ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
 

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 4 (421) - 21 марта 2009 г.
Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 03.04.2009

Слово к читателям

18 марта в нью-йоркском клубе Birdland прошло чествование легендарного продюсера Джорджа Авакяна, которому 15 марта исполнилось 90 лет. Клуб был набит битком; среди публики можно было видеть легендарного певца Тони Беннетта, директора Института джазовых исследований в Ньюарке Дана Моргенстерна (бывшего шеф-редактора журнала DownBeat), внучку Дюка Эллингтона (карьеру которого Авакян успешно «перезапустил» в 1956 г.) - хореографа Мерседес Эллингтон, певицу Дэрил Шерман, бэндлидера Винса Джордано, распорядителя Фонда Луи Армстронга - бывшего пресс-агента Сатчмо, Фиби Джейкобс и десятки других людей, в чьей жизни участие Авакяна значило и значит чрезвычайно много. О значении Джорджа в своих жизнях говорили с видеоэкрана и приславшие записанные поздравления пианист Дейв Брубек, саксофонист Сонни Роллинз, композитор и пианист Мишель Легран, продюсер и композитор Куинси Джонс и другие.
Джордж Авакян не только придумал (ещё в 1940 г.) понятие и формат джазового альбома, не только вёл важнейшие первые в истории программы переизданий раннего джаза на лейбле Columbia, не только придал новый вес и значение карьерам Луи Армстронга (выпустив ряд важнейших его альбомов в 50-е), Дюка Эллингтона (спродюсировав его лучшие записи второй половины 50-х, вернувшие оркестр Дюка в фокус общественного внимания), Сонни Роллинза, Майлса Дэйвиса и др., не только был пионером в деле создания отделений «молодёжной» музыки на крупнейших фирмах грамзаписи на рубеже 50-60-х гг. Он сыграл важнейшую роль, как ни странно, и в истории советского джаза - прежде всего организовав приезд в СССР в 1960-70-х гг. целого ряда самых известных джазовых музыкантов (Бенни Гудман, Дюк Эллингтон, Чарлз Ллойд, Тэд Джонс и Мэл Луис, Дейв Брубек и другие), причём каждый такой приезд оказывал огромное воздействие на советское джазовое сообщество, позволяя отечественным музыкантам вживую увидеть и услышать самых известных американских коллег, пообщаться с ними, перенять их опыт. Кроме того, Джордж оказывал поддержку и ряду советских джазовых музыкантов, эмигрировавших в США в 70-80-е гг. - например, именно он спродюсировал первый американский альбом вокалистки Татевик Оганесян. С нашей точки зрения, вполне заслуженно Авакян был в 1990 г. награждён за развитие культурных связей между США и СССР высшей наградой Советского Союза - орденом Ленина, став первым и единственным американцем, удостоенным этой награды.
«Полный джаз» писал о Джордже Авакяне летом 2001 г., когда главному редактору «Джаз.Ру» удалось взять в Нью-Йорке интервью у легендарного продюсера. В 2006 г. мы снова встречались с Джорджем в Нью-Йорке - результатом стало ещё одно интереснейшее интервью, которое было опубликовано в печатной версии журнала «Джаз.Ру» (#3-2008) и войдёт в книгу «Великие люди джаза» (сборник портретных материалов «Джаз.Ру»), которая сейчас готовится к изданию.
На праздновании 90-летия Джорджа Авакяна в Нью-Йорке для него играло множество музыкантов, опиравшихся в основном на материал его любимых джазменов - Армстронга, Эллингтона и т.п. Вот только один пример: ансамбль The Louis Armstrong Centennial Band, специализирующийся на творческом наследии Сатчмо, играет «Rocking Chair» - на тромбоне Уайклифф Гордон из оркестра Уинтона Марсалиса (Уайклифф также поёт), на тубе - Дэвид Оствальд, на кларнете - стремительно взлетевшая в последние пять лет к вершинам известности живущая в Нью-Йорке израильтянка Анат Коэн, на трубе - Рэнди Сэндке, Марк Шэйн на фортепиано и Кевин Дорн на ударных.

Съёмка любительская - её сделал один из крупнейших специалистов по Армстронгу, Майкл Стайнман, который и опубликовал её в своём блоге Jazz Lives. В его записи, посвящённой 90-летию Авакяна, есть ещё несколько любопытных видеофрагментов, но самое интересное - это выступление самого юбиляра, который говорил с присущим ему юмором и живостью ума:

С днём рождения, Джордж!

Кирилл Мошков,
главный редактор «Джаз.Ру»

Постсоветское пространство:
что было

В 2009 году ярославский фестиваль «Джаз над Волгой» празднует юбилей: впервые он был проведён 30 лет назад, в 1979 году. Правда, нынешний фестиваль (10-15 марта) был отнюдь не 30-м: «Джаз над Волгой» проходит в постсоветские времена каждый второй (нечётный) год, каждый раз представляя более или менее ровный и всегда достаточно интересный баланс местного, регионального, общероссийского и международного.
Два редактора «Джаз.Ру» на этот раз были на фестивале всего два дня (14 и 15 марта), но то, что нам удалось увидеть на сценах Ярославский филармонии (где проходила основная концертная программа) и Ярославского джаз-центра (где, как обычно, после основных концертов были ещё дополнительные выступления, а затем джем-сешн «до утра»), оказалось вполне представительным срезом всей фестивальной программы.
По словам ведущего фестиваля, старейшины джазоведческого цеха России Владимира Фейертага, программа в этом годы вообще очень ровная: в ней всё довольно логично вытекает одно из другого, и нет при этом значительных перепадов музыкантского уровня, когда чьё-то выступление, в собственных рамках недурное, трудно слушать из-за несоответствия уровня мастерства, допустим, предыдущим выступавшим. Это и мы сами видели: всё сыграно сильно, кое-что - очень интересно, и даже носители не очень известных в столицах имён показывали весьма достойные программы.

Впрочем, для нас фестиваль начался с детского джазового конкурса с характерным для российских официальных детских мероприятий карамельным названием «Музыкальный родник - детям». Даже страшновато, между прочим, представлять себе такой родничок. Впрочем, никакого родника на сцене не было - были дети из разных городов (Ярославль, Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск...), с разной степенью понимания и умения, но в целом с довольно схожим энтузиазмом старающиеся играть джаз. Были их преподаватели, которые своих питомцев представляли, поддерживали, «жюрили» и награждали. Были и интересные коллективы, и солисты, у которых - если их не унесёт в «нормальные профессии», «бизьнес» или поп-музыку - есть хорошие джазовые перспективы.
У конкурса совсем другие организаторы (ярославский областной образовательный «Центр детей и юношества»), но он традиционно проводится в рамках «Джаза над Волгой» и на его сцене.
Больше всего запомнились ярославский тромбонист Андрей Радиванюк (биг-бэнд эстрадно-джазовой студии А&Б), его земляк саксофонист Дмитрий Лосев (занимающийся в городском джаз-центре), московский трубач с очень хорошими перспективами Владимир Обухов (ударение на У - юношу явно сердило, что ведущие произносили его фамилию с ударением на первый слог) и в целом отлично, живо и слаженно звучащий московский биг-бэнд «Митюша» (господа гусары, молчать, это название не мы придумали!) из ДШИ им. И.Стравинского (руководитель Борис Кузнецов) - оттуда же был забавный дуэт трубачей Олеся и Кирилл Михневичи. В рамках единственного номера недурно показался девичий вокальный квинтет «Преображение» (и от этого названия не вздрагивайте: это не богохульство, у них руководитель Ольга Преображенская!) из Ульяновского музучилища - их стоило бы послушать больше, чем один номер, по которому мы смогли только определить уверенный строй и хорошее понимание динамических нюансов. Недурно сыграл регтайм совсем юный пианист Никита Кочешков из Ярославля (он же потом лихо отыграл соло и в джеме с москвичами). В целом, даже если бы конкурс показал всего двух перспективных солистов - тромбониста Радиванюка и трубача Обухова (а ведь это сейчас самые дефицитные джазовые специальности!) - он уже выполнил бы свою функцию «открытия» следующего поколения джазовых музыкантов, а ведь перспективных солистов на конкурсе было много, и это очень радует.


Биг-бэнд ДШИ им. И.Стравинского (Москва)

Единственное действительно отрицательное впечатление - это поведение на сцене почти всех юных солисток-вокалисток. И мы вовсе не собираемся кидаться камнями в конкретных участниц конкурса: просто им не повезло быть частью широко распространённой негативной тенденции, они явно даже не понимают, что что-то делают не так. Трудно сказать, кто именно виноват: телевизор, школа или даже семья - но тем, кто внушает девочкам-подросткам, что джазовая вокалистка должна непременно совершать вульгарные движения или принимать вульгарные позы, кто-то должен всё-таки хоть что-то противопоставить. Кто-то должен объяснять юным вокалисткам, что между понятиями «женственность» и «вульгарность» есть всё-таки вполне определённая разница. С другой стороны, кто? Преподавателям и жюри, судя по всему, всё вполне нравится, а школа нормального современного сценического движения в стране если и не отсутствует, то, во всяком случае, не процветает.
Ну и учить английский язык, раз уж джазовые стандарты в массе своей написаны на английском, тоже не помешает: трудно всерьёз воспринимать «певиц», которые ни слова не понимают из того, что пытаются петь (и такое в финале конкурса, увы, тоже звучало).

Субботний вечерний концерт в зале филармонии открыл ярославский Overdrive Blues Band, явно набравший весьма солидные обороты за те четыре года, что мы не видели этот коллектив «вживую». Лидер OBB Сергей Кузнецов теперь всё больше (и весьма уверенно!) играет на баритон-саксофоне, так что важнейшей тембровой краской в игре ансамбля стал теперь дуэт баритона и тромбона (Александр Садков) - мощный рык двух инструментов низкого регистра.
Изрядно украсил игру коллектива приглашённый гитарист - маститый Виктор «Петрович» Колесов из Вологды, в блюзовых номерах показавший почти хендриксовскую экспрессию (гитару, правда, не жёг) и истинно хендриксовскую страсть. Иногда гитар на сцене становилось две: ансамблю удалось удачно сопоставить в общей картине звучание «жёсткой» блюзовой гитары Петровича и «гладкой» джазовой гитары, на которой играет постоянный участник Overdrive Blues Band Владислав Смирнов. Сергей Кузнецов играл в ряде пьес также и на губной гармонике, которой теперь владеет не просто на вполне профессиональном, а на отличном уровне; в общем, имело место широкое тембровое разнообразие, поддержанное чёткой работой самой профессиональной в Ярославле ритм-секции (барабанщик Михаил Фадеичев и басист Андрей Волкович) и выраженное в форме иногда весьма удачных, на грани афористичности, хотя и несложных авторских пьес, среди которых выделяется отвязный блюз в форме комического мажорного марша - «МуДО Блюз», где МуДО - Муниципальный духовой оркестр. Музыканты явно испытывают значительный личный кайф от того, что делают, и умеют этот кайф уверенно и даже напористо передать публике.

Совершенно другое впечатление произвёл пианист из Тихвина Ленинградской области - Игорь Володин, который не только играет на фортепиано и духовой мелодике, но и проводит в Тихвине ежегодный джазовый фестиваль. Он играл в ансамбле с двумя маститыми архангелогородцами - контрабасистом Николаем Клишиным и ударником Олегом Юдановым (оба в прошлом участвовали в легендарной джаз-группе «Архангельск» покойного ныне Владимира Резицкого), к которым затем добавился приглашённый солист - московский саксофонист Алексей Круглов. Алексей, который за день до того очень успешно выступил на фестивале с собственной программой, влился в ансамбль, как будто годами с ним играл: непростая, лиричная, но насыщенная сдержанными и глубокими эмоциями музыка Володина получила благодаря игре Круглова новое измерение, страстное и сосредоточенное.
Имели место и вставные номера для сугубого увеселения публики, поданные, тем не менее, исключительно органично и не выпадавшие из общей концепции этого сета - например, дуэтный фрагмент, где Юданов, выйдя на авансцену, акробатически отыгрывал различные ритмические «прибамбасы» на маленьком китайском гонге на верёвочке, а Клишин поддерживал его почти гитарным «чёсом» на контрабасе. В целом - очень яркое выступление, отлично принятое залом; арт-директор фестиваля (и глава Джаз-центра) Игорь Гаврилов в очередной раз достоин звания «продюсер молодец», поскольку рискнул поставить в прайм-тайм никому особо не известного пианиста - и не прогадал. Кстати, Игорь только что отметил собственное 60-летие, а теперь и его главному детищу, фестивалю «Джаз над Волгой», исполнилось 30. Так держать!

Завершал субботний концерт квартет, где лидерство очевидно делили московский саксофонист Олег Киреев и американский пианист Кит Джаворс (ритм-секция - контрабасист Сергей Васильев и барабанщик Артём Федотов). Олег и Кит сейчас находятся в турне по России, которое, судя по всему, предполагается сделать началом длительного сотрудничества. Была представлена обширная программа современного мэйнстрима, главным образом авторского, в основном в романтических тонах, средних темпах и довольно умеренной динамике.

Джаворс - пианист, так сказать, работящий: за роялем он трудится, показывает очень солидную подготовку, большие познания в гармонии и широкую джазовую образованность, но среднему слушателю воспринимать эту программу, где так многое зависит от внимательного следования за гармонической тканью и импровизационным мышлением обоих солистов, оказалось трудновато, хотя те, кто с этим трудом справился - оказались вознаграждены и сами, в свою очередь, наградили российско-американский ансамбль горячими аплодисментами.

Ночная программа в Джаз-центре началась с выступления ансамбля, во главе которого находился живущий в Архангельске выпускник Бакинской консерватории Джаваншир Казымов - вокалист и мастер игры на азербайджанских струнных инструментах саз и тар. С ним играли Владимир Борисов из Ярославля (барабаны), Игорь Володин из Тихвина на духовой мелодике и архангелогородец Николай Клишин на контрабасе. Звучал, так сказать, джаз с персидским лицом (азербайджанская музыка генетически тесно связана с персидской), причём, что интересно, соло Игоря Володина на мелодике точно попадали в эту стилистику. Джаваншир воодушевлённо и приятно пел различные вокальные сочинения (в силу незнания азербайджанской традиции не берёмся утверждать, какого происхождения), но соло на сазе с характерными мелизматическими тремоло и ритмическими смещениями, несомненно, доминировали в этом жизнерадостном музыкальном материале. Прозвучал и более крупный, чем саз, инструмент тар - с мощным, сильно звенящим, резонирующим звуком. В общем, тема этно-джаза оказалась раскрыта с лихвой, и положительное впечатление не смогли испортить даже начинающие, совсем юные ярославские музыканты, после Джаваншира робко-преробко отдувшие маленькую программу хрестоматийной классики. Впрочем, будем снисходительны: молодым музыкантам надо где-то матереть и набираться опыта, а где это сделать лучше, чем в тесном зальчике Джаз-центра (особенно, если других джазовых мероприятий в городе - раз-два и обчёлся, да и фестиваль всего раз в два года?).
Не вынесли мы только «русского джема, бессмысленного и беспощадного», и вскоре ушли, чтобы в воскресенье посмотреть в Филармонии заключительную концертную программу фестиваля.

Воскресную программу открыло фортепианное трио - несмотря на московское происхождение, вряд ли более широко известное, чем вчерашний ансамбль Игоря Володина. И вновь, в общем-то, открытие, причём - судя по степени «жаркости» приёма аудитории - открытие немалого масштаба.
Пианист Евгений Гречищев, наверное, даже больше известен как педагог, нежели как исполнитель - среди его учеников такие значимые фигуры на молодой московской джазовой сцене, как Евгений Лебедев, Константин Горбатенко, Евгений Сивцов, Алексей Наджаров... Хотя его ансамбль Moscow Jazz Passengers регулярно выступает на московских сценах (в частности, в «Джаз Арт клубе») и даже выпустил пару лет назад весьма интересный альбом («Ocean», Sploshnoff Music Group, 2006), на фестивальных сценах пианист появляется не так часто - разве что в последнее время, с ансамблем Олега Киреева. Новый ансамбль Гречищева, с молодым и энергичным Аделем Сабирьяновым на ударных и выдвинувшимся в последние годы на передовые позиции по, так сказать, кафедре контрабаса на московской сцене Макаром Новиковым, оказался открытием и для авторов этих строк.
Манера Гречищева - лёгкая, прозрачная. В первые моменты его хочется назвать «пианист-ручеёк», но для ручейка он слишком глубок и эмоционален. Музыка (сплошь авторская) - очень красивая, дающая участникам трио много поводов к красивым, развёрнутым соло, с изрядным привкусом «кроссовера» (смешения джазовой импровизации и образного строя академической музыки). Надо сказать, партнёры Гречищева достойно встречают этот вызов академизма: то Макар Новиков сыграет тему и соло смычком, строгим академичным звуком, то свой богатый опыт в области академической оркестровой перкуссии покажет в обширном драматичном соло Адель Сабирьянов, и всё это в ярком, образном, насыщенном эмоциями авторском материале лидера. Результат - заслуженная овация в финале сета.


Сборная воскресного вечера

Со вторым и третьим ансамблями вечера возникли проблемы. Отец и сын Винцкевичи не смогли приехать по семейным обстоятельствам, поэтому вместо них выпустили некий сборный состав из оказавшихся под рукой музыкантов из числа выступавших в предыдущие дни: тут были и москвичи - пианистка Марина Макарова, контрабасист Дмитрий Толочков, и выступавший ранее с ним и ярославским пианистом Андреем Мартыненко живущий в Нью-Йорке саксофонист Яков Мейман, и участники квинтета Кристофера Питермана из города-побратима Ярославля Берлингтона (штат Вермонт), и отличная молодая тромбонистка Алевтина Полякова. Музыканты сменялись на сцене один за одним, играя обычные джемовые стандарты, и... кроме отдельных удачных соло, музыки, увы, получилось немного.


"Седой джаз"

В третьем составе тоже не обошлось без кадровых потерь. В проекте «Седой джаз» с народным артистом России, гитаристом Алексеем Кузнецовым обычно играет аккордеонист Владимир Данилин, но тут заранее было известно, что из-за проблем со здоровьем он не приедет (кстати, «Полный джаз» искренне желает Даниле-Мастеру скорейшего выздоровления). Подменить его должен был пианист Борис Фрумкин, нынешний руководитель оркестра им. Олега Лундстрема - но его за день до выезда в Ярославль сразил грипп (надеемся, он уже позади!). Поэтому играли квартетом: Алексей Кузнецов - гитара, Александр Гореткин - ударные, Виктор Подкорытов - тенор-саксофон и Игорь Кантюков - контрабас. Играли стандарты, но играли хорошо и добротно; в отличие от джемовой неразберихи предыдущего состава, музыки было предостаточно - завершение фестивальной программы выглядело стопроцентно убедительным, смачным и позитивным.

Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)

В феврале по России гастролировал американский джазовый вокалист Николас Бирд (Nicholas Bearde). Бирд - актёр и вокалист, живёт в Бэй Эриа (районе Сан-Франциско), преподаёт соул- и джазовый вокал в легендарной школе Berkeley JazzSchool, откуда вышло множество самых известных калифорнийских джазменов, и с самого начала существования импровизирующего хора великого Бобби Макферрина Voicestra является одним из основных участников этого уникального коллектива. В 2007 г. вышел его третий сольный альбом, записанный живьём в самом известном джаз-клубе района Сан-Франциско - Yoshi's в Окленде.
В Москве и других городах Николас Бирд выступал с ансамблем саксофониста Олега Киреева. В концертном зале астраханской филармонии 10 февраля состоялось его единственное за время российского тура выступление с биг-бэндом. Инициатором этого проекта стал руководитель Астраханского биг-бэнда Сергей Бондарев.
Николас Бирд – обладатель мягкого, пластичного и одновременно сильного голоса. Он покорил астраханцев безупречной манерой поведения на сцене, необычайно притягательной улыбкой истинного джентльмена и умением моментально находить контакт с публикой.
Для астраханских джазменов концерт с ним стал настоящим событием, так как в истории джазового движения города подобного ещё не было. Певец и оркестр представили астраханской публике программу популярных джазовых стандартов.
Самое важное, что эта идея реализовалась в потрясающем творческом действии солиста и оркестра. Концертный зал филармонии стал местом для настоящего праздника джаза, эффект которого с восторгом оценила астраханская публика.

Надежда Плотникова

Постсоветское пространство:
что будет

24 марта в концертном зале Челябинского института музыки им. Чайковского муниципальный биг-бэнд «Джаз-Академия» под управлением заслуженного артиста РФ Станислава Бережнова даст сольный концерт, который будет посвящен 70-летнему юбилею видного челябинского джазового музыканта, бэндлидера, энтузиаста оркестрового движения на Южном Урале Олега Васильевича Тергалинского (1939 – 1996). На протяжении более чем 30 лет - с 60-х по 90-е гг. – Тергалинский вместе со своим другом и творческим единомышленником Бережновым во многом были «катализаторами» джазовой жизни региона: пропагандировали в Челябинске традиции джазовой и свинговой музыки, были инициаторами создания больших джазовых оркестров, в числе которых - эстрадный оркестр ДК ЧТПЗ, оркестр Дворца спорта «Юность», оркестры многих крупных челябинских ресторанов, в том числе популярнейший на рубеже 70-80-х гг. оркестр ресторана «Малахит», собравший весь «цвет» местного джаза. Имея постоянную концертную практику, выступая на профессиональных джазовых форумах, Тергалинский и Бережнов вели активную педагогическую деятельность, воспитали целую плеяду популярных ныне джазовых музыкантов нашего города.
В память о друге и коллеге биг-бэнд «Джаз-Академия» решил провести концерт-трибьют, посвященный Олегу Тергалинскому. Его задачи - напомнить современному слушателю об одной из ключевых фигур в истории челябинского джаза, познакомить с традициями свинговой музыки ХХ века и, наконец, представить полную палитру исполнительских и репертуарных возможностей «Джаз-Академии» - биг-бэнда, который на сегодня считается одним из лучших джаз-оркестров страны.
Биг-бэнд «Джаз-Академия» существует на протяжении пяти лет. С самого основания его главным дирижером и художественным руководителем является заслуженный артист РФ Станислав Бережнов, который собрал в своем коллективе «звезд» челябинской сцены (Владимир Лысенко, Виктор и Владимир Риккеры, Константин Корчагин) и талантливых студентов музыкальных вузов. Оркестр неизменно становится лауреатом престижных джаз-фестивалей (постоянно - челябинского международного форума «Какой удивительный мир!»; в 2008 г. – московского фестиваля «Российские звезды мирового джаза»), подготовил и провел несколько концертных программ с именитыми западными музыкантами Джоном Даунсом (Великобритания), Игорем Широковым (Германия), Бобби Уотсоном (США) и др.
Начало: 18.00. Адрес концертного зала Челябинского института музыки им. П. И. Чайковского: ул. Плеханова, 41.

Санкт-петербургский Музей политической истории России представляет 22 марта в 16.00 в цикле «Джазовые истории Владимира Фейертага» – «Еще раз о Лайонеле Хэмптоне…». В программе – выступление «Чижик-Джаз-Квартет».
22 марта в 16 часов в Белом зале Музея политической истории России состоится творческая встреча с Владимиром Борисовичем Фейертагом – известным популяризатором и историком джаза, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом премии Уиллиса Коновера («Голос Америки»).
Владимир Фейертаг – человек широчайшей эрудиции и огромного обаяния, поражающий слушателей своим жизнелюбием и оптимизмом, тонкой иронией и самоиронией. Мы говорим «Фейертаг» – подразумеваем «джаз». Этот обаятельный талантливый человек стал проводником в мир джазовой музыки уже для нескольких поколений. Его выступления – это всегда моноспектакль, фейерверк знаний, опыта и спонтанных импровизаций. В этот день выступление Фейертага будет посвящено великому вибрафонисту, яркому шоумену Лайонелу Хэмптону (1908 – 2002).
В концерте принимает участие: «Чижик-Джаз-Квартет» под руководством Алексея Чижика – известного петербургского музыканта, единственного вибрафониста в мире, играющего сразу пятью палочками.
Сама идея проведения в стенах Музея политической истории России цикла джазовых вечеров возникла не случайно. В музее продолжает свою работу выставка «Политика и мода», один из разделов которой посвящен эпохе джаза и любителей брюк-дудочек, у которых складывались непростые отношения с официальной идеологией.
Предварительная продажа билетов в кассе музея. Справки по телефону: 449-28-33*292
С.-Петербург, ул. Куйбышева, 2-4.

Что намечается:
столичные анонсы

 

НЕ ПРОПУСТИТЕ:
 

30 марта,
Московский международный Дом музыки:
Кэнди Далфер
, саксофон (Нидерланды)

28 апреля,
 Дом Музыки,
 Театральный зал:
 квартет Олега Киреева
(джаз, саксофон)
подробности

MUSIKMESSE С.-Петербург


Иван Фармаковский (фото Александра Машина)

21 апреля, Московский международный Дом музыки (Театральный зал): презентация альбома Ивана Фармаковского «Next To The Shadow».
20 апреля, Клуб Игоря Бутмана: клубная презентация альбома Ивана Фармаковского «Next To The Shadow» (см. ниже)
«Next To The Shadow» – первый сольный альбом московского джазового пианиста и композитора Ивана Фармаковского. Название диска говорит само за себя: Фармаковский, известный ранее как джазовый сайдмен, будто «выходит из тени». Все десять композиций альбома - доказательство его композиторской зрелости. В записи диска приняли участие выдающиеся американские музыканты - Райан Кайзор (труба), Угонна Окегво (контрабас), Джин Джексон (ударные) и мэтр российского джаза саксофонист Игорь Бутман. Сценическая версия проекта, представленная Иваном в августе прошлого года на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж», имела триумфальный успех.
В Московском международном Доме музыки состоится официальная презентация диска Next To The Shadow. Состав музыкантов, участвовавших в записи альбома, почти не изменился: в Театральном зале выступят сам Фармаковский, Игорь Бутман (тенор-саксофон), барабанщик Джин Джексон и контрабасист Угонна Окегво, исключение составит трубач - им станет знаменитый нью-йоркский мастер Эдди Хендерсон.
Москвич Иван Фармаковский (р. 1973) прошел все ступени джазового образования – в легендарной школе-студии ДК «Москворечье», в Гнесинском училище и Академии им. Гнесиных. Уже в студенческую бытность с друзьями-однокурсниками он весьма быстро вписался в столичную джазовую жизнь, начал гастролировать, ездить на фестивали в России и за рубежом, сочетая исполнительство с композицией. Потом пошли почетные награды, опять-таки и у нас, и «у них»: в 1997 году ансамбль Фармаковского с его собственными пьесами стал лауреатом престижного конкурса Europe Jazz Contest в Бельгии. Еще со студенческой скамьи Иван играл вместе с джазовыми мэтрами, но сам музыкант считает рубежом своей карьеры сольный концерт с великим саксофонистом Бенни Голсоном в зале Дома Союза Композиторов (1998), после которого Игорь Бутман пригласил его в свой квартет, а позже и в Биг-бэнд.
Сам Игорь Бутман (р. 1961) вряд ли нуждается в представлении. Его смело можно назвать главным лицом, гуру современного отечественного джаза, законодателем мод. Бутману удается сочетать интенсивнейшую концертно-гастрольную работу и культуртрегерскую деятельность – его фестивали гремят на всю страну.

Эдди Хендерсон (р. 1940) – один из самых оригинальных джазовых трубачей высшего уровня. Свои первые уроки девятилетним он получил у великого Луи Армстронга. Хендерсон пару лет провел в консерватории Сан-Франциско, уже тогда впечатлив своей игрой Майлса Дэйвиса. Все это каким-то образом ему удалось сочетать с занятиями медициной, однако в 1970-е джаз победил, и Хендерсон начал активно гастролировать, что делает и по сей день, выступая со многими выдающимися исполнителями.
Барабанщик Джин Джексон, ровесник Игоря Бутмана, хорошо известен во всем мире. Он увлекся ударными еще в детстве, потом, твердо решив стать профессионалом, отправился в джазовую Мекку- Berklee College of Music, где за пять лет отточил мастерство и завязал массу музыкальных знакомств. Сотрудничество с самыми разными музыкантами привело к тому, что он очень скоро освоился практически во всех джазовых стилях, поражая универсализмом, фантазией и исполнительской свободой. Джексон – участник множества проектов (одним из которых является ансамбль легендарного Хэрби Хэнкока), много гастролирует и преподает.
Богатый звук, тонкое чувство свинга, стилистическое многообразие и изобретательность, – качества, отмеченные критиками в исполнительской манере Угонны Окегво (р. 1962), одного из самых своеобразных современных басистов. Он родился в Лондоне в немецко-нигерийской семье, в юности увлекся афро-американской музыкой, фанком и рок-н-роллом. Сплав этих стилей с джазом и определил уникальный стиль Окегво. В 1986-м он переехал в Берлин, где учился в известного американского басиста Джея Оливера, вскоре обратив на себя внимание видных джазменов. Спустя три года Окегво обосновался в Нью-Йорке, начал выступать с джазовыми звездами, в том числе и с легендарным вокалистом Джоном Хендриксом. В последние годы он гастролирует и записывается как с собственным квартетом, так и с квинтетом известнейшего трубача Тома Харрелла.
Заказ билетов
Начало: 19.00. Дом музыки: Космодамианская набережная, дом 52, строение 8 (ближайшее метро: «Павелецкая»). Справки по тел. (495) 730-1011.
20 апреля, Клуб Игоря Бутмана: клубная презентация альбома Ивана Фармаковского «Next To The Shadow».
В клубной презентации примут участие все зарубежные гости, а вместо Игоря Бутмана выступит замечательный тенор-саксофонист, солист Биг-бэнда Игоря Бутмана Дмитрий Мосьпан.
Клуб Игоря Бутмана: м. "Чистые  Пруды"/"Тургеневская", Уланский переулок, д. 16 (в здании гостиницы "Уланская")
Заказ столиков: (495) 632-9264

17 апреля, Центральный дом ученых: Олег Бутман представляет - Грегори Портер (вокал, Нью-Йорк) в сопровождении трио Олега Бутмана
Грегори Портер с детства был влюблён в пение Ната «Кинга» Коула. В пятилетнем возрасте он уже сочинял песенки в манере своего кумира, и, хотя судьба профессионального вокалиста заставила его петь всё — от джаза до госпел и фанка, свою любовь к Кингу он не забыл: его персональное концертное шоу — это именно исповедание любви к Коулу. Впрочем, Портер активно работает и на Бродвее (пел в первом составе исполнителей четырежды номинированного на премию Tony мюзикла «It Ain’t Nothin’ but the Blues» и гастролировал по США с мюзиклом «Гражданская война»), часто выступает в джазовом контексте (так, в 2006 г. он выступал в Линкольн-Центре с тамошним джазовым оркестром, которым руководит Уинтон Марсалис). На альбоме известного джазового флейтиста Хьюберта Лоуза «Hubert Laws Remembers the Unforgettable Nat King Cole» Грегори Портер исполнил самый популярный хит Ната «Кинг» Коула, «Smile». Дебютный сольный альбом Портера, «Water Under Bridges», стилистически находится на стыке джаза и соул.
Центральный дом ученых (Пречистенка, 16), Большой зал. Начало в 19.00.
Заказ билетов
Справки и заказ билетов: 8(916)625-9100


10 апреля в концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных состоится концерт, посвящённый сразу трём датам - 65-летию РАМ им. Гнесиных, 35-летию педагогической деятельности профессора Александра Осейчука и 20-летию ансамбля джазовой музыки «Зелёная волна» п/у заслуженного артиста России Александра Осейчука.
В концерте, помимо самого юбиляра, принимают участие: доцент РАМ им. Гнесиных Жанна Ильмер (сопрано- и альт-саксофоны); ансамбль джазовой музыки «Зелёная волна» (Алексей Иванников – фортепиано, Дмитрий Толочков – контрабас, Алексей Дубцов – ударные инструменты); студенты кафедры «Инструментальное джазовое исполнительство» РАМ им. Гнесиных классов ансамбля и специальности профессора А.В.Осейчука и доцента Ж.А.Ильмер - Алексей Жуков, Александр Языков, Евгений Игнатов, Марина Макарова, Артём Анисимов, Азат Баязитов, Анатолий Кожаев, Александр Иванов, Алевтина Полякова, Сергей Корчагин, Денис Шушков, Пётр Уточкин, Андрей Марухин, Артём Прохоренко, Алексей Леон-Рейес, Александр Кульков, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Арташес Асланян, Овагем Султанян, Пётр Востоков, Стас Должков.
Вступительное слово – главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.
Начало: 19.00, вход свободный. Адрес КЗ РАМ им. Гнесиных: Малый Ржевский пер., 1 (м. «Арбатская»)


11 апреля в Петербурге состоится единственный концерт профессиональных и начинающих джазовых вокалистов, исполняющих хиты из популярных мюзиклов и известные джазовые композиции в сопровождении биг-бэнда - «От блюза до Бродвея». Уникальность мероприятия в том, что учащиеся Санкт-Петербургского музыкального училища им. М.П. Мусоргского решились организовать столь серьёзную концертную программу исключительно своими силами; нечасто ценители хорошей музыки имеют возможность «живьём» послушать вокальный джаз в исполнении молодых музыкантов - да ещё когда на сцене находятся сразу 10 джазовых певцов и 25 инструменталистов.
Солисты-вокалисты, участвующие в концерте - студенты и выпускники отделения эстрадного пения петербургского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского, а также участники Клуба профессиональной поддержки молодых певцов «Возвращение к голосу» Виктория Урусова, Ирина Чехова, Марина Бородина, Ольга Бравина, Саша Шустрова, Ольга Кабанова, Диана Оганезова, Елена Писклюкова, Франц Бдоян, Андрей Загородников.
Художественный руководитель биг-бэнда– Марк Звонарёв, дирижёр – Владимир Грибов (кстати, биг-бэнду колледжа им. М.П. Мусоргского в 2009 году исполняется 35 лет). Режиссёр программы – Александр Соловьев, художественный руководитель программы – Ариадна Карягина.
Концерт «От блюза до Бродвея» состоится в концертном зале у Финляндского вокзала (м. «Площадь Ленина»), Арсенальная набережная, 13/1., тел.(812)542-0944. Начало в 19.00, вход: 300-350 рублей.
Справки по тел.: (981)745-1271 (Лена Артюх), (905)208-2285 (Ариадна Карягина)

В Дубне и Москве проходит пятый фестиваль "МузЭнерго" (репортаж с московского концерта читайте в следующем выпуске). А 27 и 28 марта самые сенсационные зарубежные артисты "МузЭнерго" выступят в легендарной московской "Синей Птице"...>>>>

Конкурсы

Организаторы Международного конкурса юных композиторов имени Андрея Петрова «Хрустальный камертон» объявляют о начале приема заявок на участие в VI конкурсе.
К участию в Конкурсе приглашаются композиторы не старше 18 лет из любой страны мира (Дата рождения соискателя должна быть не ранее 2 июня 1991г.)
Прием заявок на конкурс проходит в период с марта 2009 по июнь 2009 года. Имена победителей будут известны в сентябре 2009 года. Церемония награждения и Гала-концерт победителей состоится в декабре 2009 года в Москве в Московском доме композиторов.
Конкурс проводится по четырем направлениям: академическая инструментальная музыка, академическая вокальная музыка, джазовая музыка, песня.
Полные условия конкурса размещены на сайте конкурса.
В состав Жюри Конкурса входят выдающиеся музыкальные деятели: Председатель Союза композиторов России Владислав Казенин, профессоры Московской консерватории Татьяна Чудова и Александр Чайковский, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных Игорь Бриль и другие.
Заявки на участие в конкурсе направлять по адресу:
125009, Москва, Брюсов пер., д.8/10, корп. 2. Союз композиторов России.
Контакты:
Приемная комиссия: (495) 629-0867, 629-5218
Дирекция конкурса: (495) 623-4971, 623-4974
Эл. почта: kamerton@amphion.ru

А в это время
за бугром...

 


Джордж Уайн (фото: AP)

Легендарный Newport Jazz Festival - первый и самый успешный джазовый фестиваль на Восточном побережье США - возвращается «на круги своя». Долгое время фестиваль проводился не в Ньюпорте, штат Род-Айленд, где он проходил изначально, а в Нью-Йорке и назывался JVC Jazz Festival. Но в этом году компания JVC, производитель бытовой электроники, впервые за 24 года заявила, что из-за экономической рецессии не сможет спонсировать фестиваль.
83-летний импресарио Джордж Уайн (George Wein), который придумал этот фестиваль в далёком 1954 году и был его лицом на протяжении всех 55 лет, вновь станет продюсером фестиваля: в 2007 г. он продал свою продюсерскую компанию, чтобы уйти на покой, но в 2009-м новый продюсер, фирма Festival Network, столкнулся с большими финансовыми проблемами и более не будет заниматься делами старейшего джазового фестиваля. Уайн надеется успеть найти новых спонсоров до даты начала фестиваля (он будет проходить в курортном Ньюпорте с 7 по 9 августа). По словам Уайна, программа фестиваля уже полностью свёрстана, и список участников будет объявлен в апреле.

А знаменитый клуб Jazz Bakery, который был основной клубной площадкой в Лос-Анджелесе на протяжении почти 12 лет, напротив, со «своих кругов» уходит - 31 мая заканчивается срок аренды нынешнего здания на Хелмс-Авеню в Калвер-Сити, и уже известно, что владельцы здания не будут продлевать этот срок. Директор клуба, Рут Прайс (Ruth Price), надеется, что «Джазовая пекарня» сможет открыться по какому-нибудь новому адресу хотя бы в октябре, а в течение лета будет проведено несколько «выездных» концертов под маркой Jazz Bakery, чтобы посетители не успели забыть о существовании этого именитого места. Jazz Bakery - клуб, примечательный не только тем, что в нём семь дней в неделю круглогодично выступают самые звёздные джазмены из числа тех, чьи гастрольные дорожки пролегают через Лос-Анджелес, но и тем, что, в отличие от большинства других крупных джаз-клубов в больших городах, слушатели в нём сидят в креслах, как в концертном зале, а не за столиками, что создаёт атмосферу сосредоточенности на музыке. Кстати, это и не коммерческий джаз-клуб, а, выражаясь российским юридическим языком, «некоммерческое партнёрство».

Впрочем, джазовая жизнь в Лос-Анджелесе не прекращается: Лос-Анджелесское филармоническое общество (крупнейшая организация такого рода в США) объявила, что с 2010 года как минимум на следующий двухлетний срок художественным руководителем её джазовой программы станет пианист Хэрби Хэнкок. В настоящий момент эту позицию занимает контрабасист Крисчен Макбрайд (ставший руководителем джазовой программы ЛАфилармонии в 2006 г.), и, по мнению критиков, представляемые им джазовые концертные программы в «Голливудской чаше» в летний период и в Уолт-Дисней-Холле - в зимний отражают сложность организации общедоступной джазовой программы для настолько широкой аудитории («Голливудская чаша» вмещает 18 000 слушателей): так, в сезоне 2009 г. из восьми запланированных джазовых концертов только три могут быть названы джазовыми в строгом смысле этого слова (это программа, посвящённая музыке Майлса Дэйвиса и Гила Эванса, биг-бэндовый вечер и концерт Чика Кориа); остальное - популярная латиноамериканская музыка, вокальная эстрада, блюз-рок и инструментальная поп-музыка (т.н. smooth jazz). Джазовая общественность Лос-Анджелеса, выражая радость по поводу будущего прихода Хэрби Хэнкока на роль главы джазовой программы Филармонии, выражает и надежду на то, что в этой джазовой программе станет чуть побольше собственно джаза.

Радио

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.

7 июля 617-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 80-летию со дня рождения легендарного музыканта, лидера фьюжн-группы «Weather Report» Джо Завинула. В программе звучат, в том числе, редкие записи музыканта.
14 июля 618-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 60-летию одного из интереснейших музыкантов креативной направленности тромбониста Джорджа Льюиса (George Lewis).
21 июля 619-я программа «Бесконечное приближение» принадлежит серии «Лица необщим выраженьем» и продолжает творческую биографию уникального российского музыканта Аркадия Шилклопера.
28 июля 620-я программа «Бесконечное приближение» позволяет автору поимпровизировать, включая в процесс Найджела Кеннеди (Nigel Kennedy), Гидона Кремера и камерный оркестр «Кремерата Балтика», брасс-ансамбли Empire Brass Quintet и German Brass.


Джаз на "Свободе"
Программа «Время Джаза», посвященная истории джаза, ее героям, заявкам радиослушателей и новостям мира джаза. Воскресенье 23.00 по Москве и два повтора - в понедельник в 3 и в 10 утра. Ведущий программы - Дмитрий Савицкий.

Подкаст "Слушать здесь":
21.03.09 - #318: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу вибрафониста Джея Хоггарда "Look Up" с альбома саксофониста Чико Фримана "Kings of Mali" (India Navigation, 1977)

18.03.09 - #317: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу "The Freedom Suite" с одноименного альбома саксофониста Сонни Роллинза (Riverside, 1958)

13.03.09 - #316: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы "Sundown Dance" и "Balia" с альбома трубача и композитора Джона Хассела "Earthquake Island" (Tomato, 1979)

10.03.09 - #315: к 80-летию со дня рождения гитариста Джо Пасса (1929-1994) главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесы "'Round Midnight" и "How High The Moon" с его альбома "Virtuoso" (Pablo, 1974)

07.03.09 - #314: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Straits of Blagellan" с альбома трубача Алана Шортера "Orgasm" (Verve, 1968, 2004)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Надежда Плотникова,
Анна Филипьева,
Наталья Риккер,
Лена Артюх,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.,
RiffTides,
AP.org

Фото:
Павел Корбут,
Владимир Коробицын,
Дмитрий Лекай,
Александр Машин,
Кирилл Мошков,
Globuskz,
AP.Org,
AllAboutJazz.Com,

архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.