таки маловато, и на сцену был выведен «специальный гость» с акустической гитарой). Ощущение сенсационной новизны от выступления «Джукбокса», пожалуй, начинает отходить, и ребятам явно пора углублять и расширять не только шоу, но и глубину репертуара — хотя, конечно, смотря какие задачи они перед собой ставят: после получения 50-тысячного (и не в рублях) приза от Аллы Пугачёвой в прямом телеэфире можно, видимо, задуматься не только о музыке, но и о благосостоянии, и в молодости этот соблазн всегда как-то острее ощущается.


"Камерата"

Минский вокальный септет «Камерата» — это совершенно иной полюс. Его участники в среднем, наверное, лет на 20-25 постарше юношей из Jukebox Trio, вместе работают уже скоро два десятилетия, накопили огромный опыт, ну а глубины репертуара (и его разнообразия) хватило бы на три-четыре ансамбля поскромнее. Конечно, «Камерата» поёт и джазовые стандарты, делает это мастерски, но не стандарты — главное в их репертуаре: всё-таки уникальность белорусского ансамбля основывается на их авторских пьесах, выдержанных в манере world beat и основанных на интонациях восточнославянского фольклора.
Алексей КозловБыли представлены слушателям и «верняки». Клубы, где играет ансамбль «Арсенал» ветерана советского джаза Алексея Козлова, знают, что в дни его выступлений посещаемость максимальная. «Арсенал» — это, как принято теперь говорить, «брэнд» (или даже «бренд»: товарищ Маузер, это тоже пометьте, пожалуйста). Имя Алексея Козлова — тоже брэнд. Нынешний состав «Арсенала» — очень стабильный и крепкий, репертуар — устоявшийся и всегда мастерски играемый. Ансамбль, конечно, вряд ли повторит когда-то высочайшие показатели своей популярности 1970-80-х гг., но и планки не опускает ни в коем случае.
Второй «верняк» — французское трио гитариста Фредерика Белински. Jazz manouche, или «цыганский джаз» а-ля 1930-е, основанный на уникальной манере первой европейской джазовой звезды, франко-бельгийского цыгана-гитариста Джанго Рейнхардта — чрезвычайно популярное направление во Франции, там есть клубы, специализирующиеся только на этой музыке, фестивали цыганского джаза и, соответственно, публика, которая только его и слушает. Белински — не самая яркая звезда «джаз мануш», но играет вполне на уровне и умеет потрафить ностальгически настроенной публике. Что, собственно, и было им проделано.


The Sound Merchants

Единственным полностью американским ансамблем в программе фестиваля оказался ансамбль барабанщика Алвина Аткинсона The Sound Merchants, играющий крепкий стандартный мэйнстрим. Ансамбль находится сейчас в длительном туре по странам бывшего СССР по линии госдепартамента США (программа «Джазовые послы»). Дело своё американский квартет знает туго, сам Алвин Аткинсон — крепкий инструменталист и шоумен, и шаблоны джазового мэйнстрима для жаждущих от джаза консервативной традиции полувековой давности воспроизводит на отличном уровне.
Стефан Бельмондо, Юсеф ЛатифЗато куда более известный Юсеф Латиф (который, заметим, и постарше будет — ветерану американского джаза сейчас восемьдесят семь лет!) показал весьма далёкую от шаблонов программу. Ну, то есть, в его игре и на флейте (чем он особенно известен), и на различных деревянных духовых, и тем более на тенор-саксофоне (отличным, крепким звуком — и это в 87 лет!) слышна блюзовая основа, слышен каменно крепкий стержень исторического джазового мэйнстрима; но при этом десятилетия глубокого изучения мировых (прежде всего — африканских) музыкальных культур, отличное владение необычными этническими инструментами и глубокое понимание всемирного единства музыки слышны тоже. Особенно интересно, что в России Латиф появился с французским квинтетом братьев Стефана (труба) и Лионеля (тенор-саксофон) Бельмондо — самых, наверное, американизированных из современных французских джазовых звёзд, при блестящем уровне владения американским мэйнстримом, тем не менее, никогда не забывающих и о своём европейском происхождении.

Алекс Ростоцкий и Билли Кобэм

Программу фестиваля на «Аристократе» завершал московский «Джаз-Бас Театр» композитора и басиста Алекса Ростоцкого, тоже игравший со «специальным гостем» — легендарным барабанщиком Билли Кобэмом, стоявшим у истоков фьюжн в начале 1970-х. Это не первое совместное выступление Алекса и Билли, они уже гастролировали вместе, но именно здесь, на «Усадьбе», можно смело говорить о том, что их совместный проект вышел из репетиционного периода, и его теперь можно показывать на сцене любого уровня. Потрясающее владение Кобэма всеми тонкостями джаз-рокового барабанного искусства вступило в правильную химическую реакцию со сложным, полистилистическим материалом Ростоцкого, основанным на традициях русской и ориентальной музыки, и получившийся результат трудно назвать иначе, чем гордостью российской джазовой сцены. Участие в проекте и признанных мастеров, ветеранов (выдающийся трубач Юрий Парфёнов), и музыкантов среднего (гитарист Павел Чекмаковский) и молодого поколения (пианист Алексей Беккер, саксофонист Тимур Некрасов) вместе с участием Билли Кобэма делает его, наверное, одним из лучших возможных проектов для представления на международной сцене, и как было бы хорошо, если бы кто-то из успешных промоутеров русского музыкального искусства за рубежом задумался об этом (на поддержку российских культурных институций, увы, рассчитывать приходится вряд ли, невзирая на наличие в материале «Джаз-Бас Театра» обработок музыки Мусоргского и вообще мощнейшего русского элемента).
Подробный анализ, напоминаем — в августовском номере печатного «Джаз.Ру»!

Константин Волков
фото автора и Павла Воронцова

Постсоветское пространство:
что было
Джон Маклафлин в Калуге: преодоление гравитации
Нелегко писать о концерте, которого ждёшь всю жизнь. Потому что когда с тобой случается что-то сильно и давно ожидаемое, долгое время не верится, что это не сон, что всё происходит в реальности. И от этого происходящее теряет резкие очертания, а краски становятся ярче, звуки громче, и время утрачивает привычно-размеренное течение, то замедляясь, почти останавливаясь, то вдруг срываясь с места как одержимое. Эйфория, обычное дело.
Хотя это уже третий приезд Джона Маклафлина в Россию, таким мы его ещё ни разу не видели. Первый раз, в 1994 году в Санкт-Петербурге, он играл со своим трио Free Spirits, и это была пусть и весьма необычная, но преимущественно джазовая музыка. В 2004 году в Москве он выступал с индийскими музыкантами своей группы Remember Shakti, играя world-music высочайшего класса и практически вплотную приблизившись к недостижимому идеалу синтеза восточных и западных музыкальных традиций. В Калугу Маклафлин привёз бескомпромиссный и ураганный фьюжн, которого мы так долго и терпеливо ждали. Потому что практически у каждого знакомство с музыкой Маклафлина началось с «Оркестра Махавишну», и это самое первое впечатление невероятной энергии и внутренней силы, которую несла в себе та музыка, остаётся неизгладимым.
Почему именно в Калугу, почему не в Москву или Санкт-Петербург? Ответ на этот вопрос отсылает нас в теперь уже далёкий 1996 год, когда калужский музыкант и педагог Олег Акимов проходил стажировку в американском концертной агентстве Performing Arts Chicago по специальности «концертный менеджер». И случилось так, что именно в это время в Чикаго выступало с концертом легендарное Guitar Trio в составе Пако Де Лусия, Эл Ди Меола и Джон Маклафлин. Олег очень хотел попасть на этот концерт, но обстоятельства сложились иначе. И тогда он дал себе слово сделать так, что эти музыканты сами приедут в Россию, и не просто в Россию, а именно в Калугу.
Потом родился фестиваль «Мир гитары», и его основатель и бессменный художественный руководитель Олег Акимов стал постепенно превращать свою мечту в реальность. Первым из трио в фестивале принял участие Эл Ди Меола (2004). Потом на закрытии 10-го юбилейного фестиваля выступил Пако де Лусия (2007). И вот теперь в Калугу приехал Джон Маклафлин со своим квартетом 4th Dimension. Концерт в Калуге 2 июня ставит точку в продолжавшемся почти месяц турне квартета по странам Европы.


Джон Маклафлин, Доминик Ди Пьяцца

Привезти 4th Dimension в Калугу помогли сразу несколько обстоятельств: удачные совпадения во времени и в пространстве, а также давняя дружба с агентством «Арт-мания», давно работающим с французскими джазовыми музыкантами, у которых с Маклафлином оказался общий тур-менеджер. Впрочем, не обошлось без досадных неожиданностей. Прямо перед началом европейского тура бас-гитарист 4th Dimension 23-летний Адриен Феро сломал палец, и ему пришлось искать срочную замену. Заменил Феро великолепный Доминик Ди Пьяцца, который играл в трио Маклафлина в 1992-1993 г.г. А у калужских организаторов возникла дополнительная проблема: гастролирующему по европейским городам Доминику нужно было срочно получить российскую визу. Эту не самую простую задачу тоже удалось решить вовремя.
График тура 4th Dimension заставил организаторов «Мира гитары» передвинуть традиционные даты его проведения с конца мая на начало июня и провести концерт хэдлайнера не в заключительный (как обычно делалось), а в самый первый день фестиваля. Но, как говорится, что ни делается – всё к лучшему. Такой впечатляющий старт наверняка был только на пользу дальнейшим концертам, вдохновив всех остальных участников фестиваля на подвиги и выдающиеся достижения.
Зал Калужской областной филармонии (а это около 750 мест) был набит до отказа. Лично я сразу же предпочёл расположиться на полу в центральном проходе недалеко от сцены, и мой пример не замедлил найти последователей. Джон на пресс-конференции неспроста затронул тему подготовленности публики. Готово ли было большинство пришедших на этот к концерт к тому, что им предстояло услышать? Думаю, что нет. Проще всего было тем, кто слышал альбом Маклафлина «Industrial Zen» (2006) и записи 4th Dimension с прошлогоднего тура по США. Остальных вполне мог дезориентировать запущенный перед концертом рекламный ролик фестиваля с кадрами концертов прошлых лет, которые шли на экране в сопровождении музыки фламенко.
В качестве вступления несколько слов со сцены сказали Олег Акимов и не нуждающийся в представлениях Дмитрий Дибров. Спич Диброва оказался хорош во всех отношениях: он был кратким, эмоциональным и очень ёмким. Посоветовав сидящим в креслах слушателям метафорически «застегнуть ремни» и быть готовыми к сеансу преодоления гравитации, который музыканты «Четвёртого измерения» совместными усилиями начнут через несколько мгновений.


Гэри Хасбэнд

Группа играла достаточно агрессивный и достаточно сложный фьюжн, требующий от слушателя сосредоточенного внимания и, по моему мнению, определённой подготовки. Концерт начался с пьесы «Raju», вслед за которой была исполнена композиция «Little Miss Valley», значительно переработанная и мало похожая на вариант, исполнявшийся трио «Free Spirits» в середине 90-х. Следует сказать, что практически все исполняемые пьесы были настолько насыщены явными и скрытыми цитатами и аллюзиями, настолько видоизменены, что я по ходу дела совершенно запутался в названиях и так не смог всё стопроцентно правильно идентифицировать. Наверное, на таких концертах лучше вообще не задумываться о том, что и как происходит, а целиком отдаться во власть получаемого удовольствия.
Доминику Ди Пьяцце единственному поставили пюпитр с нотами, потому что он всё-таки человек в квартете новый и ещё не успел всё как следует выучить. Впрочем, на игре это никак не сказалось, а его соло на 5-струнной бас-гитаре были без преувеличения фантастическими.
Марк МондезирДуэль барабанщиков в «Mother Tongues» была настолько мощной, виртуозной и впечатляющей, что весь зал Калужской областной филармонии, включая и подготовленных и неподготовленных слушателей, буквально встал на уши. Казалось, что – вот, кульминация уже наступила, но обороты всё прибавлялись и прибавлялись, пока не была, наконец достигнута первая космическая скорость, и заключительное соло Джона не возвестило полную и окончательную победу над гравитацией.
Зал аплодировал музыкантам стоя, и аплодисменты не смолкали до тех пор, пока не раздались первые аккорды композиции, исполняемой на бис. Совершенно неожиданно была исполнена умиротворяющая красивая тема «The Light At The End Of The World», после которой прозвучало что-то очень и очень знакомое. Сначала я подумал, что это была одна из тем Билла Эванса, но никак не мог понять, какая именно. И только через несколько дней после концерта Гэри Хасбэнд подтвердил по e-mail, что это точно была композиция Билла Эванса «We Will Meet Again», и сыграна она была экспромтом в качестве сюрприза-посвящения Джону (сам он в ней не играл, а стоял в углу сцены, с изумлением глядя на своих друзей-музыкантов). Вот так неожиданно на очень лирической ноте и завершился концерт «Четвёртого измерения».
И снова весь зал аплодирует стоя, а прекрасные дамы дарят артистам цветы. Два с лишним часа сумасшедшего драйва пронеслись как одно мгновение. Которое не забудется никогда.
Джон был прав, предупреждая на пресс-конференции, что концерт будет very electric. И это относилось не только к использованию электроинструментов и саунду 4th Dimension: сама атмосфера на сцене и в зале была наэлектризована до предела. Ничего не скажу за тех, кто был не готов, а в отношении и «подготовленных» готов поручиться, что они были на седьмом небе. Мы услышали тот самый гитарный звук того самого Джона Маклафлина во всём первозданном великолепии.
Олег Акимов сказал на пресс-конференции, посвящённой открытию 11-го международного фестиваля «Мир гитары»: теперь я пока даже не знаю, чего мне желать ещё, когда три великих гитариста уже побывали в Калуге. Лично я пожелал бы Олегу не снижать обороты и привезти на фестиваль Роберта Фриппа.

Впечатления о музыкантах 4th Dimension фотографа специальной выездной бригады «Джаз.Ру» Георгия Хуцишвили:

Джон: постаревший, но чертовски обаятельный и улыбчивый. Живой классик в том идеальном состоянии, когда открыт для общения, прост, без напускного пафоса и при этом ни капельки не располагает к фамильярности. Я был просто в восторге от него!
Гитара его звучала вдохновенно, не искаженная обработками (что иногда бывает, имхо), без опытов гитарной эквилибристики и необыкновенно зрело. Так бывает, когда человек точно знает что он хочет и как это сделать и главное, это то что в данную минуту и надо!
Гэри: немного насупленный, но готовый в любой момент превратиться в смеющегося и открытого. Удивительно сочетает мастерство клавишника и барабанщика. Принято думать, что что-то одно должно быть вторичным (как, например, у Джека ДеДжонетта), но тут потрясающая универсальность. Я был сражен!
Доминик: забавный и милый, без тени богемности и наоборот (учитываю его многолетнюю монастырскую отрешенность). С басом в руках этот человек превращается в художника! Лично я был рад, что за бас отвечал он, а не этот молодой выскочка Адриен Феро... С точки зрения техники они равны, но зрелости и опыта Доминика Адриен достигнет не скоро!
Марк: Ураган! Наверно можно на этой краткой характеристике и закончить, потому что слова сотрут этот порыв энергии, который источает этот человек за ударной установкой. (Кстати, в жизни он совсем другой...). Его ритм-дуэт с Домиником напомнил мне ранний Weather Report, когда огненный Альфонс Музон умудрялся уживаться с самоуглубленным Мирославом Витоушем...
Все вместе: играют в кайф себе! Это всегда чувствуется и музыка расцветает пуще обычного... а уж как «расцветают» слушатели и говорить не стоит. Зал, кажется, «въехал» в этот поток Маклафлина, и даже случайные люди из 10-тысячерублевого партера слушали до конца. Хотя музыка была совершенно «крышесносительная» для неподготовленного слушателя.
Короче говоря, Джон всем показал, что не зря ему поют дифирамбы и почитают как первого гитариста.

Благодарности:
Олегу Акимову — за то, что сделал всё это возможным
Ирине Медведевой и Александру Фалалееву — за безупречную организацию пресс-конференций и поддержку прессы
Елене Малашонок – за помощь в организации эксклюзивного интервью с Джоном Маклафлином
Дмитрию Диброву – за добрые слова в адрес журнала «Джаз.Ру»
Персоналу калужского кафе «Амплуа» на Московской улице — за недорогой и вкусный бизнес-ланч
Персоналу Калужской областной филармонии – за отличную работу и дорожелательность

Николай Шиенок,
Георгий Хуцишвили

Полную версию, включая интервью с Джоном Маклафлином и участниками его коллектива, читайте в 6 номере печатного журнала «Джаз.Ру» в августе!

Специальный репортаж
В Челябинске с 6 по 8 июня в десятый раз прошел джазовый фестиваль «Какой удивительный мир». На старте много лет назад мероприятие, тогда еще однодневное, проходило на разных этажах Академического театра драмы. Организаторы тогда даже не задумывали его как фестиваль, а хотели лишь отметить столетие Луи Армстронга. Однако приглашенный в качестве ведущего ветеран российского джазовой критики Алексей Баташёв произнес ключевое слово. С тех пор челябинский форум разросся до масштабного трехдневного мероприятия международного уровня. В процесс вовлечён чуть ли не весь город (все три дня ведущие не переставали от имени организаторов благодарить спонсоров и партнёров, руководителей более чем двух десятков различных челябинских предприятий). Десятилетие директор фестиваля и лидер «Уральского диксиленда» Игорь Бурко решил отметить, пригласив, в основном, ярких отечественных музыкантов, ранее уже встречавшихся с челябинскими любителями джаза.


Юлиана Рогачёва (в центре), Владимир Михайлов (справа)

Первое отделение концерта 6 июня в Государственном академическом театре оперы и балета им. Глинки было посвящено симфоническим обработкам джазовых стандартов. Играл симфонический оркестр театра, дирижировал москвич Владимир Михайлов, за роялем сидел автор оркестровых аранжировок — петербургский джазовый композитор Анатолий Кальварский. В оркестр была внедрена челябинская джазовая ритм-секция — Владимир и Виктор Риккеры (контрабас и ударные, соответственно). По традиции фестиваль открылся песней Луи Армстронга «What a Wonderful World», давшей название мероприятию — спел её давний друг Челябинска, британский певец Джон Даунс. В далеком прошлом он был солистом рок-группы The Dolphins (многие русскоязычные источники забывают упомянуть, что как раз после ухода Даунса она поменяла название на The Hollies, под которым и вошла в историю рок-музыки), некоторое время считался одним из лучших вокалистов, выступавших с европейскими биг-бэндами, после чего прекратил музыкальную деятельность, став бизнесменом, и возобновил ее только в начале 2000-х годов. После официальных выступлений министра культуры Челябинской области Владимира Макарова, Игоря Бурко и художественного руководителя фестиваля, московского челябинца Анатолия Кролла на сцену был приглашен Владимир Фейертаг, уже много лет исполняющий здесь роль ведущего. Оркестр исполнил три стандарта — «Honeysuckle Rose», «Body and Soul» и «Satin Doll» (в двух последних солировал саксофонист «Уральского диксиленда» Алексей Тимшин). Затем прозвучало попурри на темы Коула Портера, и к оркестру присоединилась юная Юлиана Рогачёва — солистка студенческого «Академик-бэнда» Анатолия Кролла, которая спела «The Night We Called It a Day» и «No More Blues». Снова один оркестровый номер — «Shiny Stockings», поклон Каунту Бэйси — и на сцене появился Давид Голощёкин. На вибрафоне он исполнил «Besame Mucho», а на скрипке — «Sweet Georgia Brown». После того, как оркестр сыграл пьесу Кальварского, посвященную Нэту Кингу Коулу, Голощёкин вернулся, на этот раз со своей американской партнершей, певицей Ив Корнелиус. Были исполнены «Midnight Sun Will Never Set» и «The Man I Love» (Давид Семёнович вновь стоял за вибрафоном). Завершил первое отделение «Элегантный блюз» Кальварского.


Пётр Востоков, Анатолий Кролл ("Академик-Бэнд")

Второе отделение, которое вёл Владимир Каушанский, открыло выступление челябинского ансамбля «Шико», исполняющего латиноамериканскую музыку. Третий и заключительный номер их блока был отмечен внезапным появлением на сцене двух африканских перкуссионистов, представленных как Жак и Тьерри. Оставшуюся часть вечера с публикой провел «Академик-бэнд» Анатолия Кролла. Звучали, в частности, «Giant Steps» Колтрейна (в аранжировке Виталия Долгова), «I Got Rhythm», «The Groove Merchant» Тэда Джонса, блюзы Кальварского и Юрия Саульского. Особенно хотелось бы отметить неожиданную версию «Caravan» с жёстким соло гитариста Алексея Крючкова и «Spain» Чика Кориа, сыгранную с каким-то потрясающим драйвом — следует учесть при этом, что больше половины музыкантов оркестра из-за путаницы с авиабилетами прилетели в Челябинск только в четвёртом часу утра и не успели толком выспаться. Вместе с Юлианой Рогачевой бэнд исполнил «I’m Through with Love» и «Honeysuckle Rose», а на бис — «Sing, Sing, Sing». Среди солистов отдельно стоит упомянуть трубача Петра Востокова, саксофониста Станислава Должкова, пианиста Евгения Сивцова и ударника Александра Кулькова, а также контрабасиста и бас-гитариста Сергея Корчагина, которого челябинцы приветствовали особо: он их земляк и сын выдающегося местного гитариста Константина Корчагина.

Концерт 7 июня начался с выступления челябинского биг-бэнда «Джаз-Академия» под управлением Станислава Бережнова (в составе которого можно было услышать и упоминавшегося выше Константина Корчагина), к которому вскоре присоединился вокальный ансамбль Vita под руководством Светланы Андрияновой. Затем сцена пополнилась участниками Ансамбля духовной музыки той же Андрияновой и камерного оркестра «Классика» (руководитель — Адик Абдурахманов). Весь этот огромный состав исполнил пьесу Джона Льюиса «Django» (солировал, естественно, гитарист Корчагин). После этого масштабного номера прозвучало небольшое попурри на двух гитарах — его сыграли народный артист России, москвич Алексей Кузнецов (кстати, родившийся в Челябинске) и Валерий Сундарев (участник «Уральского диксиленда»); в частности, они играли классику босса-новы — «Manha de Carnaval». Изначально предполагалось, что дуэт выступит вместе с пианистом Валерием Гроховским, но тот до фестиваля не добрался.
Следом сцену занял ансамбль «Зеленая волна» Александра Осейчука и Жанны Ильмер, исполнивший по произведению Кенни Баррона, самого Осейчука и Коула Портера. После бодрого и добротного хардбопа Осейчука в гораздо более традиционной манере выступил коллектив Давида Голощёкина «Четверо» (с Алексеем Подымкиным на рояле, Сергеем Васильевым на контрабасе и Виктором Епанешниковым на барабанах), закрывший первое отделение. Петербургский маэстро играл на скрипке и флюгельгорне, а солировала американская вокалистка Ив Корнелиус. Прозвучали, в частности, «My Favorite Romance», «The Best Is Yet to Come», «The Nearness of You», «Fly Me to the Moon», «Anything but Love». Поздним вечером того же дня Ив Корнелиус и ансамбль «Четверо» играли также в ресторане-кабаре «Мистер X».

Постоянные гости фестиваля, московские единомышленники «Уральского диксиленда» Moscow Ragtime Band, открыли второе отделение весёлой беспроигрышной программой. Особенно порадовала публику песня «Gone Fishing», во время исполнения которой трубач сначала на пару с саксофонистом имитировал ловлю рыбы посредством духовых инструментов, а затем вместе с тромбонистом играл, опустив раструб прямо в миску с водой. За ними выступил киевский вокальный ансамбль JazzEx, показавший разнообразный набор номеров — от украинских народных до «Take Five» и от «Besame Mucho» до «Полёта шмеля». Остаток вечера был отдан новосибирскому биг-бэнду под управлением Владимира Толкачёва. Их программа была посвящена Бадди Ричу, все звучало филигранно, напористо и чётко. Вскоре к биг-бэнду присоединился оркестр «Классика», а к центральному микрофону вышел Джон Даунс. В манере Синатры были спеты «For Once in My Life», «Smile», «Strangers in the Night», «What Are You Doing the Rest of Your Life?», «All of Me», «The Shadow of Your Smile» (в этой песне Толкачёв солировал на тенор-саксофоне), «My Way». На бис прозвучала «How Do You Keep the Music Playing?» — ее Даунс спел дуэтом с Толкачёвым, и хотя голос у дирижера был послабее, чем у певца, в нём все же слышалось неподдельное чувство; это совместное выступление оказалось, пожалуй, самым сильным моментом вечера.

Игорь Бурко (труба)Наиболее насыщенным днем фестиваля стал последний, воскресенье, 8 июня. Начался он со стрит-парада: человек двадцать музыкантов во главе с Игорем Бурко два раза прошлись туда и обратно по улице Кирова или Кировке — челябинскому Арбату, играя «When the Saints Go Marchin’ In» и другие подходящие к случаю пьесы.
Алексей ЛейкинВ рядах музыкантов можно было увидеть участников «Уральского диксиленда», Moscow Ragtime Band, а также режиссера фестиваля Алексея Лейкина (в прошлом джазового барабанщика), который играл на стиральной доске. К параду присоединились и гости из США — барабанщик Алвин Аткинсон и саксофонистка его группы The Sound Merchants Лакиша Бенджамин, маршировавшая впереди процессии рядом с Бурко. Довольно много народу шло вместе с музыкантами. Такой редчайший для российского джаза вид музицирования появился в программе фестиваля три года назад, и уже благодаря ему одному «Какой удивительный мир» заслуживает внесения в список лучших отечественных джазовых мероприятий.
"Шико" на открытой площадкеПосле парада на Кировке заработали три концертных площадки, две — для крупных составов и одна — для камерных. На этой последней в течение нескольких часов выступило около пятнадцати коллективов из Челябинска, Магнитогорска, Озёрска. Особенно хотелось бы отметить жёсткое трио челябинского клавишника Андрея Даммера с участием ритм-секции из «Академик-бэнда»: контрабасиста Сергея Корчагина и ударника Александра Кулькова.

Джон ДаунсМежду тем в два часа дня в Концертном зале имени Прокофьева начался концерт, который вёл Владимир Каушанский. В первом отделении вновь выступил новосибирский биг-бэнд, оркестр «Классика» и Джон Даунс. Толкачёв на сей раз показал программу, посвященную творчеству Дюка Эллингтона: прозвучали как совсем ранние композиции, так и фрагменты из «Шекспир-сюиты» и Второго духовного концерта. Даунс тоже пел не те песни, что днём ранее: в этом зале были исполнены «Night and Day», «My Funny Valentine», «Autumn Leaves», «Under My Skin», «How Insensitive», «Moonlight Serenade», битловские «Something» «Yesterday» и «New York, New York». Второе отделение было отдано группе Алвина Аткинсона. Челябинск вошел в обширное турне The Sound Merchants, охватывающее города России, Белоруссии и Киргизии. Ансамбль показал образцовый американский мэйнстрим с зажигательными соло саксофонистки Лакиши Бенджамин и пианиста Шона Хиггинса. Сам Аткинсон не только демонстрировал изобретательность в игре на ударных, но и пел, после чего пытался воспроизвести мелодию на малом барабане, прижимая мембрану локтем. Звучали как его собственные композиции («Dance of the Emirates», в которой отразились впечатления коллектива от гастролей по странам Востока), так и джазовая классика — «Caravan», «Take the A Train».

Давид Голощёкин, Ив КорнелиусНаконец, вечером 8 июня в театре Глинки состоялся заключительный гала-концерт. Перед челябинцами вновь выступили коллективы, уже успевшие сыграть ранее: «Академик-бэнд» с Юлианой Рогачевой, Алексей Кузнецов (сыгравший вариации на тему «Summertime»), группа JazzEx, «Зеленая волна», Moscow Ragtime Band (повторившая номер с рыбалкой), группа Алвина Аткинсона, «Четверо» с Ив Корнелиус (которую некая зрительница ласково назвала Ивушкой), биг-бэнд Толкачёва с Джоном Даунсом. Но были и новые участники. Вместе с «Академик-бэнд» сыграл народный артист России, саксофонист Георгий Гаранян. Отдельным пунктом программы стало выступление ансамбля ещё одного народного артиста — пианиста Игоря Бриля, который исполнил, в частности, «Sophisticated Lady» в дуэте с тенористом Александром Брилем и «I Got Rhythm». Ну и, разумеется, на сцене появился «Уральский диксиленд».
Анатолий Кролл, Георгий ГаранянФинальным аккордом официальной программы стала встреча двух биг-бэндов — Анатолия Кролла и Владимира Толкачёва. Может быть, некоторые соло у воспитанников Кролла выходили менее яркими и цельными, чем у новосибирцев, но ощущения от этого единения были близки тому восторгу, который испытали многие утром на Кировке. Несмотря на непомерно длинную, даже затянутую программу (одно первое отделение длилось три с половиной часа), немало народу в зале досидело до самого финала и охотно реагировало на происходящее. Поздним вечером в развлекательном комплексе «Малахит» начался джем, который продолжался много часов. В нем приняли участие и The Sound Merchants, и Ив Корнелиус, и Давид Голощёкин, однако справедливости ради отметим, что участники биг-бэнда Кролла тянули одеяло на себя, выдавая одно длиннющее соло за другим.
«Какой удивительный мир» не отражает новых тенденций в современном джазе и не имеет никакой узкой темы, которой отличался бы от других подобных мероприятий. Но он подарил зрителям то, во имя чего, судя по всему, и организуются фестивали — ощущение праздника.

Григорий Дурново
фото предоставлены организаторами фестиваля

Что намечается:
столичные анонсы

26 июня в КЗ им. Чайковского выступит величайший импровизирующий вокалист мира Бобби Макферрин (29 июня он выступает также в Санкт-Петербурге). Как и в два предыдущих приезда в Россию (2004 и 2005), выступления Бобби устраивает фонд «Музыкальный Олимп» (основатель фонда — Ирина Никитина).

«Наверное, ни один другой вокалист не подходит к вопросу звукоизвлечения настолько инструментально. При этом речь идет не только (и не столько) об имитации, сколько о стремлении наиболее полно раскрыть возможности человеческого голоса как такового и использовать их в качестве беспрецедентного средства музыкальной выразительности. Публичные концерты Бобби Макферрина и его студийное творчество представляют собой два самостоятельных культурных пласта, первый из которых ориентирован, прежде всего, на ответную реакцию публики и взаимодействие с ней, тогда как второй более интровертен и направлен в большей степени на художественные изыскания и творческие эксперименты».
(«Полный джаз» #258, май 2004)

«Макферрин не разогревается, не наращивает сложность — он сразу обрушивает на публику весь свой богатейший исполнительский арсенал, если о его мягкой, органичной, нисколько не агрессивной манере можно сказать «обрушивает». Быстрое, без видимых усилий переключение между сложными исполнительскими приёмами, мгновенные переходы от глубоких басовых нот к фальцету и обратно... Макферрин — не создатель жанра сольного вокального шоу, но именно он в 1980-е перевёл этот жанр из области чистого развлекательства, музыкальной эксцентрики, балагана в область серьёзного искусства, при этом умудрившись нисколько не утерять и развлекательного элемента жанра. Пожалуй, именно его сольные выступления могут служить наилучшей иллюстрацией к максиме «развлекая — просвещать», потому что он не даёт залу расслабиться ни на секунду, постоянно приковывает к себе внимание, точно и выверенно усиливает свое гипнотическое воздействие на публику многочисленными и крайне разнообразными вокальными трюками, при этом ни на секунду не понижая градус накала собственно музыкальной мысли, не теряя высокого, необыкновенно одухотворённого музыкального содержания за сногсшибательной «трюковой» формой».
(«Полный джаз» #311, июль 2005)

Бобби Макферрин — один из самых известных в мире вокалистов-импровизаторов, автор одного из «бессмертных» хитов XX столетия («Don't Worry, Be Happy», 1988), который он, правда, принципиально не исполняет с тех самых пор, как эта песенка стала мегахитом. Разменяв пятый десяток, певец в 1990-м начал также — и небезуспешно начал! — карьеру дирижёра симфонического оркестра. Его записи разошлись общим тиражом более 20 миллионов, а совместные работы с виолончелистом Йо-Йо Ма, пианистом Чиком Кориа, Венским Филармоническим оркестром и клавишником Хэрби Хэнкоком закрепили за Бобби титул звезды как джаза, так и академической музыки.
В 4/5 номере печатного журнала «Джаз.Ру», который сейчас имеется во всех основных точках продажи этого издания, опубликовано эксклюзивное интервью Макферрина, которое он дал члену редколлегии журнала Татьяне Балакирской в мае этого года. Там же (а также в «Полном джазе» за 2005 г.) можно найти его подробную биографию.

Арт-клуб «Дуров» и продюсерский центр tMotion представляют: «Jazz In Motion» по четвергам
Проект «Jazz In Motion» — еженедельные концерты лучших российских и зарубежных джазовых музыкантов на одной из самых уютных и стильных площадок столицы. Признанные корифеи и восходящие звезды, последователи старой школы и экспериментаторы, открывающие новые современные направления — «Jazz In Motion» подарит публике великолепный джаз во всех его проявлениях!
В ближайшие месяцы гостей арт-клуба «Дуров» ждут выступления музыкантов, чьи имена являются подлинным брэндом джаза: Алекс Ростоцкий, Игорь Бутман, Олег Бутман, Карина Кожевникова, Леонид Винцкевич, Даниил Крамер, Андрей Кондаков, Анатолий Кролл, Take 6, Bill Evans/Randy Brecker Soulbop Band, New York Voices, Dave Weckl и многие другие.
Открытие первого сезона «Jazz In Motion» состоится 26 июня в арт-клубе «Дуров». В этот вечер выступит Анна Бутурлина – обладательница потрясающего голоса, одна из самых красивых джазовых певиц России.
Начало концертов в 20.00
Адрес арт-клуба «Дуров»: м. Добрынинская, ул. Павловская, 6
По вопросам приобретения билетов и заказа столиков просьба обращаться по телефону (495)771-2751
Дополнительная информация и аккредитация по телефону (495)665-0070


26 июня, Санкт-Петербург: джем-фестиваль в клубе The Point
Вот уже два года каждый четверг после полуночи в санкт-петербургском клубе The Point можно услышать игру джазовых музыкантов Петербурга. Музыканты просто приходят и начинают играть джем-сешн в своё удовольствие, ради себя и слушателей, из чего вырастает атмосфера свободы и ощущение игры двадцати человек для двадцати слушателей.
Иногда «сейшны» выливаются в невероятные представления, и каждый раз может произойти всё, что угодно... Так, однажды нас посетил Иэн Риччи (Ian Ritchie), саксофонист рок-группы Roger Waters Band, совершающий мировой тур с программой «Dark Side Of The Moon» и другими композициями Pink Floyd. 7 июня Roger Waters Band давал концерт на Дворцовой площади. У Иэна Риччи есть сольный ансамбль Ian Ritchie's SOHO Project, где поёт его жена, Холли. Так вот, в компании с очаровательной женой Иэн посетил «пойнтовский джем», отыграл на саксофоне около часа. Остался очень доволен и атмосферой клуба, и уровнем игры питерских музыкантов, и выразил желание выступить в клубе The Point со своим сольным проектом.
26 июня пройдет уникальный фестиваль Summer Jam The Point Fest, где с вечера и до утра все музыканты, от ортодоксальных джазменов до молодых экспериментаторов, запираются на Ночь свободной импровизации. Вы сможете услышать совершено разные стили джаза: от классического свинга до авангардной живой электроники. В разгар белых ночей в «Пойнте» встретятся представители ведущих питерских джазовых и импровизирующих коллективов, среди которых Solar Project, Cuba Jam, Fill Me, 2 Loop, «Мутуализм», Illusions Band, Len.com, Toys Market, «Чижик Джаз-квартет», Swing Couture и др.
The Point Club: Литейный проспект, 52, тел. (812)719-7634
Начало 20:00
JAZZ FUNK JAM «Около полуночи» — каждый четверг; вход 100 руб.

In Memoriam 2

 

15 июня ушел из жизни художественный руководитель джаз-оркестра «Сибирский диксиленд» (Новосибирск), заслуженный артист России саксофонист Борис Балахнин, сообщила РИА «Новости» пресс-секретарь Новосибирской филармонии Марина Монахова.
Борис Балахнин начал серьезно заниматься музыкой с 17 лет в джаз-оркестре Бакинской филармонии. Он окончил Кемеровский институт культуры. С 1966 по 1991 годы проходил службу в оркестрах Советской Армии в качестве военного музыканта и военного дирижера. Все это время параллельно он занимался джазовой музыкой: выступал как джазовый музыкант во многих известных оркестрах России и был руководителем собственных джазовых коллективов.
В 1988 году Борис Балахнин организовал джаз-оркестр «Сибирский диксиленд», которым руководил до последнего времени.
Помимо диксиленда, Борис Балахнин создал джаз-группу «Ностальгия». Она выпустила два компакт-диска с неумирающими мелодиями эстрады и джаза XX века. «Сибирским диксилендом» записано восемь компакт-дисков.
Радио

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.

7 июля 617-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 80-летию со дня рождения легендарного музыканта, лидера фьюжн-группы «Weather Report» Джо Завинула. В программе звучат, в том числе, редкие записи музыканта.
14 июля 618-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 60-летию одного из интереснейших музыкантов креативной направленности тромбониста Джорджа Льюиса (George Lewis).
21 июля 619-я программа «Бесконечное приближение» принадлежит серии «Лица необщим выраженьем» и продолжает творческую биографию уникального российского музыканта Аркадия Шилклопера.
28 июля 620-я программа «Бесконечное приближение» позволяет автору поимпровизировать, включая в процесс Найджела Кеннеди (Nigel Kennedy), Гидона Кремера и камерный оркестр «Кремерата Балтика», брасс-ансамбли Empire Brass Quintet и German Brass.


Джаз на "Свободе"
Программа «Время Джаза», посвященная истории джаза, ее героям, заявкам радиослушателей и новостям мира джаза. Воскресенье 23.00 по Москве и два повтора - в понедельник в 3 и в 10 утра. Ведущий программы - Дмитрий Савицкий.

Подкаст "Слушать здесь":
Подкаст в отпуске, возобновится 2 июля
15.06.08 - #246: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы "Voice of Chunk" и "Tarantella" с альбома "Voice of Chunk" (Agharta, 1989) группы Lounge Lizards Джона "Превед" Лури.

11.06.08 - #245: джазовый обозреватель Михаил Митропольский в любезно предоставленном для подкаста архивном выпуске программы Радио России "Музыкальный повод" (2004) комментирует пьесу "Sophisticated Lady" в исполнении легендарного вокалиста и бэндлидера Билли Экстайна.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Николай Шиенок,
Георгий Хуцишвили,
Константин Волков,
Григорий Дурново,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Владимир Коробицын,
Георгий Хуцишвили,
Павел Воронцов,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.