ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #16 (26) - 28 апреля 1999 г.
Слово
к читателям
Все-таки надо временами устраивать себе напоминания - в какой стране живешь и за что в этой самой стране не любят москвичей. Даже после кризиса Москва по сравнению со всей остальной Россией если и не напоминает Нью-Йорк в миниатюре, как иногда утверждается, то, во всяком случае, сильно отличается от всей остальной страны и по уровню жизни, и по ее темпу, насыщенности событиями, контактами и неожиданностями. В публикуемых ныне в дружественном нам "Jazz-квадрате" мемуарах вильнюсского барабанщика Владимира Тарасова впечатлил пассаж - мол, один день в Нью-Йорке вмещает столько всего, что в Европе на то же самое понадобилась бы неделя, а в СССР - год. Это г-н Тарасов пишет о середине 80-х. Так вот если для Москвы сие уже давно не верно (субъективно Москва приближается к европейским показателям), то для России-матушки - суровая истина. Понятное дело, телевидение, Интернет и прочие буржуазные штучки несколько разбавили чистоту этого событийного вакуума. И все равно - пустыня. Вот на нашем редакционном столе лежит буклет новокузнецкого джазового фестиваля (репортаж с которого см. ниже). Часть буклета занимает полный список мероприятий (кроме регулярных выступлений местных музыкантов), проведенных новокузнецким джаз-клубом за весь минувший год. Их, мероприятий, за год было восемь. То есть одно в сорок пять дней. И это не потому, что джаз-клуб такой ленивый: как раз новокузнецкий джаз-клуб - один из самых активных в стране, а его руководитель Анатолий Берестов заслуживает памятника за свое подвижничество. Просто таков ритм жизни вне Москвы. Это еще хороший вариант! Новокузнецк ведь - даже не областной город. Областной город в тех краях - Кемерово, город крупный, что называется - развитой промышленный центр. Там - тишина. Не нашлось своего Берестова, энтузиаста, который стал бы катализатором и электродом местной джазовой жизни - ее, джазовой жизни, и нет. Нет, и все. Музыканты, какие в Кемерово есть, либо спиваются, либо уезжают (как, например, басист Сергей Шуранов, перебравшийся в Москву; более давний пример - трубач Вячеслав Гайворонский, сбежавший из Кемерово в конце 70-х в Ленинград). А жизни джазовой нет, при том, что население Новокузнецка вряд ли по своим эстетическим запросам сильно отличается от Кемерово (два промышленных города, между ними - всего 270 км, климат одинаковый... и т.п.). Будь в Кемерово энтузиасты - через несколько лет была бы такая же отзывчивая и чуткая джазовая аудитория, как в Новокузнецке или в Новосибирске. Но их нет... Да разве одно Кемерово такое? Возьмем физическую карту страны и сравним ее с, так сказать, джазовой картой. Где на джазовой карте такие города - немаленькие, заметим, города - как, скажем, Псков, Калуга, Смоленск, Астрахань, Волгоград, Омск... продолжить по вкусу? Нет таких. Зато на этой карте есть крохотный Обнинск, потому что там есть энтузиаст Давид Гонюх; есть Тверь, небогатая своими музыкантами, но исправно принимающая приезжих; есть Архангельск, Ярославль, Курск, Новосибирск... Ну, и Москва с Петербургом, естественно, но это все-таки - другая страна.
Другая страна! Это, пожалуй, ключевое понятие. Говорим на одном языке, смотрим одно телевидение и носим одни и те же турецкие тряпки - вот, наверное, и все общее. Остальное - пропасть. Конечно, часть "остальной России" живет лучше, часть - хуже, в одной области местная власть ворует внаглую, в другой - по-Божески, в одном городе стало по сравнению с советскими временами куда хуже (да и было отвратительно), в другом - стало лучше (да и было неплохо)... Все это - местные различия, неизбежные в такой нелепо большой стране, как Россия. Но факт есть факт: темп и интенсивность жизни, в том числе (коль скоро наш журнал посвящен джазу) - и джазовой жизни, в Москве и в Остальной России принципиально различаются. Это первое. Второе - на просторах Остальной России джазовая жизнь пока не может бурлить, пусть и слабо, но сама по себе, как это в силу чисто экономических причин происходит в Москве. Она может происходить только тогда, когда есть энтузиасты, которые ее будут устраивать. Это - необходимое условие. Спонсоры, залы, реклама - все это приложится. И уж в любом случае приложится аудитория.
Ведь если, за отсутствием энтузиастов, в большом городе нет джазовой жизни - это не значит, что совсем нет джазовой аудитории. Ну скажите, кто в последние годы мог всерьез говорить как о джазовых городах об Орле, Туле, Тамбове? А в прошлом году, когда через эти города пролег маршрут передвижного фестиваля "Джазовая провинция", перед сценами стояли сотни слушателей, абсолютно открытых, понимающих, может быть - не "профессионально искушенных", но, во всяком случае, совершенно готовых к восприятию джаза и желающих этого. Следовательно, спроса может не быть за отсутствием предложения. И естественно. Было бы странно предположить, что в одних городах люди биологически расположены слушать горячую, живую и интересную музыку, а в других городах - биологически нет. Чушь. Большой процент людей, с удовольствием воспринимающих такую музыку, уставших от бесконечно тянущихся липких потоков унылой синтетической попсни - не миф, они, эти люди, есть везде. И, если создать предложение, спрос проявится сразу же и начнет развиваться.
Какой же из всего этого следует вывод? Страна у нас какая-то очень большая. Развита она как-то совсем неравномерно. Запас развития у нее, хоть и кажется несуществующим, на самом деле есть, и даже немаленький. Хотите слышать джаз в своем городе? Помогите энтузиастам, которые это устраивают. Нет энтузиастов? Станьте ими, и все будет отлично!
Как это было
в Москве
За минувшую неделю накал джазовой жизни в столице не снизился, однако сегодня мы в состоянии отразить всего лишь одно событие - концерт Владимира Чекасина в ЦДХ 22 апреля. Дело в том, что как раз на отчетный период "Полный джаз" лишался своего редактора, каковой был в командировке. Но это не значит, что все прошедшие в Москве события останутся без рассмотрения. На них были очевидцы-корреспонденты, так что все будет своевременно отражено (в частности, джазовая часть студенческого фестиваля "Фестос" и начало IV ММДФ). Ну, а сейчас мы переходим к рассмотрению очередных безобразий, устроенных Профессором Чекасиным в "Столице"...>>>>
Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем человека, с творчеством которого в значительной степени связано представление о "новом джазе" в бывшем СССР - не меньше, чем с трио Ганелина. Это - санкт-петербургский трубач Вячеслав Гайворонский, продолжающий работать в формате дуэта, хотя его легендарный дуэт с контрабасистом Владимиром Волковым не существует уже два года...>>>>
Москва - это вам
еще не все
"Джаз у старой крепости"Конец апреля - самый пик Большого Сезона по всей стране: везде что-то происходит, а наша корреспондентская сеть пока не очень велика. Зато есть возможность кое-куда съездить самостоятельно и посмотреть своими глазами, как происходит то, о чем раньше слышал только понаслышке. В этом году нашего корреспондента пригласил на свой - 14-й по счету - международный джазовый фестиваль "Джаз у старой крепости" новокузнецкий джаз-клуб "Геликон"...>>>>

Вообще именно в Сибири джазовая жизнь сильно бурлит. Помимо Новокузнецка и Новосибирска, где фестивали идут сразу же друг за другом, весну и столетие Дюка Эллингтона отмечает и Томск. Об этом рассказывает наш томский корреспондент Валерий Рыбаков...>>>>

Ошибкой было бы думать, что джазовая жизнь исчерпалась Сибирью. Помните, пару номеров назад мы анонсировали возрождение Донецкого джаз-фестиваля в соседней Украине? Так вот фестиваль состоялся, состоялся успешно, и мы рады предложить вам репортаж с него, написанный вебмастером фестивальной страницы Виктором Никулиным...>>>>

Что намечается: московские
анонсы
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Иван Шокин,
Виктор Никулин,
Кирилл Мошков,
Валерий Рыбаков
Редактор:
Кирилл Мошков
Фото:
Павел Корбут,
Александр Лобанов,
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Павел Абраменков

4 мая в клубе "Бедные Люди" клавишник Одиссей Богусевич повторяет показ своего проекта "Мы вернемся за подснежниками". Напомним: это - сюита, в которой вокальные номера перемежаются инструментальными фрагментами; вокальная часть принадлежит исследователю и энтузиасту современного русского городского (!) фольклора Александру Рыбакову. Аккомпанирует Александру и играет написанные Одиссеем инструментальные темы трио: Одиссей Богусевич и два его бывших ученика - ритм-секция рок-группы "Кегли Маугли" Константин Кремнев и Дмитрий Афанасьев. На всякий случай, поскольку "Бедные люди" пока не входят в список клубов, чьи расписания мы публикуем: концерты там начинаются не раньше 22 часов, а находится клуб близ метро "Третьяковская".
Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!