502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 28 (360) - 31 августа 2006 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 7 сентября 2006 г.

Специальный репортаж

"Варненско лято'2006"
3-6 августа
окончание
(см. часть 1)

Джазовый фестиваль "Варненско лято'2006" - удивляющие знакомые и ничем не удивительные незнакомцы

Окончание. Начало в #358-359

Еще двумя международными проектами, подготовленными специально для фестиваля, встретил нас третий фестивальный вечер. Первый - болгарско-французский квинтет Христо Йоцова и Эрика Проста, второй - квартет из двух хорошо знакомых читателям "Полного джаза" музыкантов, валторниста Аркадия Шилклопера и пианиста Юрия Кузнецова, и двух болгарских музыкантов - басиста Веселина "Еко" Веселинова и ударника Стояна Янкулова.
Эрик Прост Опять мэйнстрим. На этот раз - по-французски. И не только. Но, в отличие от концерта Стива Слэйгла с "Акустичной версией" (см. предыдущий выпуск), между музыкантами болгарско-французского квартета было не только больше общего, но и ощущалось большее стремление к единству, стремление каждого дополнять мысли других как можно естественнее. Состав квинтета: Христо Йоцов на ударных, Эрик Прост (Eric Prost) на тенор-саксофоне, Жером Регар-Жакобе (Jerome Regard-Jacobez) на контрабасе, Шибил Бенев на гитаре и Асен Дойкин - на фортепиано. По-французски, конечно, играли двое французов и особенно Прост - поэтично, мягко и очень гибко, в тоже время полнозвучно, не теряя мощь и энергию. А Жерома Регара-Жакобе я бы назвал лучшим басистом фестиваля, хотя и конкуренты были сильны. В чем заключалась "французскость" их игры? Там не было никаких намеков на шансон, и вообще слияния разных жанров и традиций. Они играли чистый джаз, мэйнстрим, но, в отличие от Слэйгла, французы не хотели показать нам, как надо играть джаз, они просто рассказывали истории и хотели, чтобы нам было приятно слушать. То же самое, конечно, делали и трое болгар в квинтете. Как и на концерте Трио Вольфганга Пушнига, настроение публики все время поднималось. В начале была пьеса Проста "В порту Туниса" (Au port de Tunis), в которой музыканты пока еще как-то знакомились с окружающей средой и не развернулись на 100 процентов. Потом сыграли "Freedom Suite" Сонни Роллинза, длившуюся больше 20 минут, в которой "ambience check" уже был сделан, и пятеро полностью отдали себя только музыке. Потом последовали три пьесы болгарских членов ансамбля - "Tone Poem" Асена Дойкина и "Change Rhythm" и "Big Cat" Христо Йоцова.
Особое внимание я хочу уделить пианисту ансамбля Асену Дойкину, который вносил ощущаемую долю задумчивости и экономности - меньше нот, но больше содержания. Выпускник колледжа Беркли, сейчас работающий в Нью-Йорке, Дойкин - один из самых выдающихся молодых болгарских джазовых музыкантов за рубежом, наряду с Димитром Бодуровым в Нидерландах, Георгием Корназовым во Франции и Петром Славовым в Бостоне. На его сайте можно прослушать несколько треков, а специально для читателей "Полного джаза" - здесь сольное введение его "Tone Poem" (запись непосредственно с фестиваля, mp3 128 kbps, 2.9 Mb). Сама пьеса была выдержана в бразильском ритме (хотя это трудно понять по интродукции), и, как и следующие две, подействовала на публику будоражаще.

Шилклопер, Еко, Янкулов

Я с особенным интересом ждал концерт второго специального проекта третьего вечера, а именно - Аркадия Шилклопера, Юрия Кузнецова, Веселина "Еко" Веселинова и Стояна Янкулова. Недавно, 7 апреля, Янкулов выступал в московском Доме музыки в проекте Шилклопера Global Village ("Полный джаз" #12/344), а все четверо в разных ансамблях уже выступали на Варненском фестивале, хотя и Шилклопера отнести к категории "удивляющих знакомых" как-то не получается. Не потому, что он ничем не может удивить, а потому, что в первый раз он выступал на фестивале (в составе Moscow Art Trio) 13 лет назад, т. е. на втором фестивале. Публика не та, и мало кто помнит невероятный концерт в 1993 г. Все равно: тех, кто помнит, Шилклопер тоже сумел удивить. На этот раз игрой на альпийском роге - еще виртуознее, чем на валторне. Но было и другое удивление - если можно так его назвать, программное. После трех замечательных пьес - "Кобра" Шилклопера в ритме фокстрота, лирической "Прелюдии в ми миноре" В. Горского и сверкающей сольной "Alpine Trail", зазвучала пьеса под названием "Шантаж" (Blackmail), которая ощутимо посадила настроение. Сам Шилклопер заранее извинился: "Она немножко посадит настроение", предупредил он публику. Угрюмая тема длилась в начале пьесы две с половиной минуты, а в конце - еще полторы минуты, т. е. 4 минуты темы, потом еще несколько минут угрюмой импровизации на фортепиано и затем на валторне, и когда все надежды уже покинули слушателя, с ударных началось оживление (всего 2 минуты), которое прервалось темой. И все. Пьеса длилась 11 минут. После чего музыканты вознаградили публику за терпение "Танцем на семь", "с некоторыми балканскими элементами, сыгранными на альпийском роге русским евреем, который живет в Германии" - так сам Шилклопер объявил последнюю пьесу. Если бы не было этого "Blackmail"-а...
В сделанном мной интервью Шилклопер сказал, что не было достаточно времени для репетиции, и пришлось подготовить все несколько наспех. Проектом руководил он, хотя он и был заранее объявлен как Yankoulov/Shilkloper Quartet. В конце концов, публика была в восторге, я тоже, таких замечательных - и именно этих - музыкантов вместе вряд ли удастся снова услышать, а если удастся, то - я уверен - тогда еще лучше будет.
О концерте трио Сильвэна Бёфа мне вовсе не хочется писать. Это был самый настоящий джаз, но в тоже время - самый скучный. Скучнее даже Слэйгла, потому что американский музыкант - все-таки олицетворение самой традиции джаза, и все время работал с самыми лучшими профессионалами, и даже только как пример этой традиции стОит его послушать. А трио Сильвэна Бёфа не успело привлечь мое внимание ничем. Даже финальное "Тико-Тико" умудрились скучно сыграть.
Христо ЙоцовВ самом конце фестиваля выступил самый большой состав - симфонический оркестр Варненской филармонии с джазовыми солистами под управлением самого директора фестиваля, саксофониста Анатолия Вапирова. Под названием Vapirov Black Sea Project это был третий проект Вапирова с симфоническим оркестром в истории фестиваля. В нем солистов было больше, чем в двух предыдущих. За исключением Спасова, Пушнига и Бёфа, в качестве солистов выступили все духовики, ранее выступившие на фестивале, плюс Юрий Кузнецов на фортепиано, "Еко" на контрабасе и двое ударников - Стоян Янкулов и Христо Йоцов. Они, конечно, все были блестящи как солисты, а некоторые из них, как Владигеров и Шилклопер - и как музыканты симфонического оркестра. Но все-таки речь идет о масштабной композиции, и надо обратить внимание именно на композиторскую работу. Композиция Вапирова называлась "Пять экзерсисов для симфонического оркестра и джазового фестиваля". Будучи одновременно композитором и джазовым музыкантом, Вапиров всю жизнь работает над тем, как лучше соединить симфоническую музыку с джазом, найти гармонию между написанной и импровизированной музыкой, что в принципе не так легко удается. И нормально, когда удачные попытки чередуются с менее удачными. Экзерсисы были разные, но в одном походили друг на друга - джазовые солисты и симфонический оркестр играли по очереди, оркестр играл темы и интермедии, а солисты импровизировали между темами и интермедиями, за исключением нескольких коротких моментов, когда интермедии пересекались с импровизациями. Этот принцип "кончерто гроссо" относится к четырем экзерсисам. А в пятом (третьем по очереди), после сольного вступления фортепиано, оркестр играл все время вместе с солистом, чью партию чутко контрапунктировали басист и ударники. Это была именно пьеса, в которой совершилось настоящее естественное слияние симфонической музыки с джазом. Кроме того, в ней язык более современный, чем в четырех остальных, и уровень слияния в ней двух идиом можно сравнивать с уровнем их слияния в записи второй части соль-мажорного концерта Равеля в исполнении Хэрби Хэнкока. (Можете убедиться в этом путем прослушивания фрагмента этого третьего экзерсиса - mp3, 128 kbps, 2.5 Mb)
И в конце - немного "разрядки". Когда Вапиров выходил на сцену, он так серьезно выглядел, что басист Еко не смог сдержаться и сыграл вступительный мотив из "Семнадцати мгновений весны". Нелегко самому организовать фестиваль, писать симфоническую партитуру для него, репетировать всю неделю с большим оркестром и дирижировать концертом. Так что я надеюсь, что Бог даст Вапирову достаточно сил для продолжения своего джазового дела в Варне, и чтобы фестиваль становился еще интереснее и вернул свой образ искателя.

Милен Панайотов
ведущий программы "Спонтанни инвенции" 
на канале "Христо Ботев
Болгарское национальное радио, София
из Варны - специально для "Полного джаза"

Постсоветское пространство:
что было

Калуга - город, где любят и ценят джаз. Калуга - город в некотором роде уникальный. При невысокой численности населения (всего 330 с лишним тысяч) налицо высокая культурная и общественная активность. За что отдельное спасибо прародителю культурных начинаний на калужской земле Олегу Акимову. Именно он 9 лет назад привнес сюда "Мир гитары", а 5 лет назад другой, но теперь временами даже более гитарный фестиваль - "Летний джем".
Если время "Мира гитары" - поздняя весна, то "Летнему джему" самая пора - лето. И самое место - дворик Краеведческого музея, впрочем, пардон, в этом году он переместился в городской парк на построенную еще в советские времена эстраду. А 25 августа, в связи с дождливой погодой, музыканты выступали под крышей гостеприимного зала им. С.И. Танеева. Естественно, число тех, кто приходит на джем лишь ради посиделок под открытым небом с бутылочкой да под хорошую музыку, заметно уменьшилось, но это не отразилось на качестве.
Вместо ожидаемых четырех в этот раз было всего два коллектива - и оба джазовых. Если бы все происходило на улице, к ним бы присоединился этнический ансамбль "Волга", но с небом не поспоришь.

Анна Королева (в центре)

Два оставшиеся коллектива - две разные ветки джаза. Первый - это, скорее, мэйнстрим, американский джаз и - квартет Анны Королевой. В 2002 году после концерта в саду "Эрмитаж" ее, играющую на альт-саксофоне, поющую, импровизирующую, обладающую невероятно мощной энергетикой, назвали открытием сезона. С тех пор мастерства и признания добавилось. А нынче - честь увидеть и услышать исполнительницу выпала и калужанам. Многие пришли сюда не ради нее, многие такого просто не ожидали, но… то, что происходило на сцене, захватывало, и крики "браво" были не единичны. Женское обаяние и мужской подход к инструменту.
Критики характеризуют Анну как исполнителя, каждый раз показывающего что-то новое. Так и на концерте в Калуге. От классики до фанка, плюс - импровизация. Конечно, без "Каравана" не обошлось, но и "Караван" был тоже в собственной обработке.
Формально квартет Анны Королевой со следующим ансамблем A'Cappella ExpreSSS (Москва) никак не сочетается, кроме того, что оба принадлежат к древу джаза. Если вначале была больше музыка, то во второй части джема - больше шоу.

A'Cappella ExpreSSS

Секстет A'Cappella ExpreSSS ценят не только у нас, но и в Европе. Работая в столь сложном жанре, ему удалось достичь очень высокого уровня, став реальной альтернативой киевскому ManSound и минскому ансамблю "Камерата". Новая ступень - подписанный контракт в компанией "Universal", через несколько месяцев должен выйти диск, который одновременно представят сразу в 10 европейский странах.
В Калуге они исполнили вещи из разных своих программ. От джазовых стандартов и песен из кинофильмов - до Моцарта. Хорошо вписалась и хоровая грузинская музыка - дело в том, что в составе секстета две девушки-грузинки, а национальный колорит шарму добавляет. Но пение - далеко не все, хотя и главное. Каждый выход на сцену для A'Cappella ExpreSSS - это еще и шоу. Продуманные движения, и в то же время - импровизация и работа со зрителями. Отпускать их не хотели долго. Расходиться - тоже.
"Джаз - стиль жизни, ритм, то, что заставляет жизнь двигаться, кипеть", - так говорил великий Луи Армстронг. Джаз не перестает нравиться. После некоторого спада интереса к нему, у него снова появляются поклонники. В Калуге часто звучит джазовая музыка, и люди здесь привыкли к хорошему исполнению. Уровень чувствуется сразу. Хотя хорошему музыканту свойственно выходить за рамки одного жанра.
Еще лет 9 назад такого не было. Нынче каждому времени года - свой фестиваль. Не успел отгреметь "Летний джем" 25 августа, как уже готовится к открытию Дом музыки и фестиваль классической музыки, который пройдет в Калуге 9-15 сентября. Но, даже несмотря на название, закроет его коллектив, довольно известный и уже давно почитаемый на джазовой сцене - "Второе приближение".
Другое дело, что если для любого другого города подобные фестивали - это еще и наплыв гостей из столичных регионов, то для калужской земли - это событие массовое, любимое народом, но настолько привычное и настолько внутреннее, что за пределами границ области и даже города о нем мало кто знает. Хотя посмотреть и послушать здесь есть что. И приехать ради этого - стоит. Хотя бы интереса ради.

Александра Дебрянская

Следующий материал пришел из Еревана: не прошло и пяти лет, как после внушительной паузы в столице Армении состоялся Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. О том, как это было - наш собственный корреспондент в Ереване Армен Манукян...>>>>

V международный фестиваль "Черное море - 2006"
Сочи встретил гостей пятого джаз-фестиваля "Black Sea-2006" жарой и влажностью, от которых спасали только кондиционеры в гостинице. Открылся фестиваль 17 августа на Площади искусств выступлением биг-бэнда джазовой школы им. Кима Назаретова (первого ростовского профессора джаза) из Ростова-на-Дону и фольклорной сочинской группы Los Amigos с латиноамериканскими ритмами. А со второго дня фестиваля концерты проходили в Зале органной и камерной музыки с изумительной акустикой и не менее изумительной аудиторией.
Второй день фестиваля открыл Краснодарский биг-бэнд под управлением Георгия Гараняна - яркий, мощный (даже немного чрезмерно для такого зала) и безукоризненно слаженный. Маэстро Гаранян дирижирует и ведет концерты все веселее и остроумнее, потешая публику самыми неожиданными шутками.
Затем пианист Сергей Жилин (Москва) со своим трио исполнил цикл пьес П.И.Чайковского "Времена года" и "Вальс цветов" из "Щелкунчика" в джазовых обработках. Сергей - блестящий классический и джазовый пианист, создатель известного джазового ансамбля "Фонограф", музыкальный руководитель и дирижер российской постановки бродвейского мюзикла "Чикаго", заслуженный артист России с 2005 г. Его игра - редкое по гармоничности сочетание классической и джазовой манеры.
"Ретро"Красочный буклет фестиваля начинался статьей о 100-летии Александра Цфасмана, которому целиком посвятил свою часовую программу Саратовский джаз-оркестр "Ретро". Как всегда, живой безмикрофонный звук и веселая театрализация (фотограф, неожиданно даже для музыкантов превращающийся в певца, коллективное пение в бессмертном "Неудачном свидании" и пр.) вызвали горячий прием, соразмерный погоде. Во втором отделении пел Сергей Манукян, джазовый вокалист с мировой известностью, много работавший в США. Он победитель первого конкурса "Ступень к Парнасу", обладатель звания "Лучший джазовый музыкант года" (в 1994 г.) и премии "Овация". Кроме известного саратовцам вокала под синтезатор, Сергей показал две свои поразительно проникновенные пьесы на рояле и без устали веселил публику своим искрометным конферансом.
Четвертый день фестиваля начинался драматично: пианист сочинского трио Сергей Кокорин (выступавший и с биг-бэндом Гараняна) получил тяжелую травму, и прилетевший из Москвы Лев Кушнир с блеском заменил его, аккомпанируя великолепной вокалистке Карине Кожевниковой. Молодая певица много выступает с ведущими джазовыми коллективами страны - ансамблями Алексея Кузнецова, Георгия Гараняна, Александра Осейчука, Игоря Бутмана. Ее надо не только слышать, но и видеть - настоящий образец изящества и музыкальности.
TrigonА закрывал фестиваль фольклорный ансамбль "Тригон" из Кишинева, покоривший Европу, Японию, Новую Зеландию, выпустивший диски во Франции, Бельгии, Германии и Румынии. Он поразил всех невероятными тембрами и сочетаниями различных народных и традиционных джазовых инструментов со струнным альтом (виолой) создателя квартета Анатола Штефанца, удивительного виртуоза-экспериментатора, обладателя французской премии "Шок" 2005 года за три сольных альбома.
Пятый день фестиваля саратовцы посвятили собственно Черному морю, но хотелось домой - по насыщенности и впечатлениям каждый день фестиваля шел за три.
Особая благодарность - бессменному директору фестиваля Бориславу Ягудину.

Никита Духовников,
руководитель джаз-оркестра "Ретро"

Постсоветское пространство:
что будет

Летнее затишье подходит к концу: вновь начала работать наша сводная рубрика, где показываются основные джазовые события по всей территории России...>>>>

Что намечается:
столичные анонсы

С 15 по 18 сентября состоятся выступления трио пианиста Андрея Разина "Второе приближение" со специальным гостем - новоджазовым барабанщиком Клаусом Кугелем (Германия). Совместный проект получил название Interattraction ("Взаимное Притяжение"), а сама идея объединения возникла во время концертов цикла "Европейский джаз XXI век" в Москве в Международном доме музыки. Общий музыкальный интерес инициировался в высшей степени творческими программами, представленными "Вторым приближением" и Ganelin Trio Priority, в составе которого выступал Клаус Кугель.
15 сентября проект выступает в Калуге на открытии Дома музыки;
16 сентября - выступление в "Ле Клубе" (Москва);
18 сентября - прямой эфир в программе "Радио Культура" в программе "Музыкальные редкости" из 5-й студии на Малой Никитской, 24 (19 - 21 час) (вход свободный по предъявлению паспорта)
Клаус Кугель
Клаус КугельКлаус Кугель удачно объединяет в себе качества высокопрофессионального барабанщика, мыслящего в русле современного джаза, и активного менеджера. Его партнерами в разное время были Томаш Станько, Збигнев Намысловский, Кенни Уиллер, Чарли Мариано, Карл Бергер, Кент Картер, Джон Чикаи, Ли Кониц, Анатолий Вапиров, Вячеслав Ганелин, Энвер Измайлов, Корнель Хорват, Глен Мур, Бобо Стенсон, Владимир Волков и многие другие. С 1986 года Клаус регулярно выступает в составе квартета Мишеля Пилька, с 1989 - с Пятрасом Вишняускасом, с 1994 - с Тео Йоргенсманном. С 1986 г. он был участником многих десятков джазовых фестивалей мирового значения, в том числе в Кельне, Констанце, Лейпциге, Вильнюсе, Йокогаме, Амстердаме, Ванкувере, Монреале, Мюнстере, Варне, Дамаске, Ганновере, Сан-Франциско, Москве.
В Москве Клаус Кугель выступал дважды - он был участником одного из фестивалей "Альтернатива" вместе с саксофонистом Пятрасом Вишняускасом, а также в составе Ganelin Trio Priority в концерте цикла "Европейский джаз XXI век".
Андрей Разин - Татьяна Комова - Игорь Иванушкин:
Проект "Второе приближение" (Second Approach)

Лидер трио - опытный композитор-импровизатор, пианист Андрей Разин; рядом с ним вокалистка, участница цыганского дуэта "Ромэн" Татьяна Комова и один из ведущих российских контрабасистов Игорь Иванушкин. В звуковой палитре трио - джазовая основа, элементы фольклора, современной академической музыки, музыкального театра.
Идеи "Второго приближения" - это российские традиции, преломленные в общеевропейском духе XXI века. Это привлекает к сотрудничеству с ансамблем музыкантов высокого класса - валторниста Аркадия Шилклопера, американского саксофониста Майка Эллиса, западноукраинского духовика Юрия Яремчука, саксофониста Олега Киреева. Появившись в 1998 году, уже на следующий год "Второе приближение" было отмечено в трех номинациях российской джазовой премии, присуждаемой Ассоциацией джазовых журналистов.
Дискография "Второго приближения" включает семь CD. В 2001 г. состоялся релиз альбома "Ex Tempore" на фирме NRW Jazz (Эссен, Германия), музыканты выступили в Штуттгарте в клубе "Laboratorium", а также на выставке-ретроспективе Андрея Тарковского с программой "Памяти Андрея". В том же году Андрей Разин, Татьяна Комова, Игорь Иванушкин приняли участие во многих фестивалях в России и на Украине. В начале ноября трио принимало участие в 9-м международном джаз-фестивале в Касселе, Германия, в конце того же месяца выступило на московском композиторском фестивале "Московская осень" и на джаз-фестивале в польском городе Лодзь. В марте 2002 года TV-канал "Культура" показал программу "Jam-5", посвященную этому проекту. Новый CD Second Approach & Yuri Yaremtchuk "Yurassic period" был представлен на фестивале в Екатеринбурге. В сентябре - октябре 2002 года ансамбль принял участие в фестивалях в Виннице, Одессе, Кишиневе и Архангельске. Записи концертных выступлений на этих фестивалях вошли в новый компакт-диск трио "Джаз давай!" (Jazz Please!). В ноябре "Второе приближение" стало гостем весьма представительного фестиваля "mamajazz" в Вильнюсе, а затем, в декабре, юбилейного концерта интернет-портала "Джаз в России". Российская ассоциация джазовых журналистов отметила Андрея Разина своим дипломом, как лучшего джазового композитора года. 2003 год начался с выступления трио "Второе приближение" в филармоническом московском зале им. Чайковского в абонементном концерте Владимира Фейертага. 8 октября в Московском Международном доме музыки состоялся концерт, посвященный пятилетию проекта. Название этого концерта "Европейский джаз XXI век" оказалось символичным и послужило основой для организации цикла концертов подобной направленности в Международном доме музыки в 2004 году. В одном из концертов цикла состоялась встреча трио Андрея Разина и квартета польского трубача Томаша Станько. Сюита, исполненная в этот вечер "Вторым приближением", была издана на CD под названием "Пространство событий", а презентация этого диска состоялась в Вильнюсе на Christopher Summer Festival 2004. В конце 2004 года группа побывала в Финляндии на Kaamos jazz festival и дала концерты в некоторых городах. Выступления в Финляндии были продолжены и в 2005 году участием в фестивале Kerava Jazz, с большим успехом состоялись выступления трио в Норвегии на Varangerfestivalen и в Болгарии на фестивале Varna Summer. Необычным опытом стал большой акустический концерт "Второго приближения" в Органном зале Томска на фестивале современной музыки Эдисона Денисова. В 2006 году трио выступало в Екатеринбурге на 15-м международном джаз-фестивале "Джаз-транзит", а также совершило тур по джазовым центрам Литвы, выступив в Вильнюсе, Каунасе и Паланге.

Йерун Фролик"Ле Клуб" и Игорь Бутман представляют: с 31 августа по 2 сентября - Ark Latin Funk Project: Йерун Фролик (Jeroen Vrolijk - ударные, Нидерланды) и Трио Аркадия Овруцкого (бас-гитара).
Барабанщик Йерун Фролик - восходящая звезда нидерландской джазовой сцены, выпускник консерватории в Роттердаме. Невзирая на юный возраст, успел поиграть с известным американским саксофонистом Риком Маргитца и его венгерско-германским коллегой Тони Лакатошем, с голландскими саксофонистами Беньянмином Херманом (из New Cool Collective), Беном ван ден Дунгеном (из Nueva Manteca) и гитаристом Мартином ван Итерсоном. В 2005 году Йерун становится лауреатом всемирно известного фестиваля North Sea Jazz Festival, на котором выступал со своим коллективом. В 2000 году Йерун стажировался в Гаване и участвовал в проекте кубинского исполнителя Херото Пилото. В последнее время Йерун экспериментирует в направлении фьюжн, смешивая афро-кубинские стили с традиционными джазовыми направлениями. Именно поэтому не случайно его музыкальные пути пересеклись с басистом из России - Аркадием Овруцким, который работает примерно в том же направлении.
Концерты состоятся 31 августа - 2 сентября по адресу: ул. Верхняя Радищевская, 21
Телефон для справок и заказа столиков: (495) 915-1042
Начало концертов - в 20.30

Реплика
Позвольте возразить и объясниться!

В процессе подготовки пресс-клиппинга по IX фестивалю "Джаз в саду Эрмитаж" мне пришлось прочитать массу самых разных материалов, посвященных этому музыкальному событию, и появилось желание вспомнить об одной из своих предыдущих профессий - журналистике. Надо сказать, что в большинстве своем отклики благожелательные, среди них не было явных заказух, как это случилось пару раз в прошлом году. Но есть в этих публикациях моменты, которые вызвали острое желание подискутировать с их авторами.
Хорошо известно, что у нас все разбираются в футболе и у каждого второго болельщика есть собственный вариант национальной сборной. Как выяснилось, та же история происходит и с музыкальными журналистами: многие из них почему-то считают, что надо приглашать для участия в фестивале именно их любимцев. Так, г-жа М. Стравинская из "Коммерсанта" пишет: организаторы фестиваля "одновременно заботятся и о вкусах рядовой публики (как они ее себе представляют), предлагая ей "компромиссный" джаз, и о реноме международного фестиваля, где должна звучать другая музыка… Компромиссы только вредят фестивалю. Потому что, если бы таких выступлений, которое продемонстрировали Reunion, было бы больше, то и разделять просветительские и развлекательные цели организаторам не пришлось бы". Во-первых, хотелось бы понять, что имеется в виду под словами "другая музыка", которая должна звучать на международном фестивале. Во-вторых, что же плохого в том, что мы заботимся о вкусах рядовой публики (кстати, кто это?). А надо сказать, за девять лет мы уже точно выяснили, кто к нам на фестиваль ходит... И с некоторым ужасом думаю о том, что было бы, если бы большинство ансамблей на фестивале походили на “Reunion”, каким бы замечательным он ни был. И еще, у меня сложилось впечатление, что г-жа Стравинская была не на всех концертах фестиваля, хоть и утверждает обратное…
А г-н А. Беляев уже несколько лет в различных публикациях сетует на то, что "именно больших имен, звезд вроде Маркуса Миллера или Дайаны Кролл, или актуальных новаторов типа Эрика Трюффаза, боюсь, нам придется подождать" ("Время новостей"). Вы правильно боитесь, уважаемый г-н Беляев: этих исполнителей у меня на фестивале Вы не дождетесь, потому что Дайана Кролл для меня вообще пустое место - типичный продукт шоу-бизнеса, слабо поющий и неважно играющий на фортепиано. Актуальный, как Вы выразились, новатор Эрик Трюффаз мне по музыке не сильно интересен, как, впрочем, и теперешний Маркус Миллер. У нас с Вами просто разные вкусы, и для меня большие имена из живущих - это Сонни Роллинз, Дэйв Холланд, Маккой Тайнер, но никак не Дайана Кролл… И, кроме того, г-н А. Беляев, если уж Вы решили стать летописцем нашего фестиваля, то мне придется опровергнуть некоторые Ваши утверждения: все у нас начиналось отнюдь не со студенческих ансамблей, а с мало похожих на студентов "Джаз-бас Театра Алекса Ростоцкого", Сергея Манукяна, Энвера Измайлова, Владимира Данилина, трио "Тригон" и т.д. А, как Вы пишете, неизменно фигурировавший на фестивале коньячный спонсор, на самом деле уже лет 5 как у нас нигде не фигурирует. Все те же пассажи про алкогольного спонсора, про Маркуса Миллера и Дайану Кролл, повторяются и в другой статье, опубликованной в "Новых Известиях" под именем Н. Адлер, только с уточнением, что "в этом году в связи с отменой алкогольного спонсора на мероприятие стали пускать малолеток. И дети в одной компании с большими дядями и их блестящими инструментами вели себя хорошо - бегали, плясали…". Должен заметить, что детей мы все прошедшие годы бесплатно пускали, как, впрочем, и пенсионеров, независимо от алкогольной составляющей.
Как-то начинает складываться впечатление, что г-да А. Беляев и Н. Адлер - близнецы-братья. Но в "Новых Известиях" еще говорится о "Селио де Карвалью, приглашенном постучать на бонгах"!!! На самом деле - на конгах. (Бонги - это такие небольшие барабанчики, а конги - здоровенные). И о Дэйве Кикоски, "которого заокеанские критики лестно сравнивают с Оскаром Питерсеном". Я Вас умоляю, г-н Адлер, покажите мне этого критика! Он или глухой от рождения, или никогда не слышал Питерсона.
В общем, коллеги, попробуйте тщательней готовить свои публикации!
Бесконечно мною уважаемый Дмитрий Ухов, один из самых авторитетных музыкальных журналистов, из года в год высказывает претензии, что на нашем фестивале маловато европейского джаза и этно-проектов, а звучит преимущественно "мейнстрим". Интересно, что он сам же себе и отвечает в публикации в "Ведомостях": "IX фестиваль в “Эрмитаже” особенно убедительно продемонстрировал: наш джаз в Старом Свете представляет не разновидность джаза европейского, а родину джаза…"
Да и я должен сознаться в страшном грехе: мне не сильно нравится скандинавский и французский джаз. И, кроме того, хорошо известно, что процентов 70 любителей джаза во всем мире отдают предпочтение "мейнстриму", а наш фестиваль - мероприятие массовое: за три дня к нам приходит от 7 до 10 тысяч слушателей. Зачем же их разочаровывать? Еще были сетования на то, что на 9-м фестивале большинство ансамблей были классическими по составу: труба, саксофон и ритм-секция, а электрогитара была лишь у трио Stekpanna. Приходится предположить, что Дмитрий Петрович с кем-то беседовал во время выступлений ансамблей Анны Бутурлиной и Jazz Dance Orchestra, т.к. не заметил игравших там гитаристов Алексея Кузнецова и Ивана Рахманова. Но это, так, мелочи.
Теперь несколько слов о том, зачем я все это вот уже лет десять делаю, сначала в клубах, а затем на фестивалях. Я никогда не ставил своей задачей превратить сцену фестиваля в прокатную площадку для американских и европейских гастролеров. Я не собираюсь ни с кем соревноваться в том, что касается звездности приглашаемых из-за рубежа музыкантов. Хотя вряд ли кто-то может сказать, что в нашем фестивале участвовали слабые или непрофессиональные зарубежные исполнители. Достаточно перечислить тех, кто побывал у нас за прошедшие годы: Рон Блэйк, Гэри Бартц, Эдди Хендерсон, Рэнди Бреккер, Билл Эванс, Джеймс Сполдинг, Деннис Роуланд, Густаво Бергалли, Дебора Браун, Лу Табакин, Тони Лакатош, Донни Макказлин, Алекс Сипягин, Дэйв Кикоски, Ким Назарян, Джей Эшби, Гэри Томас… Уверяю вас, эти музыканты не затеряются ни на одном международном фестивале. А у нас они выполняют роль приманки для тех слушателей, которые продолжают свято верить, что настоящий джаз есть только в США. Я пытаюсь доступными мне средствами разубедить их, объединяя знаменитых американских музыкантов с нашими исполнителями. И многие из посетителей фестиваля после выступлений таких смешанных ансамблей начинают понимать, что наш Яков Окунь или Лев Кушнир - звезды не меньшего масштаба, чем американцы Лу Табакин, Эдди Хендерсон или Гэри Томас. А от выступления Владимира Данилина, как на фестивале, так и на джемах, приходили в полный восторг и Лу Табакин, и Гэри Бартц, и Гэри Томас с Тони Лакатошем.
Я ведь, друзья, здесь в России живу, и меня в первую очередь заботит положение джаза в нашей стране. Для этого я занимаюсь созданием клубов, организацией концертов и фестивалей, а в последние годы вместе с Кириллом Мошковым консультирую фонд "Открытый мир", благодаря которому на родине джаза побывало уже больше полусотни наших молодых джазменов. И мне немного обидно, что практически никто из пишущих о фестивале журналистов не обратил внимание на то, сколько талантливой молодежи за эти годы появилось и широко заявило о себе именно на нашем фестивале: тут и Анна Бутурлина, и Анна Королева, и Виталий Головнев, и Сергей Головня, и Владимир Нестеренко, и Алексей Круглов… А прошедший 9-й фестиваль был каким-то особенно урожайным в этом смысле: давайте хотя бы просто перечислим его молодых участников: практически весь квинтет братьев Текучевых, Сергей Васильев в квартете итальянца Роберто Магриса, весь квинтет Алексея Круглова, включая Олега Грымова, Андрей Дудченко, Дмитрий Мосьпан, Анна Клесун, почти весь Jazz Dance Orchestra, Артем Ковальчук, ритм-секция квинтета Александра Осейчука. Это ведь добрая половина участников фестиваля. И многие из них приобрели неоценимый опыт, играя в ансамблях с уже прославленными зарубежными музыкантами. А вот что написал мне, вернувшись с нашего фестиваля, итальянский пианист, композитор и преподаватель Роберто Магрис: "Я вернулся в Италию с убеждением, что джаз сейчас на подъеме в России и у вас полно замечательных исполнителей. Я увидел много ансамблей и музыкантов, особенно меня поразила ваша молодежь, играющая джаз на очень высоком уровне. Некоторые из них настолько хороши, что, на мой взгляд, могли бы с легкостью занять престижное место на международной джазовой сцене. Особенно меня поразили ваши саксофонисты и пианисты, многих из которых я затем услышал на джеме в клубе. Я никогда не мог даже представить себе, что я увижу и услышу в России сразу столько молодых талантов в одном месте. Моя глубочайшая признательность российскому джазу и вашему фестивалю!". А вот слова из письма уже много что повидавшего и у нас и в США блестящего контрабасиста Виктора Двоскина: "Миша, хочу выразить восхищение замечательным фестивалем! Честно говоря, не ожидал ничего подобного…".
И последнее. Уважаемые рецензенты, не халтурьте, пожалуйста! Ходите на все дни фестиваля, а если уж не получается, то пишите о том, что сами видели и слышали.
Иначе вы подставляетесь, как все тот же г-н Беляев, упомянувший в рецензии игравшего с Виталием Головневым Игоря Бутмана, который в силу обстоятельств на фестивале не появился. И вообще, попробуйте заняться организацией собственных фестивалей, как это в свое время сделал Дмитрий Ухов, создав "Альтернативу", или мы с Алексом Ростоцким, организовав в 1998 году фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж", ведь у каждого из вас, судя по вашим рецензиям, есть готовая концепция. Дело за малым!

Михаил Грин,
генеральный продюсер и арт-директор
ММФ "Джаз в саду Эрмитаж"

А в это время
за бугром...
Мэйнард Фергюсон (фото: Джо Джилл, AP)23 августа в Вентуре (Калифорния) на 79-м году жизни умер после тяжелой болезни известный трубач и бэндлидер Мэйнард Фергюсон. Музыкант оказался в больнице после того, как вернулся из Нью-Йорка после нескольких аншлаговых концертов в клубе Blue Note в июле, а также после записи нового альбома трубача и его Big Bop Nouveau в студии Bennett в Инглвуде (Нью-Джерси). В больнице у него выявили инфекционное заболевание брюшной полости, которое врачам не удалось остановить, и буквально через три дня после госпитализации музыкант скончался.
Мэйнард Фергюсон родился 4 мая 1928 г. в Монреале (Канада) и уже в 13-летнем возрасте выступал в качестве солиста-трубача с оркестром Канадского радио. В начале 40-х он переиграл со всеми тогдашними знаменитыми оркестрами (Каунта Бэйси, Дюка Эллингтона, Чарли Бернеттом, Джимми Дорси, Стэном Кентоном, Диззи Гиллеспи) и в 1945 г. уже выступал с собственным биг-бэндом. В его дискографии - свыше 60 полнометражных альбомов и одна номинация на премию Grammy - за тему "Gonna Fly Now" из саундтрека фильма "Рокки", вошедшую в 1978 г. в исполнении его оркестра в десятку самых популярных синглов поп-музыки. Его оркестр, игравший множество аранжировок популярных мелодий своей эпохи (включая знаменитые версии битловской "Hey Jude" и "Country Road" Джеймса Тейлора), был одним из самых популярных биг-бэндов 70-х. Сам Фергюсон как трубач был известен страстью к чрезвычайно высоким нотам, извлекать которые был большим мастером. В 2005 г. по совокупности заслуг перед канадской культурой Фергюсон получил из рук генерал-губернатора Канады Эдриенны Кларксон (У Бинчжи) высшую канадскую гражданскую награду - Орден Канады.
Телевидение
Джазовые концерты на телеканале "Культура"
2 сентября 00:45 -"Стефан Граппелли на джазовом фестивале в Варшаве".
Фрагмент выступления трио легендарного французского джазового скрипача Стефана Граппелли на фестивале "Джаз Джембори" в Варшаве в 1991 году.
3 сентября 00:40 - Фестиваль джаза. "Джаз от народных артистов". В концерте принимают участие: Анатолий Кролл и его квартет; ансамбль "Игорь Бриль + 5"; Валерий Пономарев (труба, США).
9 сентября 00:20 -"Концерт трио Мишеля Петруччиани". Фрагмент концерта трио французского пианиста Мишеля Петруччиани, состоявшегося в Штутгарте в 1998 году.
10 сентября 00:40 - Фестиваль джаза. "Российские звезды мирового джаза". Принимают участие: Уральский диксиленд Игоря Бурко, оркестр "Академик-бэнд" под управлением Анатолия Кролла, Валерий Гроховский (фортепиано, США), группа "Jazz de Moscou", Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема под управлением Георгия Гараняна.
Радио

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. В связи с выходом "Радио России" в FM диапазон (частота 97,6 в Москве, с 10 апреля) изменилась сетка вещания. Программа Михаила Митропольского "Бесконечное приближение" выходит в эфир в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
2 сентября в рубрике "Голос" продолжается исследование возможностей голоса посредством хоров разного типа, как-то: хор детский, хор смешанный баптистский, разные хоры у Дюка Эллингтона, хор Болгарский мужской у Фолленвайдера и хор Валерия Полянского в музыке Шнитке.
9 сентября - очередная "Импровизация" автора, исходящая из деятельности Джона Вольфа Бреннана вне PAGO LIBRE, плавно переходящая к квартету Singers Unlimited, а затем через Боба Дороу (B.Dorough) к последнему концерту Майлса Дэйвиса
16 сентября вновь в рубрике "Лица необщее выраженье" Владимир Чекасин и Владимир Тарасов в свободном полете вне трио Вячеслава Ганелина.

Подкаст "Слушать здесь":
30.08.06 - #80: Анна Филипьева комментирует "Баркаролу" П.И.Чайковского в аранжировке саксофониста Николая Панова с альбома "Jazz Gallery" (Panov Music Productions, 1995).
28.08.06 - #79: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Blues March" с альбома "1958 Paris Olympia" ансамбля Art Blakey Jazz Messengers (Universal, 1959/2001).
26.08.06 - #78: специальный гость - трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) - комментирует пьесу "Le Dernier Combat" с альбома "Outer Space/Inner Space" диджейской группы Flanger (Ninja Tune, 2001).

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Милен Панайотов,
Никита Духовников,
Михаил Грин,
Александра Дебрянская,
Армен Манукян,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
AP

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
Милен Панайотов,
Джо Джилл,
архив портала "Джаз.Ру"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0