С 16 по 19 октября в Архангельске состоялся традиционный фестиваль «Дни джаза» — праздник импровизационной музыки и современного искусства, один из старейших и известнейших фестивалей страны, вступивший уже в пятое десятилетие своей истории. О том, как он прошел, рассказывает музыковед Елена Сергиевская.

Вместо традиционного обзора фестивальных событий предлагаю взгляд из-за кулис, мой взгляд ведущей фестивальных концертов: в чём-то пристрастный, но честный, с обещанием не терять объективность. На сцене «Дней джаза» я почти столько же лет, сколько эти «Дни» существуют, видела и слышала множество программ и заявляю со всей ответственностью, что каждый год палитра участников образует новые и новые звуковые картины.
Прежде, чем я начну рассказ о концертах и музыкантах, обязательно отмечу два важных момента. Во-первых, архангельский фестиваль один из очень немногих, едва ли не единственный, у которого сразу двое ведущих. Для меня большая честь быть на одной сцене с главным редактором «Джаз.Ру», выдающимся исследователем и пропагандистом джаза Кириллом Мошковым. Наш «парный конферанс», сложившийся несколько лет назад достаточно случайно, доставляет обоюдное удовольствие нам самим и — смею надеяться — слушателям.

Во-вторых, на концертах «Дней джаза-2025» была совершенно фантастическая публика. Из зала шла яркая и сильная энергетическая волна, которая ощущалась на сцене, вдохновляя всех и каждого. Bravi всем поколениям архангельских любителей джаза, ради которых этот фестиваль и делается!
Город живет фестивалем четыре дня, концерты проходят на нескольких площадках. Две из них — большие, одна — камерная и очень уютная, «намоленная»: Джаз-клуб Тима Дорофеева. Здесь самое место сказать об этом уникальном человеке, гитаристе и лидере, хозяине клуба, инициаторе и организаторе нескольких значимых музыкальных проектов. Кстати, с недавних пор на лацкане его пиджака сверкает маленький, но очень почетный знак звания «Достояние Севера». Тим подхватил и развивает лучшие традиции архангельского джаза — в труднейших условиях, не получая, по сути, никакой государственной поддержки, из года в год формирует фестивальные программы, приглашает яркие коллективы и вместе с единомышленниками создает ту уникальную атмосферу, по которой Архангельск знает весь джазовый мир.

Уже несколько лет «Дни джаза» открываются концертом на сцене Камерного зала Поморской филармонии. Архангелогородцы называют зал «кирхой», поскольку этот памятник архитектуры с конца XVIII столетия до начала XX-го был лютеранской церковью Святой Екатерины. После нескольких мучительных десятилетий советской истории в конце 1980-х он возродился как концертный зал с красивым интерьером, уникальной акустикой и большим органом. Именно в этой красоте, под высокими сводами и начинаются архангельские «Дни джаза».
Один из главных принципов, лежащий в основе фестивальных программ — разнообразие, соседство непохожих. Каждому слушателю предоставляется возможность услышать много разной музыки, определиться с пристрастиями, удивиться чему-то новому, неожиданному и открыть его для себя. Или решить, какая музыка вовсе «не его», утвердиться в своих вкусовых привязанностях. Поэтому в каждом фестивальном дне соседствовали разные стили и направления, разные исполнительские составы, складываясь в картину современной российской джазовой сцены.

Очень высокую стартовую ноту концерта 16 октября задал Феликс Лахути (пятиструнная электроскрипка, Москва) с проектом UniversaLove. Его соратники — пианистка Наталья Скворцова, басист Антон Горбунов и барабанщик Дмитрий Сафонов — выступали на «Днях джаза» прошлых лет и с собственными проектами, и в других составах. А вот сам Феликс Лахути впервые приехал в Архангельск, поначалу заметно нервничал — но, возможно, именно это волнение окрасило программу в очень искренние яркие тона, и публика ответила музыканту восторгами и шквалом аплодисментов.

Поющий контрабасист (согласитесь, сочетание уже само по себе интригующее) Валентин Лакодин привез на фестиваль свою знаменитую программу «Brother Ray», посвященную Рэю Чарлзу и приуроченную к 95-летию великого певца. Если Феликс Лахути и его группа олицетворяли радость открытия чего-то совершенно нового, то Лакодин с друзьями (Роман Дмитриев — фортепиано, Максим Шибин — гитара, Алексей Денисов — ударные) подарили всем радость узнавания, радость встречи с хорошо знакомой и любимой музыкой. Каждый кавер на знаменитый хит Рэя Чарлза вызывал бурю эмоций. Публика подпевала, хлопала в такт, а смельчаки даже танцевали.

После концерта ещё не остывшие от эмоционального подъёма музыканты переместились в Джаз-клуб, где кроме основной программы, которую готовят архангельские коллективы, собравшаяся публика предвкушает джем-сешн гостей, и эти ожидания оправдываются.

На следующие два дня, 17 и 18 октября, основной площадкой больших концертов стал Архангельский городской культурный центр (или — довольно колючая аббревиатура — АГКЦ). Сколько же джазовых событий помнит этот зал! Когда-то прямо на крыльце перед началом концертов публику встречал, как радушный хозяин, сам Владимир Резицкий, легенда авангардного джаза. Теперь в память о нём, ушедшем из жизни в 2001 году, на фасаде АГКЦ установлена мемориальная доска, а скверу у входа присвоено его имя. Прелюдия к фестивальному действу всегда начиналась уже в фойе — так было и на сей раз. Созданию атмосферы праздника современного искусства помогла невероятно интересная выставка работ архангельской художницы Марины Григорьевой, нашего давнего друга и соратника. Огромные картонные профили и яркие самобытные полотна преобразили казенное пространство фойе, раздвинули его стены. Звучала и музыка — диджейский проект постоянного резидента Джаз-клуба Максима Кипкаева «Виниловый джаз».

17 октября, первое отделение большого фестивального вечера. Московское трио «Второе приближение» (Андрей Разин — клавишные, перкуссия, Татьяна Комова — вокал, перкуссия, Игорь Иванушкин — контрабас, перкуссия) — народ неспокойный в самом хорошем смысле слова: творческий, ищущий. Программы ансамбля всегда «штучные», с фокусом на широкий спектр разных видов авангардного искусства. Одним из компонентов программы стало творчество литературной группировки конца 1920-х годов ОБЭРИУ. Судьба этой поэзии была очень непростой, а судьба самих творцов — и вовсе трагичной и страшной. Как сделать, чтобы звучащее слово органично вошло в звучащую музыку? Видимо, «Второе приближение» знает какие-то секреты, потому что их литературно-музыкальные композиции всегда — и на сей раз тоже — обладают единством формы и взаимопроникновением разных выразительных средств. Очень важно, что с недавних пор к трио присоединился уникальный артист, и теперь вся программа называется «Гобой и любовь к трем обэриутам». Да-да, в джазе зазвучал голос гобоя, не самого джазового инструмента, что, впрочем, убедительно опровергает Сергей Фролов.

Сергей очень известный, титулованный актёр, удостоенный нескольких театральных наград, включая Государственную премию РФ — а вот к исполнительству на гобое, освоенному ещё в юности, вернулся совсем недавно, и вернулся ярко, с энтузиазмом. Кстати, для Сергея Фролова архангельские «Дни джаза» стали первым опытом участия в джаз-фестивале, с чем мы поздравляем и самого артиста, и наш фест.

Архангельская публика по достоинству оценила все составляющие программы — и мастерское чтение Сергеем Фроловым обериутских стихов, и вплетённые в ткань рассказы о судьбах поэтов, и элементы театрализации, когда музыканты примеряли на себя разные роли, и, конечно же, изобретательную, выразительную музыкальную ткань.
ПОЛНАЯ ФОТОГАЛЕРЕЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ТРИО «ВТОРОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ»
Фокус второго отделения концерта сместился с инструментального театра на чистую музыку, сотканную из удивительно красивых тембров. В Билимбо Music Trio играли петербуржцы Алексей Чижик (вибрафон, фортепиано), Владимир Волков (контрабас) и Йоэль Гонсалес (перкуссия).

Латиноамериканские ритмы и рядом — хрупкая стилистика барокко. Прозрачная кружевная фактура, в которой каждый инструмент ведет свою мелодическую линию. Очень радостно было снова услышать волшебника контрабаса Владимира Волкова, стиль которого складывается из безграничной фантазии и огромного музыкального опыта, почерпнутого не только из джаза, но и из многовековой разностилевой музыкальной истории.

Перкуссия Йоэля Гонсалеса тоже мелодична, самодостаточна и элегантна. А с виртуозом вибрафона (к слову, он фантастически управляется с целых пятью палочками, тогда как обычно применяются всего четыре) Алексеем Чижиком у меня связана личная история, которую я позволю себе рассказать. Перед поездкой в Архангельск я отыскала старое семейное фото — 1996 год, на аллее питерского Летнего сада играет молодой Алексей, окруженный восторженной публикой, среди которой особенно много детей, включая и моего маленького сына. Такая вот «машина времени», которая обрадовала Алексея Чижика. Скажу ещё, что Алексей кроме концертов в один из дней фестиваля встречался с публикой, играл и рассказывал в новом архангельском арт-пространстве «СурковЪ Центр».

ПОЛНАЯ ФОТОГАЛЕРЕЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ БИЛИМБО MUSIC TRIO
Третье отделение концерта — поле эксперимента. Споры или принятие, успех или неудача? Именно фестивальный формат имеет полное право на такой «испытательный полет», когда музыканты выносят на суд публики что-то очень неожиданное и по её реакции понимают, куда двигаться дальше. Программа, придуманная Тимом Дорофеевым, получила название «Большой этно-джем». Много артистов, много компонентов, напластование разных видов искусства, жанров, стилей.

От мира джаза — «Арт-ансамбль» Тима Дорофеева (Архангельск), в составе Николай Клишин — бас, Алексей Барандов — барабаны, Константин Седовин — вокал, флейта, Мария Корель — вокал, клавишные и Александр Гуреев — саксофон (Москва). Дополнительные тембровые краски, диджериду, этно-инструменты — Михаил Карлос (Архангельск). Плюс видеоарт от постоянного партнера фестиваля и всех архангельских джазовых проектов Сергея Жигальцова. За этнический северный компонент отвечал фольклорно-этнографический театр «Новиця». И была «краска» совершенно неожиданная, но логичная в контексте всей истории нашего фестиваля — участие актрис Архангельского молодёжного театра им. Виктора Панова. Кстати, было очень радостно перед началом концерта услышать в телефонной трубке энергичный напористый голос основателя театра режиссёра Виктора Петровича Панова, желающего всем успеха. «Пановцы» как бы перпендикуляром к музыкальной ткани читали переделанный текст из Виссариона Белинского — его знаменитое «Любите ли вы театр так, как я люблю его?», ставшее «Любите ли вы фри-джаз?» Мнения публики разделились, но ведь эксперименты для того и затеваются, чтобы прислушаться к разным оценкам и сделать выводы на будущее.
БОЛЬШОЙ ЭТНО-ДЖЕМ: СМОТРИМ ПОЛНУЮ ФОТОГАЛЕРЕЮ
День третий, 18 октября, два главных события. У архангельских «Дней джаза» есть особый проект, многолетняя традиция — концерт «Дети в джазе». С самого утра идут хлопотные саундчеки, нарастает волнение юных музыкантов, их наставников и родителей. К 13 часам в зале собирается по-особому настроенная публика, а в гримёрках и кулисах — множество ребят, готовящихся к выходу на сцену. Джазовый вокал и флейта, гитара, саксофон и рояль, «вечнозелёные» хиты, детские пьесы и популярные песенки — быстро сменяют друг друга короткие номера, но мы знаем, какая огромная подготовительная работа стоит за этим калейдоскопом.
Из года в год всё больше музыкальных школ подают заявки на участие, выходят играть и студенты Архангельского музыкального колледжа, но больше всего выступающих представляет уникальный архангельский культурно-образовательный проект «Дети. Музыка. Жизнь». Что это такое? Десятки юных джазменов круглый год занимаются с опытными наставниками, выступают на клубной сцене, на фестивалях и открытых концертах, часть лета проводят на образовательном интенсиве. Инициатива исходила от джазовой певицы и клавишницы Марии Корель и поддерживается продюсерским центром «Архангельск Джаз» в лице Тима Дорофеева. Хорошо бы поддержка исходила и от государственных структур, да только у них пока не хватает прозорливости и проницательности разглядеть огромный потенциал и реальную пользу проекта в деле воспитания подрастающего поколения. Мне доводится слышать ребят два-три раза в год и наблюдать за их творческим ростом, видеть обретение уверенности и опыта, понимать, в ком из них действительно прорастает «семечко» джаза. У юных музыкантов уже складываются интересные ансамбли, от младшего Junior Jazz и яркой заводной группы молодого клавишника Дениза Синджара до чудесного вокального коллектива Missty Jazz. А финальная часть концерта стала кульминацией — молодёжный эстрадно-джазовый оркестр проекта «Дети. Музыка. Жизнь» под руководством Николая Клишина сыграл на «Днях джаза» новую программу, подготовленную специально к фестивалю. Пройдет год, и мы с интересом будем ждать новых свидетельств творческого роста подрастающего поколения архангельского джаза.

Вечерний концерт, завершающий программу большой сцены, тоже имеет свои традиции. Это своего рода смотр собственных сил, выступления архангельских музыкантов и нескольких коллабораций «хозяева + гости». Из интересного и нового отмечу проект под названием Flute & Jazz. Это пример взаимодействия музыкантов разной стилистики, которые объединились в 2023 году для того, чтобы обязательно сыграть в Архангельске «Сюиту для флейты и джазового трио» известного французского джазового композитора и пианиста Клода Боллинга. Инициатива исходила от солистки Поморской филармонии флейтистки Галины Смирновой, которая давно дружит с архангельским джазом, часто выступает в джаз-клубе. Смирнова представительствует «от классики», за джаз отвечают контрабасист Денис Попов и барабанщик Валерий Журавлёв, у пианистки Татьяны Коробейниковой сложная задача — будучи академическим музыкантом, преподавателем музыкальной школы, постараться стильно сыграть «нотированный джаз». Элегантная музыка Боллинга действительно стоила всех исполнительских усилий и украсила программу фестивального вечера.

Один из резидентов «Джаз-клуба Тима Дорофеева» — известный и любимый в городе ансамбль МК JAZZ под руководством Марии Корель. Певица, композитор, клавишница, участница Арт-ансамбля Тима Дорофеева, руководитель проекта «Дети. Музыка. Жизнь», арт-директор клуба, участница телевизионного шоу «Голос-2024» — яркая, сильная неординарная личность, Мария живет так, словно в её сутках гораздо больше, чем 24 часа.

Созданный ею МК JAZZ — коллектив единомышленников и очень серьёзных профессионалов. На «Днях джаза-2025» к постоянному составу (Максим Анисимов — клавишные, Андрей Склёмин — гитара, Денис Попов — бас, Алексей Черняев — барабаны) решено было добавить духовую секцию (Владимир Метёлкин — тромбон, Ярослав Склёмин — саксофон, Галина Смирнова — флейта и специальный гость Александр Гуреев — саксофон, Москва), ведь именно к фестивалям как раз и положено готовить обновление программ, экспериментировать.
СМОТРИМ ПОЛНУЮ ФОТОГАЛЕРЕЮ ВЫСТУПЛЕНИЯ MK JAZZ
Моё пожелание ещё двум участникам концерта, ансамблю Игоря Горькового (клавишные) и группе «ПреКрасный город» Алексея Питалова (гитара), чтобы в будущем их программы были в полном смысле слова фестивальными —содержали новые элементы, демонстрировали плоды экспериментов, а не только их привычный и давно знакомый исполнительский стиль. На мой взгляд, лучше рискнуть, даже если результат окажется спорным, чем по инерции держаться за привычное.
Во втором отделении сцена была отдана новой программе, подготовленной «Арт Ансамблем» Тима Дорофеева и нашими друзьями из Ростова-на-Дону и Москвы. Сотрудничество музыкантов давнее и очень плодотворное — они играют вместе на площадках обоих городов, работают на летнем интенсиве «Дети. Музыка. Жизнь», встречаются в жюри молодёжных конкурсов и на джазовых конференциях. Среди участников «Дней джаза» всегда были и есть такие, которые приезжали в Архангельск, пожалуй, чаще других из-за возникшей особой связи с Севером.

Ростовчанин Адам Терацуян (контрабас) — очень видная фигура в российском джазе, педагог, основатель конкурса молодых исполнителей «Мир джаза». А для нас Адам Мартынович не только уважаемый мэтр, но и неординарный, весёлый, заводной человек, с которым легко общаться и с которым все дела делаются с предсказуемым успешным результатом.

Он всегда привозит с собой молодых музыкантов. На сей раз это были юная певица Анна Грицына и барабанщик Чжан Шаочжэ — условно он представляет Китай (получается, что именно его участие дает фестивалю международное измерение), но на деле учится в магистратуре в Ростове-на-Дону.

Пианист ансамбля москвич Андрей Марухин — музыкант очень яркий, разноплановый, виртуозно владеющий многими джазовыми стилями.

«Арт Ансамбль» выступал в своем полном составе вместе с москвичом (но архангелогородцем по своим корням) саксофонистом Александром Гуреевым. По инициативе Тима Дорофеева вся это большая команда сыграла программу «BEATLES in Jazz&Blues» — своё прочтение любимых всеми мелодий великой британской группы.

Каверы получились убедительными и своеобразными, с явным джазовым привкусом. Кстати, так в программе фестиваля образовалась своего рода арка, связавшая первый и финальный концерты, два трибьюта — посвящения Рэю Чарлзу и The Beatles.
СМОТРИМ ПОЛНУЮ ФОТОГАЛЕРЕЮ ВЫСТУПЛЕНИЯ АРТ-АНСАМЛЯ
После завершения программы больших концертов фестиваль продолжался в джаз-клубе ещё один день, 19 октября. Клубная атмосфера — всегда особая, по-домашнему непринужденная, полная спонтанных сюрпризов, тёплая и задушевная. Без этого компонента фестиваль многое бы потерял.
Итак, «Дни джаза» 2025 года позади. Все мы ждём следующего года, новых программ, открытий, радости. Вот только эти ожидания и планы каждый раз омрачены тревогой — что же будет с этим знаменитым фестивалем при полном отсутствии государственной поддержки? Кстати, одно из архангельских культурных событий, международный кинофестиваль Arctic Open, только что сообщил (так и хочется добавить — «с прискорбием»), что в этом году он не состоится из-за полного отсутствия финансирования. У «Дней джаза» давняя история, прекрасная репутация, что лишний раз подтверждает их включение в тройку лидеров престижной премии «Радио JAZZ» 2025 года «Все цвета джаза» в номинации «Фестиваль года». Если во всем музыкальном мире словосочетание «Дни джаза в Архангельске» вызывает уважение и любовь, то почему власть предержащие это игнорируют, не прикладывая усилий к поддержке нашего культурного достояния? Вопрос звучит как риторический, но хотелось бы всё же услышать на него ответ.
И всё же, чтобы не заканчивать на этой тревожной ноте, скажем «спасибо» архангельскому фесту — за то, что все мы, музыканты и публика, провели эти несколько дней в радостном общении друг с другом и любимым джазом. Будем верить в будущее и делать всё, что в наших силах, чтобы осенью 2026 встретиться снова.

ПОСТСКРИПТУМ
19 ноября «Радио JAZZ» в торжественной праздничной обстановке подвело итоги голосования премии «Все цвета джаза-2025». И — ура! — наши «Дни джаза в Архангельске» победили в номинации «Фестиваль года». В тройке лидеров был, к примеру, Московский джазовый фестиваль — бесспорный тяжеловес, очень яркое событие, но жюри сочло нужным отметить именно Архангельск. Думаю, не только за программу этого года, но и с учетом давней славной истории, репутации одного из центров притяжения джазовых сил России и мира. Поздравляю всех причастных — музыкантов, участвовавших в фестивальных концертах, организаторов и волонтёров, спонсоров, команду «Джаз-клуба Тима Дорофеева», художников, нашу информационную поддержку, нашу публику. Но в первую очередь Тима Дорофеева — так держать, и не сдаваться!



