502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
 
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 5 (422) - 5 апреля 2009 г.
Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 18.04.2009

Как это было
в Москве

«Он играл с Майлсом Дэйвисом» - так обычно я подчеркиваю для не ориентирующихся в джазовом пространстве друзей значимость того или иного музыканта, приезжающего в Москву. Это как назначать встречу на Красной площади, - даже если не ориентируешься в городе, всё равно поймешь, о чём речь. 28 марта в Москве выступил со своим квартетом легендарный барабанщик Эл Фостер, друг Майлса Дэйвиса и один из важнейших музыкантов своего времени.

Если проводить параллели с киноиндустрией, где вырученная за прокат фильма сумма говорит о том, насколько он хорош, то в случае Эла Фостера клуб «Союз композиторов» сделал музыканту очень большой комплимент – ближайшие к сцене билеты стоили около 8 000 рублей. Несмотря на нескромные (особенного во времена кризиса) цены, зал был полон, а коронное место в центре первого ряда занял министр финансов РФ. Скромно и со вкусом.

Однако перетянуть внимание со сцены не удалось бы в тот вечер никому. Если я скажу, что концерт прошел восхитительно, то не скажу ничего. Музыканты просто вывернули наизнанку сердца всех пришедших, и это несмотря на усталость от достаточно быстрых перемещений из одной страны в другую – буквально накануне квартет Эла Фостера отыграл в Австрии, а на следующий день после российского концерта их уже ждали в Словакии.
Молодой пианист Адам Бирнбаум сетовал на то, что он впервые в Москве и не сможет даже погулять по городу, не то что осмотреть достопримечательности. В отличии от Адама остальные музыканты - басист Даг Уэйсс и саксофонист Эли Деджибри - были с Элом Фостером в прошлый его приезд: в 2007 году трио порадовало московскую публику тремя концертами.
Подобранный для единственного выступления репертуар не давал зрителям расслабиться, и даже 10-минутный перерыв между сетами казался слишком долгим. Помимо оригинальных композиций Эла Фостера («Monk Up And Down», «Aloysius», «The Chief»), были также исполнены произведения Майлса Дэйвиса («So What»), Уэйна Шортера («E.S.P»), Хэрби Хэнкока («Cantaloupe Island») и др.

Уходя со сцены, Эл Фостер предложил московской публике насладиться его новым альбомом «Love, Peace and Jazz!». «Это все, что нужно в этой жизни, - многозначительно улыбался музыкант. - По крайней мере, мне!».

Гульнара Хаматова
фото автора

15 марта. Большой зал Центрального Дома работников искусств. Хотя большим назвать его сложно, особенно по сравнению с другими столичными площадками. Уютная и тёплая атмосфера в сочетании с переполнявшей это небольшое пространство детской радостью: десятки юных музыкантов с горящими глазами и бескрайним энтузиазмом получали заслуженные грамоты и принимали поздравления от знаменитых джазовых музыкантов и преподавателей. В этот весенний день проходило торжественное закрытие конкурса-фестиваля «Рояль в джазе», проводимого в Москве уже в шестой раз и организованного Государственным музыкальным колледжем эстрадно-джазового искусства (ГМУЭДИ) при содействии Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Состав жюри конкурса впечатлял: в него входили именитые музыканты — директор ГМУЭДИ Ирина Казунина, композиторы Юрий Чугунов и Юрий Маркин, пианисты, педагоги Михаил Окунь, Сергей Жилин, Валерий Мелехин, Наталия Савинкова, Ксения Политковская, Владимир Коваль, Ирина Комарова, Любовь Малиновская, Лев Кушнир. Народный артист Игорь Бриль, «крёстный отец» российского джазового образования — бессменный председатель жюри.
Все исполнители стилистически были очень разные, но особенно хотелось бы отметить нескольких музыкантов. Двенадцатилетний Сергей Юзвик, занявший первое место младшей группы в номинации «Сольное исполнение джазовой программы», с достоинством поднялся на сцену и порадовал гостей оживлённой, струящейся композицией, позитивной и легко воспринимающейся на слух; неожиданные повороты пьесы порой заставляли улыбаться от удивления. Его музыкальные достижения поощрили ценными подарками (синтезатор, стипендия пианиста Дениса Мацуева и призы от фонда «Новые имена»). К слову, преподаватель Сергея — заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии президента России в области образования и культуры — Пётр Петрухин, преподаватель от Бога, вырастивший многих талантливых музыкантов.
Арсений Рыков поразил публику, исполнив довольно нервную, интенсивную и насыщенную композицию, которая держала в напряжении весь зал и вызвала шквал аплодисментов. Арсений занял третье место в младшей группе в номинации «Сольное исполнение джазовой программы».
Виктория Мирошниченко, занявшая первое место в средней возрастной группе в номинации «Параллельно с джазом» — ученица заместителя директора ГМКЭДИ Ксении Политковской — сыграла лирическое соло на рояле. Виктория в своём выступлении сделала акцент на разреженные фактуры, и соло вышло настолько чувственное, будто бы она хотела каждой нотой пронзить гостей насквозь.
Гран-при в номинации «Сольное исполнение джазовой программы» получил многократный участник конкурса Марат Габбасов, ученик Игоря Бриля. Два года назад в журнале «Джаз.Ру» (#4-2007) Игорь Бриль говорил о Марате: «Одно дело, когда человек может услышанное точно пропеть, и другое дело — когда то, что ты пропел, тут же можешь и сыграть, сразу, не подбирая на инструменте. И вот эта «безбарьерность» между внутренним слухом и исполнительскими возможностями — как раз случай Марата». Это качество по-прежнему определяет выдающийся уровень музыкального мышления Габбасова.
Хотелось бы также отметить имена и других талантливых участников — лауреатов первой премии: это Андрей Марухин (средняя группа), Вадим Антонов, Василий Окатьев (оба — старшая группа), Алиса Виленская, Ксения Жиронкина (обе — младшая группа в номинации «Параллельно с джазом», Алексей Чернаков (средняя группа в этой же номинации), Цун Вэнь, Мария Юзбашева (старшая группа ). Несомненно, все участники конкурса — очень одаренные пианисты.
Полные результаты конкурса

Светлана Милосердова
фото: Мария Савинкова


трио Идо Букельмана

20 марта в московском «Дворце на Яузе» (б. ДК МЭЛЗ) прошёл концерт в рамках фестиваля «МузЭнерго».
Дубнинский фестиваль «МузЭнерго», вот уже в пятый раз за полтора года превращающий подмосковный наукоград в оазис импровизационной музыки, старательно движется вперёд наперекор строгим экономическим законам, утверждающим, что энтузиазм рано или поздно кончается (а перед этим кончаются деньги). «МузЭнерго», наоборот, утверждает любовь к музыке превыше всего остального, материального и даже нематериального. В этом году фестиваль развернулся с нешуточным размахом, устроив дубнинцам аж четыре дня эстетического музицирования (джазом, как обычно, дело не ограничилось), а потом поехал в своего рода «тур» по Воронежу, Калининграду, Санкт-Петербургу и Москве. Московский концерт состоялся 20 марта на сцене открытого недавно после ремонта «Дворца на Яузе», «образцового» ДК в старом, когда-то рабочем районе города, сохранившем романтические пролетарские «декорации». Посетителей московского концерта можно было если и не пересчитать по пальцам, то, во всяком случае, охватить со сцены одним взглядом: в просторном зале «Дворца на Яузе», сохранившем дизайн эпохи «советского классицизма», возникла непривычно камерная обстановка, в которой музыка обычно воспринимается острее, яснее, сокровеннее. Организаторы «МузЭнерго» продемонстрировали на московской площадке что-то вроде «визитной карточки» фестиваля: выступили имена, уже приезжавшие в Дубну, а также хэдлайнеры нового V фестиваля.
Первыми на сцену, опять-таки вопреки негласному правилу, вышли зарубежные гости - израильское трио Идо Букельмана, исполняющее авторскую музыку своего лидера-гитариста, вобравшую в себя влияния фри-джаза, музыки современной импровизационной сцены, стилистики европейского лейбла звукозаписи ECM, а также отголоски классического рока, который явно не виден, но всё равно чувствуется. С такой вот мощной, несколько авангардной ноты, собственно, концерт и начался.
Следом за ними выступил дуэт, дебютировавший на «МузЭнерго» в прошлом году - Татьяна Балакирская, хорошо известная читателям «Джаз.Ру» как дизайнер и автор журнала, исполнила вместе с пианистом Алексеем Наджаровым песни из репертуара американской певицы и композитора Джони Митчелл. Тем, кто пропустил наши хвалебные слова в адрес этого интересного дуэта, советуем ознакомиться с репортажем с прошлогоднего фестиваля.
После выступления Балакирской и Наджарова сцену «захватили» музыканты из Project Combo. Этот во всех отношениях примечательный проект родом из города Северска Томской области. Двум (из трёх) участникам проекта всего по 20 лет; ещё полгода назад они с успехом продемонстрировали одержимость джаз-роком с сумасшедшими импровизациями и гитарными и бас-гитарными соло, по драйву напоминающими панк-рок. На этот раз Project Combo ещё и доказали, что могут смело удерживать сцену от напора лояльных, но нервных организаторов, которым всё время приходится следить за тем, чтобы ни один коллектив не превысил «эфирного времени» и фестиваль не перетёк благополучно в ночной самозахват Дворца Культуры. К счастью, есть в условиях камерного концерта (пусть изначально он и рассчитан на большее количество зрителей) свои плюсы: зрители могут смело заступиться за музыкантов и дать им возможность сыграть на бис. Так получилось и в этот раз.


Project Combo

После принудительного антракта «МузЭнерго» вернулось с очередным заграничным гостем: обаятельный, стильный и голосистый итальянец Борис Саволделли, ученик легендарного Марка Мёрфи, при помощи электроники накладывая свои же собственные вокальные партии слоями, от баса до сопрано, несомненно покорил небольшой зал ценителей. Борис артистично имитировал хор мексиканцев, чувственно спел известную песню «Nature Boy», которую в своё время не исполнял только ленивый (диапазон имён - от Фрэнка Синатры до Марвина Гэйя), а также в одиночку «расправился» с The Beatles (следом за трио Идо Букельмана, которые сыграли аранжировку композиции «Julia», и Project Combo, наигравших мотив из «Come Together» в середине одной из своих музыкальных штудий). В прошлом году Борис, кстати, оказался третьим в рейтинге вокалистов-мужчин после Тони Беннетта и Эла Джарро, и московский концерт стал истинным свидетельством такого положения вещей.


Happy55

Завершили вечер музыканты из Воронежа, непосредственно внёсшие лепту в «расширение» фестиваля «МузЭнерго» в этом году и посодействовавшие организации концертов в родном городе. Happy55 - проект действительно уникальный: об их узнаваемой авторской музыке и своеобразных аранжировках «Джаз.Ру» писал не раз. На московском концерте дубнинского фестиваля Happy55 выступили в составе трио, в полной мере продемонстрировав самобытность своей музыки, её меланхоличность и чувственную насыщенность.
Судя по всему, занятым и нелёгким на подъём москвичам ещё предстоит познакомиться с амбициозным фестивалем «МузЭнерго»: всё-таки полупустые залы на выступлениях замечательных музыкантов - дело, откровенно говоря, досадное. А «МузЭнерго» не приглашает «незамечательных» музыкантов. Так что, уважаемые жители столицы, увидите афиши «МузЭнерго» в следующий раз - не пропускайте, честное слово.

Диана Кондрашина
фото: Владимир Коробицын

Постсоветское пространство:
что было

Glenn Miller Orchestra Europe в Челябинске
«Moonlight Serenade» - эта легендарная пьеса открыла уникальный концерт оркестра им. Гленна Миллера под управлением пианиста Уилла Салдена, который состоялся в первый день весны 1 марта в челябинском Театре драмы имени Наума Орлова. Всего в мире существует три оркестра имени Гленна Миллера: в США, Великобритании и Европе. В Челябинск приехал европейский состав оркестра. Выдающийся тромбонист, бэндлидер и легендарный композитор Гленн Миллер (1904-1944), по официальным источникам, родился именно 1 марта - как раз в день выступления оркестра на челябинской сцене.

Можно смело сказать: концерт оркестра Гленна Миллера под управлением Уилла Салдена стал настоящим весенним подарком для челябинских любителей джаза. А свингу, как и любви, все возрасты покорны. Зал театра Драмы имени Наума Орлова это подтвердил. Программа концерта так и называлась «The Very Best of Swing» - «Самое лучшее из свинга». Пять саксофонистов, кларнетист, группа тромбонистов и трубачей, контрабасист и барабанщик во главе с пианистом Уиллом Салденом исполнили лучшие свинговые хиты прошлых лет, погрузив слушателей в атмосферу американских джазовых клубов и концертных залов далёкого прошлого. Музыканты не просто играли, они устроили настоящее шоу — танцевали, шутили и с помощью своих инструментов разговаривали со слушателями. И сам Уилл Салден не переставая рассказывал про жизнь и творчество звёзд свинга. А благодарные слушатели, в свою очередь, узнавали названия легендарных хитов еще до того, как раздавались первые звуки и аплодировали, аплодировали, аплодировали...
После концерта пианист, бэндлидер и просто потрясающий музыкант Уилл Салден охотно допустил меня в святая святых - в жизнь своего оркестра. Первое, что я спросила: что родилось раньше — оркестр, потом имя или наоборот?

— Сначала я собрал оркестр. Это было в 80-х. Мы очень любили играть музыку Гленна Миллера. И в 1990-м году мы получили лицензию называться «Европейским оркестром имени Гленна Миллера». Под этим имением мы начали работать в Европе, потом в других странах. И в то же время гастролирует «Американский оркестр Гленна Миллера». Сейчас наш оркестр здесь – в России. Мы очень рады, что выступаем в вашей стране. Она произвела на нас прекрасное впечатление. Каждый день у нас концерты. Здорово, что мы здесь.

В чем же магическая сила Гленна Миллера, что вы уже 30 лет влюблены в эту музыку?

— Музыка Гленна Миллера обладает настоящим звуком. Честно говоря, её очень сложно играть. Это свинг. Для меня это даже не джазовая музыка. Гленн Миллер исполнял свинг в его первоначальном проявлении. Миллионы людей со всего мира обожают свинг. Мы очень любим исполнять одну из его самых известных композиций, которая называется «Поезд на Чаттанугу» из кинофильма «Серенада солнечной долины». Это великолепное произведение, которое мы рады играть на каждом концерте.

Оркестр – тоже коллектив. А коллектив, как известно, - это единомышленники. Но творческие люди не всегда единомышленники в некоторых вопросах. Оркестр под управлением Уилла Салдена в течение многих лет исполняет музыку только Гленна Миллера. Не возникло ли соблазна расширить исполнительские рамки и не надоело ли все время исполнять одного композитора?

— Наша цель – наиболее точно воссоздать атмосферу музыки Гленна Миллера, что требует много сил и репетиций. Например, если мы хотим исполнить пьесу «In The Mood», мы должны это сделать максимально близко к звучанию оригинального оркестра Гленна Миллера. Конечно, мы можем играть произведения других авторов, но только после исполнения самых известных композиций Миллера. Люди приходят на наши концерты, потому что они хотят услышать композиции, ставшие легендами. Они менее подготовлены слушать малоизвестные произведения этого композитора. Но на концертах мы знакомим слушателей и с такими не очень узнаваемыми пьесами, которые, на мой взгляд, безусловно, заслуживают внимания.

Музыканты привыкли немного хулиганить, импровизировать на сцене. Джаз — повод для проявления таких талантов. Что в этом плане позволяют себе ваши артисты?

— Как они могут проявить себя на сцене? Разумеется, как и в оригинальном оркестре Гленна Миллера, каждый музыкант в моем биг-бэнде может раскрыться во время исполнения соло. Конечно, соло каждого исполнителя – небольшое по времени, потому что все участники должны сыграть свою индивидуальную партию. Когда произведения Миллера звучат в фильмах или на дисках – там практически невозможно услышать соло музыкантов. Но во время концерта люди ждут сольные импровизации. Если ты работаешь в биг-бэнде, где только саксофонов – пять, конечно, у тебя не так много возможностей импровизировать. Но они есть. Ты должен помнить, что работаешь в большом музыкальном коллективе, и соответствовать сложившемуся поведению на сцене. Так как и было в оркестре самого Гленна Миллера.

Несомненно, 30-летнее служение Уилла Салдена музыке Гленна Миллера вызывает искреннее уважение. За эти годы биг-бэнд дал более 3000 концертов. Их посетило почти 4 миллиона человек. Не вытеснила ли эта привязанность к музыке Миллера желание заниматься собственным творчеством?

— Если я решил посвятить свою жизнь только творчеству Гленна Миллера, я должен в какой-то мере исключить остальные музыкальные решения. Я влюблен в музыку Миллера. Для меня это не просто заученная концертная программа, когда мы все время играем «In The Mood» и другие легендарные вещи. Каждый день – это новый день, новый концертный зал, новая сцена, новые возможности и, конечно, новая публика. Лично для себя, без сомнений, я слушаю и других композиторов. Но, как я уже сказал, я люблю свинг - Бэнни Гудмана, Каунта Бэйси. Свинг - моя любимая музыка. И я счастлив этим заниматься.

В чем еще проявляется ваше постоянство?

— Знаете, иногда я с удовольствием слушаю фолк-группы. Я неравнодушен к классической музыке. Люблю Баха, Моцарта. И, конечно, это биг-бэнды. Биг-бэнд Каунта Бэйси, Рэя Энтони. А так, пожалуй, нет ничего, чему я был бы предан так же сильно, как музыке.

Казалось, музыка Гленна Миллера – вроде бы не современная и сегодня не самая популярная. Но Уилл Салден и его оркестр не оставили равнодушным даже маленьких поклонников джаза, которые были в зале.

— Мне показалось, что публика осталась довольна. Что я для себя отметил, и что меня приятно удивило, - это возраст слушателей. Большинство людей в зале – очень молоды. В Европе на концерт приходят люди более старшего возраста. Но я уверен, что молодые люди, которые были сегодня на нашем концерте, способны также воспринимать джазовую музыку. И я надеюсь, что им понравилось.

Оркестр Glenn Miller Orchestra Europe под управлением Уилла Салдена поехал покорять новые города и страны. Но у нас осталась музыка в его исполнении, которая продолжает звучать на наших проигрывателях и в эфире радиостанций.

Мила Перетрухина
Челябинск, радио «Студия 1»
программа «Джаз-Тайм»

25-27 марта в Новокузнецке проходил Первый благотворительный джазовый марафон, организованный Губернаторским джаз-клубом «Геликон».
Идея проведения Первого благотворительного джазового марафона возникла вопреки непростой экономической ситуации. Серия бесплатных джазовых концертов стала прекрасным подарком всем новокузнечанам - поклонникам джаза, а для людей неискушённых - редкой возможностью познакомиться с широким диапазоном джазовых стилей.

Программа марафона представила имена кузбасских джазистов - юных талантов и уже признанных мастеров. На сцене Губернаторского джаз-клуба «Геликон» выступили лучшие коллективы Новокузнецка: «Новый Кузнецкий биг-бэнд» под управлением Олега Зарыпова, Glam Jazz Quartet, «Кузнецкий диксиленд». Как всегда, порадовала чистым вокалом лауреат Премии Кузбасса Ольга Юшкова. Свое видение джаза представили и гости - музыканты оркестра Кемеровского государственного института искусств и культуры под управлением Владимира Хвилько. Кроме маститых авторитетов, искусство продемонстрировали представители нового поколения российского джаза из музыкальной студии джаз-клуба «Геликон» и оркестра «Искры Запсиба» под управлением Александра Шаболды. Репертуар концертов был составлен из популярных мелодий, в музыкальной среде называемых «вечнозелёными». Заключительными аккордами каждого дня стали яркие импровизации в формате джем-сешн. Во время марафона действовала фотовыставка и экспозиция Международного музея джаза, единственного в своем роде не только в России, но и в Европе.
«Важно, что открытие марафона совпало с празднованием Дня культуры, - отметила президент джаз-клуба «Геликон» Ольга Юшкова. - Действительно, эти три дня в южной столице Кузбасса прошли под знаком культуры - джазовой культуры».
Первый благотворительный джазовый марафон проводился в рамках Года молодёжи, и поэтому на концерты были приглашены студенты городских вузов, члены молодежной организации Новокузнецкого металлургического комбината и учащиеся общеобразовательных школ. Кроме того, концерты могли бесплатно посетить все желающие. Уникальный для Сибири проект все три дня собирал аншлаг.

Губернаторский джаз-клуб «Геликон» - муниципальное учреждение культуры города Новокузнецка, основанное в сентябре 1984 года. Музыканты джаз-клуба «Геликон» - постоянные участники международных джазовых фестивалей в Новосибирске, Красноярске, Перми, Абакане, Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, достойно представляя культуру Кузбасса.
При джаз-клубе «Геликон» работает несколько творческих профессиональных коллективов: джазовый оркестр «Новый Кузнецкий биг-бэнд», инструментальный ансамбль «Кузнецкий Диксиленд», вокалистка Ольга Юшкова, вокальный квартет Елены Жилиной Glam Jazz Quartet. Для привлечения детской аудитории, обучению игре на музыкальных инструментах, вокальному исполнительству была создана джазовая студия.
На протяжении многих лет джаз-клуб «Геликон» организует международный фестиваль «Джаз у Старой крепости», конкурсы «Золотой Геликон», Ассамблеи современного сибирского искусства и другие проекты с участием звёзд российского и мирового джаза, классической, народной и этнической музыки.
В 2004 года администрация Кемеровской области, оценив заслуги творческого коллектива «Геликона» в развитии музыкального искусства Кузбасса, присвоило джаз-клубу почетное звание «Губернаторский». В 2005 году состоялось открытие Международного музея джаза, в экспозицию которого вошли документы, афиши, значки, книги и видеофильмы, пластинки и компакт-диски, музыкальные инструменты и автографы выдающихся джазменов со всех континентов.
Первым руководителем джаз-клуба «Геликон» на протяжении 22 лет был заслуженный артист Российской Федерации Анатолий Берестов (1953-2006). В 2006 году губернатором Кемеровской области Аман-Гельды Тулеевым на должность директора назначена Ольга Юшкова.

PR-агентство «Крылья»

Сердце Олега Тергалинского целиком принадлежало свингу
Как ни называй весну, она от этого весной быть не перестанет. Для одних весна - это запах свежей зелени и умытые дождем дороги. Другие называют ее оживлением природы, души. А мы, челябинские поклонники джаза, можем смело назвать весну 2009 года – порой свинга! И джазовые концерты, которые недавно состоялись в Челябинске – тому подтверждение. В самый первый весенний день 1 марта мы слушали свинговые композиции в исполнении оркестра Гленна Миллера под управлением Уилла Салдена. А 24 марта в Институте музыки имени Чайковского состоялся еще один концерт. Весь вечер на сцене выступал биг-бэнд «Джаз-Академия» под управлением Станислава Бережнова. И на 90% этот концерт состоял из свинга!
Свингующий Станислав Бережнов. Свингует уже более 40 лет. Что поделаешь, со временем меняется лицо, но душа остается прежней. Станислав Бережнов – прямое тому доказательство. Он играет любимый свинг сегодня так же, как в те далекие 60-е. Без сомнения, хорошие были времена для него и для тех людей, которые тогда ходили на джазовые концерты. Правда, на сцене рядом с ним был еще один маэстро – Олег. Стас – Олег, Олег – Стас, Бережнов - Тергалинский - и всегда рядом, рядом, рядом.
Станислав Бережнов:
— У нас всё крутилось вокруг двух персон – вокруг Олега и вокруг меня. Все время говорили: Тергалинский, Бережнов; Бережнов, Тергалинский. Мы с ним вместе и дирижировали, и аранжировками занимались, и воспитывали музыкантов (есть люди, которым уже седьмой десяток - двигались с нами параллельно, работали с нами). А есть джазовые музыканты, которые Олега вообще в глаза не видели и не знают даже, как он выглядит. Наша задача, конечно, эту ниточку не оборвать. Вот для этого-то мы и делаем концерт.

Говорят, человек жив до тех пор, пока о нем жива память. Также известно, большое видится на расстоянии. Расстояние между 60-ми и 2009-м годом – достаточно убедительное. Может быть, поэтому память становится более бережной, более избирательной. Какую память о своем друге и коллеге хранит Станислав Бережнов?

— Он был мне коллегой и другом. То, что знал он, не знал я, и наоборот - мы друг другу передавали. Я провёл с ним бок о бок около 20 лет, и дружили мы до самой его смерти, начиная с 60-го года по 1997-й. Все это осталось у меня в памяти. Человек, одержимый джазом. Джаз занимал самую главную нишу в его жизни. Все остальное было на втором плане.

У творческих людей (а они, как правило, талантливы) среди положительных качеств есть и отрицательные. Как ни странно, среди них называют и амбициозность. Хотя без амбиций трудно чего-то добиться в жизни. Насколько амбициозным человеком был Олег Тергалинский?

— Амбициозным он никогда не был. На удовлетворение своего тщеславия он никогда не смотрел. Он занимался музыкой. Человек, когда занимается творчеством, какой бы он амбициозный ни был, как бы он о себе хорошо ни говорил и какого высочайшего о себе мнения ни был, это все ерунда! История все расставляет по местам. Поэтому никогда о себе ничего не надо говорить. Пусть другие о тебе скажут и оценят твой труд. Мы, музыканты той формации с начала 60-х годов, оцениваем его работу, его труды как серьёзные, профессиональные.

На концерте памяти Олега Тергалинского биг-бэнд «Джаз-Академия» исполнил пьесы Куинси Джонса, Гордона Гудвина, Пэта Мэтини, Чика Кориа, Фрэнка Фостера и других композиторов вместе с приглашенными солистами – Алексеем Тимшиным, ансамблем DV-Show и юной 9-летней вокалисткой Александрой Коробешкиной. Но даже не свинговые композиции в аранжировке Станислава Бережнова и Олега Тергалинского приобрели свинговое звучание. Чем же все-таки раз и навсегда поразил свинг и самого Стаса Бережнова, и Олега Тергалинского?

— Олег к другим стилям по сравнению с биг-бэндом, свингом, относился прохладно. Его не впечатляли ни суперсовременная авангардная музыка, ни классический джаз в виде диксиленда. Его сердце принадлежало целиком свингу! Поэтому наш оркестр как раз взял на себя задачу играть свинговую музыку, ту, которую мы играли еще с Олегом.

Какие любимые произведения связывают Станислава Бережнова и Олега Тергалинского?

— Мы в своем джазовом воспитании с тех юношеских лет не могли пройти мимо классиков биг-бэнда. Это Каунт Бэйси, Дюк Эллингтон, Бенни Гудман. Всё — свинговые оркестры мировой известности. У нас полностью совпадали наши привязанности, и вкусовые, и стилевые. Рассказывать истории про Олега – надо просто книгу отдельную писать!

Что касается книги, не было ли желания издать книгу об Олеге?

— Книгу надо писать о выдающихся людях. Я к себе отношусь критически. Мы с Олегом всю жизнь шли сначала вместе, потом параллельно. Его личность, для меня примерно мы – равны. Не надо на весах вешать, кто был лучше: Олег или Стас. Книги писать надо о тех людях, которые являются выдающимися музыкантами своего времени не в рамках Южного Урала, а в рамках мирового масштаба. Вот то, чем занимаются Алексей Баташев, Владимир Фейертаг, некоторые другие джазовые критики. Интереснее писать о людях, у которых жизнь прошла на виду у всего света, у всех любителей джаза всего мира. Я не хочу ни в коем случае унизить Олега, я просто хочу сказать: тогда придется писать об очень многих музыкантах. На это никаких авторов не хватит. Надо к этому относиться самокритично.

Самокритично к себе относится сам Станислав Бережнов. Несмотря на то, что в репертуаре «Джаз-Академии» есть его собственные пьесы, композитором Станислав Васильевич себя не считает. Вот и на концерте биг-бэнд вместе с саксофонистом Алексей Тимшиным исполнили авторскую композицию Станислава Бережнова «Памяти друга». Сам Станислав Васильевич солировал на духовой мелодике. А сохранились ли сегодня раритетные записи Олега Тергалинского и услышат ли их когда-нибудь поклонники творчества этого музыканта?

— В 80 годы мы на катушках записывали пьесы оркестра под управлением Олега Тергалинского, моего оркестра и ансамбля с приглашёнными музыкантами. Мы их отдали на реставрацию, и они пока зависли, потому что этим должен заниматься ни один человек каждый день с утра до вечера. У меня сохранились даже записи 77-го года! Это 31 год назад! Пленка на катушечном магнитофоне. Это «Пять дней в мире джаза»: в клубе «Полет» проводили концерты пять дней подряд! Записи можно найти. Но этим надо заниматься. У нас, у музыкантов, на это физически нет времени.

На концерте все время говорили об Олеге Тергалинском в первую очередь как о выдающемся музыканте и об одном из самых ярких и важных людей в жизни уральского джаза. А мне хотелось узнать, какой Олег Васильевич был в жизни. И любил ли он шутить?

— Он в меру любил юмор. Он не был никогда ни шутом, ни зачинщиком по юмору. Он был человеком настроения. Мог быть мрачным, очень весёлым. После хорошего концерта у него был большой тонусный подъём!

24 марта концерт завершился пьесой «Django» Джона Льюиса, которую он когда-то написал в память о своем друге гитаристе Джанго Рейнхардте. В тот вечер «Django» была исполнена биг-бэндом «Джаз-Академия», струнной группой оркестра «Классика» Адика Абдурахманова и капеллой Светланы Андрияновой в честь Олега Тергалинского.

Мила Перетрухина
Челябинск, радио «Студия 1»
программа «Джаз-Тайм»

Что намечается:
столичные анонсы

НЕ ПРОПУСТИТЕ:

20 апреля,
Клуб Игоря Бутмана;
21 апреля,
Дом Музыки,
 Театральный зал:
презентация альбома
Ивана Фармаковского

 «Next To The Shadow»

17 апреля, Центральный дом ученых:
Грегори Портер (вокал, Нью-Йорк) и трио Олега Бутмана

28 апреля,
 Дом Музыки,
 Театральный зал:
 квартет Олега Киреева
(джаз, саксофон)
подробности

В 2009 году фестиваль французского джаза LeJazz отмечает свой первый - 5-летний - юбилей с 10 по 12 апреля в Москве и Санкт-Петербурге.
Фестиваль проходит при поддержке Французского культурного центра, Французского института в Санкт-Петербурге и Посольства Франции в России.
Несмотря на то, что джаз зародился вовсе не во Франции, а пришёл с другой стороны Атлантики, к концу войны Париж был назван второй столицей джаза после Нью-Йорка, и постепенно стал обязательным пунктом в гастрольном турне каждого знаменитого джазмена. Париж и по сей день - интернациональный «перекресток» музыкальных стилей, город, где смешиваются звуки всех стран и сливаются в одну «великую реку» новые веяния.
Идея провести подобный фестиваль появилась одновременно у компании «АртМания», у Французского культурного центра и у посольства Франции в Москве. Жоэль Бастеннэр - в то время культурный атташе Франции в России – горячо поддержал идею популяризации французского джаза в России. Благодаря объединению усилий и энергии всех сторон, в 2005 году на первый фестиваль LeJazz собрались музыканты, которые и тогда, и сейчас выступают на самых престижных площадках мира: Бирели Лагрен, Мина Агосси, Анри Тексье.
В 2009 году фестиваль французского джаза LeJazz отмечает свое пятилетие. Но «АртМания» не планирует пышных торжеств. Все будет как всегда: только лучшие музыканты - Michel Portal & Jacky Terrasson, Stefano Di Battista Quartet, только профессиональный звук, только хорошее настроение.
Подробности: расписание концертов, площадки, артисты...>>>>

29 и 30 апреля в новом джаз-клубе V&J на Арбате пройдут концерты выдающегося нью-йоркского саксофониста Лу Табакина (Lew Tabackin) и «МосГорТрио» Якова Окуня.
Тенор-саксофонист и флейтист Лу Табакин (Lewis Barry "Lew" Tabackin) родился в 1940 г. в штате Филадельфия. В 1958–62 учился в Филадельфийской консерватории по классу флейты. В 1965 приехал в Нью-Йорк, сотрудничал с Мейнардом Фергюсоном, Кэбом Кэллоуэем, Дюком Пирсоном, Урби Грином, Элвином Джонсом, Кларком Тэрри, Джо Хендерсоном, работал в знаменитом оркестре Тэда Джонса — Мэла Льюиса. В 1968 организовал трио с Тошико Акиёши, с которой активно гастролировал по Японии. В 1972 начал работать в студиях Лос-Анджелеса, помог Тошико Акиёши собрать биг-бэнд. В дальнейшем был основным солистом в оркестре и время от времени собирал собственные ансамбли. В 1982 вернулся в Нью-Йорк, продолжал работать с биг-бэндом и с трио.
Московские концерты Лу Табакина пройдут в рамках проекта «Выдающиеся нью-йоркские саксофонисты» - успешного и интересного проекта, идейным вдохновителем которого является московский пианист Яков Окунь. В составе «МосГорТрио» - самые востребованные музыканты российской джазовой сцены – Яков Окунь (рояль), Макар Новиков (бас), Александр Машин (барабаны). Лу Табакин уже дважды играл с Окунем - в 2003 и 2007 гг., и оба раза их совместные выступления стали образцом интереснейшего музыкального взаимодействия в стилистических рамках современного джазового мэйнстрима.
Джаз-клуб V&J: ресторан «Самовар», Старый Арбат, 10, тел. (495)661-7244. Начало в 20:30

10 и 11 апреля для посетителей выставки HDI Show в выставочном комплексе «Крокус Экспо» пройдёт небольшой джазовый фестиваль, названный просто «Фестиваль джаза», и фотосалон «Звёзды мировой фотографии», в рамках которого будет представлен ряд работ джазовых фотохудожников.
В «Фестивале Джаза» участвуют гитарист Алексей Кузнецов, аккордеонист Владимир Данилин, вокалистка Алина Ростоцкая, гитарист Максим Шибин, ансамбль Jazz Mobile и др. В рамках фотовернисажа «Когда играют джаз», в частности, будут представлены выставки двух фотографов —Павла Корбута и Феликса Соловьева.
Экспозицию работ Соловьёва, погибшего в 1996 г., подготовил глава московского «Джаз Арт клуба» Александр Эйдельман, который сообщает: «Я сделал подборку фотографий Феликса с акцентом на Дюка Эллингтона, так как 29 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Дюка. Такой фотосессией, какую сделал Феликс за время пребывания Дюка в СССР, думаю, не может похвастаться больше никто».
«Крокус Экспо», павильон 2, залы 5, 7, 8 (бесплатный пригласительный билет можно скачать на сайте выставки)


Дюк Эллингтон (в центре), 1971 (фото: Феликс Соловьёв)

12-19 апреля в Санкт-Петербурге будет проходить XV международный джазовый фестиваль «Джазовая Весна в Санкт-Петербурге». Один из наиболее значимых музыкальных фестивалей северной столицы России, он неразрывно связан с организатором и инициатором - клубом JFC, который часто называют лучшим джаз-клубом не только Санкт-Петербурга.
Подробнее об артистах и расписании фестиваля...>>>>

Технологии

Международная музыкальная выставка Musikmesse (совместный проект «Ленэкспо» и «Messe Frankfurt» в области музыкальной индустрии, профессионального звукового и светового оборудования) пройдет с 21 по 24 мая 2009 г. в выставочном комплексе «Ленэкспо». Уже более 20 лет во Франкфурте крупнейшая в мире выставка музыкального оборудования Musikmesse ProLight+Sound пользуется неизменным успехом. Международная выставка Musikmesse ProLight+Sound St. Petersburg является логическим продолжением этого проекта на территории России.
Тематика выставки охватывает музыкальный рынок всех жанров и направлений.
Участники выставки представят акустические и электронные музыкальные инструменты, профессиональное оборудование по свету, звуку, и звукозаписи, театрально-концертное оборудование, механику сцены в зале и на открытом воздухе, а также все технологии и обеспечения музыкальных мероприятий и их подготовки.
В Ленэкспо гостей выставки встречают выставочные павильоны , где экспоненты знакомят со своей продукцией и услугами, концертная сцена и организована специальная VIP-зона для музыкантов и прессы.
Выставка представляет следующие тематические экспозиции: 1)музыкальное оборудование, экспозиция оборудования громкого звука (демонстрации по расписанию) 2) музыкальные инструменты и свет. В этом зале компания Т.О.К. Импровизация, представляя «ВБИ Технологии», проводит уникальные концерты , в которых известный музыкант, художник и учёный Валентин Афанасьев демонстрирует уникальные возможности применения цветного света, создавая необычную цветозвуковую систему; 3) звукозаписывающие компании, продюсерские центры, и особенностью выставки в этом году станет отдельная экспозиция звукозаписывающих компаний: наряду с крупными известными брэндами будут представлены экспозиции независимых звукозаписывающих фирм. В этом же зале свои экспозиции представят концертные агентства и репетиционные базы.
В рамках выставки предусмотрена насыщенная программа конференций, семинаров и круглых столов. Впервые совместно с выставкой Musikmesse пройдут встречи специалистов из России и Европы в рамках международной музыкальной конвенции Colisium. Конвенция создана два года назад по инициативе компании «Капкан Рекордз» и объединяет рекорд-лейблы, концертные агентства, промоутеров, представителей клубов, СМИ, интернет-порталов и всех, кто связан с музыкальной рок-индустрией. Российское издание Billboard проводит конференцию: «Новые модели бизнеса - на чем будут зарабатывать лейблы и артисты завтра?». Государственный академический Мариинский театр поднимает вопросы новых технологий для музыкальных инструментов театра.
В честь открытия выставки солисты Мариинского выступят в «Ленэкспо» и в концертном зале театра. Художественный руководитель симфонического оркестра «Классика» Александр Канторов представит образовательный проект «Вырастим поколение счастливых».
Особое место на выставке занимает концертная программа, которая будет проходить все дни выставки. Среди артистов будут представлены звезды классической и электронной музыки, джаза, рок- и поп-культуры.
На выставке будет представлен и журнал "Джаз.Ру".

А в это время
за бугром...

 

2 апреля у себя дома в Тусоне, штат Аризона, скончался на 83-м году жизни саксофонист Бад Шэнк. Сообщается, что всего за день до смерти Шэнк, который был давно и серьёзно болен, вернулся домой из Сан-Диего, где записывал новый альбом.
Клиффорд Эверетт «Бад» Шэнк (Bud Shank) родился в Дэйтоне, штат Огайо, 27 мая 1926 г. В молодости он перепробовал много духовых инструментов, но остановился на саксофоне. После колледжа (он учился в Северной Каролине) Бад работал в оркестре Чарли Барнета, затем, в конце 1940-х, переехал в Калифорнию, где играл у трубача Шорти Роджерса и затем в знаменитом биг-бэнде Стэна Кентона. В 50-е, работая с гитаристом Лауриндо Алмейда, Шанк оказался одним из первых американских музыкантов, исследовавших бразильскую моду и предвосхитивших моду на неё, грянувшую в первой половине 60-х. С 1950-х по 1970-е гг. Бад Шэнк как лидер в основном записывался для лос-анджелесского лейбла Pacific Jazz и затем — World Pacific. Шэнк считался частью калифорнийского джазового течения «West Coast cool», но его игра со временем ушла довольно далеко от канонов этой спокойной, тщательно выписанной музыки, опиравшейся на те же основания, что и вообще весь кул-джаз. Среди его работ было участие в записи альбомов настолько разных музыкантов, как трубач Мэйнард Фергюсон, тромбонист Боб Брукмайер и даже великий индийский мастер игры на ситаре Рави Шанкар, с которым Шэнк записался в 1962 г. на экспериментальном альбоме Шанкара «Improvisations». В 60-е Шэнк играл с Сержио Мендесом и Четом Бейкером (который появляется на альбоме Шэнка 1966 г. «Michelle» — подборке джазовых версий тогдашних поп-хитов, оказавшейся единственным попаданием Шэнка в хит-парады), а также записывался с калифорнийскими рок- и поп-группами: так, это именно его флейта звучит в бессмертном хите вокальной группы The Mamas And The Papas «California Dreamin'».
Впрочем, в 70-е Бад Шэнк перестал играть на флейте, сконцентрировавшись на альт-саксофоне. В 70-е и 80-е он в основном записывался для калифорнийских лейблов Concord, Contemporary и Candid с собственной группой, куда входили гитарист Лауриндо Алмейда, контрабасист Рэй Браун и ряд сессионных барабанщиков. Музыкант в 80-90-е гг. и в начале нового тысячелетия регулярно выступал на крупнейшем фестивале американского Северо-запада - джаз-фестивале им. Лайонела Хэмптона в штате Айдахо (где корреспондент «Джаз.Ру» и сфотографировал его в 2002 г.), а в середине 2000-х собрал собственный биг-бэнд. Последним его прижизненным альбомом стал записанный в 2007 г. с пианистом Биллом Мэйзом «Beyond the Red Door».

Радио
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Подкаст "Слушать здесь":
03.04.09 - #322: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) анализирует философский и творческий метод современной нью-йоркской импров-сцены на материале пьес "A Strange Thought Entered My Head" и "Mr. Bradley, Mr. Martin" с альбома ансамбля Microscopic Septet "Take the Z Train" (Press, 1983)

31.03.09 - #321: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу "The Sidewinder" с одноименного альбома трубача Ли Моргана (Blue Note, 1963)

27.03.09 - #320: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы "Distributed Being" и "Juju Space Jazz" с альбома композитора, клавишника и продюсера Брайана Ино "Nerve Net" (Opal, 1992)

24.03.09 - #319: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу "Ella" с концертного альбома "From Havana with Love" кубинского ансамбля Irakere под руководством пианиста Чучо Вальдеса (WestWind Records, 1995, запись 1978)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Мила Перетрухина,
Светлана Милосердова,
Диана Кондрашина,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.,
AP.org

Фото:
Павел Корбут,
Владимир Коробицын,
Мария Савинкова,
Кирилл Мошков,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0