Кандидат 
          технических наук (1972), кавалер Ордена Культурной заслуги (Польша, 
          1977), Заслуженный деятель искусств России (1995). Почетный доктор 
          Международного Восточно-Европейского университета (1999), 
          действительный член Академии художественной критики (2002). В числе 
          неправительственных наград - Медаль 200-летия США (1978), медаль ВДНХ 
          за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР (1981), 
          московская медаль "Ветеран труда" (1985), почетная награда Президента 
          колледжа Куиннипиак (США) за выдающийся вклад в международный 
          культурный обмен средствами музыки и искусства (1988), Почетный знак 
          Польского джазового объединения (1994), Медаль Кшиштофа Комеды (1994), 
          памятная медаль Международного фонда славянской письменности и 
          культуры "За гражданское мужество" (2002).  
          А.Н.Баташев окончил Московский физико-технический институт (1957), 
          обучался у академиков Л.Д.Ландау, П.Л.Капицы, А.Д.Сахарова, 
          Н.Н.Семенова специальностям химическая физика и радиотехника. В 
          свободное время занимался плаванием под руководством мирового 
          рекордсмена Л.К.Мешкова и, дойдя до кандидата в сборную СССР на 
          Олимпийские игры в Мельбурне, отказался от спортивной карьеры. Еще в 
          бытность студентом самостоятельно освоил кларнет и саксофон, основы 
          гармонии, аранжировки и импровизации и с 1954 по 1959 год играл в 
          оркестрах и ансамблях Москвы (Эстрадный оркестр МИД Николая 
          Артамонова, джаз-оркестр МИСИ Виктора Зельченко, Джаз-квинтет Геннадия 
          Гладкова), выступал как саксофонист, участник вокального квартета и 
          вокалист-солист. Написал цикл "Английские песни на слова Маршака", а 
          также несколько пьес для джаз-оркестра и камерного джаз-ансамбля. 
          Сорок лет спустя две его пьесы были аранжированы для большого оркестра 
          Виталием Долговым.  
          Под влиянием искусствоведа Леонида Переверзева с 1958 года стал 
          выступать со статьями о джазе, сперва на польском языке (в журнале 
          "Джаз"), а с 1962 - на русском в отечественной периодике, на 
          английском в американских и международных изданиях. В 1960 разработал 
          устав и организовал в Москве первый Клуб любителей джазовой музыки в 
          ДК "Энергетик" на Раушской набережной, открыл его концертом гостившего 
          у него "Нью-Йоркского джаз-квартета" и, став президентом клуба, 
          объявил курс на создание отечественного направления в джазе, 
          "соединяющего национальное музыкальное наследие и интернациональную 
          джазовую технику". К слову, вместе с Л.Б.Переверзевым Баташев в 
          1965-67 годах провел большой цикл лекций о джазе в рамках Общества 
          "Знание" в Большой аудитории Политехнического музея.  
          Собрал большую фонотеку и библиотеку по джазу и подверг эту музыку 
          научному анализу. Результатом стала преподавательская деятельность на 
          Курсах повышения квалификации музыкантов в Московском объединении 
          музыкальных ансамблей и в Джазовой студии ДК "Москворечье", а также 
          первая и единственная в своем роде монография "Советский джаз" (М., 
          1972) по истории отечественного джаза. Ее используют в качестве 
          учебника для эстрадно-джазовых отделений музыкальных учебных 
          заведений, ее фрагменты переведены на многие языки, по материалам ее 
          был поставлен фильм Карена Шахназарова "Мы из джаза".  
          В 70-80-е годы А.Н.Баташев вел занятия по разработанным им курсам: 
          "История джаза", "Джазовая стилистика", "Теоретическая эстетика", 
          "Гармоническое ориентирование" (джазовое сольфеджио и слуховой 
          анализ), а также по уникальному курсу "Всемирная история музыкальной 
          импровизации". Курсы посещали как музыканты-любители, так и студенты, 
          аспиранты и преподаватели музыкальных учебных заведений. 
          Главная особенность деятельности А.Н.Баташева - просветительство. В 
          1976 году он был аттестован Министерством культуры как 
          лектор-музыковед, а затем и как режиссер, начал профессионально 
          работать от Московской государственной филармонии. В концертном зале 
          ДК "Москворечье" в середине 70-х годов им был впервые проведен 
          абонементный цикл "Джаз, фольклор и классика" с участием ведущих 
          джазовых ансамблей страны, фольклорных коллективов Севера и Сибири, 
          Ансамбля народной музыки Дмитрия Покровского, солистов Гидона Кремера, 
          Татьяны Гринденко, Наталии Гутман, Ансамбля ударных инструментов Марка 
          Пекарского. Он автор идеи совместных выступлений фольклорных и 
          джазовых коллективов, он подготовил и провел концерты-игры Ансамбля 
          Покровского совместно с Трио Вячеслава Ганелина, "Арсеналом" Алексея 
          Козлова, "Архангельском" Владимира Резицкого. Впоследствии в 1989 году 
          на основе этой идеи и по инициативе Баташева был проведен первый в 
          мире Всемирный фестиваль джаза и фольклора в Абакане. Фактически на 
          этом фестивале родилось художественное явление, называемое сегодня 
          этноджазом. 
          В 1981-87 ставил и вел цикл концертов в Олимпийской деревне в 
          нововведенном им жанре "Джаз плюс джаз" (около 30 оригинальных 
          программ). Вел концерты московских джаз-фестивалей 80-х годов. 
          Представлял зарубежных джазменов - Фрейзера МакФерсона, Дэйва Брубека, 
          Диззи Гиллеспи, Пэта Метени, "Мальборо Супербэнд" во время их 
          гастролей.  
          С его именем связаны джазовые концерты в Театре Эстрады, ЦДХ 
          ("Джаз-пик с Алексеем Баташевым"), в ЦДРИ (творческие вечера Ю.Маркина, 
          С.Григорьева, А.Пищикова, А.Кролла, А.Кузнецова, И.Бриля), в Колонном 
          Зале (Джаз-фестиваль "Москва-Рио-Нью-Йорк"), в Концертном зале ДК ФЭИ 
          (г. Обнинск, с 1981 более ста концертов!), а в просветительской 
          деятельности Центра "Аккорд" в Музее им. Глинки. Алексей Баташев - 
          постоянный ведущий джаз-фестивалей в Архангельске, Екатеринбурге, 
          Челябинске, первых фестивалей "Богема-Джазз", первого фестиваля "Джаз 
          в Саду Эрмитаж", первого Джаз-Карнавала в Одессе, где он являлся 
          арт-директором и ведущим. 
          А.Н.Баташев - организатор и ведущий фестивалей джаза в СССР и за 
          рубежом: Он участвовал в организации и ведении фестивалей в Тарту и 
          Таллине (с 1959), в Москве (с 1962) и в Ленинграде (с 1965), первых 
          фестивалей в Донецке, Воронеже, Новосибирске, Казани, Куйбышеве, 
          Днепропетровске, Одессе. В 1977 провел Поморский джаз-фестиваль в 
          Польше (на польском языке). В 1988 организовал и провел (на английском 
          языке) четырехнедельные гастроли по Соединенным Штатам четырех 
          советских солистов - Игоря Бриля, Алексея Кузнецова, Александра 
          Осейчука и Виктора Двоскина. Вместе с американским партнером он 
          организовал серию концертов советских и американских джазменов (Джо 
          Хендерсон, Боб Хатчерсон, Игорь Бриль, Александр Осейчук и др.) в 
          Сан-Франциско (1989). Им организована и проведена в городах Поволжья 
          гастроль американского джаз-оркестра "Синтезис" (1990), международный 
          фестиваль "Джаз у океана" во Владивостоке (1991-93). Он был 
          инициатором джазовых контактов между Сибирью и Аляской, установил 
          культурные связи с университетом в Фэйрбэнксе, а также с одним из 
          крупнейших американских джаз-фестивалей в городке Москва (штат 
          Айдахо), где с тех пор российский джаз ежегодно представлен.  
          Он один из учредителей (совместно с Александром Цфасманом, 1966) и 
          член Международной джазовой федерации при ЮНЕСКО, постоянный 
          корреспондент ее журнала "Джаз Форум", с 1973 постоянный член 
          Консультативного совета Берлинского Джаз-Феста (по приглашению Иоахима 
          Берендта и Георга Грунтца), с 1983 член Совета Новоорлеанских джазовых 
          архивов. В 70-80-е декан и лектор факультета джазовой музыки 
          московского Университета культуры Общества слепых.  
          В 80-е А.Н.Баташев - член худсовета фирмы "Мелодия", автор 
          вступительных статей к более чем ста джазовым грампластинкам и 
          компакт-дискам. По его инициативе многие отечественные джазмены 
          впервые попали в крупнейшие российские и международные 
          энциклопедические и справочные издания. В 1986 вышла "Энциклопедия 
          джаза и популярной музыки" (ЧССР), где А.Н.Баташев - автор более сотни 
          статей о советских музыкантах. С середины 90-х годов он - автор 
          издательства "Российская Энциклопедия", один из составителей и авторов 
          "Всемирного энциклопедического словаря", биографического словаря 
          "Музыканты мира". В целом им опубликовано свыше 500 статей в 
          периодических, а теперь и онлайновых изданиях 
          В 80-90-е читал лекции о джазе в 20 американских университетах - 
          Смитсонианский Институт (Вашингтон), Айдахо Стэйт (Москоу, Айдахо, в 
          том числе совместно с Леонардом Фезером), Бригэм Янг (Прово, Юта), 
          Колгэйт (Нью-Йорк), Куиннипиак (Хэмден, Коннектикут), Сонома 
          (Сан-Франциско), Стэнфорд (Пало Алто, Калифорния), Тулэйн (Нью Орлеан, 
          Луизиана), Хауард (Вашингтон), Аляска Стейт (Фэйрбэнкс, Аляска) и др. 
          В Беркли Колледж (Бостон, Массачузетс) по приглашению ректора Гэри 
          Бертона им проведены мастер-классы по джазовой эстетике и 
          журналистике.  
          С 60-х годов и до середины 90-х он автор и ведущий популярных 
          телевизионных и радиопрограмм - "Метроном" (Радио "Юность", совместно 
          с Аркадием Петровым и Леонидом Переверзевым), "Джаз-курьер" 
          (Московское ТВ), "Джаз с Алексеем Баташевым" (инициатива Дмитрия 
          Диброва, Пятый канал, 1995, свыше ста передач за 8 месяцев в 
          интерактивном прямом эфире!), и других. В 1991 началось сотрудничество 
          с "Эхо Москвы". Телепередача "Клуб Алексея Баташева", шедшая по 
          московскому кабельному телевидению, номинировалась в 2001 на ТЭФИ. 
          В роли рассказчика телезрители видели Алексея Баташева в фильмах 
          "Опавшие листья" Александра Марьямова, "Бродвей нашей юности" Алексея 
          Габриловича, в цикле передач "Джаз из России" с участием известных 
          российских джазменов на НТВ. 
          Благодаря директору "Интерньюс" Григорию Либергалу с ТВ связана еще 
          одна важная страница биографии Баташева - именно его голосом говорили 
          известные американские критики в выдающемся сериале - фильме Кена 
          Бернса "Джаз", показанному впервые в 
          Европе по ОРТ в 2001 году. По приглашению режиссера Александра 
          Стефановича сыграл роль джазового деятеля в фильме "Осенний блюз". 
          В 1998 году по приглашению Российского фонда культуры Баташев начинает 
          концертный цикл "Джаз из России", а по приглашению главного редактора 
          МГАФ С.С.Горбачевой становится автором и ведущим абонемента "Джаз для 
          всех" в Большом зале Московской консерватории (25 тематических 
          программ за 5 сезонов). За это время в программах участвовали 
          практически все действующие лица современного российского джаза, от 
          старейших - Олега Лундстрема и Георгия Гараняна - до тех, кто еще 
          только вступает на большую сцену. Первые темы носили 
          общеобразовательный и концептуальный характер: природа джаза, феномен 
          импровизации и феномен экспромта, джаз и фольклор, джаз и классика, 
          джаз и будущее музыки.  
          В ноябре 1998 года с небывалым аншлагом в БЗК прошел концерт с 
          участием Оркестра Олега Лундстрема, Николая Петрова, Любови 
          Казарновской. Автором и организатором этого проекта была импресарио 
          Майя Кочубеева, имевшая к тому времени серьезный профессиональный опыт 
          работы в камерном и симфоническом жанре. Майя пригласила Баташева 
          вести этот концерт. С марта 1999 года Алексей и Майя начинают 
          постоянно сотрудничать.  
          Результатом их совместного творчества стал ряд просветительских 
          концертных проектов на главных сценах Москвы (БЗК, КЗЧ), в том числе 
          концертные программы "Алексей Баташев представляет:", цикл концертов 
          "Музыкант и его время", посвященных Эллингтону, Гудману, Дунаевскому, 
          Миллеру, Цфасману с участием оркестров Олега Лундстрема и Игоря 
          Бутмана, ансамблей "Moscow Band" Владимира Лебедева, "Ленинградский 
          диксиленд" Олега Кувайцева и "Горячая Девятка" Всеволода Данилочкина, 
          саратовского джаз-оркестра "Ретро" Никиты Духовникова, ансамблей Игоря 
          Бриля, Алексея Кузнецова, Александра Осейчука, Аркадия Шилклопера, 
          Германа Лукьянова, Юрия Маркина, в том числе зарубежных солистов - 
          Кортни Пайна, Деборы Браун, Дженни Эванс и Руди Мартини, Роберты 
          Гамбарини, Дайан Шур и других. Для многих наших музыкантов эти 
          программы стали дебютом на сцене КЗЧ или БЗК. По инициативе Майи 
          многие концерты были сняты телеканалами "Культура" и ТВЦ, имели успех 
          у телезрителей. В результате интерес широкой публики к джазу заметно 
          возрос.  
          Большинство их совместных проектов сохранило проблемную тематику, 
          раскрывая с новой стороны те или иные аспекты джаза, - концерт к 
          столетию Гершвина, концерт к 80-летию Московской Филармонии (с 
          "Ленинградским диксилендом" и певицей Дженни Эванс, показанный по ТВЦ), 
          "Посвящение Дюку Эллингтону", "Посвящение Луису Армстронгу", "Русский 
          народный джаз", "Джаз в стиле Шопена" (с участием польского трио 
          Анджея Ягодзиньского) - в БЗК; "Старые песни от джаза", "Эдди Рознер. 
          Возвращение оркестра". Этот их проект вообще стоит особняком - по 
          инициативе Кочубеевой и Баташева выдающийся знаток джазовой 
          оркестровки Владимир Прохоров восстановил по слуху партитуры 
          репертуара рознеровского оркестра 40-х годов.  
          В числе наиболее ярких концертов - гала-концерт "Джаз с Востока" в БЗК 
          в марте 2003 года с участием музыкантов Америки, Европы, Азии и Африки 
          - Татевик Оганесян, Аркадия Шилклопера, Владимира Волкова, Дафера 
          Юссефа, Ришада Шафи, Энвера Измайлова, Сергея Манукяна, Виктора 
          Фридмана, а также фестиваль "Российскому джазу - 80" (октябрь 2002, 
          КЗЧ и БЗК) с участием Олега Лундстрема, Ларисы Долиной, Давида 
          Голощекина, Игоря Бутмана, Анатолия Кролла, Ильи Рутберга, Льва 
          Лебедева, "Москоу-Бэнда" и саратовского оркестра "Ретро". В течении 
          трех дней любители джаза имели уникальную возможность проследить 
          историю российского джаза от его рождения в 1922 году, от возрожденных 
          номеров "Эксцентрического джаз-банда Валентина Парнаха" и "Теа-джаза 
          Леонида Утесова" до современности. Отдельной страницей фестиваля стал 
          его заключительный концерт в БЗК - развитие проекта "Эдди Рознер. 
          Возвращение оркестра" с участием Биг-бэнда Федеральной пограничной 
          службы России (дирижер Владимир Вепринцев).  
          Сразу после открытия Международного дома музыки в 2003 году Майя 
          Кочубеева и Алексей Баташев провели там афишный джазовый концерт с 
          придуманной Майей программой "Серенады Солнечных долин, или Цветущий 
          май", в котором участвовал Квартет Виктора Заходяева и "Moscow Band" 
          Владимира Лебедева.  
          В 2004 году Кочубеева и Баташев подготовили и провели в Большом зале 
          Консерватории концерт образцового исполнителя джазовой классики - 
          американского оркестра "Султаны свинга" со специальной программой. 
          Американцы исполнили "Голубую рапсодию" Гершвина (в честь 80-летия 
          создания) в переложении Олега Лундстрема (солист - НА СССР Николай 
          Петров), впервые познакомили российских слушателей с сюитой на темы 
          "Щелкунчика" в переложениях Дюка Эллингтона и его коллег. 
          Символическое рукопожатие - спустя 60 лет после премьеры в Карнеги 
          Холле, сбор с которой пошел на помощь воюющей Красной Армии, в БЗК 
          состоялось первое в России исполнение программной сюиты Эллингтона 
          "Черные, коричневые и бежевые" с участием НА РФ Давида Голощекина и НА 
          СССР Елены Образцовой. 
          Кочубеева и Баташев создают и джазовые развлекательные программы. 
          Много публики и прессы привлек однодневный фестиваль "100-летие Луиса 
          Армстронга" в саду "Эрмитаж". В 2001 году А.Н.Баташев был почетным 
          гостем Новоорлеанского джаз-фестиваля, где как арт-директор Одесского 
          джаз-карнавала выступил с предложением, чтобы Одесса и Новый Орлеан 
          стали городами-побратимами и по-братски решили бы, где все-таки 
          родился джаз. Не получив отклика, предложил устраивать в Москве 
          карнавал в новоорлеанском стиле "Секондлайн", и первый такой карнавал 
          при участии американских музыкантов 10th Avenue Jazz Band и 
          американских туристов с успехом проведен совместно с Майей Кочубеевой 
          летом 2002 года в Саду "Эрмитаж". 
          Ценители джаза любили ходить в первый и единственный в Москве 
          танцевальный джазовый "Клуб Алексея Баташева" (также их совместный 
          проект). В памяти многих остался придуманный Майей вечер "Встреча 
          старых стиляг" в августе 2000 года. 
          А.Н.Баташев вел также симфонические и камерные концерты в проектах 
          Майи Кочубеевой - Государственного академического симфонического 
          оркестра (в том числе "Концерт на бис" в КЗЧ, "Музыка нашей Родины" в 
          БЗК с произведениями И.О.Дунаевского, дирижер Павел Сорокин), 
          Российского национального оркестра (премьера Симфонии "Желтые звезды" 
          Исаака Шварца, дирижер Павел Сорокин), Московского симфонического 
          оркестра (дирижер Владимир Зива), "Оперные фантазии" - в КЗЧ.  
          Подсчитано, что на концертах, придуманных и организованных Майей 
          Кочубеевой и Алексеем Баташевым, включая визиты зарубежных звезд, 
          побывало около 70 тысяч человек, пополнивших аудиторию любителей 
          джаза. А за 50 лет творческой деятельности Баташева вся аудитория 
          посетителей его лекций и концертов, вместе с радиослушателями и 
          телезрителями исчисляется миллионами.  
          Алексей Баташев представлял российский джаз Президенту Михаилу 
          Горбачеву в 1989 году, а также Президентам Владимиру Путину и Биллу 
          Клинтону на специальном концерте в Кремле в июне 2000 года с участием 
          Оркестра Олега Лундстрема, детского ансамбля Петра Петрухина и 
          Квартета Игоря Бутмана.  
          Деятельность А.Н.Баташева связана не только с джазом. А.Н.Баташев – 
          председатель Российского союза профессиональных литераторов 
          (1990-2004), член Общественной палаты при Президенте России, член 
          Координационного совета творческих союзов России. А.Н.Баташев в 
          качестве члена Комиссии по правам человека при Президенте России 
          разработал Федеральную программу защиты трудовых и социальных прав 
          творческих работников свободных профессий и был в числе разработчиков 
          закона о творческих работниках и творческих союзах. Этот важнейший для 
          всех нас законопроект, социально защищающий не состоящих в штате 
          артистов свободных free-lance профессий, дважды почти единогласно 
          принимался Госдумой и Советом Федерации и соответственно дважды 
          получал вето от обоих Президентов – Ельцина и Путина. 
          В 1984 году Алексей Баташев начал работать над большой книгой, которая 
          по завершении была им озаглавлена "БАТАШ. Большой евразийский роман, 
          или Опыт художественно-исторического исследования рода за 55 веков". 
          Еще в 1995 году по первым наброскам к книге был снят документальный 
          фильм "Алексей из рода Баташевых" (Реж. А.Лазо, ЦСДФ, 1995). Книга 
          была подготовлена к печати и распространению при поддержке и активном 
          творческом участии Майи Кочубеевой. Книга получила высокие оценки от 
          известных писателей и деятелей культуры. За этот роман в 2006 году 
          Баташев приглашен и единогласно принят в Союз писателей Москвы. 
          Выдающийся музыковед, доктор искусствоведения, профессор Московской 
          Консерватории Валентина Джозефовна Конен, характеризуя своего коллегу, 
          писала:  
          "А.Н.Баташев - талантливейший, смелый, упорный пропагандист джаза и 
          организатор. Ему больше, чем какому-либо другому музыковеду обязаны мы 
          тем, что джаз в нашей стране не угас в годы гонения на него, а 
          развился в искусство, находящееся на мировом уровне".
          Краткая библиография:  
          "Советский джаз". М., 1972;  
          "Искусство джаза в музыкальной культуре"// "Советский джаз". М., 1987;
           
          "Феномен импровизации". - "Советская 
          музыка", 1987, № 2;  
          "Египетский поворот". - "Театр", 1991, № 10;  
          "Музыка жизни" - "Огонек", 1993, № 31-32; 
          "Джаз афро-идиш - что за феномен?" - 
          "Русский еврей", 2000 
          Телефильмы серии "Джаз из России": "Юрий Маркин", "Владимир 
          Данилин", "Алексей Кузнецов". (НТВ, 1998, 1999) 
          
          
          Транскрипт онлайн-конференции с А.Н.Баташевым на сервере ОРТ. 
          Роман А.Н.Баташева "Баташ" 
          Контакт: 
          alexeybatashev@jazz.ru  |