Пять лучших актов Montreux Jazz Festival-2012

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25

Фото: Daniel Balmat, Michel Bertolet

46-й по счету фестиваль в Монтрё перекраивал концертную программу прямо на глазах изумленных зрителей: замены на главных сценах следовали одна за другой, однако старожилам MJF они принесли, в основном, приятные открытия. Нина Черри с разрывным авангардом вместо кислотного Трики, кантри-соул певица Аксель Ред вместо поп-звезды Джейн Биркин, гитарные виртуозы Rodrigo Y Gabriela вместо рок-легенд Radiohead — пожалуй, всерьез пожалеть стоило только об отмене концерта Тома Йорка и компании, ведь до России группа так пока и не доехала. В остальном Montreux Jazz Festival остался прежним: безукоризненно стильным, комфортным, богатым на открытия и творческие коллаборации.

Pat Metheny Unity Band
Pat Metheny Unity Band (Пэт Мэтини и саксофонист Крис Поттер)

Многие удачи Монтрё успешно тиражирует. Неизменный успех сопровождает гигантский джем-сейшн Night Of Global Gumbo, в ходе которого Куинси Джонс проводит обязательную выставку юных талантов, предлагая всем свеженайденным дарованиям поиграть дуэт с легендой (дарование в обмороке, легенда с азартом берет на себя роль ментора); воодушевляющие сеты и мастер-классы дает пианист Хэрби Хэнкок, огромную толпу на сцене и в зале собирает Пэт Мэтини. Однако не менее интересно следить за конкурсной программой (напомним, Монтрё проводит сразу два конкурса — вокальный и конкурс пианистов, в этом году председателем жюри фортепианного конкурса был польский пианист Лешек Можджер). И очень приятно, что эта программа, как и две трети концертов фестиваля, по-прежнему предлагает публике свободный вход.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
Marialy Pacheco
Marialy Pacheco — победительница фортепианного конкурса в Монтрё

(От редакции: в фортепианном конкурсе второе место в этом году занял украинский пианист Алекс Природный, победила же живущая в Австралии кубинка Марьяли Пачеко. Третье место и приз зрительских симпатий получила румынская пианистка Сезара-Лучия Влэдеску).

В этом году патрон фестиваля Клод Нобс решил напомнить публике о великих «сонграйтерах», объединив в серию незабываемые сеты Боба Дилана и Ван Моррисона. Жанром года был негласно объявлен блюз во всех его проявлениях. Играющий на крепком любительском уровне актер Хью Лори и легендарный гитарист Бадди Гай были приняты публикой с одинаковым восторгом, хотя и по разному поводу. Однако начать обзор лучших концертов стоит с человека, который поднял блюз на новую высоту.

Джо Бонамасса, Acoustic Tour

Joe Bonamassa
Joe Bonamassa

30-летнего Бонамассу многие небезосновательно считают «новой надеждой блюза» — и можно смело утверждать, что надежда эта сбывается. Джо, выходец из Нэшвилла, играет блюз с четырёх лет. Основным его достижением всё это время считалось уместное «утяжеление» саунда: его «лес пол» убедительно звучал в составе суровой команды Black Country Communion. Однако в прошлом году, услышав Бонамассу на сцене, Нобс предложил ему сделать полностью акустический сет. Чтобы решить эту задачу, Джо пришлось полностью сменить состав банды: в турне с ним играют перкуссионист Ленни Кастро, ирландский банджист и флейтист Джерри О’Коннор и мультиинструменталист Мэтс Уэстер. В итоге известный хит «Woke Up Dreaming» в акустической версии звучит гораздо пронзительнее и жёстче, нежели в «электричестве»; вокал в песне Хаулин Вулфа «Who’s Been Talking» успешно имитирует гитарные партии, а кавер на песню Тома Уэйтса «Jockey Full Of Bourbon» вообще превратился в побочный продукт ирландского фолка. Джо и в акустике техничен и сердит; из-под его пальцев, кажется, рассыпаются искры, а на сцене ждет своей очереди десяток гитар. Выпустив 12 альбомов, Бонамасса не собирается останавливать свой задиристый локомотив: он продолжает расти и развиваться, на наших глазах ударными темпами превращаясь из подающего надежды новичка в сурового мэтра.

Чик Кориа и Бобби Макферрин

Bobby McFerrin, Chick Corea
Bobby McFerrin, Chick Corea

Совместное выступление Чика Кориа и Бобби Макферрина совсем недавно уже имели возможность оценить московские слушатели, однако речь идёт о знаменитых импровизаторах, а значит, их сеты интересны практически всегда. На протяжении многих лет эта пара неоднократно изумляла публику: то переделают два фортепианных концерта Моцарта, то создадут полностью инструментальный альбом «Beyond Words», на котором вокализы Бобби прекрасно имитируют партии перкуссий и множества солирующих инструментов. Шоу в Монтрё стало, скорее, соревнованием в духе «удерживай гармонию, несмотря ни на что». Размяв пальцы и связки в «I’ve Got the World on a String» и «Love Is Here To Stay», два музыканта устроили настоящий юмористический чемпионат по скэту, к которому по протекции Куинси Джонса присоединились молодые коллеги — юная канадка Никки Янофски и кубинский пианист Альфредо Родригес.

Юбилей Георга Грунтца

Georg Gruntz
Georg Gruntz

Чествование виртуозного пианиста Георга Грунтца превратилось в джем, который лучше всего описывает слово «легендарный»: мэтр отмечал на сцене Монтрё свой 80-й день рожденья. Великолепный инструменталист, Грунтц множество раз выходил на сцену Монтрё в составе собственного The George Grunz Concert Jazz Band , а также участвовал в самых разных дуэтах — в частности, неоднократно аккомпанировал Майлсу Дэйвису. Поэтому неудивительно, что честь поздравить знаменитого пианиста пожелали разделить многие. Грунтц же решил придать торжеству концептуальный характер и позвал выступить в основной программе сразу ТРЁХ известных саксофонистов — Ларри Шнайдера, Дэйва Либмана и Криса Хантера. Отличный повод даже для нетренированного уха почувствовать разницу в игре трёх таких разных мэтров: очень строгий, академичный Шнайдер, постоянно хулиганящий и пускающий залихватского «петуха» Либман и плавный мягкий Хантер составляют великолепный ансамбль.

Dave Liebman
Dave Liebman

Госпел-шоу БеБе Уинанса

Bebe Winans
Bebe Winans

БеБе Уинанс вместе с сестрой относится уже к третьему поколению семейства, подарившего миру целую плеяду госпел-звезд. Надо отдать должное певцу, его версия госпел невероятно «заразительна» и действительно создает впечатление, что слушатели разом перенеслись на церковную службу где-то в штате Алабама — с поправкой на то, что в ходе этой мессы весьма органично звучат рэп («It All Comes Down To Love»), поп-соул («Runaway»), и лиричная поп-баллада («I Really Miss You»). Энергичный, напористый и сентиментальный обладатель тёплого и богатого баритона — таким БеБе Уинанс предстает на сцене.
Добрый и далеко не всегда политкорректный юмор отличает БеБе как исполнителя. Ему ничего не стоит засунуть в госпел фразу «Go with the name of Jesus to the plastic surgeon — and everything’s gonna be alright!»*.

* «Ступай с Божьим именем к пластическому хирургу, и всё будет в порядке». — Ред.

httpv://www.youtube.com/watch?v=nldWWFp9hik

Ярон Херман в Шильонском замке

Yaron Herman
Yaron Herman

Средневековый бастион Шильонского замка — подходящий атмосферный антураж для камерных концертов. Именно здесь ежегодно проходит серия выступлений Jazz Meets Classic, в ходе которой академические и джазовые исполнители предлагают своё прочтение известных произведений. Сет импровизатора Ярона Хермана резко выбивается из этого благочинного ряда, больше всего они напоминают спонтанный монолог-ананказм. Словно очень эрудированный, но очень сумасшедший человек, захлебываясь, вываливает тебе на голову свои соображения о жизни, перемежая их цитатами из старых фильмов и музыкальных пьес, отрывками стихов и звуками городской среды. Техника импровизации, которую пропагандирует Херман, называется «Композиция реального времени» и больше всего напоминает знаменитую технику «автоматического письма». Даже удерживая исходную гармонию, Ярон бегло создает некое независимое пространство для ритма и мелодии, в которое вовлекает слушателя. Он практически не использует традиционных для импровизационной музыки «прогулок по пентатонике», предпочитая перемежать резкие, рваные аккорды с нежными переборами в верхнем регистре, либо использует крышку рояля и струны как перкуссию. С лёгкостью удерживая внимание слушателей на протяжении потутора часов, пианист трижды вышел на бис — и, разумеется, не удержался от традиционной хулиганской выходки, исполнив под занавес бравурный кавер на «Toxic» из репертуара поп-певицы Бритни Спирс.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя