| Так сложилось - как говорят в
        журналистике, "возникла такая редакционная
        традиция" - что открывающие каждый номер
        "Полного джаза" колонки под рубрикой
        "Слово к читателям" всегда были как бы
        безличными. Условно, конечно: мало-мальски
        любопытному читателю достаточно было протянуть
        scrollbar (или, при наличии, прокрутить колесо мышки) в
        самый низ первой страницы каждого номера, чтобы
        обнаружить, кто же пишет эти редакционные
        колонки. Однако время от времени рамки
        безличности становятся слишком узкими. Вот как
        сегодня. Мы и раньше получали (в письмах, в сообщениях
        форума "Разговоры о джазе"...) разнообразные
        отклики читателей на те ли иные материалы
        "Полного джаза", в том числе и на
        редакционные колонки. Надо сказать, что "Слово
        к читателям" почти всегда сознательно
        провокативно, заострено - в том числе и чтобы
        вызвать реакцию, завязать дискуссию. Какие-то
        дискуссии прошумели и угасли в форуме, какие-то -
        в личной переписке редактора с читателями. Но
        полученное нами после выхода #40-99 послание просто
        не могло не быть опубликовано и, следовательно,
        послужить основой дискуссии (может быть -
        краткой) прямо на страницах журнала. (Напомним,
        речь в передовице #40 шла о том, что автор - он же
        редактор "Полного джаза" - временами
        ощущает, что журналистская обязанность слушать
        предмет изучения - джаз, в нашем случае - с
        профессиональной, ремесленной точки зрения
        зачастую приводит к потере цельности восприятия,
        к тому, что любое произведение воспринимается
        как объект в ряду подобных, а не как откровение,
        открытие - не как искусство, в конце концов). Дело
        даже не в том, что послание это написано
        патриархом, корифеем отечественного Джазознания
        - Леонидом Борисовичем Переверзевым
        (приветствовать которого в Сети мы считаем
        высокой честью). Дело в исключительной глубине,
        содержательности его. Вот оно.
   
          
            | Слово к читателям в 40 номере меня
            заинтриговало. Я никогда не был (и не считал себя)
            "профессионалом" джазовой
            критики/эссеистики/историографии/промоции и
            проч. Потому и никакой
            "профессионально/потребительской"
            раздвоенности у меня не возникало и, признаться,
            сама мысль о ней не приходила в голову. Я всегда
            оставался "чистым потребителем", причем
            даже не эстетическим, а сугубо практическим и
            утилитарным - джаз был воздухом, водой, хлебом для
            моей души, и (если угодно) ее возлюбленным. Состояние, переживаемое мной при слушании джаза
            (в мои отроческо-юношеские годы это требовало
            огромных усилий по добыванию
            материально-технического к нему доступа) было
            столь непохожим ни на что иное (включая
            классическую музыку, в которой я воспитывался и в
            детстве обучался и любил), что я просто должен был
            понять: в чем же здесь причина, и что это такое, и
            почему другие того же не только не чувствуют, но
            категорически отвергают, поносят и ненавидят.
 Большим счастьем было встретить еще двух-трех
            страстных любителей джаза (ставших самыми
            близкими моими друзьями), и тогда я стал думать:
            что же это за тип людей, которых джаз так к себе
            влечет? И ставит их в какое-то положения
            обособленного меньшинства среди всех остальных?
            Психологически и социально мои ближайшие
            джазовые друзья были на меня совсем непохожи, и
            хрестоматийного инфантильно-невротического
            синдрома (Margolis) и underdog'ского самочувствия (Merriam &
            Mack) отнюдь не проявляли. Кое-что я, как будто, со
            временем для себя прояснил, но сейчас речь не об
            этом (хотя в целом вопрос остается).
 Интерес к природе, истории и теории джаза возник
            у меня как потребность самому себе ответить на
            мучившие меня личные вопросы, но потом я
            обнаружил: приобретая какие-то элементарные
            сведения хотя бы о жаргоне джазменов (первая
            книга, мною прочитанная - Swing That Music Армстронга, и
            там было поясняющее приложение Герлаха),
            начинаешь внимательнее вслушиваться в звучание
            джаза, находить там какие-то характерные
            паттерны, сравнивать их между собой, выявлять
            специфические оттенки у разных музыкантов и т.д.
            Едва это обнаружив, я с энтузиазмом стал делиться
            своими открытиями с окружающими, ибо мне
            хотелось, чтобы они это тоже прочувствовали
            (очень уж тяжело было так долго оставаться в
            одиночестве). Писать об этом (самому себе) я стал
            потому, что не так уж много людей было готово меня
            слушать, а высказаться хотелось и распирало
            изнутри.
 Когда позже меня просили написать о концерте
            какого-нибудь редкого гастролера или
            отечественного "эстрадного ансамбля", я
            соглашался лишь в том случае, если мог обнаружить
            там хоть что-то пара-джазовое. То есть на концерт
            я шел (благо журналы давали бесплатный билет или
            контрамарку), но иногда через пять минут уже
            уходил и коли журналу нужно было до зарезу - писал
            пару абзацев под псевдонимом. Потом стал
            практиковать слушание первого отделения из зала
            (как "слушатель"), а второго - из за кулис, но
            не как "критик", а как (пусть невольный)
            соучастник. Оттуда сразу отождествляешься с
            музыкантом как мастеровым и гораздо лучше видишь
            (слышишь), что он задумал сделать, как старается
            осуществить, есть ли у него раппорт с публикой,
            что у него получилось, а что нет.
 Но и при всем том
            "профессионально/потребительского"
            разделения у меня никогда не было. Еще раз
            повторю - скорее всего потому, что
            профессиональных (в высоком смысле) задач я себе
            не ставил, да и у музыкантов профессионализма
            тогда было не так уж много.
 Сейчас музыкальный профессионализм в джазе (во
            всяком случае - "технический") вырос
            многократно, соответственно должна
            подтягиваться и критика. Наверное, тут неизбежны
            какие-то коллизии вроде описанной в Слове...
            (подозреваю, что вылезут и другие). Кстати, ведь в
            ученой (европейско-академической) критике это
            произошло уже лет полтораста тому назад.
 Одним из моих любимых коньков (когда я еще этими
            темами занимался) были (вслед за Фезером)
            рассуждения о том, что полувековая эволюция
            джаза в "стадиально-стилистическом" плане
            повторяет (моделирует собой)
            полуторатысячелетнее развитие западной музыки.
            По-видимому, то же можно теперь сказать и о
            развитии джазовой критики, откуда сама собой
            возникает проблема самосознания джаза и его
            теперешнего места среди других современных
            "музык".
 Вообще-то всю эту чепуху можно было бы послать
            куда подальше, но вот Слово к читателям
            заставляет подозревать, что рано или поздно она
            все равно о себе как-то заявит.
 
              Леонид Переверзев | И ведь заявляет! Конечно, невозможно
        набраться наглости и заявить что-то вроде "я -
        профессионал". Профессионалы в музыке, как
        правило, если и занимаются ее анализом, то вполне
        невербально - то есть, анализируя услышанное,
        синтезируют новую сущность, новую музыку. Не
        претендуя на "профессионализм в музыке",
        можно претендовать лишь на узкоспециальное
        понимание "профессионального подхода к
        слушанию музыки" - понимание сугубо
        утилитарное, когда слушание музыки превращается
        в ремесло, в профессию. Здесь-то и ждет эта
        каверзная трансформация - утрата свежего,
        непосредственного взгляда на музыку. Точнее - не
        взгляда, а, с позволения сказать, "вслуха".
        Конечно, это не общее явление - тем печальнее
        сознавать, что есть, есть счастливые люди (как
        уважаемый Леонид Борисович), которые слушают эту
        музыку всерьез, глубоко, проникая в суть ее, но
        слыша ее словно в первый раз - свежим,
        цельнослышащим ухом. Ну, то есть, двумя. А вот ты
        не можешь - неужто и впрямь разучился?
        Заставляешь себя. Хорошо, если музыканты хороши,
        но мы же помним, что именно состоит из одних
        перлов! А скучно, равнодушно или, не дай Бог,
        некачественно сыгранная музыка - заставляй себя,
        не заставляй - все равно бьет по ушам, перевешивая
        твои усилия, как бы ухмыляясь: вот, вот, вот как
        все плохо! Увы, такой - скучной и некачественной -
        музыки становится все больше, параллельно
        увеличению количества рабочих мест для
        музыкантов в общепите. То есть в самих-то кабаках
        ее всегда хватало, просто общепитовский подход,
        увы, проникает в музыку, коррозирует ее, тем более
        что профессиональные исполнительские критерии у
        нас сами знаете на какой высоте. Можно с
        уверенностью заявлять, что циничных лабухов
        всегда было много, и часть их цинично лезла в
        искусство, рассматривая все свои ангажементы
        только как "еще одну халтурку" - все равно,
        играть ли песенки, стандартики или же чью-то
        авторскую музыку. Автор, может, ночей недосыпал
        над своим, как теперь принято говорить, проектом
        (или, как ничтоже сумняшеся пишут молодые
        репортерки, проЭктом), а нанятые им для
        исполнения циничные лабухи стоят со скучными
        мордами и... играют. У рокеров есть такое хорошее
        слово - "поливают". Техничный, отвечающий
        стандартам и ориентирам "полив" всегда
        востребован, и вот десятки грамотных, ремесленно
        натренированных "поливальщиков" полируют
        грифы, клавиши и клапаны, в то время как еще более
        обширный подвид лабухов, не дотягивающих до
        высокополивальных стандартов, просто жмет на что
        попало, натужно эксплуатируя все три с половиной
        своих штампа и оба наработанных шаблона. С автором сих строк неоднократно, увы, случалась
        в последние несколько лет коллизия - автор, по
        репортерской обязанности слушая некоторые
        концерты, незаметно (а может, и заметно, не дай
        Бог) засыпал в джазовых клубах или в концертных
        залах. Под шумок, так сказать... Это вроде бы еще не
        старческое - куда как рановато! Причем, никакого
        противопоставления быть не может - наши, мол,
        барахло, а вот "они" разительно лучше. Да
        ерунда. Никогда не спалось автору так сладко, как
        на выступлениях некоторых гастролеров (не будем
        по именам).
 Что следует из вышенаписанного? Увы, а точнее -
        ура, автор готов с радостью присоединиться к
        Л.Б.Переверзеву в том, что тоже (нам нравится это
        нахально-молодежное "тоже"!) не считает себя
        каким бы то ни было "профессионалом"
        джазовой критики. Больше того, автор
        неоднократно декларировал и теперь во
        всеуслышание декларирует вновь, что не может и не
        хочет быть "критиком", так как не имеет на то
        специального образования. Автор - журналист,
        репортер. Вот где зарыта собака! (не сочтите за
        пренебрежительное отношение к одноименному
        обозначению радикальных течений в джазе).
        Информировать -да. Анализировать - в доступной
        степени, и только в ней. По Сеньке, как известно, и
        шапка.
 В текущем номере можно найти сообщение
        президента американской Ассоциации джазовых
        журналистов - Ховарда Мандела - о публичной
        дискуссии по поводу джазовой журналистики в США.
        Так вот там очень четко проводится граница между
        тремя разными видами Джазописания: джазовой
        критикой, джазовой журналистикой и джазовой
        публицистикой (соответственно, jazz criticism, jazz journalism
        и jazz authorship). В соответствии с этой градацией,
        позвольте - еще одно отвратительное слово
        нынешнего, Бог знает уже которого по счету
        новояза - по-зи-ци-о-ни-ро-вать-ся: журналистика -
        да. Публицистика - не без опаски, желательно - в
        соответствии с правилами техники безопасности, а
        также "с привязным ремнем, шлемом, авиационной
        поддержкой" и под псевдонимом, потому как
        больно ответственно. Критика же - нет, не могим. Не
        учены-с.
 Это мы все к чему? Вероятнее всего, надо было
        просто свести тезис исходной статьи (то есть,
        простите, материала: статьи бывают в Уголовном
        кодексе, а журналисты пишут материалы) к смачному
        звукорежиссерскому термину "у меня
        замыливается ухо". Но это не так побуждало бы
        читателя к высказыванию собственного мнения. Тем
        более столь яркому высказыванию. В связи с чем у
        нас просьба к возможно более широким
        читательским массам: пожалуйста, не стесняйтесь
        того, что свое мнение уже высказал столь маститый
        Джазовед, как Л.Б.Переверзев. Сообщите, а как у вас
        дело обстоит? Анализируете ли вы джаз, когда
        слушаете его? Что превалирует в процессе вашего
        слушания - непосредственное радостное
        восприятие (опять-таки приведем английское
        соответствие, мысленно поежившись и всячески
        дистанцировавшись от грешащих этим действием
        молодежных журнальчиков: getting fun) или же
        "головной" анализ? Случалось ли вам заснуть
        на джазовом концерте от скуки? Бывает ли джаз
        скучным? Ну, а те, кто смогут дать развернутые
        ответы на эти скромные вопросы, наверное, смогут
        в том же письме написать еще, в чем смысл жизни и
        есть ли жизнь на Марсе...
 |