ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
        ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 21 (123) - 28 июня 2001 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковПрежде, чем мы перейдем к делу - а дел у нас сегодня, несмотря на летнее время, довольно много - напомню: "Полный джаз", как обычно в июле, уходит в полный отпуск. Следующий выпуск выйдет 1 августа. Тем, кто еще будет отдыхать - счастливого отпуска; тем, кто уже отдохнул - удачной работы. В любом случае - к делу!
Как это было
в Москве
22 июня в Мосбизнесцентре прошла презентация нового биг-бэнда, который создал в Москве на свои деньги бизнесмен Виктор Лившиц. На презентации побывал председатель Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов, и вот что он услышал и увидел...>>>>
Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем одного из самых значительных людей в джазовой истории. Но он не музыкант: историю музыки делают не только музыканты. Он - продюсер. Один из наиболее значимых продюсеров в джазовой истории. Его имя - Джордж Авакян.
Ныне 82-летний, Авакян родился в 1923 г. в армянской семье на юге России, в Армавире, и ребенком был вывезен в Америку. В 1937-м, 17-летним подростком, он уже писал о джазе в газеты. Закончив Йельский университет, Вторую мировую он провел в армии, но к тому времени уже имел опыт продюсера.
Именно 20-летний Авакян в 1940 г. спродюсировал для лейбла Decca первый в истории джазовый альбом - "Chicago Jazz", серию пластинок на 78 об/мин, упакованных в одну коробку и снабженных специальной статьей с примечаниями. Именно он в том же 1940-м запустил на лейбле Columbia первую в истории серию альбомов с переизданиями лучших записей короткой тогда джазовой истории - "Hot Jazz Classics" (эта серия дожила до появления на рубеже 40-х - 50-х формата LP, долгоиграющих пластинок на 33,3 об/мин, которые переняли название "альбом"). Вернувшись на "Коламбию" после службы в армии в 1946 г., он спродюсировал для лейбла массу значительных пластинок и возглавил ее поп- и джазовое отделение. Именно им сделаны эпохальные альбомы - "Louis Arstrong Plays W.C.Handy" и "Duke Ellington At Newport", которые вернули популярность временно забытым публикой Армстронгу и Эллингтону. И именно Авакян привел на "Коламбию" Майлса Дэйвиса, придав новый толчок популярности легендарного трубача.
С 1959 по 1962-й Джордж работал на Warner Brothers, приведя компанию к процветанию (причем занимался он здесь тоже не только джазом - в частности, именно он подписал контракт с юными рок-н-рольщиками Everly Brothers).
В 62-м Авакян присоединился к RCA Victor, где продюсировал трубача Ала Хирта, саксофониста Пола Десмонда и одного из величайших музыкантов эпохи - саксофониста Сонни Роллинза.
C 1963 г. он больше не работал на крупные компании, продюсируюя для них отдельные альбомы и выпуская записи также на небольших независимых лейблах. Эту работу он не прекращает и до сих пор...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Завершился фестиваль "Джазовая Провинция-2001". Последняя часть его маршрута пролегала по Волге, где многообразные участники фестиваля - и американцы, и россияне - продолжали заполнять лакуны на джазовой карте Родины, посещая города, где джаз есть, и города, где джаза нет или не было. Завершающая, третья часть репортажа Михаила Митропольского с "Провинции" (см. части первую и вторую) рассказывает о концертах в Самаре, Тольятти и Ульяновске...>>>>

Еще один материал - из Сибири: в Новосибирске прошел первый в истории столицы сибирского джаза фестиваль на открытом воздухе. Сибирь - не совсем то место, где ожидаешь услышать джаз под открытым небом (вспоминается растиражированная история Валерия Пономарева про концерт в жарком и набитом публикой кафе, за стеклянной стеной которого было --40 и ходили люди в меховых шапках), однако факт есть факт - хотя в Сибири, как выяснилось, на пляже музыку слушает не совсем филармоническая публика, фестиваль состоялся...>>>> 

Что намечается:
московские анонсы
Майкл Бреккер5 и 6 июля в Центральном Доме кинематографистов пройдет VI Московский международный джаз-фестиваль памяти Уиллиса Коновера. В нем примут участие следующие музыканты:
5 июля: Алексей Козлов и "Арсенал", ансамбль Игоря Бриля, ансамбль Давида Голощекина, Герман Лукьянов и "Каданс Миллениум", Александр Осейчук и "Зеленая Волна", Michael Brecker Quartet (Майкл Бреккер - тенор-саксофон, Джои Кальдераццо - фортепиано, Крис Мин Доки - контрабас, Джефф "Тэйн" Уоттс - барабаны).
6 июля: Jazztet (Университет штата Джорджия, США); молодые московские музыканты - Алексей Круглов, Хритстина Кузнецова, октет Валерия Мелехина, Владимир Нестеренко, Антон Румянцев, Константин Сафьянов и Евгений Лебедев, Алексей Чернаков; дуэт Майкл Бреккер - Джои Кальдераццо (США).
Начало обоих концертов в 19.00. Адрес ЦДК: Васильевская ул., 13 (м. "Маяковская", "Белорусская"). Справки по тел.: 953-1725, 951-3088. Билеты продаются в кассе ЦДК (стоимость - от 300 до 1000 р.)
Кроме того, 6 июля в 23.00 в клубе "Форте" состоится большой фестивальный джем-сешн, в котором будет участвовать и главный хэдлайнер фестиваля - саксофонист Майкл Бреккер.
Майкл Бреккер (р. 29 марта 1949 в Филадельфии) - один из самых влиятельных (наряду с Уэйном Шортером) тенор-саксофонистов современности и уж точно самый широко известный для неджазовой аудитории: еще бы, его саксофон звучит на пластинках Джона Леннона, Aerosmith, Майкла Болтона, The Carpenters, Лу Рида, Пола Саймона, Фрэнка Синатры, Брюса Спрингстина, Эрика Клэптона, Dire Straits, Everything But The Girl, Арта Гарфанкела, Фрэнка Заппы, Билли Джоэла, Ареты Фрэнклин, Элтона Джона, Parliament, Ринго Старра, Steely Dan и других - что звучит почти как энциклопедия всего лучшего в мировой рок- и поп-музыке; и это не считая участия в записях десятков ведущих музыкантов современного джаза и smooth jazz! Пожалуй, как сайдмен Майкл Бреккер не знает себе равных в истории современной музыки. Но при этом он еще и один из самых значительных солистов, настоящая джазовая звезда первой величины, обладатель семи премий "Грэмми" (с 1988 по 1996, включая "Лучшее джазовое исполнение" в 96-м за великолепный альбом "Tales From The Hudson").
Кстати, свою сольную карьеру он начал довольно поздно. С тех пор, как он переехал в Нью-Йорк в 1969 г., он успел побывать членом нескольких джаз-роковых групп - Dreams, Steps (позднее Steps Ahead), группы барабанщика Билли Кобэма, но самой значительной была группа Brecker Brothers, ориентированная на мощный и хитроумный фанк-фьюжн - ей Майкл руководил вместе со своим братом, трубачом Рэнди Бреккером, уже выступавшим в Москве в сентябре 1999 г. (см. "Полный джаз" # 35-1999 45/randy.htm). Группа существовала на протяжении почти всех 70-х и затем была на некоторое время восстановлена в середине 90-х. Но напрасно думать, что Бреккер концентрировался исключительно на фьюжн: еще в 1973-74 гг. он играл, скажем, в ансамбле Хораса Силвера. Что же до сольной работы, то первый свой значительный сольный альбом, "Michael Brecker", он выпустил только в 1986 г., когда ему было уже 37. С того самого момента он и приобрел свое нынешнее влияние на тысячи молодых саксофонистов, которые раньше могли восхищаться только его соло на альбомах других (причем вовсе не обязательно джазовых) музыкантов. Влияние это было поддержано пятью последовавшими сольными альбомами, почти равными по силе и качеству; пять из шести альбомов Бреккера после 1986 г. выходили на Impulse!, и только один - необычный по составу и непривычный по почти-колтрейновскому напору "Time Is fo the Essence", в записи которого принимали участие такие суперзвезды, как гитарист Пэт Мэтини и барабанщик Элвин Джонс - на Polygram. Сотрудничество Бреккера с этим концерном продолжилось только что (19 июня) вышедшим на входящим в него лейбле Verve очередным сольным альбомом "The Nearness Of You: The Ballad Book", где вместе с Бреккером играют пианист Хэрби Хэнкок, гитарист Пэт Мэтини, басист Чарли Хэйден, барабанщик Чарли Хэйден и специальный гость - вокалист Джеймс Тэйлор.
В Москве Бреккер выступит со своим гастрольным квартетом, в состав которого входит его постоянный партнер, пианист Джои Кальдераццо, а также живущий в Нью-Йорке басист из Копенгагена (сложного датско-вьетнамского происхождения) Крис Мин Доки и один из лучших барабанщиков современного джаза Джефф "Тэйн" Уоттс.

3 и 11 июля в "Ле Клубе" выступит с двумя разными проектами контрабасист Юрий Голубев. 3 июля будет играть трио: Вадим Сержанов (фортепиано), Юрий Голубев (контрабас) и Дмитрий Власенко (барабаны). Музыканты представят программу "Tribute to Bill Evans". 11 июля Голубев представляет премьеру своей новой партитуры "Visions" для струнного трио и джазового квартета (три музыканта из оркестра Юрия Башмета, где в своей классической ипостаси работает и Голубев, плюс сам автор и плюс Игорь Бутман на саксофонах, Антон Баронин на фортепиано и Эдуард Зизак на барабанах).

Чтение
Грядущий VI ММДФ, как мы видим выше, будет посвящен памяти Уиллиса Коновера (1920-1996). Наверное, в бывшем СССР мало найдется любителей джаза, которым надо объяснять, кто это такой - ну, кроме разве что совсем молодого поколения. Этот человек писал статьи, на протяжении 10 лет вел концерты Ньюпортского джазового фестиваля, был председателем джазового сектора Национального фонда искусств США, но главным было то, что более сорока лет - с 1955 до 1996 года - он вел джазовую программу на радиостанции "Голос Америки". Практически неизвестный в США, для всего остального мира он был олицетворением американского джаза и главным пророком этой музыки. Спросите практически любого отечественного джазового музыканта старше тридцати лет: для абсолютного большинства джаз начался с Коновера. Достаточно ознакомиться с фрагментом из книги саксофониста Алексея Козлова "Козел на саксе", где он описывает влияние Коновера на свое поколение музыкантов и слушателей.
Мы же сегодня читаем воспоминания о Коновере, написанные патриархом отечественного джазоведения Леонидом Переверзевым...>>>>
А в это время 
за бугром...
Уиллис Коновер незадолго до смертиЗаписи Уиллиса Коновера переезжают в Национальный архив США: больше они не будут храниться в грязном подвале "Голоса Америки".
С 1955 года и до своей смерти в 1996 г. Уиллис Коновер записал для "Голоса Америки" около тридцати тысяч программ. Он не был штатным сотрудником VOA, работая по контракту, и после его смерти права на эти записи долго оспаривались.
Когда я начал писать биографию Коновера (1999; автор продолжает работать над книгой и сейчас - ред.), мне было просто необходимо послушать некоторые записи, однако VOA не допустило меня к ним. Однако я получил возможность ознакомиться с монтажными листами программ и копиями некоторых записей, хранившимися в тех же ящиках, что и личный архив Коновера, депонированный в Университете северного Техаса. Таким образом мне удалось услышать интервью, взятые Коновером у Армстронга, Эллингтона, Бада Пауэлла, Билли Холидей, Бенни Гудмена, Стэна Кентона, Билла Эванса и других. Все они содержали информацию, которая была бы весьма полезна для историков джаза.
В ноябре 2000 г. мне позвонил Лес Уаффен, сотрудник Национального архива США. По поручению своей организации он обследовал коллекцию записей программ Коновера, хранящуюся на "Голосе Америки". Вот выдержки из его отчета об этом обследовании.
"Целью моего визита был установление размера и содержания коллекции, изучение условий хранения пленок, их нынешнего физического состояния и степени сохранности, а также выработка рекомендаций по надлежащему хранению, архивации и каталогизации коллекции... Пленки датируются 1959-1996 годами. Общее их число - около 21800. Общее состояние пленок, особенно тех, что датированы 1959-1980 годами, может быть оценено как промежуточное между "удовлетворительно" и "хорошо"."
Уаффен выяснил, что VOA не предприняло ничего для надлежащего хранения пленок. Они сложены в грязных и сырых подвальных помещениях "в хаотическом порядке". В настоящее время их переупаковывают и перевозят на хранение в Национальный архив США. Уаффен оценивает предстоящие расходы на надлежащее размещение и восстановление этих лент в полтора миллиона долларов.
Леонард Гармент, возглавляющий Фонд Уиллиса Коновера и отвечающий за его архивы, рассчитывает помочь Архиву собрать необходимые средства. Даже если ему в этом повезет и деньги будут найдены, на восстановление коллекции, ее перегон в цифровой формат и т.п. уйдут годы.
Теренс РипмастерЧто до меня, то мне придется в работе над биографией Коновера обойтись без слушания его аудиоархива. Однако, когда записи будут восстановлены, они окажутся очень полезны будущим исследователям.

Теренс Рипмастер

Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 26 июня)
  • Armstrong, Louis: Satchmo: A Musical Autobiography, Uptown/Universal 543822 
  • Armstrong, Louis: Legendary Satchmo, Prestige Elite 4010 
  • Bahn, Curtis: R!G, Emf Media 30 
  • Baker, Kenny: Starlit Hour, Flare UK 225 
  • Baker, Chet: Chet Baker Plays and Sings the Great Ballads, Madacy 1748 
  • BBC Big Band Orchestra: Best Music from the War Years, Madacy 44 
  • Bechet, Sidney: 1925-1941, Vol. 1, Neatwork 2001 
  • Bechet, Sidney: 1941-1947, Vol. 2, Neatwork 2002 
  • Beiderbecke, Bix: Bix Restored, Vol. 3, Original Jazz Library 7 
  • Ben-Hur, Roni: Anna's Dance, Reservoir 167 
  • Brecker, Randy: Hanging in the City, ESC 4902 
  • Carter, Ron: Pick 'Em/Super Strings, Milestone 47090 
  • Carter, James: JC on the Set - переиздание, DIW 875 
  • Clayton, Jay: Brooklyn 2000, Sunnyside 1096 
  • Crawley, Wilton: Showman Composer & Clarinetist, Jazz Oracle 8020 
  • Davis, Beryl: I Hear a Dream, Flare UK 224 
  • Davis, Miles: Ballads, Madacy 1749 
  • Evans, Bill [Piano]: Soul Insider, ESC 4901 
  • Florence, Bob: Another Side, Mama 1029 
  • Gandelman, Leo: Brazilian Soul - переиздание, Jazzeteria 20308 
  • Harris, Bill [1]: Ex-Hermanites - переиздание, VSOP 108 
  • Hart, Antonio: Ama Tu Sonrisa, Enja 9404 
  • Hawkins, Coleman: Alternative Takes, Vol. 1: 1935-1943, Neatwork 2007 
  • Henderson, Fletcher: Alternative Takes, Vol. 1: 1923-1925, Neatwork 2006 
  • Herman, Woody: Blowin' Up a Storm: The Columbia Years, 1945-1947, Sony 65646 
  • Hits of the 30's & 40's, Vol. 1 & 2, 4001 
  • Horvitz, Wayne: From a Window, Avant 80 
  • Indigenous People Unite: Unite, Jazzeteria 20307 
  • Java Men: Orbituary, Ear X-tacy 9619 
  • Jazz Latino: A Collection of Latin Inspirations, Chesky 212 
  • Jordan, Clifford: Mosaic, Milestone 47092 
  • Kenton, Stan: Live Hits & Rarities, Status 1041 
  • LeMel, Gary: Lost in Your Arms, Atlantic 83443 
  • Lunceford, Jimme: Lunceford Special: 1939-1940, Sony 65647 
  • Lytle, Johnny: Got That Feeling - переиздание, Milestone 47093 
  • McGarry, Kate: Show Me, Orchard 801054 
  • Millar, Duncan: Good to Go, Instinct 545 
  • Monet, Denine: Lady Bird, Orchard 801008 
  • Morton, Jelly Roll: Steady Roll, Catfish 192 
  • Mouzon, Alphonse: Live in Hollywood, Tenacious 9213 
  • Murray, David: Lovers - переиздание, DIW 814 
  • Nimmons, Phil: Sands of Time, Sackville 5008 
  • Page, Hot Lips: Jump For Joy! Sony 65631 
  • Princeton Triangle Jazz Band: Complete Recordings, Vintage Music Prod. 21 
  • Ranelin, Phil: Time Is Now! - переиздание, Hefty 32 
  • Reid, Steve: Dream Scapes, Eagle Music Group 70011 
  • Reser, Harry: Vol. 2, The Old Masters 128 
  • Roberts, Marcus: Cole After Midnight, Sony 69781 
  • Rosolino, Frank: Thinking About You - переиздание, Sackville 5007 
  • Russell, Pee Wee: Take Me to the Land of Jazz, ASV/Living Era 5391 
  • Sisto, Dick: End of Time, Ear X-tacy 9616 
  • Smith, Johnny "Hammond": Open House - переиздание, Milestone 47089 
  • Steinberg, Jeff: Friends & Heroes, Orchard 801041 
  • Sussman, Richard: Free Fall - переиздание, Double-Time 181 
  • Three Prime: ThreePrime, Fuzzy Music 9 
  • Timmons, Bobby: Quartets Orchestra, Milestone 47091 
  • Triff, Alfredo: 21 Broken Melodies at Once, Justin Time 1023 
  • Veasley, Gerald: On the Fast Track, Heads Up 3062 
  • Vignola, Frank: Blues for a Gypsy, Acoustic Disc 43 
  • Waldman, Randy: UnReel, Concord Jazz 4967 
  • Waller, Fats: Alternative Takes, Vol. 3: 1938-1941, Neatwork 2005 
  • Waller, Fats: Alternative Takes, Vol. 2: 1929-1938, Neatwork 2004 
  • Waller, Fats: Alternative Takes, Vol. 1: 1923-1929, Neatwork 2003 
  • Williams, Buster: Houdini, Sirocco Jazz Limited 1014 
  • Williams, James [Piano]: Meets the Saxophone Masters - переиздание, DIW 868 
  • Williams, Isaiah: Weathering the Storm, Orchard 801005 
  • Wolfe, Ben: Murray's Cadillac, Amosaya 22202 
Радио  

В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:

"Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
  • Четверг, 28 июня - круглые даты: Збигнев Сейферт, Кен Хайдер, Эролл Гарнер, Тони Скотт и др.
  • Вторник, 3 июля - Джордж Ширинг - "Снова в Бердлэнде" (2001)
  • Четверг, 5 июля - круглые даты июля: Сонни Кларк, Джон Клеммер (с Доном Эллисом), Чарли Уоттс, Билли Тейлор.
  • Вторник, 10 июля - круглые даты, вып.2 - Кенни Баррел, Альберт Айлер.
  • В течение лета в программе будут выходить монографические выпуски-сонгбуки - Теренс Бланшар "Джимми Макхью", We'll Have Manhattan - песни Роджерса и Харта, трибьюты Роберту Джонсону, Ивану Линсу, Бинг Кросби и друзья и т.д. и т.п.

ВНИМАНИЕ!!! На "Радио России" с 23 июня по субботам (18.10-19.00) начал выходить новый цикл "Без политики" - Дмитрий Ухов будет вести 10-минутный раздел джазовых новостей (прошедших на предыдущей неделе и предстоящих на следующей) и - соответственно - просит на время каникул "Полного джаза" сообщать ему все, что вы находите достойным внимания!

В ближайших выпусках программ Михаила Бутова "Джазовый лексикон", (Христианский церковно-общественный канал, 1116 КHz СВ, четверг, 19.30)

  • 28 июня - Нью-Йорк отражается в джазовых темах (Джо Завинул, Бобби Шорт, Билл Эванс, Хэрби Хэнкок, Жорж Орик).
    5 июля - Джазовые октеты ( Эллингтон-Хокинс, Юзеф Латиф, "Аллегро").
  • 12 июля - Round About Midnight ( Мэл Торме, Эрик Долфи, "Кронос квартет", Маккой Тайнер).
  • 19 июля - "Поминальник" (Владимир Резицкий, Раймонд Раубишко, Джек МакДафф, Стэнли Таррентайн).
  • 26 июля - "Песни" в названиях джазовых тем, а также известные песенные мотивы не из числа джазовых стандартов в джазовых обработках.
  • 2 августа - программа, посвященная дню рождения ее автора и ведущего Михаила Бутова.
  • 9 августа - "Птицы".

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Леонид Перезверзев,
Теренс Рипмастер,
Дмитрий Ухов
,
Антон Веселов, 
Михаил Митропольский,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
соб.инф.,
AMG

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Рязанцев,
Михаил Митропольский,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков