ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 3-4 (335-336) - 14 февраля 2006 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 28 февраля 2006 г.

Как это было
в Москве
и Санкт-Петербурге

Старый Свет лучше новых двух

В простой одежде, вполне заурядной походкой, поздним вечером двенадцатого числа зимнего месяца февраля в крытую колоннаду сцены клуба Jazz Town на Таганке вышли три известных французских импровизатора.

И ничего смешного. Просто странная помпезно-китчевая обстановка клуба при казино располагает к фантастическим ассоциациям. Это совершенно нормально, учитывая нечастое появление, при весьма насыщенной столичной джазовой жизни, музыкантов, рассматривающих свое деятельность как творческий процесс, а не попытку кого-то превзойти, догнать и перегнать. Речь идет о трио, в котором порядок личностей весьма высок, а порядок имен не важен - басист Анри Тексье, саксофонист и бас-кларнетист Луи Склавис и барабанщик Альдо Романо. Автору весьма дорога идея придания большей значимости импровизационно-джазовым процессам, идущим в Европе. И я сразу же хочу выразить невероятную признательность Французскому Культурному Центру, который своими усилиями восполняет страшенные пробелы в нашем культурном единении с Европой. Процесс этот не прост. Очереди в клуб отмечены не были, хотя зал был совершенно заполнен, но, к огорчению устроителей, в нем было замечено не более 3-4 журналистов и 2-3 музыкантов. Учитывая, что трио все-таки звездного уровня, прямо скажем - не густо.
Заметки о музыкальных событиях бывают разного рода. Скажем, репортаж, в котором изложены факты относительно самого события. Или музыковедческий очерк, в котором расставлены всевозможные специализированные вехи и даны оценки профессионального уровня музыкантов. Еще может быть эссе с рассказом о музыке, который обычно, в соответствие со старой шуткой, подобен танцу об архитектуре. Слава богу, я избавлен от изложения фактов насыщенной творческой биографии звезд (это у них там они звезды), поскольку уверен, что читатель читал соответствующий анонс в "Полном джазе" от 19 января. И, имея в виду великолепную историю всех троих, многажды слышав их в записи и даже живьем, я входил в клуб с некоторым душевным трепетом, предчувствуя редкое удовольствие, приобщение и пр. пр.
Луи Склавис и Анри ТексьеДля многих наиболее известной фигурой из трио казался Луи Склавис, быть может, как наиболее приобщенный к элите авангардной ветви европейской импромузыки. Вряд ли это связано с многократным его появлением на московских сценах. Слушатели площадок, относящихся к Союзу композиторов, посетители Центра "Дом" и те, кто оказался на этот раз в Jazz Town'е - множества, практически непересекающиеся. За свою продолжительную карьеру Склавис наработал такой широкий спектр материала, что в состоянии заинтересовать и даже поразить любую из этих аудиторий. Жаль, что аудитории об этом не догадываются. Въевшийся в наше общество провинциализм ставит свои границы. А ведь Склавис относится ко второму поколению знаковых европейских музыкантов (первое - начавшее карьеру в конце 60-х: Дэйв Холланд, Джон МакЛафлин, Джо Завинул), имевших за плечами уверенность в самостоятельности выбора пути. Их ничто не сковывает, и благодаря этому тот же Склавис может боготворить Эллингтона, играть музыку, вышедшую из глубин Африки, участвовать в экспериментах со свободной музыкой и электронным окружением, создавать камерно-ECM-ские звуковые пространства и творчески взаимодействовать с музыкантами академического толка вроде Пьера Булеза.

Анри Тексье, Альдо Романо

Итальянец Альдо Романо старше своих партнеров и, благодаря конкретной джазовой практике, совершенно универсален. Воспитанный на джазовом мэйнстриме, он прошел через джаз-рок, приобщился к фри-стилистике, а затем стал участником и камерных составов. С Анри Тексье мы имели возможность познакомиться весной прошлого года на фестивале "Le Jazz". Понимающие люди утверждают, что это был самый впечатляющий номер всего фестиваля. Так же, как и партнер по ансамблю, басист тоже вышел из среды джазовой традиции. Но его проникновение в современную импровизационную музыку стало не результатом декларированного универсализма, а естественной ("выстраданной") необходимости.
Понятно, что ожидания откровений были более чем оправданы.
Сразу могу сказать, что музыканты были великолепны, хотя и в разной степени.
И, как ни парадоксально, эти (мои) ожидания оправдались не вполне. Даже, скорее, не оправдались.
А теперь попробую объяснить, в чем дело. Судя по анонсу концерта, музыканты должны были представить программу, интегрирующую их африканские впечатления, зафиксированные в серии из трех альбомов "Carnets de Routes", "Suite Africaine" и "African Flashback". Возможно, так оно и было, возможно также, что программа была адаптирована к клубным условиям. Ведь трио знало, что, в отличие от Санкт-Петербурга, в Москве они играют не в концертном зале, а в клубе со столиками.
Надо заметить, что клуб как раз сделал все возможное для создания именно концертной обстановки, представители Французского Культурного Центра сделали торжественное представление. После чего появление самих музыкантов показалось вполне будничным или, если хотите, рабочим.
Анри ТексьеПервым вступил контрабас Тексье, задав четкий музыкальный абсолют. Как оказалось, в течение всей программы именно его инструменту и соответствует уверенность ведущего. Он, в своей непременной шапочке, намеренно создает образ мудрого старца, совершенно уверенного в себе. Альдо Романо сразу врывается множеством тарелок и пластика, создает шумовую атмосферу, отчасти напоминая Владимира Тарасова. Для него собственно ритмический рисунок не важен. Бас-кларнет Луи Склависа перемещается между необопом и фри. Все трое находятся как бы в собственных пространствах. И лишь туттийные эпизоды вводят все в общую колею.
В сущности, Тексье - шаман, а ориентальный характер музыки подтверждает сопрано-саксофон, который по контрасту к бас-кларнету олицетворяет в руках Склависа этноджаз. На третьей вещи появляется глубоко медитативный эпизод. При этом бас-кларнет переходит в верхний регистр, стонет, страдает. И снова контраст - Тексье откровенно переходит на свинговую фактуру, зажимая все в ритмические рамки джазового прототипа.
В другой композиции новое сопоставление - впечатляющий эпизод плачущего контрабаса под аккомпанемент бас-кларнета и ударных с ближневосточным налетом. Постепенно аналогии методов музицирования Тарасова и Романо проходят. Итальянец играет широким и даже грубым мазком, в котором не ощущается тонкости и многослойности, присущей архангельско-вильнюсскому маэстро.
Уже во второй половине не очень длинной программы появляется пьеса с намеренно разделенными частями - наконец-то разнообразие формы: свободные эпизоды сменяются маршевыми, что характерно для архаичного авангарда, особенно в изложение Art Ensemble Of Chicago. И снова небольшое усложнение - Склавис, солируя на сопрано, разыгрывает многочисленные фри-джазовые фигурации звуко-коллажного характера, хорошо знакомые по многочисленным записям Эвана Паркера и Петера Брётцманна. И уже кажется, что наступило безвременье, но вступают партнеры, наводя жесткий порядок, причем Тексье вместо щипка бьет по струнам специальной палочкой-ударялочкой изогнутого вида. Чем дальше, тем больше убеждаешься в том, что музыкальным лидером на сцене является басист.
Написав все это, я вновь вспоминаю, что рассказ о музыке почти бессмыслен, хотя общие наблюдения за процессом могут иметь некоторую ценность. А эти наблюдения показывают, что высочайший профессиональный и общекультурный уровень таких музыкантов позволяет им не тратить слишком много времени на репетиции, а это, в свою очередь, чревато упрощением формы. Во всяком случае, концептуальной эту музыку уж никак не назовешь. Думаю, что невероятное очарование концерта, вызвавшее весьма бурную реакцию зала, происходит от высокого индивидуального мастерства музыкантов, от их богатого словаря. Но у этих, несомненно, звезд европейской импровизационной музыки, есть еще и мощный композиционный потенциал. Именно его, цельной драматургии, концепции мне в этом концерте недоставало.
А вот чего недоставало нашим музыкантам, чтобы побывать на редком событии в нашей насыщенной джазовой жизни, я не знаю. Хотя, может быть, проще ничего не знать и быть довольным собой?

Михаил Митропольский

Анри ТексьеВ Петербург музыканты прилетели в день концерта, так что на отдых и любование красотами времени не оставалось - обычная история. Как и в Москве, их ожидала пресс-конференция, где число журналистов было сравнимо с числом прибывших. Поначалу на вопросы отвечал усталый и не по-французски серьезный Анри Тексье (Henri Texier), разговор вращался вокруг реалий нелегкой жизни джазменов. Так, например, мы узнали, что французская образовательная система, в отличие от американской, не зациклена на мэйнстриме и выпускает разносторонне подготовленных музыкантов. Однако шансы молодых выпускников найти приличную работу это вовсе не повышает. Они, правда, не унывают и применяют свои умения в параллельных областях: пишут музыку к фильмам, импровизируют в художественных галереях, работают с танцорами и театральными актерами. В прежние времена к этому списку прибавилось бы музыкальное сопровождение стриптиза - Анри Тексье прошел и этот "многих славный путь", о чем говорит с усмешкой. Так или иначе, по его мнению, в смешении жанров есть безусловная положительная сторона, и вдохновение часто приходит из немузыкальных источников. Впоследствии к Тексье присоединился всегда обаятельный и жизнеутверждающий Луи Склавис (Louis Sclavis). Он рассказал о благодарной публике маленьких провинциальных городков и селений, вспомнил свои гастроли в Подмосковье в 1991-м и усомнился в том, что существует сложная для восприятия музыка. Во всяком случае, утверждает Склавис, ему никогда не приходится подстраиваться под аудиторию - он просто играет то, что играет, и слушатели, даже неискушенные, как правило, в состоянии интуитивно воспринять его искусство. Не станем подозревать мэтра в лукавстве, но последующий концерт отличался существенно большим популизмом, нежели убедительное выступление Склависа в институте Про-Арте в Петропавловской крепости чуть больше года назад.
Луи СклависТрио представило эклектичную программу, комбинирующую множество различных элементов: тут почти танцевальный ритм, здесь саксофонная пиротехника, где-то простенькая пасторальная мелодия, а где-то и цитата из Алберта Айлера. Распределение ролей вполне укладывалось в традиционную модель "духовой инструмент плюс ритм-секция", ни следа европейской интерактивной импровизации, с которой, без сомнения, не понаслышке знакомы все трое. Материал состоял преимущественно из выписанных композиций с регулярным метром. Более "свободные" фрагменты были смягчены гротескной подачей в духе если не Виллема Брёкера, то его гипотетического троюродного брата. Склавис доминировал в части расширенных техник игры, правда, делал все очень аккуратно и слишком далеко в своих соло не заходил. Флегматичный Тексье и желчно-азартный Альдо Романо (Aldo Romano) пользовались более скупым набором выразительных средств, но сочетание сыгранности, хорошего вкуса и профессионализма позволяло музыкантам легко добиться ощущения единства материала. На "сладкое", Склавис проделал излюбленный трюк с бас-кларнетом, чем несомненно порадовал часть аудитории. Но подлинные предпочтения зрителей, судя по аплодисментам, склонялись в сторону более медленных пьес с осязаемой мелодией. Несложно угадать, что именно одну из них музыканты играли на бис.
Альдо РоманоС точки зрения организации, состоявшийся концерт можно считать удавшейся попыткой в ряду экспериментов по "огламуриванию" современного джаза (из неудачных приходит на ум приснопамятное выступление пианиста Симона Набатова в арт-ресторане Street Life). Если джазовый мэйнстрим традиционно считается одним из атрибутов сладкой жизни, вместе с гаванскими сигарами и диванами, обитыми темной кожей, то творческие поиски менее ортодоксальных артистов еще не нашли свою нишу в карманах устойчиво платежеспособной части населения.
Сложно понять, что определило выбор организаторов "Jazz On" для дебюта серии - на будущее они планируют более легко просчитываемые варианты (в течение года ожидаются Balanescu Quartet, Kronos Quartet и, возможно, Ян Гарбарек). Тем не менее, им удалось ухватить часть целевой аудитории, публика - в большинстве не ведавшая о музыкальных пристрастиях французского трио до начала концерта - пришла, не разбежалась, и хлопала как на корриде. А это можно только приветствовать.

Саша Буров,
Санкт-Петербург

Как это было
в Нью-Йорке
Иван Шокин, в начале десятилетия выступавший на наших электронных страницах как собкор "Полного джаза" в Нью-Йорке, и сейчас время от времени радует читателей репортажем с какого-нибудь интересного фестиваля. Но сегодня нам хотелось бы привлечь внимание к регулярным отчетам о нью-йоркских концертах, жанрово относящихся в основном к даунтаун-авангарду, новому джазу, новой импровизационной музыке. Эти отчеты Иван регулярно публикует в своем блоге, дублируя их на своем колоссальном сайте о Даунтауне. С его любезного разрешения, мы воспроизводим сегодня три фрагмента записок Ивана Шокина, имеющих отношение к январским-февральским новоджазовым событиям в столице мирового джаза...>>>>
Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем пианиста Валерия Гроховского, который на минувшей неделе выступал с концертами в Москве. В "Ле Клубе" вместе с американской ритм-секцией он представил программу "Бах в джазе", а в Доме музыки - "В компании с Джорджем Гершвином" (в концерте также принял участие симфонический оркестр "Русская филармония", дирижер - Евгений Шестаков). Валерий Гроховский рассказал нашему корреспонденту о своем уникальном опыте - между классикой и джазом, между Америкой и Россией...>>>>
Постсоветское пространство: что будет
Традиционная сводная рубрика "Анонсы от Джаз.Ру" сегодня представляет анонсы по девяти городам России до середины февраля. Напоминаем, что система представления информации в этой рубрике претерпела ряд изменений, равно как и вся анонсовая система на "Джаз.Ру" в целом. Мы продолжаем развивать это направление в нашей работе, которое редакция портала считает одним из важнейших в своей деятельности...>>>>

JFC Jazz Club представляет: XI Международный фестиваль гитарного джаза, Санкт-Петербург, 1-5 марта
Ежегодный фестиваль гитарного джаза на сцене JFC Jazz Club проводится уже в одиннадцатый раз. Фестиваль заявлен в городскую культурную программу и является значимым событием для Санкт-Петербурга.
Гитара в джазе - это весьма немаловажная страница в истории современной музыкальной культуры, и не случайно этот стиль имеет массу преданных почитателей во всем мире.
Каждую весну на сцене JFC Jazz Club, как раз наиболее подходящего для проведения подобного мероприятия, выступают не только лучшие джазовые гитаристы Петербурга и России, но и гости из стран ближнего и дальнего зарубежья. В течение нескольких дней любители гитарного мастерства могут посетить концерты, каждый из которых будет состоять из двух отделений. Так как гитара - это инструмент довольно демократический, то на этот фестиваль приглашаются не только знатоки и ценители, но и слушатели, от джаза весьма далекие и имеющие возможность открыть для себя совершенно новые и интересные стороны этого замечательного вида искусства.
Радио РОКС - официальная радиостанция "XI Международного фестиваля гитарного джаза"

Программа фестиваля

  • 1 марта - Андрей Светлов (Париж)
    Концерт представляет ведущая программы "Swing Time" на Радио РОКС Мэган Виртанен
  • 2 марта - Алексей Ляпко (Рига), группа Flamma
  • 3 марта - Алексей Соболь (Сочи), "Терминатор Трио"
  • 4 марта - квартет Ильдара Казаханова, ансамбль Джерри Кима
  • 5 марта - Алексей Кузнецов (Москва)
    Программу представляет музыкальный критик, заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг 

JFC Jazz Club, Санкт-Петербург., Шпалерная ул., 33.,
Начало концертов в 19.00. Заказ билетов по тел.:+7 (812) 2729850
Подробнее об участниках фестиваля...>>>>

Что намечается:
столичные анонсы

16 февраля, Московский
 международный
 Дом музыки -
 фестиваль
"Триумф Джаза"

Элиан Элиас24-27 февраля "Ле Клуб" и Игорь Бутман представляют: трио Shades Of Jade, CША - Элиан Элиас (Eliane Elias - вокал, фортепиано); Марк Джонсон (Marc Johnson, бас); Виктор Льюис (Victor Lewis, барабаны).
Знаменитая нью-йоркская вокалистка Элиан Элиас - родом из Бразилии; она играет на фортепиано, поет, сочиняет музыку и делает аранжировки, балансируя на стыке двух культур - американской и бразильской. Достигнув совершеннолетия, она отправилась в Америку, чтобы добиться мирового признания.
С семи лет Элиан начала учиться играть на фортепиано. Спустя некоторое время она стала слушать подряд все пластинки с записями американской музыки, джазовой в первую очередь. Таким образом, вирус джаза проник в нее через эти пластинки, заразив на долгие годы.
"Когда мне исполнилось 12 лет, я уже была способна сыграть все джазовые стандарты, которые вы бы смогли мне предложить", вспоминает Элиан. "Я покупала пластинки Уинтона Келли, Била Эванса, Рэда Гарлэнда, Арта Тэйтума и многих других. Я пыталась учиться у каждого из них, снимая и тщательным образом анализируя записанные ими соло".
В числе музыкантов, оказавших на нее наибольшее влияние, Элиан называет Чика Кориа, Хэрби Хэнкока и Кейта Джаррета, однако главную роль отводит своей матери, которая была классической пианисткой-любительницей. "Она безумно любила музыку", говорит Элиас, "и первая поддержала меня в моих начинаниях, когда я заиграла джаз."
Кроме джаза, Элиан с детства испытывала страсть к традиционной бразильской музыке, а также с упоением слушала мелодии Антонио Карлоса Жобима, Луиса Бонфа и других популярных композиторов-песенников того времени. Накопив достаточный опыт игры в различных ансамблях, Элиан Элиас, когда ей минуло 20 лет, отправилась в Европу, где произошла знаменательная встреча с известным джазовым басистом, в то время участником группы Steps - Эдди Гомесом.
Внимательно прослушав ее демо-записи и найдя их весьма интересными, Эдди, недолго думая, предлагает ей перебраться в Америку и влиться в состав к тому времени уже ставшей знаменитой группы Steps, заменив в ней недавно ушедшего Дона Гролника.
В 83-м году Элиан Элиас сделала в составе переименованной в Steps Ahead группы свою первую запись, однако закрепиться в ансамбле ей было не суждено. Вот что она сама вспоминает об этом периоде: "Мне нравилось играть в столь прославленном коллективе, но здесь я была только лишь сайдменом. Несмотря на то, что мне было это тоже интересно, в большей мере я хотела создать свою собственную группу”.
И такая группа была образована совместно с Рэнди Бреккером - известным трубачом, незадолго до того ставшим ее мужем. В 85-ом году они выпускают пластинку "Amanda", названную так в честь их дочери и посвященную ей. Этот латин-фьюжн-проект, где Элиан не только играла на клавишных инструментах, но еще и пела, принес ей успех и вместе с предыдущей записью со Steps Ahead открыл двери в элитарный мир американского, а значит - мирового джаза.
Двумя годами позже она заключает контракт ни много, ни мало - с лейблом Blue Note, на котором выходит ее первый сольный альбом "Illusion". Здесь ей удалось собрать лучшие джазовые силы того времени: басистов Стэнли Кларка и Эдди Гомеса, барабанщиков Эла Фостера, Стива Гэда и Ленни Уайта. Был также приглашен солист на губной гармонике Тутс Тилеманс.
В излюбленной для себя форме трио (бас, ударные и фортепиано), задействуя музыкантов в разных комбинациях, но почти всегда в количестве трех человек, Элиан сделала чисто акустическую запись, утвердившую ее репутацию блестящей пианистки, умеющей не только прекрасно аккомпанировать, но и исполнять замечательные соло. По словам одного из критиков, ее соло полны огня и в то же время нежны, как летний дождь.
Затем последовали второй и третий диски, упрочившие положение артистки на Blue Note и завоевавшие молодой исполнительнице большое число поклонников ее таланта.
Четвертый альбом, выпущенный в 90-м году, стал своеобразным манифестом Элиан. Здесь она попыталась воплотить свою давнишнюю мечту - соединить бразильскую музыкальную традицию с достижениями современного американского джаза: его гармонией, формой и свингом.
Говоря об этой записи, известный во всем мире автор книг о джазе Леонард Фэзер писал так: "Она успешно перекинула мост между бразильской и американской музыкой, мост, который стал весьма заметен в последующее десятилетие".
Итак, в 90-м году появилась наиболее известная запись Элиан Элиас, в которой соединились её бразильская природа и джазовые амбиции. Пластинка целиком была составлена из мелодий в стиле "босса-нова" замечательного бразильского композитора-песенника Антонио Карлоса Жобима.
Любопытно, что Элиас никогда не была знакома с Жобимом до того, как состоялась их неожиданная встреча в Нью-Йорке. Это случилось незадолго до того, как был записан этот альбом. "Я выросла, слушая его музыку", - вспоминает Элиан, - "и когда я познакомилась с ним и сыграла подготовленный для записи материал, он с энтузиазмом воспринял мои версии некоторых его тем: их форму и оригинальную гармонизацию, рожденные моей фантазией".
Элиан долго и терпеливо работала над аранжировками, тщательным образом выбирая и подготавливая материал для них. "Я старалась глубоко проникнуть в каждую песню. У меня не было желания однозначно трактовать их в стиле "босса-нова". Я хотела в большей степени уйти по направлению к джазу".
В дальнейшем Элиас неоднократно обращалась к творчеству Антонио Жобима, каждый раз по-новому переосмысливая его темы и предлагая оригинальные версии бессмертных мелодий "классика бразильской песни". Так случилось и в следующем альбоме, названном "Paulistana", куда была включена интерпретация известной жобимовской босса-новы "Jet Samba".
Наряду с ней в пластинку вошли и собственные композиции Элиан, а также песня "Iluminados" известного современного бразильского композитора и певца Ивана Линса, которую Элиас исполнила в дуете с автором.
Из последующих альбомов Элиан Элиас особого внимания заслуживает ее работа, выпущенная в 98-м году. Здесь опять, уже в который раз, материалом послужили босса-новы Антонио Карлоса Жобима, интерпретируемые исполнительницей, как всегда, свежо, ярко, с серьезным отношением и глубоким чувством. А альбом "Dreamer" - это поистине нечто волшебное, слушая эту запись, буквально душа смеется и плачет, хочется жить и петь вместе с ней. Ее нежный чарующий голос заволакивает, околдовывает и не отпускает, давая силу, энергию и вдохновение.
В "Ле Клубе" Элиан будет выступать в составе звёздного трио Shades Of Jade (CША) вместе с именитыми музыкантами - Марком Джонсоном на басу и Виктором Льюисом на барабанах.

(пресс-релиз организаторов)

А в это время
за бугром...
8 февраля в Лос-Анджелесе американская Академия Звукозаписи в 48-й раз вручала свои премии Grammy - маленькие золотые граммофончики, которые вручаются самым, по мнению Академии, достойным деятелям музыкального бизнеса (музыкантам, композиторам, аранжировщикам, звукорежиссерам, продюсерам и т.д.) по результатам тайного голосования членов Академии - элиты индустрии звукозаписи США.
Джазовые номинации - давно уже "пасынки" Академии: вручение большинства (а как правило - и всех) граммофончиков в джазовых категориях не показывают в ходе телетрансляции, да и списки джазовых лауреатов Премии не так легко найти даже в специализированной прессе. Тем не менее, как и всегда, списки джазовых лауреатов читать довольно интересно. А еще интереснее читать списки джазовых номинантов: ни для кого не секрет, что выбор победителя могут диктовать самые разные соображения, далекие от собственно музыкальных достоинств награждаемой записи (политкорректность, совокупность заслуг, объемы продаж альбома и т.п.), но вот номинантами становятся, как правило, записи, действительно заинтересовавшие музыкальное сообщество и профессионалов грамзаписи.
В этом году в джазовых номинациях были названы следующие артисты и записи:
  • Категория 45 - Лучший альбом современного джаза (для альбомов, содержащих 51% и больше инструментальных треков)
    Номинанты:
    "Keystone" - Дейв Дуглас (Dave Douglas) (Greenleaf Music)
    "Soulgrass" - Билл Эванс (Bill Evans) (BHM Productions)
    "The Spirit Music Jamia: Dance Of The Infidel"- Мешелл Ндегеочелло (Meshell Ndegeocello) (Shanachie Entertainment Corp.)
    "Momentum" - Joshua Redman Elastic Band (Nonesuch)
    Победитель:
    "The Way Up" - Pat Metheny Group (Nonesuch)
  • Категория 46 - Лучший джазовый вокальный альбом (для альбомов, содержащих 51% и больше вокальных треков)
    "J'ai Deux Amours" - Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater) (Sovereign Artists)
    "Blueprint Of A Lady - Sketches Of Billie Holiday" - Нненна Фрилон (Nnenna Freelon) (Concord Jazz)
    "Duos II" - Лусиана Суза (Luciana Souza) (Sunnyside)
    "I'm With The Band" - Тирни Саттон (Tierney Sutton) (Telarc Jazz)
    Победитель:
    "Good Night, And Good Luck" - Дайенн Ривз (Dianne Reeves) (Concord Jazz)
  • Категория 47 - Лучшее джазовое инструментальное соло (награждаются только отдельные треки или синглы; два равноправных исполнителя на одной записи могут участвовать как единый конкурсант; если солист, чье соло номинируется на премию в этой категории, участвует в записи, вышедшей под именем другого музыканта, имя последнего указывается в скобках)
    "'Round Midnight" - Алан Броудбент (Alan Broadbent), фортепиано. Из альбома "'Round Midnight" (Artistry Music)
    "Away" - Рави Колтрейн (Ravi Coltrane), саксофон. Из альбома "In Flux" (Savoy Jazz)
    "The Source" - Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock), фортепиано. Из альбома "Flow" (Terence Blanchard, Blue Note Records)
    "A Love Supreme - Acknowledgement" - Брэнфорд марсалис (Branford Marsalis), саксофон. Из альбома "Coltrane's A Love Supreme Live In Amsterdam" (Marsalis Music)
    Победитель:
    "Why Was I Born?" - Сонни Роллинз (Sonny Rollins), саксофон. Из альбома "Without A Song - The 9/11 Concert" (Milestone)
  • Категория 48 - Лучший джазовый инструментальный альбом, индивидуальный или группой (для альбомов, содержащих 51% и больше инструментальных треков)
    "Flow" - Теренс Бланшард (Terence Blanchard) (Blue Note Records)
    "Lyric" - Billy Childs Ensemble (Lunacy Music/Artistshare)
    "Live At The House Of Tribes" - Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) (Blue Note Records)
    "What Now?" - Кнни Уилер, Дейв Холланд, Крис Поттер и Джон Тэйлор (Kenny Wheeler, Dave Holland, Chris Potter & John Taylor) (CAM Jazz)
    Победитель:
    "Beyond The Sound Barrier" - Wayne Shorter Quartet (Verve)
  • Категория 48 - Лучший альбом широкого джазового состава (для ансамблей широкого состава, включая биг-бэнды; для альбомов, содержащих 51% и больше инструментальных треков).
    "A Blessing" - John Hollenbeck Large Ensemble (OmniTone)
    "Live" - The Bill Holman Band (Jazzed Media)
    "I Am Three" - Mingus Big Band, Orchestra & Dynasty (Sunnyside/Sue Mingus Music)
    "Home Of My Heart" - The Chris Walden Big Band (Origin)
    Победитель:
    "Overtime" - Dave Holland Big Band (Sunnyside/Dare2)
  • Категория 50 - Лучший альбом латиноамериканского джаза (вокальный или инструментальный)
    "Time Was - Time Is" - Рэй Барретто (Ray Barretto) (O Plus Music)
    "Here And Now - Live In Concert" - Caribbean Jazz Project Featuring Dave Samuels (Concord Picante)
    "...And Sammy Walked In" - Sammy Figueroa And His Latin Jazz Explosion (Savant Records)
    "Mulatos" - Омар Соса (Omar Sosa) (Ota Records)
    Победитель:
    "Listen Here!" - Эдди Палмиери (Eddie Palmieri) (Concord Picante)

Кроме того, ряд джазовых и околоджазовых музыкантов замечен среди победителей и в других номинациях:

  • В категории "Лучшая инструментальная композиция" победила пьеса "Into The Light" композитора Билли Чайлдса (Billy Childs) с альбома его коллектива Billy Childs Ensemble "Lyric" (Lunacy Music/Artistshare).
  • В категории "Лучшая инструментальная аранжировка аккомпанемента вокалисту" победили аранжировщики Билли Чайлдс, Гил Голдстин и Эйтор Перейра (Billy Childs, Gil Goldstein & Heitor Pereira), оркестровавшие песню "What Are You Doing For The Rest Of Your Life?" для Криса Ботти и Стинга (Columbia Records).
  • В категории "Лучшая статья для обложки альбома" победила работа Джона Шведа (John Szwed)для буклета коллекции "The Complete Library Of Congress Recordings By Alan Lomax" пианиста Джелли Ролл Мортона (Rounder Records).
  • В категории "Лучший исторический альбом" победил этот же альбом, точнее - его продюсеры Джеффри Гринберг и Анна Ломакс-Вуд и звукоинженеры мастеринга Адам Эйан и Стив Розентал.
  • И, наконец, в категории "Лучший междужанровый альбом академической музыки" победил наполненный отсылками к джазу альбом "4 + Four" двух струнных квартетов - Turtle Island String Quartet & Ying Quartet (Telarc).

Зубов/Кондаков - дуэт мастеров
Андрей Кондаков -клавишные, Алексей Зубов - саксофоны. La Ve Lee Jazz Club, Лос-Анджелес, Калифорния, 21.01.2006
Алексей Зубов
Вот уже почти полвека я получаю удовольствие от игры и сочинений Алексея Зубова, присущим только ему одному - философским, трагикомическим, всегда узнаваемым, чрезвычайно самобытным. В то же время, я был наслышан об Андрее Кондакове, но не слышал его игры и его музыки до выступления в джаз-клубе La Ve Lee, где он играл дуэтом с Зубовым. Я сразу должен сказать, что он оказался равным, незаурядным и высоко профессиональным партнером в этом замечательном тандеме. Это было их первое совместное выступление, и их счастливым слушателям довелось отправиться в необыкновенное и захватывающее музыкальное путешествие, испытав при этом истинное наслаждение.
Я приехал пораньше в надежде перехватить музыкантов до начала концерта. Войдя в клуб, я испытал некоторое беспокойство, заметив, что вместо рояля на сцене стоит электронный клавишный инструмент. Я заказал коктейль и сел за столик, пытаясь предугадать то, что здесь должно было произойти. Постепенно клуб заполнился до отказа. Музыканты (как водится) прибыли в последний момент, и зазвучала музыка.
С первых же нот, взятых Кондаковым на электронной "Ямахе", мои опасения исчезли. Его исключительное мастерство и артистизм исполнения позволили ему использовать этот инструмент наилучшим возможным образом в течение всего концерта.
Первой исполнялась пьеса Кондакова "Детская песенка". Андрей написал красивую, легкую мелодию, сопровождаемую простыми, но исключительно изящными аккордами. Начиная с этого многообещающего момента и до самого окончания концерта присутствующие наслаждались творческим своеобразием предложенных дуэтом произведений. Одним словом - "эклектическая" музыка. Я был на седьмом небе, эклектика - мой любимый стиль в искусстве (как и для миллионов людей , несмотря на ворчание и брюзжание извечных академиков и стилистов от музыки ).
После первой пьесы контрастом прозвучало "Радикальное Танго" Алексея Зубова: резкая, почти жестокая насмешка в сочетании с искренним романтизмом. Затем наш дуэт смягчил настроение исполнением пьесы Кондакова "Прекрасная Незнакомка" - легкой свингующей самбы в бразильском стиле. Позже мы услышали соло Зубова в стиле "зурны" на тенор-саксофоне в интродукции к пьесе "Крепостной Тупик". Эта композиция представляет собой удивительный контраст между примитивной, атонально-этнической, неистовой и страстной первой частью - и затем скачок в 1000 миль к интеллектуальной, сильной и в то же время спокойной и мудрой второй части.
Следующим последовал истинный фейерверк блестящей виртуозности обоих музыкантов в пьесе Кондакова "Тарантелла". Затем мы были околдованы глубокой нежностью "Польской Пани" - произведения Алексея Зубова в стиле Шопена. То же можно сказать о прекрасной всепроникающей меланхолии другой пьесы Зубова - "Белые Пески". Пьеса Андрея Кондакова "Блюз Робота", сменила настроение своим традиционным напором и свежими, замысловатыми блюзовыми аккордами. И наконец, невозможно не упомянуть чрезвычайно яркую и оригинальную интерпретацию популярнейших русских стандартов "Прощай, Любимый Город" и "Полюшко-Поле".
Эти мастера, музыканты, волшебники провели нас по дорожке, ведущей к множеству прекрасных, удивительных и временами мрачных, трагических и даже пугающих мест в течение одного вечера. Богатый тембральный диапазон Алексея Зубова (на сопрано и на теноре) идеально сочетался с изумительным мелодическим, ритмическим и гармоническим подходом к игре Андрея Кондакова.
Джазовые дуэты - самые легкие и самые трудные ансамбли в импровизационной музыке. Самые легкие - потому, что только два собеседника ведут разговор. Самые трудные - потому, что только два музыканта должны создавать всю ритмическую основу без участия ударных и баса. Дуэт АА (Алексей-Андрей) провел оба отделения вечера с непрекращающимся мощным напором.
И в заключение я должен сказать о написании подобных музыкальных рецензий: найти правильные слова так же трудно, как и найти правильные ноты. Надеюсь, мне удалось хотя бы частично дать представление об этом исключительном и отрадном музыкальном событии.

Милчо Левиев,
Северный Голливуд, Калифорния

Наш следующий материал - из Иерусалима. Год назад мы уже рассказывали, как прошел в Иерусалиме первый фестиваль "Джаз-глобус". Пришло время и для его второго "издания", ставшего международным...>>>>

In Memoriam
11 февраля в Москве умер 25-летний саксофонист Антон Григорьев.
О своем коллеге и друге рассказывает саксофонист Алексей Круглов...>>>>
Радио
"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. (суббота, 23.10 - 00.00 МСК - FM 66.44 Mhz, MW, 1 кнопка проводного вещания). Программа посвящена не только и не столько собственно джазу, сколько смежным с ним жанрам и разнообразным неожиданным пересечениям и перекресткам музыкальных направлений.
18 февраля очередная программа "Бесконечное приближение" в восьмой раз сосредоточивается на творчестве пианиста и композитора Чика Кориа, охватывая период 1983-1985 годов.
25 февраля программа "Бесконечное приближение" посвящена жанру инструментального концерта и его воплощению в разных направлениях музыки. В ней звучат концерты П.Чайковского, Д.Эллингтона, А.Вивальди, Б.Холмана, М.Чекалина, А.Пьяцоллы.
4 марта - седьмой выпуск из серии "Голос", в нем прозвучат записи Наталки Половинки и Татьяны Комовой.

Подкаст "Слушать здесь":
15.02.06 - Анна Филипьева комментирует пьесу "Ibid, Desmarches, Ibid" с альбома "Optometry" диджея DJ Spooky (при участии пианиста Мэтью Шиппа, контрабасиста Уильяма Паркера и др.) - Thirsty Ear, 2002.

13.02.06 - Кирилл Мошков комментирует пьесу "Reverse" пианистки Хироми с альбома "Spiral" (Telarc, 2006).

10.02.06 - Кирилл Мошков комментирует пьесу "Scrapple From The Apple" саксофониста Чарли Паркера (1947, при участии Майлса Дэйвиса).

08.02.06 - Анна Филипьева комментирует пьесу "Clouds" с альбома "Cannonball's Bossa Nova" саксофониста Джулиана "Кэннонболла" Эддерли (Capitol Jazz, 1962).

06.02.06 - Кирилл Мошков комментирует пьесу “Come Together” (на тему песни Леннона-Маккартни) с альбома "Tales" бас-гитариста Маркуса Миллера (JVC, 1995).

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Владимир Мак,
Иван Шокин,
Михаил Митропольский,
Григорий Дурново,
Милчо Левиев,
Алексей Круглов,
Саша Буров,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AP,
соб.инф.

Фото:
Михаил Митропольский,
Саша Буров,
Григорий Хатин,
Павел Корбут,
архив портала "Джаз.Ру"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

 

 

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.

    
     Rambler's Top100 Service