502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

АУДИО

СТРАНИЦА ГЕРМАНА ЛУКЬЯНОВА

Герман Лукьянов и "Каданс" - "Каданс I", "Каданс II"
© Boheme Music, 1999

Два альбома, вышедшие в формате CD на московском джазовом лейбле "Богема Мьюзик", содержат переиздание четырех виниловых LP "Каданса", выходивших в 80-е гг. - "Иванушка - Дурачок" (1981), "Путь к Олимпу" (1983), "Какая снежная весна" (1986) и "Знак блюза" (1988)
Статьи для буклетов обеих пластинок написал известный джазовый журналист Аркадий Петров.

Ансамбль Германа Лукьянова "Каданс" был создан в январе 1978 года. Принцип "Каданса" - чем больше инструментов - тем разнообразнее их комбинации и тем больше красок. Звучание группы часто напоминало "спрессованный" до 6-7 голосов биг-бэнд с его плотной фактурой, многозвучными вертикалями и даже контрастной игрой групп. Сочетая звуки флейт, саксофонов, медных, рояля, разного рода перкуссии Лукьянов добивался удивительных эффектов; его тембровые "грозди" казались густыми, глуховатыми. Порой даже вязкими. Импровизация прочерчивала на этом мглистом фоне ясные, красивые штрихи-узоры. Другой особенностью "Каданса" был его отчетливо "композиторский" стиль. Джазовые коллективы всегда делились на исполнительские и авторские. Тема, используемая ими для импровизации (обычно известный "стандарт") была уже не так важна - она действовала как трамплин, отталкиваясь от которого, музыканты уносили нас в стратосферу своих блистательных вариаций. Во втором случае главным оказывается композиторский замысел. Солисты выступали здесь не от себя, а строго выполняя указания автора. Репертуар "Каданса" всегда на три четверти составляли композиции руководителя. Схематическая запись фамилии Лукьянова "ЛНКВ", его подпись, кстати, точно так же, одними согласными , подписывался Сергей Прокофьев ("ПРКФВ"). Лукьянов - конструктор, композитор-инженер. Лукьянов прежде всего создает аккордовый фундамент будущей темы, аккорды его сложные, но их чередование естественно и удобно. Трудно/удобно - лукьяновский парадокс. К яркой мелодической заметному ритмическому рисунку - Лукьянов обязательно вернется в импровизации, будет их развивать, обострять. Стройность и логика формообразования - лукьяновский стиль. Язык же - отражает упорную борьбу мысли со звуковым материалом.

Каданс №1"ИВАНУШКА-ДУРАЧОК" (1981)

1.НАИМА  (Д. Колтрейн)
В каждом из тематических наборов Лукьянова есть, как правило, хотя бы один известный джазовый стандарт. В "Иванушке-дурачке" Герман использовал проникновенную балладу своего кумира - Джона Колтрейна. Наима - имя второй жены великого тенориста. В этой пьесе создан образ немного загадочной темнокожей красавицы. Приглушенную ритмическую пульсацию создает дуэт контрабаса и африканского барабана (Валерий Каплун играет на нем руками). Холодновато загадочны монолог флюгельгорна (Лукьянов) и тенор-саксофона (Панов); уже сам тембр их "философичен" ("вещь в себе и для себя"). Лишь соло рояля (Окунь) прорезает эту печально звучащую ткань фейерверками стремительных пассажей...
2.ИВАНУШКА-ДУРАЧОК (Г. Лукьянов)
Музыка вроде бы комическая, в духе веселых представлений балаганного "театра Петрушки" - и в то же время грустная (по словам автора - "Иванушка плачет..."). Первое соло - на непривычном для джаза инструменте - цуг-флейте (флейте с выдвижной кулисой - Лукьянов), певуче свистящей наподобие охотничьего манка (а может - бормашина на высоких оборотах или синтезатор?). Эффект чисто театральный - острая, ломанная мимика и жестикуляция, визгливые кукольные интонации... Гротескно сыграно Юренковым соло саксофона-альта - опять лицедейство, комические прихрамывания, ужимки и прыжки... Кульминацией этого представления является явно пародийное соло ударных (Каплун). В репризе - возвращение к теме и последний крик флюгельгорна в напряженно звучащем высоком регистре и - конец этого музыкального лубка!
3.ЗВУКИ ПАМЯТИ (Г. Лукьянов)
Произведение, посвященное великому Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Эта пьеса была написана Германом зимой 1976 года, вскоре после ухода из жизни выдающегося музыканта и великого композитора. Два сольных эпизода в ней - это "надгробные речи-воспоминания": суровое, построенное на разговорных интонациях и сдержанное по эмоциям соло альтгорна (Лукьянов) и теплое, одухотворенное - тенор-саксофона (Панов).
4.ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ (Г. Лукьянов)
Квинтет (без тромбона). Тема-унисон - ломанная, остро графичная. Почти атональное соло пианиста Михаила Окуня - образец того, насколько близко подошел Лукьянов в конце 70-х и начале 80-х к практике фри-джаза (хотя формально стиль этот он всегда отвергал). Мечтательное соло флюгельгорна и остро экспрессивное - тенор-саксофона.
5.БЕЛАЯ ВОРОНА (Г. Лукьнов)
Эта пьеса - своего рода автопортрет. Герман всегда был таким в среде отечественных джазменов. Другой "белой вороной" является уже знакомая вам цуг-флейта (Лукьянов). Действительно - нечто странное рядом с птицами обычными (Юренков и Панов - флейты).
6.ВЕТЕР С МОРЯ (Г.Лукьянов)
В конце 70-х композиции Лукьянова становятся остро хроматическими, кантиленность уступает место угловатой скачкообразности, порой затемняя прежнюю гармоническую ясность мелодии, подводя ее к атональности. Появляются музыкальные мысли, сконструированные по серийному, додекафоническому принципу - обычно он заканчивает "серию" на девятом-десятом звуке, хотя, чисто додекафонных мелодий у Лукьянова немного. Именно так выглядит написанный в 1979 году опус "Ветер с моря".

ПУТЬ К ОЛИМПУ (1983)
1.ЗОЛОТЫЕ РУКИ СИЛЬВЕРА (Г.Лукьянов)
"Музыкальное приношение" знаменитому пианисту Хорэсу Сильверу. В названии - ира слов (silver - по-английски, как известно - серебро). Царство латиноамериканских ритмов, мастером исполнения которых всегда являлся Сильвер, тутти духовных, положенное на ритм африканского барабана, жестко напряженное, как тетива лука, соло тенор-саксофона (Павлов), сыгранное в манере, близкой Сонни Роллинсу и Уэйну Шортеру, и чем дальше оно звучит - тем становится все более виртуознее и "танцевальнее" - и все это - как фантастический звуковой карнавал! Второе соло - у Лукьянова. Видимо, когда надо. Он напрочь отбрасывает все свои рационально выстроенные схемы, превращая "лед в пламень". И кажется, что этот неистовый выброс энергии уже не превзойти. Но нет - третье соло (Окунь, фортепиано) - оказывается еще более вихревым и неистовым...
2.LOVE FOR SALE (К. Портер - Г. Лукьянов)
Джазовую мелодию знаменитого Кола Портера, шлягер музыкального ревю "Нью-йоркцы" (1930) "Любовь на продажу", которую позже исполняли десятки мастеров, начиная от Эллы Фицджеральд и Чарли Паркера и заканчивая Кэннонболлом Эдерли и оркестром Бадди Рича, Лукьянов изменяет и дает ее новую версию решительно присоединяя свое имя к имени Кола Портера. Он трансформирует эту незатейливую песню в масштабное звуковое полотно, в некую поэму, может быть даже трагедию для джаз-ансамбля. Лукьянов следует сюжету портеровской песенки, как и декорациям его ревю: большой город, вечер, калейдоскоп рекламы, ресторанов - всех атрибутов "ночной жизни". Большое альт-саксофоновое соло (Юренков) сопровождают риффы духовых, очень точно имитирующие автомобильные клаксоны. Трагическая кульминация...
Вторая часть композиции Лукьянова - вроде бы, по музыкальному материалу - точное повторение первой. Но насколько изменилось теперь "освещение"! Музыкальный герой подавлен, отсюда - настроение одиночества, отрешенности глубокой безнадежности, душевной пустоты.
3.OLEO (C.Роллинс). Новая тенденция лукьяновских оркестровок 80-х годов - ансамбль без фортепиано - как реакция на засилье клавишных с их аккордовым звучанием. Мышление Лукьянова больше склоняется в этот период к полифонии и контрапункту. В "Олео" все продемонстрировано с полным блеском. Первое соло - тенор-саксофон (Панов); флюгельгорн отвечает энергичными репликами. Это дуэт равноправных партнеров - эффект двойного соло, когда бы слышим сразу две равноценные звуковые линии.
4.ПУТЬ К ОЛИМПУ (Г.Лукьянов)
Лирическая баллада. Еще один своеобразный пример "оркестрового" биг-бэндового звучания "Каданса". Плотные многоэтажные аккордовые вертикали. И еще одна композиция с "сюжетом", ибо мы слышим не просто соло, а как бы драматические монологи-ариозо, "рассказы о том, что было", ностальгические размышления вслух. Пьеса, внутреннее содержание которой - преодоление бесконечных препятствий, крутой подъем. Путь к Олимпу.

Каданс №2КАКАЯ СНЕЖНАЯ ВЕСНА...(1986)
1.FREEDOM SUITE. Part I. (С.Роллинс)
В первой композиции звучит тема любимого музыканта Лукьянова - выдающегося тенора-саксофониста Сонни Роллинса из "Сюиты свободы". В импровизации принимают участие четыре музыканта - сам Лукьянов (флюгельгорн), Вадим Ахметгареев (тромбон), Анатолий Соболев (контрабас) и Станислав Коростелев (ударные). Аккордового аккомпанемента (рояль, гитара) - нет. Только четыре линии. Лукьянов использует эту линеарность музыкальной ткани с выдумкой: флюгельгорн и тромбон звучат словно в дружеском разговоре, они обмениваются репликами, подхватывая и развивая мысль, высказанную собеседником, порой диалог становится конфликтным, но беседа их не прерывается: на протяжении всей пьесы эти два духовых инструмента звучат в едином пространстве, как два персонажа, каждый - со своим характером.
2.КАКАЯ СНЕЖНАЯ ВЕСНА...(Г. Лукьянов)
Эта баллада, давшая название диску, очень характерна для "нового лиризма" Германа. Во второй половине 80-х он стремится к углубленной инструментальной лирике, мелодизму, "пению" на инструментах.
Тема "Весны" основана на квинтовых интонациях, напоминает стремительный накат набегающей волны - сначала подъем, расширение диапазона, нарастание от пиано к форте; затем, после прохождения пика, кульминационной "точки" - откат, динамический спад. Романтическое звучание унисона саксофона-альта и электроскрипки, к которым присоединяется тромбон, поддерживается соло рояля (Лукьянов) - несколько конструктивное и. в то же время, мечтательно нежное. Пианист играет певуче, немногословно, сдержанно.
3.SO WHAT? (М.Дэвис)
Динамично-виртуозная композиция на тему Майлса Дэвиса "Ну так что?" начинается с темпераментного соло ударных (Станислав Коростелев). Соло простое и выразительное с элементами марша. Барабанщик задает пульс теме, звучащей во фригийском ладу. В целом, в этой композиции ощутимо нечто спортивное - труднейшие упражнения, которые выполняются в стремительном темпе.
4.КОМПОЗИЦИЯ НА ТЕМУ ЕВРЕЙСКОЙ ПЕСНИ (Г. Лукьянов)
Лукьянов использует здесь еврейскую народную песню "Штателе Бельц" ("Местечко Бельцы"), звучащую, как джазовая колыбельная. Пьесу открывает трехдольное вступление - это как бы маленький инструментальный хор, который прозвучит внутри композиции еще два раза... Очень важна в пьесе роль африканского барабана, который сливается по тембру с неторопливыми шагами бас-гитары. Два соло - два неторопливых "рассказа". Альтгорн (Лукьянов) звучит грустно и напевно, его фразы неспешны, он повествует о чем-то очень важном, сердечном... В соло скрипки (Левинштейн) интонации не столько джазовые, сколько "классические" - в музыке такого рода весьма уместные.
5.УТРЕННЯЯ САМБА (Г.Лукьянов)
Лукьяновская самба - гротескная, светлая, и, пожалуй - "птичья". Ведь утро начинается с птичьего гомона, не правда ли? Тема по-прокофьевски изломанная, мелкая по рисунку, подсвистывающая, порхающая (флейта-пикколо и скрипка). Настроение, заданное соло гитары (Андрей Боднарчук), потом - флейты-пикколо (Юрий Юренков) - инструмента, который не столько играет, сколько пронзительно щебечет. И, наконец - соло цуг-флейты (Лукьянов) - эксцентричное и предельно звукоизобразительное: веселый птичий базар, курлыканье и посвист...
6.ROUND ABOUT MIDNIGHT (T. Монк, К.Вильямс)
"В полночь" Телониуса Монка большинство музыкантов трактуют, как грустно-задумчивую балладу. В аранжировке Лукьянова она звучит как человеческая драма. Тема имеет две экспозиции - два совершенно разных образа. Первый - дуэт альтгорна с тромбоном. Изложение полифонично, мелодия переходит из голоса в голос, настроение - мрачно-сосредоточенное...Второе проведение темы поручено флейте, цуг флейте и скрипке. Тезис и антитезис... Средняя часть композиции - несколько инструментальных диалогов (альт-саксофон - флюгельгорн), перемежаемых островками оркестрового тутти. В импровизациях саксофона-альта, флюгельгорна и тромбона появляется речевая и даже ораторская интонация. Импровизации здесь звучат кратко, емко. "В полночь" в версии Лукьянова - динамичная джазовая поэма, в своей кульминации достигающая трагического накала.

ЗНАК БЛЮЗА (1988)
1.ПОСЛЕСЛОВИЕ К ОПЕРЕ Ж.БИЗЕ "КАРМЕН" (Г. Лукьянов)
Композиция достаточно неожиданная - Лукьянов впервые обратился к мировой оперной классике. Опера "Кармен" великого Жоржа Бизе - с ее человеческими коллизиями, сочетанием высокого и бытового, жизнью и смертью, ярчайшим тематизмом манит к себе музыкантов различных направлений. Так Родион Щедрин написал целый балет. Поэтому неудивительно, что у Лукьянова "Послесловие" - это еще одно переживание человеческой трагедии. Основной характер музыки в этой композиции - скорбно-замедленный, как в рапидной киносъемке. Медленно, тяжело обозначается исходное ритмическое движение, медленно и бесстрастно звучит бойкий марш тореадора - сосредоточенно-холодный, абсолютно лишенный традиционной бравуры. Лишь в теме роковой страсти Кармен (саксофон-сопрано) обозначается эмоциональная динамика... Развитие этих настроений происходит в среднем разделе - в развернутой балладе (Станислав Григорьев - тенор-саксофон, Лукьянов - флюгельгорн). В репризе автор снова возвращает нас к двойной теме - маршу тореадора, сплетенному с темой судьбы.
2.ТРИ БЛЮЗОВЫХ ПОРТРЕТА, сюита (Г. Лукьянов).Часть -"Майлс Дэвис"... Лукьянов обращается к краскам и настроениям, которые восходят к работам Дэвиса рубежа 40-50-х годов, к эпохе "прохладного джаза. Ломанная хроматическая тема, аккуратное соло гитары (Виталий Боднарчук), рационально выстроенное - флюгельгорна. Композиция в стиле "Боплисити" или "Венеры Милосской" с диска "Birth of the cool".
...Часть 2-я "Джон Колтрейн" решена средствами нежной, мечтательно певучей лирики. Конец темы орнаментирован трелями аккорда всей духовой группы, из которой возникает мягкое соло тромбониста Вадима Ахметгареева.
3-я часть "Портретов" -"Диззи Гиллеспи". Здесь мы услышим афро-кубинские ритмы, игры-переклички, звуки карнавального праздника, в виде искрометного танца.
3.КОМПОЗИЦИЯ НА БЕЛОРУССКУЮ НАРОДНУЮ ТЕМУ "НЕ ГОНИТЕ ДЕВУШКУ СО ДВОРЫ" (Г. Лукьянов)
Первое проведение этой пятидольной мелодии близко фольклорному варианту: барабанчик и кларнет в высоком регистре. Последующие напоминают стилистику Бартока и Стравинского, как, впрочем, и самого раннего "русского" Лукьянова - его" Гармошку", "Крестьянскую свадьбу"...
4."THE MAN I LOVE" (Дж. Гершвин). Лукьянов принадлежит к числу аранжировщиков, способных предложить абсолютно новую интерпретацию известного материала. На основе знакомой темы в этой композиции у него возникает целая сюита, в которой особенно выделяются "пастельное" соло рояля, изысканная каденция саксофона-альта (Валерий Киселев), лирический финал...
5.SWEET GEORGIA BROWN (М. Пинкард, аранжировка Г. Лукьянова)
Наиболее интересно здесь соло кларнетиста Валерия Киселева. Вообще, в этой пьесе неожиданно повеяло редким для Лукьянова духом "традиционного" новоорлеанского джаза.

Аркадий Петров

Фрагменты антологии в формате Real Audio:
  • Наима Available in Real Audio - click and listen
  • Белая ворона Available in Real Audio - click and listen
  • Freedom Suite. Part I Available in Real Audio - click and listen
  • Не гоните девушку со дворы Available in Real Audio - click and listen
Если вы живете на территории Российской Федерации, вы можете приобрести эти альбомы в Интернет-магазине компании "Богема". Если вы живете за границами России, вы можете заказать эти альбомы в международном отделении "Богемы" (Чехия).
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0