Новые альбомы. Барабанщик Дмитрий Сафонов: альбом «Перед уходом»

0
Dmitry Safonov Trio «Before Leaving» (The Hat Records / МТС Лейбл), 2025
Обложка альбома
.erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Dmitry Safonov Trio «Before Leaving» (The Hat Records / МТС Лейбл), 2025

Альбом «Before Leaving» московского барабанщика и композитора Дмитрия Сафонова— редкий пример того, как ударник может выступить не только сердцем или «мотором» ансамбля, но и концептуальным вдохновителем, архитектором саунда состава Dmitry Safonov Trio. Музыка его совмещает язык современного джаза с живой импровизационностью и академическую традицию со стремлением к структурной ясности, свойственной камерной музыке.

Для пластинки, созданной барабанщиком, она удивительно разнообразна. При всей ритмической изощрённости — сложных грувах и размерах, внимании к полиритмии и полиметрии — альбом звучит очень естественно. Одновременно заметна и скрытая любовь автора к трёхдольности: мягкий покачивающийся вальсовый пульс то появляется напрямую, то проступает в акцентах и фразировке (собственно, первая и финальная пьесы — вальсы). Ещё важно, что альбом невероятно лиричен: тонкая баллада, медленный задумчивый джаз-вальс и даже парафраз на знаменитую «Баркаролу» Чайковского — не только как дань уважения великому композитору, но и желание автора бережно и изящно поместить классический материал в современный контекст. Минор, доминирующий в большинстве пьес, формирует общее эмоциональное пространство альбома. Но это не мрачная депрессия, а, напротив, тонкое и внимательное «вслушивание» во всё окружающее. Дмитрий будто ищет в миноре не трагедию, а выразительность, в которую помещается больше оттенков, чем в светлых мажорных красках. Это минор как способ говорить искренне и точно.

Попытаюсь следовать по порядку, ведь альбом в целом воспринимается как продуманная история, рассказанная автором без прямых слов, но через последовательность композиций и их названия. Как уже отмечалось, в этом повествовании особую роль играет «Innominate Waltz», обрамляющий пластинку: сначала в версии с электропиано Rhodes, затем — в финальной фортепианной интерпретации. Такое «арочное» построение создаёт эффект возвращения к началу, как если бы герой прошёл путь, открыл в себе что-то новое и вернулся уже другим. Первая версия звучит как отправная точка, чуть более воздушная, открытая к будущим событиям. Последняя же, на фортепиано, укрупняет смысловую линию: спокойнее, глубже, словно взгляд назад после долгого пути. Это не только изящный композиционный приём, но и важная часть общей драматургии альбома, которая заставляет задуматься о том, что именно хотел донести до нас автор и почему именно так расположил музыкальные главы своего рассказа. Кстати, это подтверждают и слова вокальной версии композиции «Cinematography».

Центральная часть разворачивается как путь через сомнение, поиск и просветление, как бы пафосно это ни звучало. Титульная композиция «Before Leaving» наполнена неясными политональными, чуть не полимодальными фразами — словно внутренний диалог, где разные интонации сталкиваются, переплетаются в попытках обрести устойчивую почву. За ней следует парафраз на «Баркаролу» Чайковского как ещё одна глава поисков, где классическая тема проходит через разные «призмы» джазового переосмысления. Эта пьеса демонстрирует умение Дмитрия Сафонова легко и естественно интегрировать академическую лексику в джаз. И именно после этих «колеблющихся» эпизодов появляется «Looking for a New Home», расположенная почти в точке золотого сечения альбома — как световой прорыв, как надежда. Мелодия звучит ясно и прозрачно, в отличие от большинства предыдущих минорных композиций, а гармония осторожно подводит к ощущению движения вперёд. Герой уже не «в поисках грустного бэби», а наконец замечает возможный новый путь. Так ли это?

Но самой яркой композицией и, по сути, драматургическим центром альбома, на мой взгляд, становится «Release and Tension». Здесь Сафонов наиболее развёрнуто и честно показывает внутренний механизм своей музыкальной речи: всякое действие, импульс, энергетический выброс сразу же получает ответ в виде замедления, паузы, спокойной мыслительной рефлексии. Контраст между «release» (высвобождением) и «tension» (напряжением) не конфликтен, он необходим, как дыхание. Музыка будто демонстрирует, что любое движение вперёд требует осмысления, а любое напряжение — выхода. Здесь слышно не только владение формой, но и глубокое понимание психологической природы музыки (да и всего сущего, что уж!), становящейся настоящей драмой в миниатюре. В целом же, именно на этом принципе «вдоха и выдоха» строится практическая каждая композиция альбома.

Не менее любопытна пьеса «Broken Clocks», в которой Дмитрий использует приём prepared piano (подготовленного или препарированного фортепиано). Здесь этот приём работает не как эффект ради эффекта, а как органичная часть драматургии: изменённый тембр и непривычная атака клавиш подчёркивают саму идею «сломанных часов», сбившегося хода времени. Эти «шероховатости» придают музыке дополнительную выразительность, усиливая ощущение лёгкого смещения привычного ритма. В результате пьеса звучит очень образно, становясь ещё одной главой в общем повествовании.

Почти в самом финале звучит композиция «Ray of Light», которая будто добавляет в альбом новый воздух. Здесь музыканты работают с чередой прозрачных, на первый взгляд не очень сочетающихся между собой гармоний. Но именно эта лёгкая «несостыковка» создаёт удивительную музыкальную ткань: тонкую, подвижную, с необычным, свежим гармоническим рисунком. Кажется, что музыка всё время играет с ожиданиями слушателя, то приближаясь к гармонической ясности, то снова уходя в сторону. И возникает ощущение света, который пробивается через сложную, переливчатую структуру, как ещё один штрих к общей идее поиска и внутреннего движения, характеризующей весь альбом.

«Before Leaving» — на удивление зрелый и продуманный альбом. Дышащий свободой и вниманием к деталям, он раскрывается постепенно, по мере прослушиваний, и оставляет послевкусие тихой, честной эмоциональности, выходящей за рамки жанровых и стилевых определений.

Дмитрий Сафонов — ударные; Наталья Скворцова — фортепиано, электропиано Rhodes; Юрий Голубев — контрабас (1, 4,  5,  7,  10); Ярослав Константинов — контрабас, бас-гитара (2,  3,  6,  8,  9); Екатерина Тарасова — запись, Secret Studio; Карло Кантини, digitube studio — сведение, мастеринг.

АЛЬБОМ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ

СЛУШАЕМ ПРЯМО ЗДЕСЬ:

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя