ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #3 (13) - 27 января 1999 г.
Слово к
читателям
Невзирая на капризы московской погоды, заставляющие то и дело забыть, что на дворе все-таки январь, у нас с вами происходит разгар зимы. А разгар зимы - это одновременно и разгар джазового сезона (как, впрочем, и любого другого). Парадокс Москвы заключается в том, что джазовый сезон вообще штука прихотливая и извилистая. Владельцы, да и посетители малочисленных (непропорционально малочисленных по отношению к двенадцатимиллионному населению мегаполиса) московских джазовых клубов хорошо знают извилины сезона: пик в сентябре-октябре, застой в ноябре, череда маленьких пиков и маленьких спадов вокруг запойно-новогодних каникул, потом продолжительный застой во второй половине января. Это как раз наш случай. Потом будет устойчивый рост с февраля по конце апреля, несколько крупных событий в мае - и тут джазовый сезон внезапно кончается, поскольку на нашу климатически капризную Очень Среднюю Полосу бурно рушится сезон огородно-дачный. С конца мая по последнюю декаду августа джазовый сезон в Москве отсутствует, давая простор редким гастролерам да еще - в последние годы - нескольким фестивалям в июне.

У нас же, напомним, январь, время застоя. И ведь происходят события-то! Происходят в Москве, происходят в Петербурге, происходят в других хороших и разных городах. Вообще говоря, когда мы брались за издание журнала, был определенный риск, что в некоторые недели событий на целый журнал не наберется. Ан - набирается. Хотя интенсивность джазовой жизни (особенно в Москве) все-таки снизилась, благодаря комплексному социально-экономическому кризису и прочим экспериментам над многострадальным и долготерпимым народом российским, процентов на 40. И все равно. Эту песню, как известно, не задушишь и тем более не убьешь... Уж если джаз в нашей интересной стране умудрился не сдохнуть по сю пору (см. наш новый эпиграф в оглавлении всех номеров), задавить его кризисом тоже вряд ли удастся. Тем более что джаз не столь хрупок, как, скажем, кинематограф. Когда советское киноискусство рухнуло вместе с породившим его государственным устройством, на его величественных руинах остались стыдные и позорные поделки типа "Действуй, Маня", изредка перемежаемые относительно смотрибельными, но все равно недотянутыми и недоделанными лентами, технологическое убожество которых бьет в глаза любому нормальному зрителю. Творческие же вершины типа Тарковского или Иоселиани (ну или вершины массовые, типа "Шерлока Холмса" или "Место встречи изменить нельзя") остались в далеком прошлом, подернувшись еще и пеленой ностальгии. Иначе вышло с джазом. Да, "советский джаз" рухнул вместе с советской филармонической системой и монополией фирмы "Мелодия". Но на его руинах немедленно брызнули вверх и в стороны многочисленные новые и весьма жизнеспособные побеги, которые, может быть, не достигают эпических высот прежних достижений (типа "Каданса" или "Аллегро"), но вполне радуют и по качеству, и по мысли и даже не очень удручают количественно.

Впрочем, начнем по порядку.

Как это было
в Москве
Предупреждали мы читателя, что Москву 21-22 января посетит со своим трио французский пианист Лоран де Вильд? Предупреждали. А мы никого зря не предупреждаем. Итак, Лоран де Вильд Москву посетил, мы, в свою очередь, его концерты посетили дважды (потому что больше посетить их было нельзя - просто концертов больше не было) и готовы вам об этом рассказать. Было забавно...>>>>
Говорите,
вас слушают
Как всякий уважающий себя журнал, мы время от времени будем предлагать вниманию наших драгоценных читателей интервью с отечественными (и не только с отечественными) джазовыми музыкантами. Интервью эти мы будем добывать сами либо пользоваться такими источниками, до которых обычный читатель все равно если и может добраться, то с большим трудом.

Сегодня в рубрике "Говорите, вас слушают" - московский бас-гитарист Александр Ростоцкий, музыкальный директор клуба "Birdland", продюсер, недавно создавший для компании "Богема Мьюзик" первый за тридцатилетнюю историю этого музыканта альбом аккордеониста Владимира Данилина...>>>>

Москва - это вам
еще не все!

Петербург

На сей раз роль "не Москвы" в текущем номере играет Санкт-Петербург. Это приятно, потому что джазовая жизнь северной столицы весьма насыщенна, но вести о ней до нашей редакции доходят менее регулярно, чем о московской (что, в общем, и понятно - редакция "Полного джаза" находиться в Москве). Но еще более приятно, что материалы о питерской жизни нам прислал побывавший в Петербурге Евгений Долгих - шеф-редактор минского журнала "Jazz-Квадрат", с которым нас связывают весьма тесные отношения дружбы, взаимопомощи и перекрестного опыления. Пишет он о событиях весьма важных, и берут нас завидки - почему, ну почему нас там не было?..>>>>
Нижний
Новгород
Бурлит джазовая жизнь и в Нижнем Новгороде. Оттуда поступил красиво набранный анонс, который, по некоторому размышлению, мы удумали дать целиком, как он есть, но не на первой странице, а вот здесь...>>>>

И еще одно немосковское событие - о нем сообщает ведущий и интернет-администратор тольяттинской радиостанции "Август" Дмитрий Юдин. 12 февраля во Дворце Искусств "Юбилейный" состоится выступление джазового пианиста Даниила Крамера. Все подробности этого концерта - в программе "Синкопа" на волнах "Августа". Запись беседы с прославленным пианистом будет опубликована на странице программы Синкопа: http://www.august.ru/AugustRADIO/sincopa.asp

Что намечается:
московские
анонсы
Хайнц-Эрих ГедекеВняв, кажется, нашей справедливой критике, господа из агентство "Длинные руки" впервые в исторической практике прислали нам анонс своего события не за день до оного, а все-таки чуть-чуть заранее. Вот мы его вам и предлагаем. Итак:
9 февраля в Центре искусств "Столица" (Центральный Дом художника) в цикле "Немое кино - говорящая музыка" в рамках российского тура (Архангельск - Ярославль - Москва - Екатеринбург - Челябинск - Сатка - Новосибирск - Красноярск) - программа "Носферату Возвращается". На экране - "Носферату" - снятый в 1922 году классический немой фильм, первый фильм о графе Дракуле, снятый классиком немецкой режиссуры Фридрихом Мурнау. Живой музыкой фильм иллюстрирует гость из Германии Хайнц-Эрих Гедеке (тромбон, диджериду, тибетские горны, гонги, фонограмма) и специальные гости - Владимир Резицкий (саксофон) и Алексей Айги (скрипка). Продюсер и модератор - Николай Дмитриев.
А в это время
за бугром...
Опять грустные новости - ветераны уходят один за другим.

Golden Gate Quartet30 декабря 1998 года в Париже умер один из участников легендарного Golden Gate Quartet, одного из самых популярных вокальных ансамблей раннего госпел (духовной вокальной музыки чернокожего населения США). Орландасу Уилсону был 81 год, он прожил в Париже несколько десятилетий. Он скончался в Парижском Американском госпитале, однако о причинах его смерти не сообщается, как и о том, на какой день были намечены похороны.
Легендарный ансамбль, выступления которого продолжаются и по сей день, был основан Уилсоном и тремя его одноклассниками в Норфолке (Вирджиния) аж в 1934 г. Уже первые записи квартета, относящиеся к середине 30-х, были новым словом в афроамериканских духовных песнопениях: вокалисты соединили в своем стиле тексты и мелодии старинных спиричуэлс с вокальными приемами и свингом современного им джаза. В 1938 г. Golden Gate Quartet участвовал в знаменитом цикле концертов "От спиричуэлс к свингу", устроенном в нью-йоркском Карнеги-Холле выдающимся импресарио темнокожих артистов, энтузиастом самобытности афроамериканской культуры Джоном Хэммондом. Их успех рос, и в 1941 г. они стали первыми темнокожими исполнителями, выступившими в Конститьюшн-Холле в Вашингтоне. В 50-е, как и многие другие чернокожие музыканты, участники Golden Gate Quartet нашли убежище от всепроникающего расизма своей родины в Париже (они не выступали на родине до 1994 г.).
Орландас Уилсон в конце 90-х оставался в квартете последним вокалистом из оригинального состава 1934 г. В октябре минувшего года он перестал принимать участие в концертах и записях, нашел себе замену, но регулярно появлялся на репетициях, чтобы проследить за тем, как его преемник справляется с репертуаром. Престарелый певец участвовал в составлении антологии музыки Golden Gate Quartet, которая в конце января должна выйти на лейбле Sony Jazz. Однако дождаться ее выхода в свет не успел...

Чарлз Браун21 января 1999 в Окленде (Калифорния) скончался 76-летний блюзовый пианист и вокалист Чарлз Браун. Об этом музыканте говорили, что именно он оказал решающее влияние на формирование стиля Рэя Чарлза. Как и Орландас Уилсон, Браун кое-чего не дождался - на 15 марта намечена церемония его приема в Зал славы рок-н-ролла. Впрочем, о плохом состоянии здоровья калифорнийского блюзмена было известно давно, в январе его счета за лечение достигли таких астрономических объемов, что потребовался специальный сборный концерт сборной блюзовых "звезд" (в том числе Джона Ли Хукера, Бонни Райтт и Чарли Масселуайта), чтобы помочь Брауну заплатить по счетам. Кульминацией концерта было появление на сцене самого Чарлза Брауна в инвалидной коляске... Карьера Брауна была разделена на две неравные части. С 1944 по середину 50-х он был весьма популярен в Калифорнии и оказал влияние едва ли не на всех серьезных блюзовых музыкантов Западного побережья. Затем он пропал из поля зрения публики и вновь возник только в конце 80-х. Эти недолгие годы стали его звездным часом - одна за другой выходили пластинки, проходили гастроли, пресса восхищалась им. Теперь его последний по времени выхода альбом, Honey Dripper, навсегда останется самым последним...

Уинтон МарсалисДля баланса - новость позитивная. На наступивший год, год 100-летия со дня рождения Дюка Эллингтона, нью-йоркский Линкольн-центр запланировал...400 юбилейных мероприятий! А кроме того - специальную телепрограмму на канале PBS, выпуск специальной книги, концертного компакт-диска, концерты в Центральном парке Нью-Йорка и даже на станциях нью-йоркской подземки. При этом джаз-оркестр Линкольн-центра, возглавляемый трубачом Уинтоном Марсалисом, в рамках юбилейного года продолжит мировой тур, который в текущем году займет у оркестра пять месяцев и включает выступления в Европе, Австралии и Азии. Первое из запланированных мероприятий, концерт под названием ``Happy Reunion - Memories of Duke'', состоялось сразу после пресс-конференции в Линкольн-центре, на которой были анонсированы юбилейные планы. Семнадцать музыкантов, работавших у Дюка до его смерти в 1974 г., играли в Линкольн-центре его музыку, а затем руководитель джазовых программ Центра Уинтон Марсалис исполнил написанную Эллингтоном пьесу "Портрет Луиса Армстронга" в сопровождении школьного оркестра из Уэст-Хартфорда, Коннектикут. "О Дюке больше ничего и не скажешь", - заявил Марсалис журналистам. - "Просто играйте его музыку, и все будет ясно".

Рецензии
Сегодня рецензии у нас только на зарубежные пластинки, но зато на очень хорошие. Что за имена! Кен Пепловски, которого можно, наверное, назвать в числе лучших кларнетистов современного джаза. Великий революционер барабанного дела Макс Роуч. Один из лучших современных саксофонистов - Джеймс Картер...>>>>
Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!

Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Евгений Долгих,
Афанасий Терентьев,
Дмитрий Юдин,
Кирилл Мошков,
Константин Волков,
Иван Шокин
Редактор:
Кирилл Мошков
Источники:
Associated Press,
Le Figaro,
Jazz Track
Фото:
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России",
Corbis
Воплощение:
Петр Ганнушкин

Опрос читательского жюри премии Джаз'Ухо-98
Артист года:
Альбом года:
Музыкант, заслуживающий
более широкого признания:
Ваше имя (обязательно):
E-Mail (обязательно):