502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 9 (111) - 4 апреля 2001 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковЕсть в человеческой душе какой-то предохранительный механизм, есть. Да и не один еще, наверное. Механизм этот благодатно смягчает остроту так называемых культурных шоков. А нам, р-р-россиянам, с нашим общим культурным шоком повезло капитально: шок у нас один, всеобщий, и относится, скорее всего, не к культурным, а к цивилизационным. Давно ли жизнь вне так называемого "железного занавеса" мерещилась обитателям бывшей шестой, а ныне седьмой части обитаемой суши в искаженных, искривленных и невыносимо далеких от реальности картинках? Давно ли однократный приезд Чика Кориа (пусть даже и с Гэри Бертоном в комплекте) превращался в событие столь легендарное, что пришедшие позже (к коим, например, относится и автор сих строк) годами изучали его по письменным источникам, как переход Суворова через Альпы или, точнее, красных через Сиваш? Давно ли список гастролировавших в Си-Си-Си-Пи Настоящих (сейчас скажу неполиткорректность) Негров пересчитывался по пальцам двух рук, и у трех считавших результат никогда не сходился? Сколько времени с тех пор прошло, в конце-то концов? Автор не успел еще перейти из категории молодых журналистов в категорию не очень молодых журналистов, а уж эти самые неудобно называемые африканские американцы едут гастролировать и едут, и конца им нету, и Чик Кориа приезжает вот (см. ниже) опять, и дрожь в коленках у всего сообщества по этому поводу как-то не наблюдается, и Советскому Джазу, в соответствии с мифической датой его начала, в будущем году уже стукнет (больно) 80 лет, а Олегу Лундстрему уже стукнуло 85, и вообще... Ощущение такое, будто ко всем произошедшим с нами, с обществом, со страной переменам (ой, каким переменам!) мы отнеслись и относимся подозрительно легковесно, будто скользя по их поверхности. Наверное, именно так и действует тот самый защитный механизм: иначе массовое сознание (отдельные-то индивидуумы, конечно, могли понимать все правильно) было бы не в силах вместить бытие Как Оно Есть.
Впрочем, это опять дебри. "А может, бабка, и правда. Может, все и химия" (Зощенко). Давайте перейдем к делу.
Как это было
в Москве
Хайрем Баллок29, 30 и 31 марта в "Ле Клубе" играл Хайрем Буллок - один из лучших в мире фанк-фьюжновых гитаристов. Вместе с очередной инкарнацией своего трио The Hiram Bullock Group (в данном случае - басист Фрэнк Грэйвис и барабанщик Джереми Гэдди) гитарист продемонстрировал московской публике, что, собственно, это такое - играть фанк на электрогитаре. 
Ни многочисленные заслуги Буллока в области записи и выступлений с десятками ведущих музыкантов разных жанров, ни знакомство с его сольными грамзаписями не дает полного представления о его сценическом шоу. Более того, если анализировать собственно шоу, то впечатление будет довольно унылым: ужимки и прыжки массивного, почти двухметрового темнокожего гитариста с непропорционально торчащим круглым пузом, взятые в отрыве от собственно музыки, напоминают по своей эстетической ценности шутки из американских кинокомедий типа "Тупой и еще тупее". Но музыка! Тут все становится на места.
Хайрем БаллокБуллок показал очень разнообразную программу - настолько разнообразную, насколько это вообще возможно в трио гитара-бас-барабаны. Тут был и блюз как таковой, и фанк как таковой, и оба они в соединении разных пропорций, и баллады, и более или менее джазовые номера (например, "Blue Monk"). Были номера чисто инструментальные, был и вокальные.
О вокале надо сказать особо. У самого Буллока - сырой, жесткий блюзовый голос, которым он владеет ничуть не хуже, чем гитарой. Сознавая природную ограниченность своих возможностей как вокалиста, он обращает эту ограниченность в свою силу, активно используя именно те выразительные средства, которые ему подвластны, и не стараясь объять необъятное. 
Хайрем Баллок и Фрэнк Грэйвис Но самые, надо признать, впечатляющие моменты - это когда поет все трио. Втроем они выпевают классическое фанковое двух- и даже трехголосие, заставляющее вспомнить всех - от Tower Of Power до Sam & Dave (кстати, на недавнем сборнике в память Джако Пасториуса The Hiram Bullock Group пели "Come On, Come Over", то есть номер, который в оригинале у Джако пели именно Sam & Dave).
Фрэнк ГрэйвисНо когда сольно запел басист Фрэнк Грэйвис, зал "Ле Клуба" заревел - то ли просто от восторга, то ли от изумления: этот толстый человечек с внешностью постаревшего и потрепанного жизнью Карлсона оказался настолько харАктерным, мощным и изобретательным вокалистом, что слегка задвинул даже и самого лидера! Он разыгрывал свою песенку (какой-то ковбойско-рок-н-рольный номер) как целый кинофильм, как мини-мюзикл - и это при том, что его инструмент, бас-гитара, к выразительному пению параллельно с игрой не очень располагает. Кстати, надо отметить, что Грэйвис на протяжении концерта играл много интересных соло - не специфически басовых, а скорее гитарных, но сыгранных характерным светлым и острым звуком бас-гитары с активной электроникой (кстати, играет он не на шести- и даже не на пятиструнке, а на обыкновенном, только активном, четырехструнном ESP).
Джереми ГэддиБарабанщик Джереми Гэдди при авторе этих строк сольно не пел, но в подголосках был точен и стилен, а игра его достойна всяких похвал - он не супербарабанщик, но абсолютно на месте в этой группе: в его игре наличествует и техника, и драйв, и необходимая для этой музыки точность.
Что же до пиковой точки концерта, то для автора этих строк она пришлась не на джазовые номера, а на тот момент, когда Буллок запел "Little Wing" Джими Хендрикса. Надо быть очень уверенным в себе гитаристом и очень амбициозным вокалистом, чтобы пытаться не имитировать исполнение Хендрикса (что все равно мало кому удается), а сказать в этой фантастически красивой теме что-то свое. 
Хайрем Баллок Даже великий блюзовый гитарист Стиви Рэй Воэн в свое время не решился спеть эту песню (хотя сыграл гениально). А вот Буллок спел, сыграл - и абсолютно по-своему. Нет, он не превзошел пронзительно-лиричный оригинал Хендрикса, он даже не приблизился к нему, он просто сделал все по-своему. Его "Little Wing" начинается в сходном с оригиналом звучании, но развитие темы - прежде всего гитарное соло - уходит в совсем неожиданном направлении, а затем и вовсе переходит на перпендикулярный путь, обретая ритм и интонации регги - пока не возвращается обратно в монументальной поступи исходного блюза.
"Ле Клуб" сделал достойный уважения шаг, пригласив музыкантов, довольно далеко отстоящих от того, что все привыкли называть собственно джазом; широта кругозора, осознание подлинного места современного джаза во всем многообразии смежных с ним жанров музыки рубежа веков - это то, что московскому зрителю-слушателю предлагают нечасто.

В течение последней недели в Москве произошел еще ряд интересных событий, на которые мы предлагаем вам взглянуть глазами фотографа Павла Корбута. Среди этих событий - 85-летие Олега Лундстрема, презентация книг из серии "Мастера российского джаза. Психологические портреты", концерт Аркадия Шилклопера в "Доме"...>>>>

Как это было
 в Нью-Йорке
Как, вероятно, помнят наши постоянные читатели, несколько недель назад редактор "Полного джаза" вернулся из очередной поездки по США и пообещал, кроме своего путевого дневника, публикацию нескольких крупных материалов, посвященных важным и, так сказать, объемистым темам - джазовое образование, джазовое радиовещание и т.п. 
Сегодня мы продолжаем говорить о радиовещании. Мы на прошлой неделе начали с рассказа об одной из лучших в США джазовых радиостанций - WBGO, слушать которую в эфире можно во всем мегаполисе Большого Нью-Йорка, а через Интернет - по всему миру. Нам представляется, что материал этот интересен не только как рассказ об одной конкретной джазовой радиостанции; излагаемые персонажами этого очерка принципы безусловно важны для идеи джазового радио в целом...>>>> 
Москва - это вам
еще не все
Бенни Голсон26 апреля в Новокузнецке пройдет концерт двух звезд американского джаза - тенор-саксофониста Бенни Голсона и трубача Валерия Пономарева. Оба они в свое время (хотя и в разные десятилетия) играли в составе легендарных Jazz Messengers барабанщика Арта Блэйки и, кстати, уже приезжали в Россию вместе (декабрь 1996). В Новокузнецке они выступят со сборной сибирской ритм-секцией, в которую войдут новокузнецкий пианист Анатолий Берестов (арт-директор клуба "Геликон", где пройдет концерт), новосибирский басист Олег Петриков и иркутский барабанщик Сергей Кушилкин.
Что намечается:
московские анонсы
Чик КориаОдин из величайших современных джазовых пианистов Чик Кориа (США) выступит в Москве 15 апреля. Он будет играть в составе новой формации - The Chick Corea New Trio, созданной на основе ритм-секции его секстета Origin: кроме него, в состав "Нового трио" входят Авишаи Коэн (контрабас) и Джефф Баллард (барабаны). В концерте примет участие Симфонический оркестр БЗК (дирижер - Юрий Ботнарь), с которым Чик будет играть свое сочинение крупной формы - Concerto. Концерт состоится в рамках проходящего 1-20 апреля фестиваля, посвященного 100-летию Большого зала Московской государственной консерватории, где и будет играть Кориа.
Кстати, концерт этот проходит в рамках мирового тура "Нового трио Чика Кориа", и 10 апреля должен состояться релиз первого альбома этой группы. Он будет называться "Past, Present & Futures" и выйдет на принадлежащем Чику лейбле Stretch. В альбом вошло десять авторских тем Чика и один стандарт, впрочем, довольно редкий - "Jitterbug Waltz" Фэтса Уоллера.
Чик Кориа (фото Армена Манукяна)Вот что сам пианист говорит о своем новом ансамбле: "Origin - это мой маленький оркестр, а Новое Трио - мой маленький интимный ансамбль. В каждом ансамбле, который я собирал, я всегда врастал в ритм-секцию вместе со своей музыкой. Особенно заметно это, когда я играю с Авишаи и Джеффом. Я впервые встретился с ними в ансамбле, который возглавлял Авишаи, и сразу увидел, как классно они работают в связке. После того, как мы три года проработали вместе, я думаю, у нас появилась своего рода телепатия внутри трио. Когда каждый для каждого абсолютно предсказуем, появляется новая свобода - свобода пробовать новые подходы друг к другу, для разнообразия и чтобы удивлять друг друга".
Чик КориаПо словам Кориа, новый альбом объединяет множество элементов разных стилей - от блюза до фламенко. "Музыкальная культура всегда формируется из идей и изобретений отдельных музыкантов, которые затем развиваются, расширяются, выворачиваются наизнанку и изменяются до неузнаваемости, чтобы удовлетворять желаниям и потребностям других музыкантов", говорит пианист. "В новом альбоме Нового Трио мы суммируем весь массив опыта всех трех музыкантов".

Объявлено окончательное расписание концертов III международного джазового фестиваля "Богема-Джазз", который состоится в Москве 17-22 апреля. На настоящий момент определены все клубные концерты и точное расписание концертов на основной площадке - в ЦДХ, а также расписание показа джазовых фильмов на джемовой площадке фестиваля - в клубе "Ролан".
17 апреля
18.30, ЦДХ - Торжественное открытие: А.Козлов, А.Шилклопер, С,Старостин, М. Альперин, В.Пономарева, О.Пономарев, Э.Измайлов, Д.Перье, А.Кондаков, Д.Крамер, А.Брюнэ, хор "Благовест" и др.
21.00, "Форте" - квинтет трубача Алена Брюнэ (Франция)
21.00, "Петрович" - Энвер Измайлов (гитара, Украина)
22.00, "Ритм-Блюз кафе" - Дениз Перье (вокал, США)
23.00, "Ролан" - джем (Валентина Пономарева, Олег Пономарев)
00.30, "Ролан" - джазовое кино: "Сладкий и гадкий" 
18 апреля
18.30, ЦДХ - День мирового джаза: MOSCOW ART TRIO (Миша Альперин, Новегия - фортепиано; Аркадий Шилклопер - валторна, альпийский рог; Сергей Старостин - вокал); квинтет трубача Алена Брюнэ (Франция)
21.00, "Петрович" - Дениз Перье (вокал, США)
23.00, "Ролан" - джем-сейшн
00.30, "Ролан" - джазовое кино: "Джаз 34" 
19 апреля
18.30, ЦДХ - День современного джаза: Рави Колтрейн (саксофон, США), Джефф "Тэйн" Уоттс (барабаны, США), Пол Болленбэк (гитара, США), Андрей Кондаков (фортепиано, Россия), Эрик Ревиз (бас, США)
21.00, "Дзен" - Олег Киреев (саксофон) и этно-джаз-группа "Орлан"
21.00, "Форте" - Дениз Перье (вокал, США)
23.00, "Ролан" - джем-сейшн
00.30, "Ролан" - джазовое кино: "Канзас-Сити" 
20 апреля
18.30, ЦДХ - День традиционного джаза: Андрей Кондаков (фортепиано, Россия), хор "Благовест" п/у Галины Кольцовой, Дениз Перье (вокал, США)
21.00, "Форте" - Алексей Козлов (саксофоны) и джаз-рок-ансамбль "Арсенал"
23.00, "Ролан" - джем-сейшн
00.30, "Ролан" - джазовое кино: "Легенда о пианисте" 
21 апреля
12.00, Московский Дом композиторов - День детского джаза: "Новые имена" играют джаз
18.00, ЦДХ - День джаз-рока: Алексей Козлов (саксофоны) и джаз-рок-ансамбль "Арсенал"
23.00, "Ролан" - джем-сейшн
23.30, "Бункер" - Дениз Перье (вокал, США)
00.30, "Ролан" - джазовое кино: "Сладкий и гадкий" 
22 апреля - Закрытие фестиваля (билеты не продаются) 

Заказ билетов, артисты, дополнительная информация:...>>>>

Boys Band TrioВ России выступит один из самых радикальных составов польского джазового авангарда - Boys Band Trio, в которое входят Анджей Издебски (безладовая баритон-гитара), Михал Горчински (тенор-саксофон) и Михал Гос (барабаны). Оба их запланированных на настоящий момент концерта пройдут в рамках приближающегося V фестиваля Сергея Курехина (SKIF). 22 апреля музыканты будут играть в петербургском "Балтийском Доме", 26 апреля - в Ярославском городском джазовом центре,  а 27 апреля - в московском клубе "Дом".

Мнение
Мы любим дискуссии. В спорах, говорят, рождается истина. Впрочем, джаз - достаточно сложный объект изучения: без споров в это деле не обойтись, нет. 
Две недели назад, в 7-м номере "Полного джаза", была опубликована реплика шеф-редактора братского журнала "Джаз-квадрат" Евгения Долгих "Любовь и музыка (рассуждения профессионального дилетанта)". Реплика была явно рассчитана на некую дискуссию, и ответ на заставил себя долго ждать: на заданный Евгением вопрос ответил профессор Нижегородской консерватории Валерий Сыров. Сегодня пришла очередь еще одного нашего автора, Владимира Коровкина (помните его теоретическую работу "Корни блюза" в #4-2001?). Он высказывает мысли очень спорные и от того - безусловно заслуживающие внимания, как образец весьма интересной системы ценностей...>>>>
А в это время
 за бугром...
Джон ЛьюисПианист и композитор Джон Льюис, создатель и лидер легендарного Modern Jazz Quartet, скончался в своем доме на Манхэттене 29 марта от рака простаты. Ему было 80 лет. 
Карьера Льюиса как концертирующего музыканта продолжалась с конца Второй мировой войны до января текущего года, когда он в последний раз появился на сцене нью-йоркского Линкольн-центра. Помимо десятков записей, сделанных им с Modern Jazz Quartet на протяжении всей истории существования этого коллектива (1952-1974 и далее с 1981 г. до конца 90-х), он записывался со множеством разных артистов - от биг-бэнда Диззи Гиллеспи, для которого он также писал аранжировки и в недрах которого зародился MJQ, до Эллы Фитджералд, Лестера Янга, Чарли Паркера и Майлса Дэвиса. В последние годы жизни он также записывался как сольный пианист.
Джон Льюис родился 3 мая 1920 г. в Ла Грандже, штат Иллинойс, но вырос в штате Нью-Мексико, в городе Альбукерке, где в возрасте семи лет начал учиться игре не фортепиано. Он закончил Университет Нью-Мексико по специальности "антропология", затем служил в оркестре спецназа вооруженных сил США во время вторжения союзников в Нормандию. Там он познакомился с барабанщиком Кенни Кларком, вместе с которым он по окончании войны переехал в Нью-Йорк и поступил на работу в биг-бэнд Диззи Гиллеспи. В 52-м они вместе с вибрафонистом Милтом Джексоном и басистом Перси Хитом сформировали Modern Jazz Quartet, задачей которого они видели уход от коммерческих развлекательных стереотипов и превращение джаза в серьезную концертную камерную музыку (два года спустя Кларка в составе сменил Конни Кэй, и с тех пор состав MJQ не изменялся до смерти барабанщика в 1995 г.). В эти же годы Льюис закончил Манхэттенскую школу музыки, одно из лучших музыкальных учебных заведений в США, по специальности "теория музыки", получив звание вначале бакалавра, а в 1953 г. - магистра. Впоследствии, после распада MJQ в 1974 г., он много преподавал, никогда, впрочем, не прерывая исполнительской карьеры. В начале 80-х Modern Jazz Quartet был воссоздан в прежнем составе и работал (хотя и менее активно, чем прежде) до смерти Конни Кэя в середине 90-х. Некоторое время после этого MJQ еще появлялся изредка на концертных сценах (за барабанами находился Алберт "Тути" Хит, брат басиста Перси Хита), но смерть второго ключевого члена коллектива, вибрафониста Милта Джексона, в 1999 г. завершила его многолетнюю историю.
Интересы Льюиса всегда были шире, чем джазовое исполнительство - например, он записывал свое исполнение "Хорошо темперированного клавира" и других произведений Баха. Некоторые его темы (прежде всего баллада "Django") стали стандартами, однако он куда серьезнее относился к своей работе в направлении так называемого "третьего течения" (сплава джаза и академической музыки).
Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 3 апреля)
  • Abercrombie, John: Animato - переиздание, ECM 841779 
  • Armstrong, Louis: Disney Songs the Satchmo Way - переиздание, Disney 860920 
  • Arnold, Bruce: Few Dozen, Orchard 800645 
  • Barrett, Dan: Melody in Swing, Arbors 19191 
  • Beau Hunks: Our Relations, Basta 3091022 
  • Benoit, David: Early Years: If I Could Reach Rainbows, Sindrome 8954 
  • Blackman, Cindy: Someday, High Note 7063 
  • Blurring the Edges: Blurring the Edges, Sbe Records 1 
  • Braxton, Anthony: 9 Standards (Quartet) 1995, Leo 237/238 
  • Braxton, Anthony: Composition No. 192 - переиздание, Leo 251 
  • Braxton, Anthony: Duo (Wesleyan) 1994 - переиздание, Leo 228/229 
  • Braxton, Anthony: 2 Compositions (Jarvenpaa) 1988, Ensemble Braxtoni - переиздание, Leo 233 
  • Crispell, Marilyn: Piano Duets - переиздание, Leo 206/207 
  • Douglas, Dave: Mosaic Sextet, GM 3045 
  • Evans, Bill [Piano]: Paris Concert, Edition One - переиздание, Blue Note 28672 
  • Evans, Bill [Piano]: Paris Concert, Edition Two - переиздание, Blue Note 28673 
  • Getz, Stan: Poetry - переиздание, Blue Note 28671 
  • Happy Hour Jazz, Rhino 76758 
  • Henderson, Joe: Power to the People - переиздание, Universe (City Hall) 12 
  • Hopkins, Greg: Okavongo, Summit 293 
  • Improta, Tomas: Certas Mulheres, Orchard 800601 
  • Johnston, Randy: Detour Ahead, High Note 7027 
  • Lande, Art: Red Lanta - переиздание, ECM 829383 
  • Les Hommes: Mood Is Modal, Schema 324 
  • Lindberg Hemmer Foundation: Brazilian Architecture, April 48 
  • Malta, Carlos: Carlos Malta E Pife Muderno, Orchard 800604 
  • Masso, George: At Long Last Love, Arbors 19249 
  • Mays, Bill: Summer Sketches, Palmetto 2070 
  • Miller, Glenn: All Time Greatest Hits - The Best of Glenn Miller, Cleopatra 1009 
  • Morris, Joe [Guitar]: No Vertigo, Leo 226 
  • Newton, Lauren: Art Is... - переиздание, Leo 219 
  • Newton, Lauren: Timbre - переиздание, Leo 221 
  • Newton, Lauren: 18 Colors - переиздание, Leo 245 
  • Papadimitriou, Sakis: Plus and Minus - переиздание, Leo 246 
  • Parker, Charlie: Washington Concerts, Blue Note 22626 
  • Parker, Evan: 50th Birthday Concert - переиздание, Leo 212/213 
  • Passport: Infinity Machine - переиздание, Wounded Bird 132 
  • Perelman, Ivo: Geometry - переиздание, Leo 248
  • Perelman, Ivo: Strings - переиздание, Leo 249 
  • Ponder, Jimmy: Thumbs Up, High Note 7080 
  • Potter, Chris [Saxophone]: Gratitude Uptown/Universal 549433 
  • Resende, Marcos: Late Passenger, Orchard 800622 
  • Rezitsky, Vladmir: Hot Sounds from the Arctic - переиздание, Leo 218 
  • Robert, J.: Blue Water Cruise, Orchard 800632 
  • Rose, Pamela: You Could Have It All, Orchard 800626 
  • Sorgen, Harvey: Novella - переиздание, Leo 253 
  • Stevens, Michael Jefry: Haiku - переиздание, Leo 225 
  • Stevens, Michael Jefry: Elements - переиздание, Leo 241 
  • Vaughan, Sarah: All Time Greats, Cleopatra 1026 
  • Vick, Ed: Set in Motion, Orchard 800652 
  • Watters, Ken: Southern Exposure, Summit 289 
  • Wellstood, Dick: Night in Dublin, Arbors 19241 
Радио
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
  • "Джаз и не только", телеканал "АСТ", пятница, 24.00 (повторы: суббота, 03.00; воскресенье, 21.30):
    30 марта - Трио Нильса Педерсена в Москве
  • "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10: 
    31 марта - Серьезное выражение лица: Чик Кориа в связи с присуждением премии Грэмми за лучшую инструментальную аранжировку. 
  • Программа "Соло для джаза", "Говорит Москва", пятница, 23.00: 
    30 марта: Премия Грэмми и юбиляр дня: Фредди Грин и оркестр Каунта Бейси 

В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz), четверг, 19:30 (формат теперь получасовой):

  • 29 марта - Ключевое слово - "Запад" (Бадди Рич, Игорь Бриль, Ли Ритенур).

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Владимир Коровкин,
Павел Корбут,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
Associated Press,
Down Beat
,
AMG

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
Армен Манукян,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков