Центр исследования джаза (Ярославль)

НОВОСТИ ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЯ ДЖАЗА:

ПО-РУССКИ:

  • 19 ноября 2019 на кафедре эстрадных оркестров и ансамблей факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры (МГИК, бывший МГУКИ) состоялась передача в фонды Центра исследования джаза материалов, составлявших личный архив профессора, доктора педагогических наук, основателя кафедры и её руководителя в 1991-2000 гг. Вячеслава Кузнецова. В своей творческой деятельности он тесно сотрудничал с Александром Цфасманом, Олегом Лундстремом, Николаем Минхом, Юрием Саульским и другими крупнейшим советскими джазовыми музыкантами, внёс весомый вклад в становление вузовского джазового образования. Вячеслав Георгиевич ушёл из жизни в январе 2014 г., и вот пять лет спустя его вдова через преподавателя кафедры (и её главу в 2010-2018 гг.) Зинаиду Карташёву передала его архив АНО «Центр исследования джаза». Теперь материалы ожидают инвентаризации, после которой будут перевезены в Ярославль, в хранилище Центра.
  • 20 августа 2019: в фонды АНО «Центр исследования джаза» поступил архив первопроходца российского джазоведения Леонида Переверзева (1930-2005).
    ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ КОЛЛЕКЦИИ
Архив Л.Б. Переверзева прибыл к дверям Джазового центра
Архив Л.Б. Переверзева прибыл к дверям Джазового центра

На фото: у дверей Ярославского джазового центра начинается разгрузка машины, которая привезла архив Л.Б. Переверзева из Москвы. Специальная благодарность волонтёру, вызвавшемуся перевезти 120 кг материалов коллекции: это московский гитарист и продюсер (академическая и фольклорная музыка) Владимир Смирнов. На фото он справа. Слева — член совета Центра, главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков и директор АНО «Центр исследования джаза» Игорь Гаврилов.

  • 27 июня – 13 июля 2019: делегаты АНО «Центр исследования джаза» Наталья Кравченко, Валентина Морозова, Кирилл Мошков и Игорь Гаврилов участвовали в программе стажировки International Visitors Leadership Program в США. Программа называлась Jazz Archive Management: Methods of Preserving American Culture и была разработана специально для нашей группы, в которую входил ещё только один участник — главный хранитель коллекций Российского национального музея музыки Татьяна Теплякова. Мы посетили джазовые архивы, исследовательские центры, музеи джаза и другие связанные с документированием и сохранением джазовой истории организации в Вашингтоне, Нью-Орлеане, Канзас-Сити и Нью-Йорке. Подробный отчёт о поездке будет опубликован журналом «Джаз.Ру», но ещё до этого краткие заметки о встречах с американскими коллегами и опыте, которым они делились с нами, мы будем постепенно публиковать на странице АНО «Центр исследования джаза» в социальной сети Facebook.
  • 12 июня 2019, в День России, в Центре Гиляровского (Столешников пер., 9 стр. 5) член совета Центра исследования джаза Кирилл Мошков провёл кураторскую экскурсию по выставке «Москва джазовая» (проходила с 18 мая до 23 июня 2019)Это совместный проект Центра Гиляровского, фонда «Союз молодых талантов» и Центра исследования джаза (Ярославль).
  • 15 марта 2019 в Ярославском джазовом центре состоялось представление широкой общественности автономной некоммерческой организации популяризации джазового искусства «Центр исследования джаза», зарегистрированной управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области в августе 2018. Подробнее на нашей странице в Facebook
  • 2018: Официально! В Ярославле зарегистрирована некоммерческая организация «Центр исследования джаза»

КТО МЫ ТАКИЕ?
Автономная некоммерческая организация популяризации джазового искусства «Центр исследования джаза» — общероссийское общественное учреждение, которое занимается собиранием, сохранением, каталогизацией, введением в оборот материалов по истории джаза в нашей стране: документов, рукописей, переписки, нот, интервью, фотографий, аудиозаписей, видео- и киносъёмок. Второе важнейшее направление деятельности — исследовательская и образовательная работа с этими материалами, а также организация доступа к ним для максимально широкого круга людей — то, есть, в конечном счёте пропаганда истории отечественного джазового искусства. Фонды Центра находятся в Ярославле, но работа ведётся по всей России.

Здание Ярославского джазового центра

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ · СОБИРАЕМ МАТЕРИАЛЫ · ФОРМИРУЕМ ФОНДЫ · СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ · ПОКАЗЫВАЕМ И РАССКАЗЫВАЕМ · КОНТАКТЫ


  

Введение в историю

У джазового искусства в России — большая и непростая история, начавшаяся 1 октября 1922. Однако до сих пор она совершенно неудовлетворительно документирована и не очень подробно изучена. За все 90 лет об истории джаза в России написаны на русском языке всего две книги — «Советский джаз» Алексея Баташёва (1971) и «История джазового исполнительства в России» Владимира Фейертага (2010), плюс довольно подробная, но не во всех деталях точная книга на английском — «Red and Hot. The Fate of Jazz in Soviet Union» Фредерика Старра (1983).

Картину скрашивает выход в свет ряда биографий и автобиографий джазовых музыкантов, а также двухтомника материалов по истории отечественного джаза «Российский джаз» под редакцией Кирилла Мошкова и Анны Филипьевой (2013), но ситуация по-прежнему далека от идеальной.
Джазовое сообщество знает немало печальных примеров, когда крупные, подлинно уникальные коллекции материалов, связанных с историей отечественного джаза, в силу равнодушия или некомпетентности наследников были распроданы или розданы случайным людям, а чаще просто оказались на свалке. И даже те коллекции, которые находятся в добрых руках заинтересованных лиц, подвергаются угрозе разрушения и утраты просто потому, что в домашних условиях их очень непросто сохранить в неприкосновенности и технической целостности.

Поэтому летом 2011 г. группа энтузиастов сохранения отечественного джазового наследия начала процесс создания при Ярославском городском джазовом центре общероссийской организации, которая занялась бы сохранением и пропагандой истории российского джаза. Огромную помощь оказал посетивший Центр старший специалист музыкальных коллекций Библиотеки Конгресса США Ларри Эппелбаум, который сочетает глубокое знание истории джаза (он более 30 лет ведёт на одной из радиостанций в Вашингтоне программу о джазе, а в 21 столетии регулярно пишет для JazzTimes и других изданий) и огромный опыт работы с коллекциями по истории музыки. Он помог нам разработать программу действий, в которой был бы учтён мировой опыт в области создания подобных исследовательских учреждений.

Ларри Эппелбаум и директор Центра исследования джаза Игорь Гаврилов. Ярославль, 2011

 

Собираем материалы

В настоящее время в Ярославль уже перевезены и готовятся к каталогизации и оцифровке личные архивы и коллекции материалов ряда видных представителей российского джазового сообщества, среди которых:

  • Народный артист России саксофонист Алексей Козлов
    ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ КОЛЛЕКЦИИ
  • Глава ленинградского джаз-клуба “Квадрат”, издатель самиздатовского журнала “Квадрат” в 1967-79 гг. Натан Лейтес (1937-2013)
    ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ КОЛЛЕКЦИИ
  • Соавтор первой советской книги о джазе (1960), ведущий барабанщик ленинградской сцены Валерий Мысовский (1931-2011)
    ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ КОЛЛЕКЦИИ
  • Куратор первых московских “молодёжных джаз-кафе” в 1964-71 гг. от МГК ВЛКСМ и организатор первых четырёх московских джаз-фестивалей 1962-1968 гг. Ростислав Винаров (1934-2011)
    ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ КОЛЛЕКЦИИ
  • Первопроходец джазового просветительства в СССР, создатель “Группы изучения джаза в СССР” Игорь Сигов (1931-1965)
    ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ КОЛЛЕКЦИИ
  • и другие…
  • …а также редакционный архив журнала “Джаз.Ру” за 19 лет.

Кроме того, в состав фондов Центра входит библиотека Ярославского джазового центра, формировавшаяся более полутора десятилетий.

Если вы располагаете материалами по истории отечественного джаза, например – унаследовали архив или коллекцию записей и других материалов от ваших родственников и не знаете, что с ними теперь делать – Центр исследования джаза с удовольствием примет у вас эти материалы.

ПИШИТЕ НАМ!

 

Формируем фонды


Офис Центра: общедоступная часть фондов

 

Смотрим в будущее

В выделенном Ярославским джазовым центром помещении вскоре начнётся оцифровка уже собранных архивных коллекций, как только Центр исследования джаза решит вопрос с финансированием приобретения соответствующего оборудования.
Специалисты и члены правления Центра исследования джаза уже принимают участие в международных конференциях, сообщая исследовательскому сообществу первые результаты своих изысканий: так, в 2014 г. председатель правления ЦИД Кирилл Мошков выступил на конференции “Джаз поверх границ” в Амстердамской консерватории, в 2015 – на конференции “Джаз от Востока до Запада” в Университете Нинбо (Китайская Народная Республика).В начале 2019 г. Кирилл Мошков представил доклады, основанные на своих исследованиях в рамках деятельности Центра, на конференциях в США (10-я ежегодная конференция Сети джазового образования) и Ирландской Республике (Дублинская консерватория).

 

Показываем и рассказываем

2015: МОСКВА, 10 июня. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев посетил международный фестиваль “Интермузей” […] Медведев осмотрел стенды, посвященные джазу, и пролистал редкие издания, посвященные истории музыки… (на фото © Сергей Куксин, “Российская Газета”: председатель правления Центра исследования джаза Кирилл Мошков (справа) показывает Д. Медведеву и заместителю председателя правительства РФ О. Голодец (слева) редчайшие самиздатовские материалы о джазе из коллекции Центра)

11-14 июня 2015 Центр исследования джаза участвовал в фестивале “Интермузей” в Московском Манеже отдельным стендом в составе экспозиции Ассоциации музыкальных музеев России. Это было первое публичное представление нашего Центра для широкой аудитории.

 

Контакты

Гаврилов Игорь Вячеславович тел. +7(4852)72-8491
Мошков Кирилл Владимирович тел. +7(916)177-2059 
E-mail: jazzcenter@jazz.ru
150000 Ярославль, Б. Октябрьская ул., 50FACEBOOK

Директор Центра исследования джаза Игорь Гаврилов и старейшина российского джазоведения Владимир Фейертаг. Стенд Центра на форуме Jazz Across Borders, Санкт-Петербург, ноябрь 2018

 

JAZZ RESEARCH CENTER in Yaroslavl, Russia

Здание Ярославского джазового центра

Both a national jazz history research center and an extensive library, the Jazz Research Center in Yaroslavl, Russia is preserving, researching, making accessible, and spreading the word about the history of Jazz music in Russia. Thousands of books, records (CDs, LPs, 78s, cassettes, reel-to-reel tapes, including hundreds of hours of unissued material,) magazines, and movies—all of it constitutes the Center’s library, located on the 3rd floor of the Yaroslavl City Jazz Center building.

The Jazz Research Center library and collections are accessible for professional visitors, researchers, and scholars by appointment. Current acquisition of several major private jazz collections from musicians, producers, jazz activists, and jazz researchers, which include photos, correspondence, memorabilia, scrapbooks, media clippings, private recordings, film negatives, etc., laid the foundation for an extensive collection of materials on Russian jazz history, documented as far back as 1922.

collections sample

The Jazz Research Center is a non-government, non-for-profit organization, registered in compliance with the laws of Russian Federation by the Yaroslavl regional government. However, its focus is stretched far beyond the regional interest, as our goal is to preserve and to research the history of jazz music and its makers in the whole country—and beyond, when it comes to pre-1991 history, when Russian jazz scene was still part of a larger Soviet jazz movement, which withstood a long history of rising, falling, and rising again amidst the turbulent social history of the country.

collections sample

We cannot underestimate the influence on Russian jazz scene made by visiting American and European jazz musicians (since as early as 1926.) Documenting the Russian tours by the Benny Peyton Jazz Kings, the Sam Wooding Orchestra, who toured commercially in 1926, and, later on, by the likes of Benny Goodman, Duke Ellington, Thad Jones & Mel Lewis, or Dave Brubeck, whose tours were supported by the State Department (and their interaction with local talents,) is also an important part of our mission.

Contact:

Igor Gavrilov, director
Kirill “Cyril” Moshkow, research director
FACEBOOK