ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 21 (79) - 14 июня 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
И все-таки эхо сезона еще гуляет над волнами - вот и сегодняшний выпуск не удается сделать итоговым за сезон. Ну ничего, через неделю мы уж представим список наиболее заметных, на наш взгляд, событий сезона 1999-2000 гг. А сегодня - последние отзвуки.
Прежде чем перейти к делу - наши планы на лето. Впереди еще два регулярных номера: 22 и 23 выпуски выйдут соответственно 21 и 28 июня. Затем будет перерыв: весь персонал сервера "Джаз в России" (и, соответственно, вся редакция "Полного джаза") уйдет в отпуск. Так что 24 номер журнала появится только 2 августа. В течение августа "Полный джаз" будет выходить раз в две недели: соответственно, мы планируем выпустить номера 2, 16 и 30 августа. И, начиная с 6 сентября, "Полный джаз" возвратится к обычному еженедельному графику выхода (ежели, конечно, не последует стихийных бедствий в виде каких-нибудь революций под окнами, но будем надеяться).
Что еще планируется на сервере "Джаз в России"? Планов, как обычно, громадье. В частности, еще до июльского перерыва планируется запуск новой, улучшенной (третьей) версии форума "Разговоры о джазе" и второй версии радио "Джаз в России", где будет расширен репертуар (до 150 композиций) и звучать они будут каждый раз в новом порядке.
Но все это - планы, мы же пока перейдем к делу.
Как это было
в Москве
8 и 10 июня в культурном центре "Дом" выступили тувинец Гендос Чамзырын и алтаец Болот Байрышев, мастера горлового пения и игры на восточных инструментах.
Сейчас, может быть, уже никто особенно и не удивляется тому факту, что мы узнаем о музыкальных талантах отдаленных частей нашей необъятной родины с Запада. Оттуда приходят альбомы наших соотечественников, и сами они приезжают к нам из собственных европейских или американских туров или с фестивалей, обретя всемирную известность. Один из героев этой заметки, Гендос Чамзырын, уже широко известен на Западе. При этом выступления его в Москве редки и крайне плохо анонсируются.
Болот БайрышевБолот Байрышев в Москве еще не приобрел такой известности, но наверняка это дело недалекого будущего - ведь в его активе уже есть совместный тур с Джо Завинулом и участие в записи его альбома 1997 г. "My People". Кроме того, у него есть дуэт с великим мастером горноалтайской традиционной музыки - Ногоном Шумаровым, тоже крайне мало известный в Москве. Так что, как и Гендос, Байрышев заслуживает куда более широкой известности, чем имеет.
Потому что музыканты это действительно потрясающие. Оба мастерски владеют приемами горлового пения, но поют, естественно, совершенно по-разному (прежде всего из-за разницы традиций - тувинской и алтайской). У Гендоса, или Гены, как его называют московские друзья, очень объемный голос, заполняющий весь зал. Я, стоя недавно во дворе перед "Домом", услышал, как Гендос демонстрировал кому-то один из видов горлового пения, каргылу (очень низкий), так вот - на улице, без микрофонов, это звучит еще мощнее). Такой голос сразу создает полное ощущение, что ты находишься не здесь, а где-то в степи или в горах.
Болот не поет так объемно, но у его голоса потрясающе красивый тембр, с огромным количеством обертонов. К тому же, очень красивы сами по себе горноалтайские песни, распевные и долгие. Если песни Гендоса берут свой мощью и силой, то песни Болота звучат очень красиво.
Болот показал совершенно, по-моему, исключительную технику игры на варгане (хомусе). Вообще в его игре или пении всегда очень много нюансов, к ней надо прислушиваться.
Ко второй половине концерта Болота в "Дом" пришел Гендос, и мы понадеялись, что они, может быть, устроят небольшой джем; но, видно, пока слияния Востока с Востоком не предвидится. А может быть, Гендос и Болот в отличие от нас, грубых европейцев, которые все готовы слить и свалить в одну кучу, не хотят смешивать традиции горлового пения, такие разные и самобытные.

Вячеслав Рогожников

Как это было
в Нью-Йорке
В Нью-Йорке было круто. Да там и всегда неплохо. Просто сейчас там фестивальный сезон, и захватывает этот сезон в том числе и области самого бурного развития - новую импровизационную музыку, которую с особенным пристрастием исследует наш собственный корреспондент в Нью-Йорке Иван Шокин. Впрочем, сегодня, во втором репортаже с фестиваля Bell Atlantic Jazz, он неожиданно для нас (а может, и для себя) пишет и о концертах вполне мэйнстримового свойства - и прелюбопытных. Еще бы, какие имена: Джеймс Картер! Чик Кориа! Ну и Джон Зорн, конечно, куда уж без Джона Зорна...>>>>
Говорите - 
Вас слушают
Сегодня мы беседуем с музыкантом, который имеет исключительный вес в джазовом мире последних трех с лишним десятилетий - пианистом, клавишником и композитором Чиком Кориа. Единственный раз он выступал в СССР в 1982 г. (дуэтом с вибрафонистом Гэри Бертоном), но вот совсем недавно - в начале июня - еще раз появился на территори бывшего Союза, но, правда, за границами России - в Армении, на Ереванском джаз-фестивале...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
1-3 июня в Ереване прошел II международный джаз-фестиваль, планировавшийся еще на октябрь прошлого года, но перенесенный на нынешнее лето из-за несчастливого совпадения с государственным трауром в республике (см. "Полный джаз" #42-99). О том, как и что было на фестивале, рассказывает наш ереванский корреспондент Армен Манукян...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
Не успели мы отпеть безвременно кончившийся московский клуб Birdland (см. "Полный джаз" #10), как с 16 июня он снова начинает функционировать по старому адресу - но под новым названием "Джаз-клуб Авантаж". ("Понимаю, что название довольно странное, но под ним зарегистрировали свой ресторан новые учредители" - объяснил нам арт-директор "Берд..."... извините, "Авантажа" Михаил Грин). Кроме названия, изменений немного: два арт-директора, Грин и бас-гитарист Алекс Ростоцкий, поделили два еженедельных дня работы клуба: день Ростоцкого теперь - вторник, а по пятницам будут выступать музыканты, приглашенные Грином. Клуб остался по-прежнему не очень-то демократическим: цена на вход осталась прежней (200 р), зато зал, говорят, отремонтировали и закупили новую мебель. Цены на еду и напитки снизились. Как будет звучать музыка после ремонта - узнаем в эту пятницу.
Адрес джаз-клуба "Авантаж": ул. Щипок, 16. (метро "Серпуховская"). Тел. 236-3363.

О новых планах своего клуба рассказывает Алексей Баташев:
Говорят, что трудно прогнозировать, особенно будущее. Но мой клуб тем не менее набирает обороты. В прошлый понедельник три музыканта - жизнерадостный кларнетист Игорь Тертычный, нестареющий трубач Евгений Баранов и на все руки клавишник-басист-ударник Сережа Крылов - навели страшный шорох в Золотом зале "России". Публика танцевала, бесновалась и клялась придти через неделю. В ближайший понедельник будет играть квартет Валерия Киселева с гудмановской и эллингтоновской программами. Вход в "Россию" со стороны Кремля, музыка начнется в 9 вечера, а придти советую чуть пораньше. До встречи!

Алексей Баташев

Джазология
Текст, который сегодня публикуется в открытой патриархом отечественного джазознания Леонидом Переверзевым рубрике, продолжает большой цикл публикаций, призванных в результате образовать крупный триптих, "Приношение Дюку", посвященный, естественно, гигантскому творческому наследию Дюка Эллингтона. Сегодня - часть вторая первого из трех текстов. Он посвящен интереснейшей и, естественно, ставшей доступной для обсуждения только в последние полтора десятилетия теме - христианским мотивам в творчестве Эллингтона... >>>>
А в это время
за бугром...
Кенни Гэ продается лучше всехВечером 9 июня в студиях Черного Развлекательного Телевидения (BET) в Вашингтоне впервые вручали новую джазовую премию - Billboard/BET Jazz Awards, ту самую, которая вызвала такие толки и скандалы на нью-орлеанской конференции Международной ассоциации джазовых преподавателей в январе этого года (см. "Полный джаз" #1). Когда журнал Billboard и BET тогда объявляли о планах создания новой премии, которая вручалась бы по показателям успешности в шоу-бизнесе, темпераментный президент Ассоциации джазовых журналистов Ховард Мандел устроил на конференции большой шум, обвиняя организаторов в пропаганде низкокачественных образцов коммерческого джазового мэйнстрима. "Мы идем к тому, что будем чествовать самые продаваемые, а не самые интересные альбомы года", - говорил тогда Мандел и оказался во многом прав, хотя среди лауреатов есть и вполне достойные имена. Во время церемонии, которую вели пианист Херби Хэнкок и певица Кэрол Вейсман, премия была вручена следующим лицам:
Лучший современный джазовый альбом: Кенни Джи - Faith
Лучший современный джазовый инструментальный альбом: Кенни Джи - Faith
Лучший современный джазовый артист - Кенни Джи
Лучший современный джазовый инструменталист - Кенни Джи
Лучший современный джазовый саксофонист - Кенни Джи
Лучшая антология отдельного джазового музыканта - Kenny G's Greatest Hits
Лучший современный джазовый коллектив - The Rippingtons с участием Росса Фримена
Лучший современный джазовый вокальный альбом - Джо Сэмпл -Лала Хэтуэй: The Song Lives On
Лучший современный джазовый вокалист - Лала Хэтуэй
Лучший джазовый саундтрек: Пэт Мэтини - A Map Of The World
Лучший джазовый гитарист - Пэт Мэтини
Лучший современный джазовый гитарист - Норман Браун
Лучший современный джазовый трубач - Крис Ботти
Лучший джазовый трубач - Майлс Дэвис
Лучший джазовый пианист/клавишник - Пол Хардкасл
Группа года - Ramsey Lewis Trio
Оркестр года - Phil Collins Big Band
Лучший альбом джазового мэйнстрима: Дайана Кролл - When I Look In Your Eyes
Лучший вокальный альбом джазового мэйнстрима: Дайана Кролл - When I Look In Your Eyes
Лучший артист джазового мэйнстрима - Дайана Кролл
Лучший джазовый пианист - Кит Джаррет
Лучший инструменталист джазового мэйнстрима - Кит Джаррет
Лучший инструментальный альбом джазового мэйнстрима: Кит Джаррет - The Melody At Night, With You
Лучший джазовый саксофонист - Майкл Бреккер
Лучший джазовый басист - Чарли Хэйден
Лучший барабанщик - Джефф "Тэйн" Уоттс
Лучший джазовый сборник: Jazz For A Rainy Afternoon
Лучший джазовый бокс-сет: The Complete Columbia Recordings, 1955-1961

Н-да. С точки зрения коммерческой успешности действительно нет вопросов, но похоже, что Мандел был прав.

9 июня в Ван Найсе, Калифорния, умер один из последних ветеранов раннего джаза - тромбонист Эйб (Авраам) Линкольн. Ему было 93 года, и начиная с 1976 г. он был на пенсии и выступал крайне редко (в 70-е он играл у Уайлд Билла Дэвидсона, до того - у Джека Тигардена и Реда Николса, а в 4-е исключительно много работал в Голливуде: так, тромбон его звучит во всех мультфильмах о Дятле Вуди). В начале 40-х он играл в саундтреке двух общепризнанно лучших джазовых мультфильмов - "The Pied Piper of Basin Street" (1944) и "The Sliphorn King of Polaroo" (1945), но основные его работы в грамзаписи - свыше 100 названий дисков - были сделаны в самые ранние годы джазовой звукозаписи, в 1924-26 гг. - с молодым Томми Дорси и баритон-саксофонистом Адрианом Роллини.
Впрочем, в историю джаза Эйб Линкольн вошел в основном благодаря знаменитому анекдотическому случаю. После какой-то ночной студийной сессии в Голливуде он ехал по ночному Лос-Анджелесу вместе с еще одним тромбонистом студийного оркестра. Их остановил полисмен и потребовал назваться.
- Авраам Линкольн, - представился Эйб.
Офицер саркастически засмеялся.
- А это, видимо, Джордж Вашингтон?
- Откуда вы знаете? - вытянулось лицо второго тромбониста.
Тут желание шутить у полицейского кончилось, и без лишних разговоров музыканты были препровождены в участок. Каково же было удивление фараонов, когда тромбонисты выложили свои ID: один из них, и точно, был Авраам Линкольн, другой - Джордж Вашингтон.

Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 27 июня)
  • "In the Spur of the Moment" - Steve "Turre with Ray Charles, Stephen Scott and Chucho Valdes", Telarc Jazz
  • "Are We There Yet?" - Carla Bley and Steve Swallow, ECM
  • "Facing Left" - Jason Moran, Blue Note
  • "Gulf Coast Blues" - Billie and DeDe Pierce, Arhoolie
  • "In and Out" - Martial Solal and Johnny Griffin, Dreyfus
  • "Always Pack Your Uniform on Top" - Steve Swallow, ECM
Переиздания
(в продаже с 27 июня)
  • "Ambassador Satch" - Louis Armstrong, Legacy
  • "Satchmo the Great" - Louis Armstrong, Legacy (all expanded w/ bonus tracks)
  • "Introducing: The First Blue Note Sessions" - Kenny Burrell, Blue Note
  • "The Complete Imperial Sessions" - Sonny Criss, Blue Note (two CDs)
  • "Blues Rag" - Buddy DeFranco, Koch Jazz
  • "Finest Hour" - Antonio Carlos Jobim, Verve
  • "Finest Hour" - Quincy Jones, Verve
  • "Message from Walton Street" - MJT+3, Koch Jazz
  • "Finest Hour" - Wes Montgomery, Verve
  • "Manhattan Egos" - Sonny Simmons, Arhoolie
  • "The Complete Blue Hour Sessions" - Stanley Turrentine and the Three Sounds, Blue Note
  • "Finest Hour" - Dinah Washington, Verve
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова
  • "Вся музыка мира", Радио России, в ночь с 11 на 12 июня, 0.35 - нидерландский авангардно-джазовый квартет играет турецкую музыку. Проект "Композиторские антологии на компакт-дисках" распространяется бесплатно: Александр Бакши - "Умирающий Гамлет". Сквозная тема - куплеты Мэкки-Ножа из "Трехгрошовой оперы": Ник Кейв, Лиса Стэнсфилд, ну и, натурально - Армстронг.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Алексей Баташев,
Леонид Переверзев,
Иван Шокин,
Армен Манукян,
Вячеслав Рогожников,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Billboard Online,
Launch.com,
Jazzhouse.org

Фото:
Павел Корбут,
Лурдес Делгадо,
Армен Манукян,
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков