ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 31 (133) - 10 октября 2001 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковОпять к вопросу о крайних точках зрения - разделяемых главным образом музыкантами, к сожалению. Крайне правый фланг: авангард - это когда не умеют играть. Крайне левый: творчество в мэйнстриме невозможно. Увы, но носители первого шарахаются, как от чумы, от любой нешаблонной ноты, которой не было в той именно пластинке, по которой они учились играть; носители второго (иногда даже очень умные и в остальном вроде бы такие здравомыслящие люди), заслышав даже самую изысканную и полную радости, но - увы - традиционную игру, немедленно скисают, кривятся и идут курить. Вслед за музыкантами тянутся слушатели, особенно - специфические слушатели: границы черного и белого (не в расовом смысле, а в смысле "мое - не мое") пролегают у них еще более причудливо, но и обложены куда более мощными минными полями и проволочными заграждениями. А там и коллеги журналисты начинают фыркать при звуках того, что не влезает в их картину мира, и дорогого стоит, бывает что, их уговорить хотя бы проявить внимание к предмету. А рабочее поле при этом не расширяется, нет. Как выходит по миру 50-80 джазовых альбомов в неделю, так и будет пока что выходить. Как в стране любимой, где найдешь еще такой, зарабатывают на жизнь джазом две (ну вах, будем джигитами, четыре) сотни человек, так и будут пока. Что мы делим? - хочется возопить. Но зато при взгляде на соседние поля сердце оттаивает и успокаивается, как всегда у русского человека, когда он посмотрит в огород соседу и убедится, что крапива с лебедой растут там гораздо лучше, чем у него самого. Любители электронной музыки насмерть рубятся, отказывая друг другу в праве именоваться любителями не то что электронной, а вообще музыки в том случае, если у собеседников в списке из десяти имен любимцев (не известных в мире никому, кроме еще пятнадцати подобных же знатоков) оказывается больше одного расхождения. Ценители панк-рока цинично хмыкают, услышав слишком стройные звуки слишком популярной панк-банды (то есть имеющей не десять, а сто слушателей), и уверяют ссылающегося на эти звуки как на любимое, что это голимая попса и что настоящий музыкант должен не только не настраивать гитару, но и не знать, с какого конца по ней бренчать. Я уж не говорю, каким остракизмам, если не экзорцизмам, подвергают друг друга знатоки академического авангарда, узнав, что собеседник - о ужас! - предпочитает ранний пуантилизм поздней додекафонии. Поэтому утешаться обычно приходится мыслью о том, что нам, по выражению небезызвестного трирского мавра, все-таки наиболее пристало "писать повседневную историю современности", а разделения и противопоставления следует оставить в устной традиции.
Как это было
в Москве
3-6 октября на различных московских площадках (включая два вечера в "Ле Клубе") выступал южноафриканский гитарист Филип Табане. Эти выступления состоялись в рамках дней южноафриканской культуры в Москве. О своих впечатлениях - председатель Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов:

Филип ТабанеОфициальная биография южноафриканского музыканта - мультиинструменталиста Филипа Табане выглядит весьма респектабельно: степень доктора - скорее всего, почетного, неизвестно когда полученная в университете Венда (Бантустан). Призы на многочисленных южноафриканских джаз-фестивалях и конкурсах, начиная с 1958 года. Премия за лучший сингл 1998 года от Южноафриканского национального банка. В Интернете можно найти ссылки на несколько дисков доктора Табане (в том числе "Silent Beauty" немецкой фирмы Erdenklang, в каталоге которой немало и наших музыкантов- правда, не джазменов, а Михаила Чекалина, Владимира Мартынова, и даже альбом группы "Мегаполис"). Но в "Рэдиссон-Славянской" 3 октября на продажу выставили перепечатку пластинки "Sangoma", записанной аж в 1984 году (которую ваш корреспондент купил еще в 1990 году в Нью-Йорке). На вопрос, почему нет последней, означенной в каталогах как "Muhvango", ответили (как мне показалось, смущаясь), что это - музыка к африканской драме, в которой значительную роль играют литературный сюжет и текст, который европейцу понять будет трудно. 
Так это или нет, а реально доктор Филип Табане - высокий, представительного вида африканец (сейчас, в возрасте 63 лет, чем-то неуловимо напоминающий... Вахтанга Кикабидзе), появился в начале 70-х сначала в Западной Европе, а потом и в США. В его биографиях это называется "performed with ..." - и далее следует длинный список от Чарльза Мингуса и Майлса Дэвиса до Кларка Терри и Хэрби Хэнкока, хотя на самом деле Филип Табане всего-навсего разогревал публику перед выступлениями знаменитостей.
Доктор Табане приехал в Москву на дни Южноафриканской Республики, появился перед публикой на нескольких светских раутах (ваш корреспондент полностью выслушал концерт в "Рэдиссон-Славянской" 3.10.). Д-р Табане рассказал, что он назвал сначала свою музыку, а потом и ансамбль - "Маломбо", что на языке венда-сото значит "(целительный) дух" . Мать музыканта, по его словам, была целительницей (по-нашему - шаманом), и он просто перенес ее опыт в музыку.
MalomboТабане - настоящий мультиинструменталист (утверждается, что известный южноафриканский пианист и саксофонист Бхеки Мселеку стал осваивать разные инструменты именно по примеру лидера "Маломбо"); он играет на гитаре (иногда, как Боб Дилан, одновременно с губной гармошкой), мбире (thumb piano),а также - разных флейтах, с обезоруживающей простотой, напоминающей не столько о джазе, сколько о минималистском рок-н-ролле типа Velvet Underground в композиции "Sweet Jane", и поет - слегка в манере Чака Берри. К традиционной африканской музыке "Маломбо", судя по всему, относится так же, как двенадцатитактовые рок-н-роллы Чака Берри или панк-рокеров - к сельскому блюзу. Одно ясно: Филип Табане - очень яркий представитель устной традиции (которую, действительно, можно принять за джазовую импровизацию). Впрочем, все жанровые определения не имеют ровным счетом никакого значения: Табане и его "целители" - талантливые и артистичные музыканты, артистичные настолько, что даже пресыщенная джазовыми суперзвездами публика "Ле Клуба" в течение двух вечеров (5-6.10) с удовольствием слушала непривычную для себя world music доктора Табане. И даже, говорят, пускалась в пляс.

Дмитрий УховДмитрий Ухов

 


Виллу Вески и Тийт Каллусте8 октября в посольстве Эстонии выступил дуэт саксофониста Виллу Вески и аккордеониста Тийта Каллусте, показавший московской публике интересный авторский проект - программу "Голоса Северных островов", основанную на фольклорных напевах с островов северных европейских морей - от Балтики до собственно Северного моря. Среди тем, которые дуэт выбрал для своей программы - фольклор Фарерских островов (именно там у Виллу и Тийта родилась идея этого проекта), Готланда, эстонских островов - Сааремаа, Хыйумаа, Кихну и т.д. 
Сейчас у дуэта уже две концертные программы на материале островной музыки, первая из которых вышла в 1998 на CD, предисловие к которому написал президент Эстонии Леннарт Мери.
Джазовое начало в основном представлял Виллу Вески (возможно, многие российские слушатели еще помнят его по участию в группе "Авиценна" клавишника и вокалиста Сергея Манукяна того периода, когда он жил в Таллинне; в настоящее время, помимо исполнительской деятельности, Виллу входит в правление Эстонской профессиональной ассоциации музыкантов). Владеющий внушительным арсеналом разных саксофонов, он тем не менее использовал альт и тенор всего по разу, а основную часть программы сыграл на изогнутом сопрано - мягким, теплым, хотя и по-северному сдержанным звуком. Была, впрочем, и еще одна тембровая краска, кельтская флейта-уистл (на ней Виллу играл среднюю часть "Molde Canticle" Яна Гарбарека, обнаружив в саксофонных частях серьезное влияние со стороны великого норвежца).
Аккордеонист Тийт Каллусте - очень серьезный музыкант, которого джаз занимает только отчасти. Он - председатель Эстонского аккордеонного общества и всецело предан своему инструменту, который у него звучит на грани между современным фольклором и камерной музыкой.
Музыкантов приняли очень тепло, так что они сыграли две пьесы на бис - и обнаружили изрядное умение играть современное танго "по Астору Пьяццоле", а главное - яркие эмоции, отсутствовавшие в нарочито сдержанной, концептуально неброской "островной" программе.

Кирилл МошковКирилл Мошков

Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем главного московского джазового визитера этой недели - бразильскую певицу и пианистку Таню Марию, которая играет в "Ле Клубе" с 8 по 12 октября. Живая, раскованная и умная - такой она предстала перед журналистами на своей московской  пресс-конференции...>>>>
Москва - это вам
еще не все
27-30 сентября в Анапе (российское побережье Черного моря) прошел первый в этом городе джазовый фестиваль. С подробностями - наш корреспондент на юге России Ольга Коржова...>>>>

Владимир Волков, Андрей Кондаков, Аркадий Шилклопер15 октября Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга и JFC Jazz Club открывают "Джазовый сезон". 
Раз в месяц в Капелле будет звучать джаз. Сезон откроется 15 октября новой программой и представлением диска "Out Line" трио с участием двух известных питерских музыкантов - Андрея Кондакова (фортепиано) и Владимира Волкова (контрабас) - и москвича Аркадия Шилклопера (валторна). 
В 1998 году вместе с германским барабанщиком Кристианом Шойбером это трио выпустило диск "Live in Norway"; чуть позже в содружестве с вокалистом Сергеем Старостиным Шилклопер и Волков записали альбом "XIX98" (оба вышли на лейбле "Богема Мьюзик"). Новая совместная работа музыкантов - впечатляющий звуковой ландшафт, на запись которого ушло почти два года.
Справки и аккредитация по e-mail: Ирена Эверт (продюсер проекта). 

Олег КиреевДва тура по России со своими гостями из-за рубежа совершит в октябре и ноябре живущий в Москве саксофонист Олег Киреев. В первом туре с Олегом и его группой Music Band будет играть скрипач из американского Портленда (штат Орегон) Скип Паренте, в последние два года уже дважды выступавший в России (подробнее о Скипе мы писали в #3 за этот год). Во втором туре к Music Band присоединяется живущий в Норвегии бразильский перкуссионист Селиу де Карвалью, знакомый публике (по крайней мере - московской) по двум выступлениям на фестивале "Джаз в саду Эрмитаж" в августе текущего года.
Расписание гастролей:

  • Скип Паренте и Олег Киреев:
    22.10 - JFC джаз-клуб (Санкт-Петербург)
    23.10 - филармония Великого Новгорода
    24.10 - клуб "Take five" (Санкт-Петербург)
    26.10 - клуб "Звезда" (Самара)
    27.10 - Башкирская госфилармония (Уфа)
    30.10 - Татарская госфилармония (Казань)
  • Селиу де Карвалью и Олег Киреев: 
    02.11 - Нижний Новгород, Театр Драмы
    04.11 - Оренбургская филармония
    05.11 - Башкирская госфилармония (Уфа)
Что намечается:
московские анонсы
Концерт "Звезды джаза в Кремле", планировавшийся на 1 ноября (в нем должны были принять участие такие звезды smooth jazz, как Джордж Дюк, Джо Сэмпл, Дэвид Сэнборн, Роберта Флэкк и Ал Джарро), перенесен как минимум на апрель. Об этом 4 октября сообщили организаторы (компания "Росинтерфест"). Сообщается, что ввиду начавшейся военной операции США против террористов участники концерта отменили все европейское турне, в рамках которого должен был пройти концерт в Москве, и "предпочли остаться с Америкой". Сообщается также, что уже купленные билеты будут действительны на новую дату концерта, которая будет определена позже.
Подробнее...>>>>
Книги
Обложка 4 части9 октября вышла в свет новая книга гитариста Игоря Бойко - "Импровизация на электрогитаре", часть IV: "Пентатоника и ее выразительные возможности". Издатель - К.О.Смолин, "Хобби-Центр".
Книга представляет собой 4-ю часть из серии изданий, посвященных искусству гитарной импровизации. В ней автор демонстрирует различные способы использования пентатонических звукорядов при обыгрывании аккордов и гармонических последовательностей.
Книга комплектуется аудиоприложением на CD.
Обложка нового издания 2 частиОдновременно была переиздана в новом дизайне часть II - "Основы аккордовой техники".
Второе издание "Основ аккордовой техники", а также часть I ("Вспомогательные ноты и отклонения в импровизации"), часть III ("Прогрессивный метод импровизации") и часть IV ("Пентатоника и ее выразительные возможности") можно заказать по почте (121248, Москва, а/я №26) или по e-mail, а также через Интернет-магазин "Болеро".
А в это время
за бугром...
Джазовое сообщество США продолжает откликаться на трагедию 11 сентября: известный джазовый веб-конгломерат Jazz Corner заявил о создании благотворительного фонда Jazz Cares Relief Fund и благотворительной распродажи www.jazzcares.com. На эту распродажу могут поступать любые предметы - пока, главным образом, диски (в основном, снабженные соответствующими автографами) от джазовых музыкантов, журналистов или лейблов, и значительная часть денег от реализации поступает в фонд поддержки пострадавших. Основатель и руководитель Jazzcorner.com Лоис Джилберт заявляет, что ее компания из этих денег не получает ни цента: часть идет в фонд помощи, часть - самим музыкантам, которые в массе своей тоже довольно сильно пострадали от терактов - правда, косвенно, но чувствительно: клубные гонорары в Нью-Йорке в среднем резко снизились, а многие гастрольные туры, в особенности за пределами США, отменены.
Распродажа продлится до 11 ноября.
Рецензии
Сегодня мы рецензируем две новые работы, которые объединяет не только то, что выпущены они известными мастерами американского джаза (хоть и очень разными по стилю), но и то, что обе они вышли на известном лейбле Blue Note...>>>>
Телевидение
Игорь Зисер7 октября на республиканском телеканале Татарстана "ТРТ" состоялась премьера новой программы о джазе. Как и программа ее руководителя Игоря Зисера на казанском радио "Волга", она называется "Джазовый перекресток".
Первый выпуск носил название "Джазовый перекресток. Джем" и был посвящен открытию сезона в джаз-клубе "Веселый Роджер", о котором "Полный джаз" писал в #29. Программа содержит несколько рубрик, в том числе "Jam", "Person", "Live" и "Coda". Вторую часть программы составляет рубрика "Collection", в которой авторы будут давать "выжимки из видеоколлекций казанских джазофанов" (интересно только, насколько это легально? - ред.). В первой программе в этой части был джем из Нью-Орлеана с участием Сары Воэн и звездных трубачей американского джаза: Диззи Гиллеспи, Дона Черри, Мейнарда Фергюсона, Чака Манджони, Эла Хирта, а также пианиста Херби Хэнкока и басиста Рона Картера.
Компьютерную графику для программы сделали друзья джаза из Союза дизайнеров Татарстана.
Время выхода программы: четверг, 21:40. Продолжительность - 30 минут. Ведущий программы - "Камрад" Листков (блюзмен и DJ), директор проекта и автор сценария - Игорь Зисер, режиссер - Дания Гаязова. 
Следующая программа ("Джазовый перекресток. Collection. Блюз.") выходит 11 октября. 
18 октября выйдет программа "Джазовый перекресток. Гитара", посвященная визиту в Казань Энвера Измайлова (концерт Энвера состоится 12 октября в Государственном концертном зале РТ). 25 октября - программа "Джазовый перекресток. Collection. Гитара."
Новые альбомы
В продаже 
с 9 октября
  • Allen, Harry: Christmas in Swingtime, Koch International 51409 
  • Badie, Dave: Court Jazzster, Louisiana Red Hot 1146 
  • Barnet, Charlie: Charlie Barnet, Jazz After Hours 200022 
  • Basie, Count: Count Basie, Vol. 1, Platinum Disc 1819 
  • Basie, Count: Count Basie, Vol. 2, Platinum Disc 1820 
  • Basie, Count: Count Basie, Vol. 1 & 2, Platinum Disc 1821 
  • Basie, Count: Jump King of Swing, Arpeggio Jazz 13 
  • Burrell, Kenny: Blues: The Common Ground - переиздание, Universal 589101 
  • Calloway, Cab: Early Years, Vol. 1: 1930-1934, JSP 908 
  • Cohan, Ryan: Here and Now, Sirocco Jazz Limited 1016 
  • Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol. 2, Platinum Disc 1966 
  • Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol. 3: Rare Recordings, Platinum Disc 1967 
  • Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol.1, Platinum Disc 1965 
  • Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol.1 & 2, Platinum Disc 1968 
  • Cole, Nat King: Early American - переиздание, A Touch Of Magic 5 
  • DAngelo, Gerard: Not What My Hands Have Done, Mapleshade 8432 
  • Danish Radio Jazz Orchestra: Voice of Silence: Homage to Louisiana, Stunt 104 
  • Davis, Anthony: Of Blues and Dreams - переиздание, Sackville 3020 
  • Dearie, Blossom: Blossom Dearie Sings Comden and Green - переиздание, Universal 589102 
  • Dorsey, Jimmy: Jimmy Dorsey, Platinum Disc 1858 
  • Dorsey, Tommy: Tommy Dorsey, Platinum Disc 1855 
  • Dorsey, Tommy: Dorsey Brothers, Platinum Disc 1857 
  • Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 1, Platinum Disc 1822 
  • Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 2, Platinum Disc 1823 
  • Ellington, Duke: Ebony Rhapsody: The Great Ellington Vocalists, Rca 63863 
  • Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 1 & 2, Platinum Disc 1824 
  • Fitzgerald, Ella: Ella Fitzgerald, Platinum Disc 1851 
  • Fitzgerald, Ella: Ella and Her Fellas, Columbia River 218056 
  • Fitzgerald, Ella: Sings the Harold Arlen Song Book [Original Vinyl] - переиздание, Universal 589108 
  • Goodman, Benny: Jazz After Hours, Jazz After Hours 200021 
  • Hampton, Lionel: Lionel Hampton Quintet - переиздание, Universal 589100 
  • Hashim, Michael: Green up Time: The Music of Kurt Weill, Hep 2079 
  • Henderson, Eddie: Oasis, Sirocco Jazz Limited 1015 
  • Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 1: The Best, Platinum Disc 1607 
  • Holiday, Billie: Miss Brown to You - переиздание, A Touch Of Magic 6 
  • Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 2, Platinum Disc 1608 
  • Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 1 & 2, Platinum Disc 1609 
  • Horn, Jim: Christmas with Jim Horn, Scream Marketing 3 
  • Jackson, D.D.: Sigame, Justin Time 177 
  • James, Harry: I've Heard This Song Before/The Hits of Harry Jame, Jasmine 375 
  • James, Harry: Juke Box Jamboree/Jazz Session, Collectables 7414 
  • Jordan, Ronny: Off the Record, Blue Note 30267 
  • Larken, John: Listen to the Scatman, Stunt 106 
  • Lucky Strikes: Perfect Evening, Lazy Sob 22 
  • Lunceford, Jimmie: Jimmie Lunceford, Jazz After Hours 200025 
  • Margitza, Rick: Memento, Palmetto 2076 
  • Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 3, Platinum Disc 2257 
  • Miller, Glenn: Army Air Force Band, Rca 63852 
  • Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 2, Platinum Disc 2245 
  • Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 1, Platinum Disc 2244 
  • Miller, Glenn: Glenn Miller,Vol. 1, Platinum Disc 1870 
  • Network: Last Throw of the Dice, Wenlock 22 
  • Open Loose: New School, Enja 9413 
  • Pearson, Dunn: It's Midnite, Lightyear 54469 
  • Peterson, Oscar: Oscar Peterson Plays the Harold Arlen Songbook - переиздание, Universal 589103 
  • Shaw, Artie: 1944-1945, Hep 70 
  • Sommers, Joanie: Johnny Get Angry - переиздание, Collector's Choice Music 207 
  • Temperley, Joe: Easy to Remember, Hep 2083 
  • Thornhill, Claude: Buster's Last Stand, Hep 1074 
  • Various Artists: Jazz Romance: A Night with Verve, Uptown/Universal 555880 
  • Various Artists: Very Best of This Is Acid Jazz: A 10 Year Celebrat, Instinct 578 
  • Various Artists: Mellow Jazz, Crimson Productions 225 
  • Vaughan, Sarah: Sarah Vaughan, Platinum Disc 1874 
  • Vax, Mike: Trumpets, Summit 308 
  • Waller, Fats: Fascinating Rhythm, Vol. 2, Magnum Collectors 33 
  • Weckl, Dave: Zone, Stretch 9037 
  • Wiley, Lee: Night in Manhattan/Sings Vincent Youmans/Sings Irving Berlin Songbook - переиздание, Collector's Choice Music 204 
  • Willis, Larry: Sunshower, Mapleshade 8532 
  • Wooten, Victor: Live in America, Compass 4323 
  • Zurke, Bob: Honky Tonk Train Blues, Hep 1076 
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
    Четверг, 11 октября: юбиляры месяца - Лестер Боуи (редкие записи в Японии и Польше)
    Вторник, 16 октября: юбиляры месяца - Билли Хиггинс

Дмитрий Ухов напоминает также о новостной рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:

  • "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10: 
    13 октября - "Изысканный китч": к приезду в Москву трио Жака Лусье
  • Программа "Соло для джаза", Говорит Москва, пятница, 23.00: 
    12 октября - два юбилея двух гигантов: Ray Brown и Lester Bowie - 25 лет = бесконечность

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Дмитрий Ухов,
Константин Волков,
Ольга Коржова,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG
All About Jazz

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков