ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 1 (239) - 14 января 2004 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:
Слово к читателям
Многочисленные российские праздники пронеслись, оставив приятную расслабленность, которая, впрочем, должна смениться вполне рабочим настроем: ведь в самом ближайшем будущем новогодние каникулы кончаются не только в российской экономике или, скажем, школах, но и в российском джазе. Первая порция анонсов на новый год - в текущем номере, равно как продолжение интереснейшего очерка Дмитрия Ухова об австрийском джазе, которое смело можно назвать центральным материалом этого первого номера 2004 г. Кстати, это шестой календарный год существования "Полного джаза", первый выпуск которого (еще под названием "Обзор джазовой жизни") вышел, напомню, в октябре 1998 г. Кажется, уже пора подавать заявку на включение нашего издания в какую-нибудь российскую Книгу рекордов Гиннесса: покажите-ка мне хоть одно еженедельное музыкальное сетевое издание о музыке, которое не просто просуществовало бы столько времени, но и продолжало строить планы на будущее и готовить своим читателям новые сюрпризы, увлекательное чтение и свежую музыку! Да-да, музыку: с текущего выпуска мы начинаем совершенно новое направление деятельности "Полного джаза" - сначала раз в две-три недели, а затем и каждую неделю мы будем публиковать в рубрике "Слушаем!" ссылки на новую музыку, выложенную, конечно, не в MP3 (мы - легальное издание, соблюдающее авторские права, так что MP3 будет появляться только при наличии специального разрешения от правообладателя), а в ознакомительном качестве, в двух форматах - Windows Media (который будет воспроизводить большинство компьютеров с MS Windows старше Windows 98, на которых Media Player есть по умолчанию) и Real Audio. Для премьеры этого направления мы выбрали крайне забавный и неожиданный трек... Слушайте, читайте - и, что называется, вперед к новым вершинам!

Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"

Специальный репортаж
Сегодня мы продолжаем рассказ, начатый критиком Дмитрием Уховым в предпоследнем номере за прошлый год - рассказ о джазовой жизни Австрии, в первой части которого речь шла о главной джазовой премии альпийской республики, Hans Koller Preis. Сегодня Дмитрий Ухов рассказывает о самом известном австрийском джазовом клубе, легендарном венском Porgy & Bess...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Третий год подряд санкт-петербургская Филармония джазовой музыки празднует свой день рождения Новогодним фестивалем "Питер-Лада Jazz". В этом году он был посвящен 15-летию Филармонии и длился два дня: 9 и 10 января.
Несмотря на юбилейную торжественность, фестиваль проходил в умиротворенно постпраздничной атмосфере. Участие в нем принимали в основном петербургские коллективы: биг-бэнд Сергея Гусятинского, оркестр "Саксофоны Санкт-Петербурга", "Ленинградский диксиленд", ансамбль Давида Голощекина с участием вокалистки Эльвиры Трафовой, квартет Михаила Костюшкина, трио Сергея Григорьева, ансамбль Максима Некрасова, группа саксофониста Игоря Тимофеева "Брайт", а также ансамбль "Четверо" - петербургский лишь на одну четверть (Давид Голощекин; остальные трое - это новосибирский пианист Алексей Подымкин, украинский контрабасист Денис Дудко и московский барабанщик Виктор Епанешников).
Вот так по-домашнему и был отпразднован 15-летний юбилей единственной в мире Филармонии джазовой музыки.

Елена НасоноваЕлена Насонова
собкор "Полного джаза" в Санкт-Петербурге

Что намечается:
московские анонсы
В четвертый раз в Москве пройдет международный фестиваль "Триумф джаза", который проводят фонд "Триумф" и музыкант с мировым именем, саксофонист Игорь Бутман. 4-8 февраля (в том числе 5 февраля в ГЦКЗ "Россия") в Москве выступят такие известные музыканты, как вокалисты Джино Ваннелли и Фредди Коул со своими ансамблями и группа 4 Walls of Freedom вибрафониста Джо Локка...>>>>

Шеймус Блэйк20-24 января в "Ле Клубе" играет Шеймус Блэйк (Seamus Blake) - американский саксофонист, получивший признание главным образом как сайдмен. Выросший в Ванкувере, Блэйк в девятилетнем возрасте учился играть на скрипке и только в четырнадцатилетнем возрасте начал осваивать альт-саксофон в оркестре средней школы. Занятия на саксофоне определили дальнейшую судьбу Шеймуса как музыканта. Через несколько лет он поступил в колледж Беркли в Бостоне, перейдя на тенор-саксофон. Там же, в Беркли, Блэйк имел возможность общаться и играть со многими музыкантами поколения Young Lions - "молодых львов", определивших возрождение общественного интереса к акустическому джазу на рубеже 1980-90-х гг. После переезда в Нью-Йорк в сентябре 1992 года Шеймус начал играть и записываться с ведущими американскими джазовыми музыкантами: барабанщиком Виктором Льюисом (Victor Lewis), трубачом Франко Амброзетти (Franco Ambrosetti), барабанщиком Билли Драммондом (Billy Drummond), пианистом Дарреллом Грантом (Darrell Grant) и барабанщиком Кевином Хэйзом (Kevin Hayes). Кроме того Блэйк участвовал в туре культового американского гитариста Джона Скофилда и регулярно работал в оркестре Mingus Big Band - одном из лучших биг-бэндов США 90-х гг. Сейчас Шеймус Блэйк возглавляет свой собственный электронный проект "Bloomdaddies". 

1 февраля в клубе "ДОМ" состоится музыкальный спектакль по мотивам рассказа Михаила Булгакова "Морфий" в исполнении группы саксофониста Алексея Круглова "Круглый Бэнд". Среди участников: Владимир Круглов (М.Булгаков); Алексей Круглов - врач Поляков, саксофон; Роман Протодьяконов - врач Поляков, контрабас; Павел Корчагин - врач Поляков, контрабас; Дмитрий Братухин - врач Поляков, фортепиано; Евгений Аноев - врач Поляков, ударные.

Санитар леса
В своей авторской рубрике председатель российского отделения международной Ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов обычно рассказывает о том, какие глупости, случается, пишут о джазе в неджазовой (да что там греха таить - и джазовой!) прессе. Делается это не для того, чтобы ущучить или ужучить нерадивых авторов, или же взять их за ноздрю. Нет. Делается это для того, чтобы о джазе писали так, как он этого заслуживает - умно и содержательно... Сегодня, в виде разнообразия, Дмитрий Петрович поражается не тому, что пишут, а тому, что и как показывают...>>>>
Книги
Владимир Фейертаг "Диалог со свингом. Давид Голощекин о джазе и о себе"
КультИнформПресс. Санкт-Петербург. 2003

Если название новой книжки Владимира Фейертага имеет двойной смысл, то сама книга представляет читателю, по крайней мере, еще три смысла-пласта. Итого 5 причин, по которым эту книгу стоит найти и читать не отрываясь. Смыслы я перечислю позже, а пока намерен выказать завистливое удивление плодовитостью Владимира Борисовича, который для меня воплощает начало всей джазовой литературы. Действительно, джазовая библиография лично для меня началась с книжки В.Мысовского и В.Фейертага "Джаз" (1960). И вот теперь подряд "Джаз от Ленинграда до Петербурга", "Джаз. XX век" - и новая работа, "Диалог со свингом".
Итак, попробуем перечислить признаки многоликости нового произведения. Ну, во-первых, само название может трактоваться двояко - 1) это диалог с носителем свинга, каковым, несомненно, является герой книжки; 2) сам по себе диалог, обладающий внутренним свингом. 
Переходим к содержимому. Наиболее стандартный план - мемуарный. Давид Голощекин, так сказать, о времени и о себе, однако - регулярно прерываемый автором, т.е. самим Фейертагом, не в меньшей степени являющимся свидетелем джазового времени эпохи послесталинья. Эти внедрения автора - не просто вопросы, это и не только умелая направляющая рука. Это еще и ироничный параллельный план, разрушающий обычную мемуарную линию. 
Есть еще одна линия - историческая. Регулярные справки (это называется "отступлением", и их ровно одиннадцать штук) соединяются в интереснейший блок из истории советского джаза, которая в небогатой библиографии по этой теме заполнена весьма пунктирно. И тем не менее, все это - может быть, как-то по-иному, но мог бы написать и другой человек. А вот пятую линию книжки, кроме Фейертага, не выдюжить никому. Это собственно свинговая суть всего изложения с темами, импровизациями, с соло, зов-ответной структурой, насыщенной ностальгией, мудростью, наивностью, драматизмом и необыкновенным юмором. Давид Семенович Голощекин - изумительный объект для всего этого комплекса. "Рыцарь" традиционного джаза с абсолютной верой в истинность своего собственного понимания этого вида музыки, проявляющегося не только в его парадоксальных суждениях, но и в уверенном, если не сказать - в упрямом служении своей даме сердца всем своим существом и навсегда. И если его музыкальный и человеческий талант регулярно предстает перед многочисленными слушателями, большинство из которых мгновенно вербуется в число его поклонников, то его максимы так бы и остались сокрытыми. А теперь: да, самое увлекательное в книге - это лейтмотив, выраженный словами героя: "А вы понимаете, что у вас сегодня счастливый случай услышать меня?". В ином случае можно было бы и покрутить пальцем у виска, но не в этом. Ведь и у Фейертага, и у самого Голощекина достаточно мудрости и самоиронии, чтобы при самом серьезном отношении к этой оценке хитро улыбаться над всем этим. 
Давайте несколько цитат. Ну, только для того, чтобы заинтересовать. "Толпа, которая слушает джаз, всегда отличается дурновкусием. А джазовые функционеры (критики, журналисты, организаторы фестиваля) тем более. Я не видел ни одного путного человека среди критиков". "Но сейчас, когда я стал абсолютным мастером, я ограничиваю себя инструментами. Мне достаточно одной скрипки. Ты слышал, чтобы кто-нибудь играл на скрипке, как я?". "Я должен быть в курсе, хотя, честно говоря, убежден, что ничего хорошего я больше не услышу". "Скажем, фирма ECM противопоставляет себя американскому джазу. А что она записывает? Все однообразно, скучно, неинтересно. Ни одной личности!". "Он "пошумел" на нескольких фестивалях, затем я потерял его из виду, а он, оказывается, эмигрировал в Израиль, т.е. попал в абсолютную джазовую пустыню" (о Леониде Пташке). "Лариса Долина - человек не без способностей, ей все легко давалось, а некоторые черты ее характера - наглость, полное отсутствие комплексов - создавали такую атмосферу, что публика визжала от восторга. Однако Лариса обладала супердурновкусием!". "Не капитан дальнего плавания, не крупный саксофонист, не художественный руководитель, не менеджер. Возник такой вот образ антисоветского человека, сидящего за пультом Би-Би-Си" (о Всеволоде Левенштейне, он же Сева Новгородцев). Меня могут обвинить в намеренном искажении смысла и духа при помощи выдирания слов из контекста, но уверяю вас, что, кроме как в привлечении вашего интереса к книге, никакого иного умысла нет. А протеста все эти высказывания не вызывают по одной простой причине - все это настоящий Давид Голощекин, который и в игре и в общении вызывает такое редкое чувство неподдельной жизни со всеми ее парадоксами, противоречиями, страстями и разочарованиями. 
А еще есть и ощущение удивительного чутья и мастерства Владимира Борисовича Фейертага, который это чувство сделал выпуклым и явным, что ой как непросто. Так что читайте, перечитывайте и оставайтесь самими собой.

Михаил МитропольскийМихаил Митропольский 

А в это время
за бугром...
Тосико Акийоси29 декабря в нью-йоркском клубе Birdland состоялся последний концерт джаз-оркестра пианистки Тосико Акийоси (Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra). Просуществовавший 30 лет оркестр, которым руководила легендарная японская джазовая исполнительница и композитор и одним из основных солистов которого был ее муж, саксофонист и флейтист Лу Табакин, записал более двух десятков альбомов, 14 из которых были номинированы на премию Американской академии грамзаписи Grammy. 30-летие коллектива отмечалось в октябре минувшего года гала-концертом в нью-йоркском зале Carnegie Hall, но для своего заключительного концерта оркестр избрал Birdland, где играл каждый понедельник на протяжении почти семи лет.
В заключение финальной концертной программы оркестра была исполнена композиция Тосико Акийоси, которая была названа автором "Dewa mata" (по-японски "еще увидимся" или "до встречи"). 74-летняя пианистка сообщила журналистам, что собирается отныне сфокусироваться исключительно на фортепианном исполнительстве, от которого ее отвлекала необходимость писать и аранжировать музыку для оркестра, а также заниматься делами коллектива, в который входило 16 музыкантов. "Я, вероятно, пишу музыку медленнее всех в мире", сказала Акийоси в интервью агентству Associated Press, "поэтому с ходом времени у меня оставалось все меньше и меньше времени на то, чтобы заниматься на инструменте. Я начинала как пианистка, и теперь думаю, что настала пора снова проводить за фортепиано больше времени".
Слушаем!
The Magic HourТрубач Уинтон Марсалис. Из дебютного альбома на лейбле Blue Note "The Magic Hour" - трек "Baby, I Love You" с участием вокалиста Бобби Макферрина. Записано в студии The Right Track в Нью-Йорке в июне 2003 г.
Состав: Эрик Луис - фортепиано, Карлос Энрикес - контрабас, Али Джексон - барабаны, Уинтон Марсалис - труба, Бобби Макферрин - вокал.
С любезного разрешения Blue Note Russia.
Новые альбомы
Новые релизы:
в продаже 
с 6 января (США)
  • Corina Bartra: Travelog, Orchard 803155 
  • Michael Brown: Something Nice, Lightyear 54624 
  • Frank Darmiento: Sudden Impact, Summit 378 
  • Dexter Gordon: Backstairs - переиздание, Storyville 8363 
  • J.C. Heard: Continental Sessions, Vol. 3, Storyville 8339 
  • Harry James: All Star Parade 1943-1949, Storyville 2059 
  • Donnie O'Brien: Meets Manhattan Swing in a Basie Mood, Arbors 19286 
  • Issi Rozen: Dark Beauty, Artist One-Stop 3101 
  • Clark Terry: Ow - переиздание, Storyville 8378 
  • University of Miami Concert Jazz Band: Romances, Summit 368 
  • Various Artists: Down and Dirty, Liquid 8 12127 
  • Vibemares: Schizophrenic Lounge, Blue Flame 8810 
  • Lou Watson: It Doesn't Matter, Artist One-Stop 9235 
  • Gustav Winckler/Papa Bue/Wild Bill Davison: All That Meat and No Potatoes, Storyville 5541 
в продаже 
с 13 января (США)
  • Don Braden: New Hang, High Note 7117 
  • Brian Bromberg: Choices, A440 Music Group 4032 
  • Larry Carlton: Saphire Blue, RCA 57667 
  • Miles Davis/Charlie Parker: Birdsong - переиздание, Savoy Jazz 17180 
  • Erick de Armas: Alivio y Recuerdo, Iris 3001871 
  • Joey DeFrancesco: Plays Sinatra His Way, High Note 7105 
  • Toufic Farroukh: Ali on Broadway - переиздание, Le Chant Du Monde 2741193 
  • Joel Frahm/Brad Mehldau: Don't Explain, Palmetto 2096 
  • Achille Gajo: Blue Sand, Piadrum 302 
  • Claudia Quintet: I, Claudia, Cuneiform 187 
  • Elvin Jones: Brother John - переиздание, Quicksilver 4001 
  • Quincy Jones: Love, Q - переиздание, Hip-O 000187202 
  • Gene Krupa & His Orchestra: Hot Drums - переиздание, Quicksilver 5050 
  • Chris McGregor's Brotherhood of Breath: Bremen to Bridgewater, Cuneiform 182 
  • Moutin Reunion Quartet: Red Moon, Sunnyside 1125 
  • David "Fathead" Newman: Song for the New Man, High Note 7120 
  • Luis Salinas: Ahi Va, DBN 51806 
  • Charlie Smith Circle: Ahead and Behind, Conduit 1304 
  • Omar Sosa/Adam Rudolph: Pictures of Soul, OTA 1012 
  • Mike Stern: These Times, ESC 4911 
  • Mark Anthony Turnage/John Scofield: Scorched, DeUtsche Grammophon 000141602 
  • Various Artists: Most Romantic Jazz Music in the Universe - переиздание, Savoy Jazz 17336 
  • Various Artists: Nea Jazz Masters - переиздание, Verve 000132802 
  • Larry Vuckovich: City Sounds, Village Voices - переиздание, Quicksilver 4021 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!!

© "Полный джаз", 1998-2004
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Дмитрий Ухов,
Елена Насонова,
Михаил Митропольский,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
AP,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service